Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЧЕТАЕМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ РАЗГРАНИЧЕНИЯ СИНОНИМОВ

Работа №101390

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЯВЛЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ... 6
1.1. Понятие сочетаемости, подходы к изучению 6
1.2. Роль сочетаемости при анализе синонимичного ряда 17
1.3. Обучение нормам лексической сочетаемости 28
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ГЛАГОЛОВ «РАЗРУШЕНИЯ» В ПАРАДИГМАТИЧЕСКОМ И СИНТАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ 34
2.1. Парадигматические отношения в лексико-семантической группе
глаголов «разрушения» 35
2.2. Анализ синтагматических связей глаголов лексико-семантической
группы «разрушения» 45
2.3. Упражнения для обучения сочетаемости 59
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Одной из актуальных проблем современной лингвистики является проблема сочетаемости слов. В структуре языка данное свойство представляет собой способность языковых единиц вступать в синтагматические отношения, иными словами, образовывать словосочетания.
Сочетаемость регулируется нормой языка, владение которой является одним из основных показателей грамотности речи и богатства лексического запаса говорящих. Таким образом, исследование сочетаемости представляет интерес не только для теоретической, но и для прикладной лингвистики, в особенности, для лингводидактики, так как использование эффективных методик целенаправленного обучения сочетаемости является одним из ключевых моментов успешного овладения и использования лексики любого языка.
Исследуя проблему сочетаемости, мы сталкиваемся с такими вопросами, как синтаксическая сочетаемость, которая выражается в грамматических свойствах слова (модели синтаксических зависимостей), и смысловая структура слова, которая отражает типы семантического взаимодействия слов друг с другом и условия их семантического варьирования. В исследовании смыслового содержания слова ключевым моментом является анализ его лексической сочетаемости, так как положение слова определяет, какое из свойственных ему значений реализуется.
Настоящее исследование предлагает к рассмотрению теоретическое положение о выделении сочетаемости как дифференциального критерия при сопоставлении синонимичных лексем, рассмотренное на примере лексико¬семантической группы глаголов «разрушения», что и представляет новизну данного исследования.
Актуальность данного исследования обуславливается недостаточной разработанностью в науке единого подхода к толкованию явления сочетаемости, ее видов и свойств; отсутствием общего мнения относительно набора дифференциальных признаков при сопоставлении синонимов. Помимо лингвистического аспекта данного исследования, нами была исследована методическая проблема, которая заключается в стихийности обучения сочетаемости при изучении английского языка как иностранного.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем сочетаемостные свойства лексических единиц.
Предметом исследования является определение сочетаемостных особенностей глаголов лексико-семантической группы «разрушения».
Целью исследования является выделение дифференциальных признаков при сопоставлении сочетаемостных свойств глаголов, входящих в лексико-семантическую группу глаголов «разрушения».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить особенности явления сочетаемости в системе языка;
• рассмотреть специфику анализа сочетаемостных свойств лексем;
• определить роль сочетаемости при сопоставлении синонимичных лексем;
• проанализировать парадигматические отношения лексем в рамках выделенной лексико-семантической группы глаголов «разрушения»;
• выявить дифференциальные признаки синонимичных лексем лексико-семантической группы глаголов «разрушения» на основе сопоставления их сочетаемости;
• соотнести данные парадигматического и синтагматического анализов и выявить возможные изменения в структуре значений глаголов ЛСГ «разрушения».
В данной работе применяются следующие методы исследования: описательный метод, метод дефиниционного анализа, метод сплошной выборки, метод контекстуального анализа.
Настоящее исследование представляет теоретическую ипрактическую значимость, и может быть использовано на практических и семинарских занятиях по дисциплинам: лексикология, языкознание, практический курс иностранного языка.
Материалом исследования являются источники современной англоязычной художественной литературы, в количестве 50 произведений англоязычных авторов двадцатого и двадцать первого веков, общим объемом 21156 страниц.
Апробация исследования. Материалы данного исследования были представлены на ^международной студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам лингвистики и методики, которая прошла 12 апреля 2017 г. в институте иностранных языков УрГПУ. Был получен диплом за лучший доклад.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящем исследовании мы рассмотрелиявление сочетаемости как дифференциального фактора при сопоставлении синонимов. Поставленные цели были осуществлены и все задачи выполнены.
Мы исследовали особенности явления сочетаемости в системе языка. Обзор разных взглядов на трактовку понятия сочетаемости позволил выявить специфику анализа сочетаемостных свойств лексем. Была определена актуальная сочетаемость глаголов лексико-семантической группы «разрушения» и выявлены дифференциальные признаки, благодаря которым они могут быть разграничены при употреблении в речи. Весь исследованный материал был систематизирован для удобства его дальнейшего использования в учебных и профессиональных целях.
Помимо сочетаемостных особенностей глаголов были рассмотрены и другие основания для разграничения синонимов, и в этом вопросе, лингвисты имеют противоположные мнения. Наибольшую дискуссию вызывают стилистические синонимы, а, разграничение синонимов на основе принадлежности к разным диалектам языка, разным уровням формальности и стилям вовсе не представляет никакого интереса для анализа с точки зрения семантики так как такие синонимы признаются разными способами выражения одного и того же синонима. Главным образом, вопрос состоит в объективности выделения коннотативного или оценочного значения как дифференциального признака, подчеркивается его субъективность, не подлежащая строгой систематизации.
При употреблении слова в каком-либо словосочетании, семантика слов, особенно глаголов, с которыми мы будем иметь дело в практической части, может расширяться или сужаться. Эта особенность и представляет одну из главных сложностей при активном владении лексикой английского языка, а овладение правилами сочетаемости, зачастую, происходит стихийно, что и порождает большое количество ошибок в речи говорящих, для которых английский язык является иностранным. Мы проанализировали некоторые из существующих подходов и выявили несколько теоретических моделей обучения сочетаемости иностранного языка. Они основаны как на рецептивных видах упражнений, например, работа со словарем, так и на продуктивных - творческие задания.
Анализ теоретической литературы, посвященной проблеме изучения сочетаемости в системе языка, и ее значительное количество свидетельствуют о том, что данная проблема обладает повышенным интересом со стороны как отечественных, так и зарубежных лингвистов. Немаловажным является тот факт, что данная проблема представляет большую значимость и для практиков в изучении иностранного языка, так как правильное сочетание различных групп слов является основополагающим принципом успешной коммуникации. Именно эти факторы являются определяющими в рассморении данной проблемы, как актуальной. Много исследований было изучено в процессе написания данной работы, многие идеи были положены в основу некоторых параграфов. Не вызывает сомнения тот факт, что данное явление включает в себя очень много аспектов и может подлежать дальнейшему исследованию.
Данная работа содержит семантическую характеристику значенийглаголов лексико-семантической группы «разрушения», построенную на основе анализа словарных статей, актуальную сочетаемость некоторых глаголов группы, выявленную при анализе современной художественной английской литературы и дифференциальные признаки, при помощи которых данные глаголы могут быть разграничены в речи.



1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том 1. Лексическая семантика. - 2-е изд.
- М.: Языки русской культуры, 1995. - 464 с.
2. Апресян Ю.Д. Синонимия и синонимы // Вопросы языкознания. - 1969. - №4. - С. 75-91.
3. Аракин В.Д. О лексической сочетаемости // К проблеме лексической сочетаемости. - М.: Типография МГПИ им. В. И. Ленина, 1972. - С. 5-12.
4. Вилюман В.Г. Английская синонимика: Учеб.пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1980. - 123 с.
5. Гак В. Г.К проблеме лексической синтагматики // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1972. - С. 372-373.
6. Григорьева А.К. Речевые ошибки и уровни языковой компетентности // Филологическое образование. - 2005. - № 1/2. - С. 209-216.
7. Задорожнева Е.В. Сочетаемость компонентов антонимо-синонимических блоков: на материале существительных, прилагательных, наречий русского языка: автореф, дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2007. - 24 с.
8. Кацнельсон С.Д. К понятию типов валентности // Вопросы языкознания. - 1987. - №3. - С. 20-32.
9. Котелова Н.З. Значение слова и его сочетаемость. - Ленинград: Наука, 1975. - 163 с.
10. Крысин Л.П. Русская литературная норма и современная речевая практика // Русский язык в научном освещении. - 2007. - № 2 (14). - С. 5-17.
11. Сазанова А.А. Лексическая сочетаемость глаголов и глагольных сочетаний со значением «любить» в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Москва: МГПИ им.В.И.Ленина, 1974. - 19 с.
12. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. - М.: Омен, 1998. - 261 с.
13. Степанова М.Д., Хельбиг Г. Части речи и проблема валентности в современном немецком языке: Учеб.пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. - М.: Высшая школа, 1978. - 259 с.
14. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. - М.: Прогресс, 1988. - 656 с.
15. Успенская А.А. Обучение нормам лексической сочетаемости на продвинутом уровне овладения английском языком в условиях ВУЗа // Инновации в науке. - 2016. - № 57-2. - С. 51-58.
16. Palmer F.R. Semantics: A New Outline. - London: Cambridge University Press, 1976. - 170p.
17. Stanojevic M. Cognitive Synonymy: a General Overview // FactaUniversitatis: Linguistics and Literature. - 2009. - Vol. 7, №2. - pp. 193-200.
Электронныересурсы
18. Cambridge Free English Dictionary and Thesaurus. [Электронный ресурс]. URL: http://dictionary.cambridge.org/ (Режим обращения 15.02.17).
19. Chambers Dictionary - The Dictionary for Word Lovers. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chambers.co.uk/ (Режим обращения 16.02.17).
20. CollinsDictionary | AlwaysFreeOnline. [Электронный ресурс]. URL: http://www.collinsdictionary.com/ (Режим обращения 15.02.17).
21. DictionaryandThesaurus | Merriam-Webster. [Электронный ресурс]. URL: http://www.merriam-webster.com/ (Режимобращения13.02.17).
22. Longman English Dictionary of Contemporary English ОпНпс.рЭлектронный ресурс]. URL: http://www.ldoceonline.com/ (Режимобращения 15.02.16).
23. Macmillan Dictionary | Free English Dictionary and Thesaurus Online. [Электронныйресурс].иКР:http://www. macmillandictionary.com/ (Режимобращения15.02.16).
24. Oxford Dictionaries - Dictionary, Thesaurus, & Grammar.
[Электронныйресурс]. URL:http://www. oxforddictionaries.com/
(Режимобращения15.02.16).
Энциклопедииисловари
25. Англо-русский синонимический словарь / под ред. А. И. Розенмана, Ю. Д. Апресяна. - М.: Рус. яз., 1979. - 544 с.
26. Большой энциклопедический словарь / Гл. редактор В. Н. Ярцева - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.
27. Webster’sNewDictionary. - Springfield, Massachusetts: Merriam-WebsterInc., 1984. - 942 c.
Литературныеисточники
1. Anderson P. A Stone in Heaven. - NY: Ace; 1985. - 256 S.
2. Anderson P. A Circus of Hells. - NY: Roc; 1970. - 160 S.
3. Atwood M. The Blind Assassin. - Toronto: McClelland and Stewart; 2000. - 536 S.
4. Banks I. Complicity. - NY: Little, Brown and Company; 2003. - 313 S.
5. Bernhardt W. Capitol Conspiracy. - NY: Ballantine Books; 2008. - 416 S.
6. Brodrick W. The Day of the Lie. - NY: Little, Brown and Company; 2012. - 374 S.
7. Brown D. The Da Vinci Code. - Norwell: Anchor; 2006. - 481 S.
8. Clarke A. A Fall of Moondust. - London: Gollancz; 2002. - 224 S.
9. Collins S. Mockingjay. - NY: Scholastic Press; 2010. - 392 S.
10. Collins S. The Hunger Games. - NY: Scholastic Press; 2008. - 374 S.
11. Cornwell B. Agincourt. - NY: HarperCollins; 2009. - 451 S.
12. Cornwell B. Battle Flag. - NY: Harper Perennial; 2001. - 432 S.
13. Cornwell B. Gallows Thief. - NY: HarperTorch; 2003. - 384 S.
14. D’ HageA.The Beijing conspiracy. - London: Penguin; 2007. - 525 S.
15. Di Filippo P. After the Collapse. - Rockville: Wildside Press; 2011. - 125 S.
16. Elton B. Two Brothers. - London: Bantam Press; 2012. - 424 S.
17. Flint E. Boundary. - North Carolina: Baen Books; 2006. - 457 S.
18. Forsyth F. The Fourth Protocol. - London: Arrow Books; 1996. - 443 S.
19. Gunnarsson T. Battle of the Ring. - NY: Warner Books; 1989. - 240 S.
20. Hemry J. Against All Enemies. - NY: Ace; 2005. - 352 S.
21. Hubbard R. Black Genesis. - California: Bridge Publications; 1986. - 431 S.
22. Laumer K. A Plague of Demons. - North Carolina: Baen Books; 1985. - 218 S.
23. MallinsonA. ARegimental Affair. - NY: Bantam Books; 2003. - 336 S.
24. Martin G. A Feast for Crows.- NY: Bantam Books; 2011. - 1061 S.
25. Meyer S. Breaking Dawn. - NY: Little, Brown and Company; 2008. - 756 S.
26. Meyer S. Eclipse. - NY: Little, Brown and Company; 2007. - 629 S.
27. Mistry R. A Fine Balance. - NY: Vintage; 2001. - 603 S.
28. Morton K. The House at Riverton. - London: Pan; 2007. - 599 S.
29. Murdoch I. The Black Prince. - London: Penguin Classics; 2003. - 408 S.
30. O'Brien J. Awakening. - North Charleston: Createspace; 2012. - 276 S.
31. Patterson J. The Jester. - London: Headline; 2004. - 548 S.
32. Rabb J. Rosa. - NY: Three Rivers Press; 2006. - 416 S.
33. Riordan R. The Lightening Thief. - NY: Disney Hyperion Books; 2006. - 377 S.
34. Riordan R. The Red Pyramid. - NY: Disney-Hyperion; 2010. - 516 S.
35. Riordan R. The Sea of Monsters. - NY: Hyperion Books; 2006. - 279 S.
36. Robinson K. Blue Mars. - NY: Spectra; 1997. - 761 S.
37. Robinson P. Before the Poison. - London: Hodder and Stoughton; 2011. - 436 S.
38. Rowling J. Harry Potter and the Deathly Hallows. - London: Bloomsbury; 2007. - 607 S.
39. Rowling J. Harry Potter and the Order of Phoenix. - London: Bloomsbury;
2003. - 766 S.
40. Steinbeck J. A Russian Journal. - London: Penguin Classics; 2001. - 240 S.
41. Steinbeck J. The Winter of Our discontent. - London: Penguin Classics; 2008.
- 336 S.
42. Steinhauer O. Victory Square. - NY: Minotaur Books; 2007. - 368 S.
43. Tiedemann M. Mirage. - North Carolina: Baen Books; 2000. - 464 S.
44. Todd C. A Bitter Truth. - NY: William Morrow; 2011. - 352 S.
45. Tucker W. The Long Loud Silence. - London: Hodder and Stoughton; 1980. - 156 S.
46. Weber D. Crusade. - North Carolina: Baen Books; 1992. - 426 S.
47. Wilson C. A Bridge of Years. - NY: Broadway; 1991. - 348 S.
48. Woodman R. A Brig of War. - NY: Warner Books; 1998. - 308 S.
49. Woodman R. Baltic Mission. - Hanover: Sheridan House; 2000. - 224 S.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ