Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Работа №101422

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы141
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. СОВРЕМЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ 11
1.1 Характеристика движения студенческих отрядов 11
1.2 Анализ современной литературы о потенциале студенческих отрядов .... 19
1.3 Анализ опыта работы штабов студенческих отрядов регионов России ... 27
1.4 Причины низкой мотивации студентов к вступлению в движение
студенческих отрядов 33
2. ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКИХ
ОТРЯДОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ 42
2.1 Характеристика движения студенческих отрядов УрФУ 42
2.2 Портрет современного бойца студенческого отряда 47
2. 3 Разработка программы по вовлечению молодежи в деятельность студенческих отрядов 54
2.3.1 SWOT-анализ деятельности движения студенческих отрядов по
вовлечению молодежи 55
2.3.2 Разработка программы по вовлечению молодежи в деятельность
движения студенческих отрядов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ГЛОССАРИЙ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 98

РЕФЕРАТ
Магистерская диссертация «Вовлечение молодежи в деятельность студенческих отрядов: современные подходы» состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений.
Ключевые слова: студенческие отряды, молодежь, боец, мотивация на вступление, агитация, программа вовлечения молодежи в движение студенческих отрядов.
Актуальность исследования заключается в уменьшении численности кандидатов в движение студенческих отрядов в течение последних пяти лет в результате снижения мотивации у студентов идти в движение студенческих отрядов.
Проблема исследования заключается в необходимости корректировки подходов вовлечения молодежи в деятельность студенческих отрядов.
Цель исследования - совершенствование форм и методов по повышению привлекательности движения студенческих отрядов для молодежи.
Объект исследования - деятельность движения студенческих отрядов УрФУ.
Предмет исследования - современные подходы вовлечения молодежи в деятельность студенческих отрядов.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что если в деятельности штаба студенческих отрядов будет реализована программа, включающая современные формы рекламы и агитация движения студенческих отрядов, обучение лидеров студенческих отрядов основам вовлечения молодежи, изменения в организационном управлении движением студенческих отрядов, комплект мероприятий по повышению имиджа студенческих отрядов, то можно будет наблюдать увеличение численности кандидатов в движении.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1. Провести анализ теоретических подходов изучения потенциала студенческих отрядов по вовлечению молодежи в студенческие отряды.
2. Провести анализ опыта работы штабов студенческих отрядов регионов России на предмет вовлечения молодежи в движение студенческих отрядов.
3. Провести исследования причин низкой мотивации студентов к вступлению в движение студенческих отрядов.
4. Составить портрет современного бойца студенческого отряда.
5. Разработать программу по вовлечению молодежи в деятельность студенческих отрядов.
Научная новизна диссертационного исследования: проведенное эмпирическое исследование позволило изучить систему мотивации студентов, методы вовлечения в движение студенческих отрядов, ценностные ориентации бойцов, составить портрет «идеального» и современного бойца, что нашло отражение в разработанной нами программе по вовлечению молодежи в деятельность студенческих отрядов.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной и экспериментально апробированной программе по вовлечению молодежи в деятельность студенческих отрядов. Результаты данного исследования способствуют более глубокому изучению мотивации студентов к вступлению в движение студенческих отрядов, а также могут являться базой для социологических исследований в молодежной среде.
Структура магистерской диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы, приложения.
Актуальность и постановка проблемы. Формирование и развитие любого государства связано с интеграцией молодежи в общественно-политическую и социокультурную деятельность страны. Студенческая часть является группой с особыми условиями труда, проведения досуга, системой ценностей и интересов.
Актуальность исследования заключается в уменьшении численности кандидатов в движение студенческих отрядов в течение последних пяти лет в результате снижения мотивации у студентов идти в движение студенческих отрядов.
В течение последних 5 лет студенческие отряды УрФУ с каждым годом перестают пользоваться популярностью, всё меньше талантливых ребят идут в движение, а многим оно кажется уже устаревшим, тем самым снижается качество работы и престиж организации.
Степень и уровень научной разработанности проблемы. Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, изучающих потенциал движения студенческих отрядов и их влияние на современных студентов.
Работы, посвященные потенциалу студенческих отрядов как форме социальной активности, субъекту реализации государственной молодежной политики, неотъемлемому элементу внеучебной деятельности и студенческого самоуправления были опубликованы авторами: Ховрин А. В. , Сафиуллина Ф.Р., Мурзаева Е. С., Фролова С. В., Шарыпин А. В., Хрулькова Ю. В., Смирнова З. А., Тумуров Ж. Т., Дахина Е. Р., Новикова А. А., Конова Н. В., Харланова Е. М., Халимбекова М. Х., Шафеева Н. Д., Горюнова К. В. , макеева Е. Л. , кузенова С/. Р. , -гАораменко /л.. ГХУ. , Сайганова Е. В. и другие.
Ряд работ авторов посвящен наиболее востребованным направлениям студенческих отрядов: строительные студенческие отряды - Гаврилова И. А. , Бурахина О. А. , Забродин А. В. , Зуляр Р. Ю. и другие; педагогические студенческие отряды - Райкина М. А., Никульников А. Н., Горбачев В. В., Давлетчин И. Л., Вьюнова Д. С., Андрюнина А. С., Ибатулин А. Ш.13, Дмитриева Е. Ю.14 и другие.
Опубликованы и изучены работы по формированию отдельных качеств личности и влиянию деятельности в студенческом отряде на конкурентоспособность молодого специалиста авторами: Реутов А. Я., Бойко С. С. , Емелин К. Г. , Пономарев А. В., Михайличенко С. А. и другие.
Историческим вопросом развития движения студенческих отрядов занимались: Шаповалов С. Н.25, Бич Ю. Г. , Иваненков С. П. , Артемьев Е. Ф. , Соколова Г. М. , Попов Ю. А. и другие.
Однако работ по научному обоснованию вовлечения молодежи в деятельность студенческих отрядов практически не встречается.
Проблема исследования заключается в необходимости корректировки подходов вовлечения молодежи в деятельность студенческих отрядов.
Цель исследования - совершенствование форм и методов по повышению привлекательности движения студенческих отрядов для молодежи.
Объект исследования - деятельность движения студенческих отрядов УрФУ.
Предмет исследования - современные подходы вовлечения молодежи в деятельность студенческих отрядов.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что если в деятельности штаба студенческих отрядов будет реализована программа, включающая современные формы рекламы и агитация движения студенческих отрядов, обучение лидеров студенческих отрядов основам вовлечения молодежи, изменения в организационном управлении движением студенческих отрядов, комплект мероприятий по повышению имиджа студенческих отрядов, то можно будет наблюдать увеличение численности кандидатов в движении.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1. Провести анализ теоретических подходов изучения потенциала студенческих отрядов по вовлечению молодежи в студенческие отряды.
2. Провести анализ опыта работы штабов студенческих отрядов регионов России на предмет вовлечения молодежи в движение студенческих отрядов.
3. Провести исследования причин низкой мотивации студентов к вступлению в движение студенческих отрядов.
4. Составить портрет современного бойца студенческого отряда.
5. Разработать программу по вовлечению молодежи в деятельность
студенческих отрядов.
Научная новизна диссертационного исследования: проведенное эмпирическое исследование позволило изучить систему мотивации студентов, методы вовлечения в движение студенческих отрядов, ценностные ориентации бойцов, составить портрет «идеального» и современного бойца, что нашло отражение в разработанной нами программе по вовлечению молодежи в деятельность студенческих отрядов.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной и экспериментально апробированной программе по вовлечению молодежи в деятельность студенческих отрядов. Результаты данного исследования способствуют более глубокому изучению мотивации студентов к вступлению в движение студенческих отрядов, а также могут являться базой для социологических исследований в молодежной среде.
Положения, выносимые на защиту:
1. Результаты исследования причин низкой мотивации студентов к вступлению в движение студенческих отрядов.
2. Анализ опыта работы штабов студенческих отрядов регионов России на предмет вовлечения молодежи в движение студенческих отрядов.
3. Портрет современного бойца студенческого отряда.
4. SWOT-анализ деятельности студенческих отрядов УрФУ.
5. Программа по вовлечению молодежи в деятельность студенческих отрядов.
Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования доложены на 4-х Международных молодежных конференциях 2020-2022 гг.; опубликовано 4 статьи (РИНЦ) и 1 статья (ВАК); в печати находится 1 статья (РИНЦ) и глава «Потенциал институтов самоуправления для развития и профессионального становления личности специалиста» в монографии «Воспитательная деятельность в вузе: современные подходы»; итоги исследований рассмотрены на стратегической сессии штаба студенческих отрядов УрФУ; ряд мероприятий протестирован в рамках агитационной компании 2021-2022 гг.
Структура магистерской диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы, приложения.
Объем работы составил 133 страницы. В работе содержаться 11 приложений, 5 таблиц, 7 рисунков. В списке литературы представлено 82 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проделанной теоретико-эмпирической работы были изучены методы вовлечения молодежи в движение студенческих отрядов, проведен ряд исследований и мероприятий, подтверждающих гипотезу исследования. Итоги работы кратко можно сформулировать следующим образом:
1. Анализ теоретических подходов к изучению движения студенческих отрядов позволил сделать ряд выводов: студенческие отряды необходимо рассматривать как составляющую часть государственной молодежной политики, студенческого самоуправления и воспитательный среды ВУЗов, представляющие собой площадку для развития управленческих навыков, реализации творческого потенциала, формирования конкурентоспособного специалиста.
2. Анализ опыта регионов России показал, что в период всемирной пандемии СОУТ0-2О19 многим штабам студенческих отрядов удалось подстроиться под обстоятельства и использовать новые техники набора кандидатов посредством рассылки приглашений в студенческий отряд в социальных сетях и проведения мероприятий в онлайн-формате. Самыми результативными методами привлечения стали: проведение различных акций и мероприятий, освещающих деятельность студенческих отрядов, формирование единой базы первокурсников и её обработка, и активная работа в социальных сетях (ведение групп «ВКонтакте», рассылки приглашений в студенческий отряд через знакомых, общие беседы потоков и академических групп, личные приглашения студентов).
3. Анализ опыта штабов студенческих отрядов Свердловской области показал, что единой системы набора нет. Каждый штаб и, в частности, каждый линейный студенческий отряд, использует собственные методы вовлечения молодежи в движение. Однако присутствует 1-2 мероприятия от вузовского штаба, посвященных освещению деятельности студенческих отрядов, базирующихся в учебном учреждении, таких как Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), Уральский государственные лесотехнический университет (УГЛТУ), Уральский институт управления (УИУ РАНХиГС), Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (НГТСПА), Нижнетагильский технологический институт (филиал) Уральского государственного технического университета (НТИ (ф) УрФУ).
4. В ходе проведения исследований были установлены основные причины низкой мотивации студентов к вступлению в движение: недостаточная информированность студентов о движении (недостаток рекламы в социальных сетях, качественных видеороликов; 80%); недостаток мероприятий для повышения конкурентоспособности студента на рынке труда (72%); большое количество мероприятий, идущих друг за другом (64%) и малое количество новых и современных мероприятий (60%).
5. В рамках исследования портрета бойца студенческого отряда были выявлены основные ценностные ориентации бойцов: профессиональные (творческая работа, реализация способностей), семейные (семья родительская и своя собственная) и ценности самоутверждения (независимость, самостоятельность, свобода). А также выявлены основные характеристики действующих бойцов, относящихся к поколению 2, среди которых находится клиповое мышление, быстрая обучаемость и способность обрабатывать информацию, многозадачность и наличие собственной точки зрения, что также предусмотрено в программе вовлечения молодежи.
6. На основе исследований разработана программа по повышению имиджа движения студенческих отрядов для современной молодежи, состоящая из четырех блоков: «Реклама и агитация движения СО», «Обучение лидеров СО», «Организационное управление движением СО» и «Мероприятия по повышению имиджа движения СО». Первый блок программы состоит из корректировки нынешней системы рекламы и агитационной компании, а именно разработка новых раздаточных материалов, освещающих деятельность движения. Во втором блоке программы представлена программа обучения лидеров студенческих отрядов современным подходам повышения привлекательности движения для молодежи. В третьем блоке программы предлагается включение 4-х новых отделов в организационную структуру штаба студенческих отрядов УрФУ: учебный отдел «Collaboration» (деятельность направлена на взаимодействии бойцов с экспертами в разных областях и выполнение ряда заданий на закрепление полученных знаний), проектный отдел (включает в себя подготовку и развитие различных проектов, возможность для бойцов участвовать в грантовых конкурсах и реализовывать свои проекты), VR-отдел (деятельность направлена на развитие бойцов в интернет-среде через обучение в сфере компьютерных технологий и виртуальной реальности) и команда продвижения (организация системы набора кандидатов на мероприятиях университетского формата и предоставление базы потенциальных кандидатов студенческим отрядам; проведение ряда мероприятий для кандидатов штаба студенческих отрядов УрФУ; представление деятельности студенческих отрядов на различных мероприятиях вуза, проведение агитационной компании в социальных сетях.). В четвертом блоке предусматривается разработка и проведение мероприятий по повышению привлекательности движения студенческих отрядов, включающие в себя программы для развития soft-skills, формирования проектной культуры и День открытых дверей СО.
7. Гипотеза была подтверждена, так как при тестировании блоков программы по вовлечению молодежи в деятельность студенческих отрядов на экспериментальной группе - студенческий педагогический отряд «Эра» - был заметен рост кандидатов от 7 человек, изначально пришедших в отряд, до 26 человек.



1. Официальный сайт молодежной общественной организации
«Российские студенческие отряды». [Электронный ресурс]. 1Ж1/
ййрз://трудкрут.рф/ (дата обращения: 10.12.2021).
2. Указ Президента РФ от 21 февраля 2015 г. № 86 "О Дне российских
студенческих отрядов". [Электронный ресурс]. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70773374/ (дата обращения:
18.10.2021) .
3. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 14 апреля
1995 г. №82-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL:
http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102035642 (дата обращения:
30.10.2021) .
4. Стратегия развития движения студенческих отрядов в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: ййрз://трудкрут.рфДйете/йосите^з/Стратегия%20РСО%20до%202020%20го да%20утвержденная%20от%2014.12.2013.pdf (дата обращения: 30.10.2021).
5. Закон Свердловской области от 29.10.2013 года №113-ОЗ «О реализации молодежной политики на территории Свердловской области» (статья 10-1. Государственная поддержка студенческих отрядов, введена Законом Свердловской области от 26.02.2018 №10-ОЗ). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/453130410 (дата обращения: 30.10.2021).
6. Устав Молодежной общественной организации «Свердловский областной студенческий отряд» г. Екатеринбург. [Электронный ресурс]. 1Ж1/ http://www.sso.ru/ustav (дата обращения: 30.10.2021).
7. Положение штаба студенческих отрядов вуза. [Электронный ресурс]. ЦЕЕ: https://so.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15567/doc/soso/POLOZHENIE_O_S HTABE_SO_VUZA.pdf (дата обращения: 30.10.2021).
8. Рейтинг штаба студенческих отрядов УрФУ от 10.10.2015.
[Электронный ресурс]. ЦКЕ: https://so.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15567/doc/sourfu/Reyting_SO_UrFU _ot_10_10_2015.pdf (дата обращения: 30.10.2021).
9. Положение о линейных студенческих отрядах. [Электронный ресурс]. URL: https://so.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15567/doc/soso/POLOZHENIE_O_L SO.pdf (дата обращения: 18.10.2021).
10. Абраменко, А. Ю. Студенческие отряды - площадка формирования
активной жизненной позиции, патриотического воспитания и творческого потенциала молодежи / А. Ю. Абраменко, И. А. Каплина, М. В. Самардак // Социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции представителей академической науки и специалистов-практиков в области воспитательной деятельности в высшей школе, Хабаровск, 26-27 сентября 2019 года / Под редакцией Ю.А. Тюриной. - Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2020. - С. 91-96. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42438457 (дата обращения: 30.10.2021).
11. Артемьев Е.Ф. Студенческие отряды и коммунистическое воспитание молодежи. История, опыт патриотического движения студенческой молодежи (1959-1975 гг.: Учеб. пособие . - М. : Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, 1978. -106 с
12. Бич Ю. Г. Из истории студенческих строительных отрядов в нашей стране (к юбилею движения) / Ю. Г. Бич, В. Н. Прошин, М. В. Махинова // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. - 2020. - № 1. - С. 19-26. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44445743 (дата обращения: 25.10.2021).
13. Бойко С.С. Трудовой семестр в формировании социально-значимых качеств личности будущего специалиста: На примере деятельности студенческих отрядов Чувашии в 1964-1989 гг.: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 1999. - 207 с. (дата обращения: 30.10.2021).
14. Бугаенко Н. П. Педагогические условия и организационные формы развития студенческого самоуправления в современном вузе: дис. ... канд. пед.
наук. - Пятигорск, 2004. - 204 с. (дата обращения: 30.10.2021).
15. Бурахина О.А. Студенческие строительные отряды Тамбовской
области: диссертация - 2006 г. 139 с. [Электронный ресурс]. ПРЕ:
https://search.rsl.ru/ru/record/01003272671 (дата обращения: 18.04.2022).
16. Васильева Т. И. Студенческие отряды - как успешная площадка подготовки будущих управленцев / Т. И. Васильева, Л. В. Степанова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № Т32. - С. 341-343. [Электронный ресурс]. ПВЬ: https://elibrary.ru/ttem.asp?id=29072945 (дата обращения: 25.04.2022).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ