ВВЕДЕНИЕ 9
1 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 9
1.2 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 15
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ...^
2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ 31
2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ 37
2.2 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ПРОДУКЦИИ 43
2.3 УТОЧНЕНИЕ МЕТОДА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ПРОДУКЦИИ 53
3 ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕННОГО МЕТОДА В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПРОМСИНТЕЗ»..67
3.1 ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 67
3.2 РАСЧЕТ ИННОВАЦИОННОЙ ЦЕНЫ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
Цена - одна из категорий экономики, в которой сходятся некоторые факторы, определяющие социально - экономическое развитие и отношение в обществе. Роль и значение цены поменялась благодаря появлению рыночных отношений в экономике. Со временем появляются новые методы ценообразования. Полезность, спрос, качество товаров и предложение формируют цену в наше время. Государственные органы все меньше и меньше играют роль в установлении и регулировании цен.
В наше время ценообразование является важнейшим инструментом в распоряжении организации или фирмы [8, с.39]. От выбора метода данного фактора зависит развитие предприятия и его деятельность.
Любое инновационное предприятие вынуждено выработать подходящую стратегию ценообразования, которой оно будет следовать.
Установление цены для инновационного продукта оказывается затруднительно для многих компаний, так как возможно отсутствие критериев, которые бы отражали и оценивали труд, который понадобился для создания инновации. В рассмотренных общих методах ценообразования цена основывается на совокупных затратах на производство товара и на конкурентных преимуществах производящей компании. Данные методы не всегда применимы к инновационной продукции (некоторые и вовсе неприменимы), поэтому требуется проведение анализа и определения методов ценообразования, для того чтобы вывести инновационный продукт на рынок.
В работе использовались следующие методы исследования [14, с.56]:
• анализ;
• обобщение;
• аналогия;
• классификация;
• сравнение;
• измерение.
Теоретической основой работы являются труды российских и зарубежных экономистов, изучающих ценообразование и ценообразование на инновационную продукцию в частности ( Молчанов Н.Н.,Абрамешин А. Е., Арутюнов Ю. А., Киселева М. М., Плехова Ю. О. И другие).
Степень разработанности проблемы.
Цена - ключ к доходам фирмы. Наибольший рычаг влияния на прибыльность. Когда увеличиваем цену - другие расходы не меняются. Снижение действует наоборот - уменьшение цены даже на несколько процентов обычно приводит к задаче увеличить объем продаж на 10-20% [23, с. 88] для сохранения прежнего уровня выручки.
Проблемам формирования цены, ее контроля и анализа посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых наиболее известными являются разработки Бланка И.А., Волкова О.И., Гальперина В.М., Голубкова Е.П., Елисеевой И.И., Зайцева Н.Л., Ковалева В.В., Колчиной Н.В., Поляка Г.Б., Радионовой В.М. и других ученых. Между тем многогранность проблемы формирования цены требует дальнейших глубоких научных исследований.
Целью магистерской диссертации является предложить
усовершенствованный метод ценообразования инновационной продукции .
Данная цель требует решения следующих задач:
• классифицировать методы ценообразования
• проанализировать методы ценообразования на инновационную продукцию
• предложить усовершенствованный подход к ценообразованию инновационной продукции
• аппробировать подход к ценообразованию инновационной продукции на предприятии ООО "ПромСинтез"
Научная новизна исследования. предложен усовершенствованный подход к определению цены инновационной продукции базирующийся на учете уникальных свойств продукта, реализация которого включает оценку экспертов.
Данная работа является актуальной, поскольку цена - центральное звено рыночной экономики и через нее строятся практически все экономические отношения в процессах распределения и производства. Также важно заметить, что неотъемлемой частью инновационного продукта является его цена, соответственно любая компания, производящая такой продукт сталкивается с проблемой выбора подходящего метода ценообразования.
В настоящее время нестабильная экономическая ситуация заставляет предприятия, которые специализируются на производстве взрывчатых веществ, искать новые пути оптимизации объемов реализации и увеличения прибыли. Ограничения связаны не только с тем, что сектор производства взрывчатых веществ является не массовым рынком, также существуют факторы в области законодательства и сфере безопасности. В связи с чем предприятия пытаются оптимизировать состав взрывчатых веществ, вести исследования и разработки в этой области, а также искать новые сферы применения взрывчатых веществ.
Практическая значимость работы заключается в том, что предприятие должно заниматься усовершенствованием процесса ценообразования, для того чтобы увеличивать каналы сбыта, повышать экономические показатели своей деятельности.
Усовершенствованный процесс ценообразования позволит
минимизировать негативные последствия и способствовать развитию предприятия.
Таким образом, в рамках данной работы будет исследованы факторы и проанализированы рынки, которые могут стать рынками сбыта, а также разработаны инновационные предложения, услуги, которые позволят повысить узнаваемость предприятия и стать стимулом для дальнейшего развития предприятия.
Объектом исследования выступает ООО «Промсинтез».
Предметом исследования является механизм ценообразования на инновационную продукцию.
Работа состоит из Введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты цены и ценообразования. Во второй главе исследуется понятие инновации, формирование цен на инновационные товары и продукцию.
Основные методы на которых основывается рыночное ценообразование затратный и параметрический.
Затратный метод основывается на расходах предприятия и надбавки в виде прибыли компании
Параметрический метод основывается на разновидности
расчетных методов ценообразования, которые используются при формировании цен на аналогичную продукцию, формирующую так
называемый параметрический ряд. может быть несколько. Цена на каждый новый продукт ряда рассчитывается путем корректировки цены базового изделия этого ряда
Среди многообразия представленных товаров на рынке заметное место занимает инновационная продукция, объёмы которой растут как в мире так и в России в литературе отмечаются некоторые особенности ценообразования такой продукции обусловленные уникальностью свойств новых изделий, но, к сожалению, пока нет четкого методического подхода к ценообразованию инновационной продукции.
Преобладает мнение, что можно использовать затратный и параметрические методы с поправками на особенные свойства этой продукции. Поэтому в работе предложен известный ранее подход связанный с экономической оценкой эффективности свойств продукта и получивший в настоящее время развитие в работах Липсица. Этот метод сводится к определению цены инновации включающий в себя: цену безразличия лучшего из доступных товаров субститутов плюс положительная и отрицательная ценность свойств нового продукта от аналогов при рассмотрении положительной и отрицательной ценности свойств отличающих этот продукт от других предлагается метод фокус-групп.
На сегодняшний день решающим условием развития фирмы является не просто определенная масса знаний, а именно способности связывать эти знания с ресурсами, процессами, целями и задачами для поддержания долговременных конкурентных преимуществ. Принципиальным отличием теории компетентности от традиционных подходов к управлению знаниями является тесная взаимосвязь формализованного набора знаний в форме объектов интеллектуальной собственности (технологий, ноу-хау, патентов и т.д.) с неформализованными способностями их создания и использования. Конкурентные преимущества связаны как с владением знаниями, так и со способностью применять эти знания для диверсификации деятельности [11, с. 119].
Проведенный анализ теоретических подходов к управлению конкурентоспособностью показал, что зарубежные ученые значительно дальше продвинулись в изучении данного вопроса, отведя особую роль в этих процессах управлению компетенциями, под которыми понимается управление знаниями, разработка новых технологий и умение их применить. Повышение конкурентоспособности высокотехнологичных корпораций невозможно без управления ключевыми компетенциями, интегрирующего формирование квалифицированных кадров (человеческого потенциала), научно- технической базы и определенных финансовых средств. Одним из важнейших внешних факторов, определяющих среду, в которой формируются ключевые компетенции, важные для управления высокотехнологичным производством, является индекс экономики знаний.
В настоящее время центры открытых инноваций становятся одной из ключевых структур в процессе стратегического управления обмена идеями и интеллектуальными ресурсами между организациями для совместного создания ценности.
Продвижение нового продукта на рынок предполагает особую ценовую политику по поводу этого продукта. Если рассматривать ценовую политику по новому продукту саму по себе (считая планирование объема выпуска новшества на рынок по определенной цене как производного параметра, совместное же планирование цены и объема выпуска рассматривается ниже в связи с так называемым «анализом безубыточности»), то можно выделить следующие основные варианты этой политики.
Наиболее распространенным является ценообразование, называемое иногда «зонтичным ценообразованием». Смысл этого варианта ценового продвижения на рынок нового для него товара заключается в том, чтобы [8, с. 29]:
• поначалу, во время освоения продаж нового продукта, продавать его по низкой цене, не покрывающей не только повышенных в этот период издержек осваиваемого производства новшества, но и проектной (на период после окончания освоения производства) себестоимости товара;
• затем постепенно выйти на цену реализации нового продукта, которая обеспечит требуемую рентабельность операций (по отношению к себестоимости или удельной капиталоемкости товара);
• после этого в течение достаточно длительного времени удерживать цену новшества на стабильном уровне, предпринимая необходимый комплекс мероприятий (и инвестиций) по его совершенствованию и рекламной поддержке [33, с. 39];
• наконец, откликаясь на требования появившейся ценовой конкуренции за рынок сбыта, начать снижать цену ранее выведенного на рынок товара, оставаясь в пределах возможностей ее снижения, которые должны быть созданы экономией издержек фирмы по мере накопления ею опыта производства и продаж товара, а также в результате проведения и внедрения ИП разработок процессных инноваций, направленных на повышение производительности и уменьшение себестоимости выпуска рассматриваемого продукта.
Вторым вариантом ценовой политики по выводимому на рынок новому продукту является вариант, основывающийся на жесткой патентной (при капиталоемком патентовании многих составляющих технической новизны продукта) защите «угадавшего» платежеспособный спрос новшества (либо на защите его режимом коммерческих секретов по поводу соответствующего ноу- хау, сопровождающейся изоляцией от конкурентов носителей этого ноу-хау) [6, с. 116].
При этом варианте, наоборот, характерно выведение на рынок удовлетворяющего актуальную потребность нового товара по изначально завышенной цене - с последующим замедленным (по мере запаздывающего появления на рынке конкурентов, предпринявших повторную разработку и параллельное патентование продукта) снижением цены.
Третьим вариантом служит разновидность только что описанной политики, когда инновационная монополия используется не для получения монопольной сверхприбыли, а в целях закрепления покупателей и формирования таким образом особо ценного нематериального актива фирмы в виде ее постоянной клиентуры (важнейшая часть так называемого «goodwill» ИП, оцениваемого посредством капитализации его избыточных -- сверх среднеотраслевых, приходящихся на тот же собственный капитал - прибылей) [10, с. 56].
Объектом исследования данной магистерской диссертации является ООО «ПРОМСИНТЕЗ». Компания работает в узком сегменте - производит химические и взрывчатые вещества. В настоящее время в компании разработаны и реализуются инновационные продукты. В связи с этим возникает вопрос формирования адекватной и справедливой цены с учетом требований потребителя и уровня ценности покупателя.
На основании вышесказанного в работе проведено исследование механизма формирования цены на инновационные товары.
В первую очередь была определена цена безразличия.
На втором этапе был проведен опрос среди фокус — группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования цены на инновационные товары, необходимо оценить уровень потребности в этом товаре у потребителей, но так как товары бывают разные и реализуются в разных сегментах рынка, необходимо использовать для каждого вида продукции ту методику, которая наилучшим образом и более точно поможет определить цену инновационного продукта.
1. Российская Федерация. Законы [Текст] : федеральный закон РФ :
принят Гос. Думой 25.02.1999 № 39 «Об инвестиционной деятельности
Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений». - Российская газета, № 115 от 4.03.1999
2. Российская Федерация. Законы [Текст] : федеральный закон РФ :
принят Гос. Думой 09.07.1999 № 160 «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации». - Российская газета, № 163 от 11.07.1999
3. Российская Федерация. Законы [Текст] : федеральный закон РФ :
принят Гос. Думой 05.03.1999 № 160 « О защите прав и законных интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг». - Российская газета, № 98 от 07.03.1999
4. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник / В.В. Бочаров. - СПб: Питер, 2017. - 384 с.
5. Введение в венчурный бизнес : учебник / Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ). - Санкт-Петербург, 2016. - 356 с. 2.
6. Деева А.И. Ценообразование: Учебное пособие / А.И. Деева. - М.: Экзамен, 2017. - 436 с.
7. Игонина Л.Л. Ценообразование: Учебное пособие / Л.Л. Игонина; Под ред. В.А. Слепова. - М.: Юристъ, 2016. - 480 с
8. Инвестирование. Управление процессами инновационной экономики : учеб.-метод. пособие для подготовки магистров по направлению «Экономика»/ авт. коллектив: Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова, Э. И. Исхакова. - Уфа : БАГСУ, 2014. - 77 с.
9. Ценообразование: Учеб. пособие /Под ред. М.В. Чиненова. - Москва: КноРус, 2016. - 368 с.
10. Лахметкина Н. И. Инвестиционная стратегия предприятия : учеб. пособие / Н. И. Лахметкина. - 6-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2016. - 230 с.
11. Лимитовский М. А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках : учеб.-практ. пособие / М. А. Лимитовский. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 486 с.
12. Меркулов Я.С. Ценообразование: учебное пособие /Я.С. Меркулов.- Москва: ИНФРА-М, 2017. - 420 с.
13. Нешитой А. С. Ценообразование: Учебник/А.С. Нешитой. - 6-е изд., перераб. и испр. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2017. - 372 с.
14. Ример М. И. Экономическая оценка инвестиций: Учебник для вузов. 3-е изд., переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург: Питер, 2017 г. - 416 с.
15. Теплова Т. В. Ценообразование : учеб. для бакалавров / Т. В. Теплова. - Москва : Юрайт, 2014. - 724 с...