Актуальность работы. Энантиомерно чистые хиральные амины являются ключевыми полупродуктами в синтезе практически важных органических соединений: лекарственных веществ, хиральных катализаторов, реагентов для разделения оптических изомеров и др. Стереоконфигурация соединений является важным показателем, оказывающим влияние на избирательность протекания химических процессов и проявляемую биологическую активность. Разработка рациональных путей получения индивидуальных стереоизомеров хиральных аминов представляет значительный интерес.
Кинетическое разделение (КР) в ходе ацилирования является одним из важнейших современных подходов к получению оптически чистых аминов и их производных из рацематов. В последнее время существенное развитие получили методы КР рацемических аминов с использованием хиральных ацилирующих реагентов. Однако одной из проблем, ограничивающих использование метода КР, является невозможность предсказать стереохимический результат процесса, основываясь на структуре амина и разделяющего агента. Поэтому исследование КР рацемических аминов с использованием асимметрических ацилирующих реагентов, направленное как на поиск новых эффективных разделяющих агентов, так и на выявление закономерностей, определяющих результат процесса, является весьма актуальным.
Целью работы являлось исследование факторов, определяющих стереохимический результат кинетического разделения рацемических аминов под действием ацилирующих агентов; поиск оптимальных реагентов и условий, позволяющих получать индивидуальные энантиомеры гетероциклических аминов с высокой оптической чистотой.
Научная новизна. Впервые в качестве хиральных ацилирующих агентов исследованы хлорангидриды ряда А-фталоил-, А-нафталоил- и А-суньфонин-(А)- аминокислот. Выявлены структурные факторы, обуславливающие стерео-селективность ацилирования гетероциклических аминов, предложены и оптимизированы подходы к получению индивидуальных энантиомеров гетероциклических аминов, основанные на методе КР. В результате изучения реакции ацилирования аминов хлорангидридом А-фталоил-(5)-фенилаланина получены свидетельства в пользу синхронного механизма замещения при карбонильном атоме хлорангидрида.
Практическая значимость. Разработаны эффективные методы получения энантиомерно чистых гетероциклических аминов: 2-метил-1,2,3,4-тетрагидрохинолина, 2,3-дигидро-3 - мети. 1-4//- [ 1,4] бензоксазина, 2,3 - дигидро-7,8-дифтор-3 - метин-4 А- [1,4]бензоксазина, 2-метил-6-фтор-1,2,3,4-тетрагидрохинолина, 2-метил-6-нитро- 1,2,3,4-тетрагидрохинолина. Показано, что хлорангидриды А-фталоил-(5)-амино- кислот являются эффективными хиральными ацилирующими агентами для КР гетероциклических аминов. Предложен метод и разработана технология получения (5)-2,3-дигидро-7,8-дифтор-3-метил-4Я-[1,4]бензоксазина с выходом до 60% и оптической чистотой не менее 99,8%, пригодного для получения субстанции препарата левофлоксацин.
Апробация работы. По теме диссертации опубликованы 1 обзор, 3 статьи в
Выражаю искреннюю благодарность д.х.н. Г.Л. Левит за ценные консультации, постоянную поддержку и помощь в проведении исследований.
научных журналах, 1 статья в сборнике. Материалы диссертации представлены на 4 международных (Санкт-Петербург, Россия, 2009; Мисхор, Украина, 2010; Железноводск, Россия, 2011; Казань, Россия, 2011) и 4 российских (Суздаль, 2009; Екатеринбург, 2010, 2011; Новосибирск, 2010) конференциях. Диссертация выполнена как часть плановых работ, проводимых в ИОС им. И.Я. Постовского УрО РАН по теме: «Разработка регио- и стереоселективных методов для целенаправленного синтеза веществ, способных взаимодействовать с биологическими мишенями» (Тема гос. рег. № 01.2.00 950745), по программе Президиума РАН № 21 «Фундаментальные науки - медицине» (проект «Биологически активные гетероциклы для нужд медицины»); в рамках работ по госконтракту № 02.522.12.2011; в рамках проекта РФФИ (грант № 10-03-00084), а также в рамках федеральной программы по поддержке ведущих научных школ (грант НШ 5505.2012.3) и Уральского отделения РАН (грант 12-П-3-1030).
Структура и объём работы. Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, выводов и списка литературы (280 наименований). Объём работы 193 страницы машинописного текста. В главе 1 представлен аналитический обзор по КР рацемических аминов в реакциях ацилирования. Экспериментальная часть диссертации приведена в главе 5.
1. Исследовано кинетическое разделение рацемических гетероциклических аминов под действием хлорангидридов разнообразных по строению N-защищенных (^-аминокислот. Среди изученных соединений выявлены эффективные разделяющие агенты. Показано влияние пространственных и электронных факторов на стереоселективность ацилирования.
2. На примере кинетического разделения хлорангидридами N-фталоил и N- нафталоил, N-тозил и Л-мезил-(Х)-аминокислот установлено, что природа защитной группы оказывает существенное влияние на результаты кинетического разделения; впервые показана принципиальная возможность параллельного кинетического разделения в ходе ацилирования двумя реагентами, полученными на основе одного хирального предшественника.
3. На основе сравнения результатов кинетического разделения рацемических 2-метил-1,2,3,4-тетрагидрохинолина, 2,3-дигидро-3-метил-4Я-[1,4]бензоксазина и их структурных, в том числе фторированных, аналогов показано, что строение разделяемых аминов также оказывает значительное влияние на эффективность кинетического разделения.
4. Результаты изучения реакции ацилирования методом спектроскопии ЯМР при низкой температуре и квантово-химические расчёты (DFT-D/B3LYP/TZVP) свидетельствуют об одностадийном механизме ацилирования гетероциклических аминов хлорангидридами N-фталоил аминокислот.
5. На основе кинетического разделения и последующих трансформаций разработаны оригинальные методы получения энантиомерно чистых аминов: (5)-2- метил-1,2,3,4-тетрагидрохинолина, (5)-2,3-дигидро-3-метил-4Я-[1,4]-бензоксазина, (Л)-2,3-дигидро-7,8-дифтор-3-метил-4Я-[1,4]бензоксазина, (5)-2-метил-6-фтор-1,2,3,4- тетрагидрохинолина, а также 6-нитро и 6-амино производных 2-метил-1,2,3,4- тетрагидрохинолина.
6. Разработан эффективный способ получения (5)-2,3-дигидро-7,8-дифтор-3- метил-4Я-[1,4]бензоксазина высокой степени оптической чистоты, который положен в основу опытно-промышленного регламента получения субстанции препарата левофлоксацина.