Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Работа №101374

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы138
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЦЕССАМИ ОКАЗАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 9
1.1 Г осударственные социальные услуги в системе социального обслуживания населения: основные понятия 9
1.2 Характеристика процессов, осуществляемых при оказании государственных социальных услуг 20
1.3 Оказание государственных социальных услуг как управление процессами 25
1.4 Модель организации управления процессами оказания государственных социальных услуг 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
НАСЕЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ
ОБСЛУЖИВАНИИ ИЛИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 41
2.1 Характеристика системы социального обслуживания населения Свердловской области 41
2.2 Состояние процессов оказания услуг в социальном обслуживании граждан в Свердловской области 47
2.3 Выявленные проблемы и пути их решения 54
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПРОЦЕССА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО 62
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОКАЗАНИЯ
ГАРАНТИРОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ»
3.1. Планируемые действия по разработке и 62
принятию государственных стандартов оказания гарантированных социальных услуг гражданам
Свердловской области
3.2. Основные мероприятия проекта 68
3.3. Ожидаемый социальный эффект от 71
реализации проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 89

Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охвачено около 19 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем, действующая в настоящее время модель организации социального обслуживания населения не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, доступности и качестве предоставления социальных услуг, сохраняющихся на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях в субъектах Российской Федерации и пр.
Длительное время предоставление государственных услуг связывалось только с функционированием государственных учреждений и их прямым сметным финансированием. Исторически сформировался управленческий подход, в основе которого содержание учреждения как субъекта деятельности. При этом, объем финансового содержания учреждения не находился в прямой зависимости ни от его хозяйственной эффективности, ни от результатов осуществления функции, возложенной государством .
На современном этапе развития социально-экономических отношений, данный подход показывает свою несостоятельность, поскольку приводит к постоянному росту бюджетных расходов при снижении эффективности решения тех задач, для которых создавались учреждения. Возникает необходимость иного управленческого подхода, обеспечивающего качество и доступность государственных социальных услуг.
Важной вехой в осуществлении ожидаемых преобразований стало принятие Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Основной задачей реализации этого федерального закона является формирование правовых механизмов, способствующих повышению качества и доступности государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями, а также повышению эффективности деятельности самих учреждений.
Сегодня основным объектом в реализации государственных функций становится не учреждение, а услуга. Соответственно, к услуге привязывают финансирование, показатели эффективности деятельности учреждения и его руководителей, а также качество услуги. Более того, для оценки социальных услуг устанавливают не только показатели экономической, но социальной эффективности. В этой ситуации возникает необходимость в выявлении возможностей, которые позволят повысить качество оказания услуг этого типа.
К таким возможностям относятся внедрение маркетингового и процессного подходов, которые пока не получили широкого распространения в управлении системой социального обслуживания граждан и соответственно в управлении процессами оказания государственных услуг, что и обусловило выбор темы магистерской диссертации.
В теории маркетинговый и процессный подходы в управлении системой социального обслуживания граждан и процессами оказания государственных услуг практически не исследованы. Хотя по общим проблемам маркетингового подхода к оказанию услуг сегодня существует много исследований, авторами которых являются Котлер Ф., Ламбен Жан-Жак. Эванс Дж.Р., Берман Б., Дихтль Е., Хершген Х. и другие.
Аналогичная ситуация и в исследованиях, посвященных применению процессного подхода. В основном авторами изучается процессный подход в управлении процессами в предпринимательских структурах. Среди авторов, чьи теоретические выводы наиболее применимы для настоящей темы, это Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. Исследований по применению процессного подхода к оказанию государственных социальных услуг практически нет.
Поэтому основой для исследования стали нормативные правовые документы: это Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 08.05.2010 № 83- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Также автор обращался к нормативным правовым документам (законам, постановлениям и т.п.), принятым в субъектах Российской Федерации, в частности, в Свердловской области, и соответственно к анализу практики по оказанию социальных услуг.
Цель исследования: анализ управления процессами оказания
государственных социальных услуг в системе социального обслуживания населения, а также разработка проекта по совершенствованию процесса нормативного правового обеспечения оказания гарантированных социальных услуг гражданам Свердловской области (в части разработки и принятия государственных стандартов).
Объект исследования: государственные социальные услуги в системе социального обслуживания населения.
Предмет исследования: процессы и процедуры оказания
государственных социальных услуг в системе социального обслуживания населения
Задачи исследования:
- изучить государственные социальные услуги в системе социального обслуживания населения и связанные с ними основные понятия;
- охарактеризовать процессы, осуществляемые при оказании государственных социальных услуг;
- проанализировать оказание государственных социальных услуг как управление процессами;
- дать характеристику системы социального обслуживания населения Свердловской области;
- оценить состояние процессов оказания услуг в социальном обслуживании граждан в Свердловской области;
- выявить проблемы и обосновать пути их решения;
- разработать проект по совершенствованию процесса нормативного правового обеспечения оказания гарантированных социальных услуг гражданам Свердловской области (в части разработки и принятия государственных стандартов).
Подходы, применяемые в исследовании: маркетинговый, системный и процессный подходы.
Методы, используемые для исследования: анализ нормативных правовых документов, сравнительный анализ, статистический анализ, социологический метод (экспертный опрос).
Новизна исследования:
1) теоретическое обоснование необходимости изменения традиционного подхода в управлении, переход на применение маркетингового и процессного подходов при управлении процессами оказания государственных социальных услуг;
2) разработка проекта по совершенствованию процесса нормативного правового обеспечения оказания гарантированных социальных услуг гражданам Свердловской области (в части разработки и принятия государственных стандартов).
Структура исследования: введение, глава 1 (п.1.1.-1.4.), глава 2 (п.2.1.-2.3), глава 3 (п.3.1.-3.3.), заключение, список использованной литературы, приложения 1, 2.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретической литературы, нормативных правовых документов, а также практики оказания государственных социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан позволяет сделать следующие выводы.
В Российской Федерации социальным обслуживанием ежегодно охвачено около 19 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем, существующая организация социального обслуживания населения не позволяет в полной мере удовлетворить потребности граждан в социальных услугах высокого качества. Для выявления возможностей в повышении качества оказания услуг этого типа являются актуальными маркетинговый и процессный подходы, которые пока не получили широкого распространения в управлении системой социального обслуживания граждан.
Применение маркетингового подхода создает условия для выявления конкретных потребностей граждан и их удовлетворения в форме социальных услуг. Именно маркетинговый подход позволяет управленцам выявлять различные факторы, влияющие на возникновение нужды или совокупности трудных жизненных ситуаций или индивидуальной нуждаемости у потенциальных и настоящих клиентов в сфере социального обслуживания.
Только в рамках маркетингового подхода можно анализировать государственные социальные услуги как продукт маркетинговой деятельности исполнительных органов власти и организаций, выполняющих государственный заказ и изыскивать резервы для совершенствования.
Перечень государственных социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан Российской Федерации достаточно внушительный: это:
1) материальная помощь; 2) срочное социальное обслуживание; 3) социальное обслуживание на дому; 4) консультативная помощь; 5) предоставление временного приюта; 6) социальное обслуживание в дневное
время; 7) реабилитационные услуги; 8) услуги социального такси; 9) предоставление во временное пользование технических средств реабилитации; 10) стационарное социальное обслуживание.
Удовлетворение нужд граждан, вызванных разными трудными жизненными ситуациями, и связанных с ними потребностей, детерминирует создание условий для качественного оказания услуг.
Резервы для возможностей повышения качества социальных услуг связаны с нереализованными возможностями управления, а именно с совершенствованием процессного подхода. Анализ теоретической литературы подтверждает, что оказание любой государственной социальной услуги можно рассматривать как совокупность процессов: это процесс прогноза, процесс ресурсного обеспечения (на стадии планирования), процесс непосредственного производства услуги или обслуживания, процесс контроля, оценки результата и связанного с ним качества услуги. Составным элементом каждого процесса являются процедуры. Снижение качества услуги, как правило, происходит в результате отсутствия той или иной процедуры или несоблюдения ее осуществления (последовательности, отсутствия взаимодействия субъектов оказания услуги, установленных правил и норм и т.п.).
Следовательно, к осуществлению процессов оказания государственных социальных услуг (и процедур) должны быть установлены конкретные требования, и, прежде всего, нормативного правового характера. Для управления процессами необходимы различные управленческие инструменты. Одним из таковых инструментов может быть линейная карта распределения обязанностей и функций за структурными подразделениями исполнительных органов власти в сфере социального обслуживания и организаций - исполнителей государственного заказа. Перспективным является внедрение модели организации управления процессами оказания государственных социальных услуг. Такой тип модели управления процессами оказания услуг основан на учете и анализе основных элементов.
К основным элементам можно отнести следующие: субъекты оказания услуги, включая структурные подразделения конкретных организаций; конкретные функции; обязанности субъектов при исполнении конкретной функции; конкретные процедуры; отношения (постоянные или временные, прямое подчинение или косвенное), сложившиеся в процессах оказания государственных социальных услуг социального обслуживания граждан; нормативные акты, регулирующие отношения субъектов на основе законов, постановлений, приказов, регламентов, стандартов, нормативов,
технологических карт. И главное, это результат, связанный со степенью удовлетворения потребностей граждан посредством получения социальных услуг.
Сегодня в практике представлены только отдельные элементы модели, поэтому ее целостное формирование и управление на ее основе возможны только в перспективе. Прежде всего, в настоящий момент необходимо совершенствование процессов как базовых элементов модели.
Результаты анализа эмпирического материала по Свердловской области подтверждают выводы, сделанные в теоретической части исследования. В настоящее время в области функционирует система социального обслуживания граждан. Существуют определенные условия для оказания социальных услуг гражданам, качество которых до определенного времени удовлетворяло всех участников. Но в целом повышение качества жизни, а также усиление требований правительства Российской Федерации к повышению качества социального обслуживания населения, привело к пересмотру существующего состояния оказания услуг. Анализ выявленных проблем, связанных с несовершенством процессов государственных социальных услуг в Свердловской области, позволяет сделать следующий вывод.
Необходимо изменить подход к управлению в системе социального обслуживания населения: перейти от управления организациями, подведомственными исполнительному органу власти, к управлению
процессами оказания социальных услуг. Для этого в Свердловской области существуют определенные условия, в том числе есть предпосылки для перехода к новому типу управления, а именно, к оказанию услуг на основе маркетингового и процессного подходов. Субъектами нового типа управления становятся законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, организации различных форм
собственности, участвующие в выполнении государственного заказа. Предполагается, что в реализации некоторых процессов по оказанию услуг социальных услуг должны участвовать и представители общественных организаций, например, в процессе контроля.
Действия всех субъектов, участвующих в оказании социальных услуг, должны осуществляться в рамках процессов. Среди 7-ми процессов, которые требуют совершенствования, ключевым является процесс нормативного правового обеспечения оказания гарантированных социальных услуг населению Свердловской области. В структуре этого процесса требуют совершенствования пять основных процедур:
• формирование перечня гарантированных социальных услуг на конкретный период;
• принятие государственного стандарта на каждую услугу, включенную в перечень социальных услуг;
• включение социального обслуживания (комплекса соц. услуг) в региональные программы социального обслуживания;
• доведение государственного задания, либо открытое конкурсное размещение заказа на исполнение мероприятий региональной программы (на оказание государственных социальных услуг);
• определение подушевого норматива финансирования социальной услуги (нормативной стоимости услуги).
В соответствии с идеологией процессного подхода автор проекта планирует совершенствование процедур, в основе которого описание планируемых действий и промежуточных результатов, ожидаемых по завершению конкретных процедур.
Основное внимание автор проекта уделяет процедуре, которая называется «принятие государственного стандарта на каждую услугу, включенную в перечень социальных услуг». Прежде всего, автором предлагается стандартная форма описания социальной услуги в рамках государственного стандарта, которая в перспективе должна многократно воспроизводиться.
Далее, в проекте запланированы мероприятия, необходимые для разработки и принятия стандарта социальной услуги, а также этапы их реализации. Принципиальным является предложение автора проекта по расширению количества субъектов - разработчиков стандарта с описанием их компетенций. Одна из таковых важнейших компетенций - коллегиальное обсуждение проектов государственных стандартов во время встреч представителей министерства социальной политики с представителями
актива общественных организаций, объединяющих граждан, являющихся потребителями социальных услуг.
Следуя процессному подходу, а именно принципам комплексности, последовательности и взаимосвязи, автор предусматривает при разработке проектов стандартов и такую процедуру как «определение подушевого норматива финансирования социальной услуги (или нормативной стоимости услуги)». В основе этой процедуры - описание содержания и последовательности мероприятий.
От реализации проекта в регионе автор ожидает следующий социальный эффект: обеспечение доступности и равенства социальных гарантий для граждан, а также повышение качества оказываемых услуг.
Достижение этого эффекта создает условия для соблюдения конституционных прав граждан в части уровня гарантированности права на социальное обслуживание.
Повышение качества социальных услуг, по мнению автора проекта, должно быть следствием изменения подходов к управлению. Во-первых, благодаря управлению процессами оказания социальных услуг. Во-вторых, благодаря созданию на рынке социальных услуг условий для конкуренции, когда в оказании социальных услуг будут принимать участие хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм.



1. Европейская социальная хартия // КонсультантПлюс.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. // КонсультантПлюс.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [ в ред. от 30 дек. 2008 г. ]. - М. : Проспект, 2009. - 32 с.
4. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 02.08.95 г. № 122-ФЗ // КонсультантПлюс.
5. Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ //
КонсультантПлюс.
6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации:
Федеральный закон от 28.06.2014 от 24.11.1995г. N 181-ФЗ //
КонсультантПлюс.
7. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ // КонсультантПлюс.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от
08.05.2010 № 83-ФЗ // КонсультантПлюс.
9. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ // КонсультантПлюс.
10. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442 -ФЗ // КонсультантПлюс.
11. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества": Приказ Росстандарта от 23.11.2010 N 501-ст // КонсультантПлюс.
12. ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения": Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 21.02.94 N 34 // КонсультантПлюс.
13. ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения": Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 24.11.2003 N 326-ст "О принятии и введении в действие национального стандарта" // КонсультантПлюс.
14. ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг": Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 24.11.2003 N 327-ст "О принятии и введении в действие национального стандарта" // КонсультантПлюс.
15. ГОСТ Р 52492-2005 "Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования": Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 529-ст "Об утверждении национального стандарта" // КонсультантПлюс.
16. ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины
и определения": Приказ Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст "Об утверждении национального стандарта" // КонсультантПлюс.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ