Актуальность работы
Эффективность работы двигателей внутреннего сгорания с наддувом в значительной степени зависит от совершенства процессов, протекающих в их газовоздушных трактах, в частности во впускном трубопроводе. Динамика входящего потока воздуха в поршневом ДВС с наддувом оказывает влияние на состав смеси и далее на весь рабочий процесс двигателя. Имеющиеся во впускном трубопроводе колебания потока воздуха могут вызвать разность рабочего процесса по расходу воздуха в многоцилиндровом двигателе. Кроме того, экспериментальные исследования показывают влияния колебания давления во впускном трубопроводе на уменьшение КПД центробежного компрессора. Сведений о динамике протеканий процесса впуска в поршневом ДВС с наддувом чрезвычайно мало.
Целью работы является установление закономерностей изменения газодинамических и тепловых характеристик потока во впускном трубо-проводе в процессе наполнения цилиндра свежим зарядом при наддуве поршневого ДВС от геометрических и режимных факторов.
Научная новизна основных положений работы заключается в том, что автором впервые:
- установлены зависимости мгновенных скорости, давления и локального коэффициента теплоотдачи потока во впускном трубопроводе поршневого ДВС с наддувом от угла поворота коленчатого вала при разных режимах работы двигателя и турбокомпрессора, в том числе при разных долях сброса сжатого воздуха;
- выявлены существенные отличия газодинамических и теплообменных характеристик потока во впускном тракте поршневого ДВС с наддувом от такового без наддува;
- получены амплитудно-частотные характеристики пульсаций скорости, давления и локального коэффициента теплоотдачи в потоке во впускном трубопроводе поршневого ДВС с наддувом, в том числе при разных долях сброса сжатого воздуха;
- определены закономерности изменения скорости, давления и мгновенного локального коэффициента теплоотдачи на начальном участке трубопровода после компрессора свободного турбокомпрессора при раз-личных продольных профилях данного участка;
- обобщены в виде эмпирических уравнений экспериментальные данные по мгновенной локальной теплоотдаче пульсирующего потока воздуха во впускном трубопроводе поршневого ДВС с наддувом;
- предложен дополнительный способ согласования характеристик двигателя и турбокомпрессора путем изменения геометрии начального участка впускного трубопровода;
- разработан и исследован эффективный способ уменьшения пульсаций давления и скорости потока воздуха во впускном трубопроводе поршневого ДВС с наддувом, а также метод снижения локального коэффициента теплоотдачи. Показано, что дозированный сброс нагнетаемого воздуха из впускного трубопровода снижает пульсации давления в нем на 30 %.
Достоверность результатов основывается на надежности экспериментальных данных, обусловленной тем, что они получены сочетанием не-зависимых методик исследования и подтверждены воспроизводимостью результатов опытов, хорошо согласуются на уровне тестовых опытов с данными других авторов, а также применением комплекса современных методов исследования, тщательным подбором измерительной аппаратуры, ее систематической проверкой и тарировкой.
Практическая значимость. Полученные экспериментальные данные расширяют теоретические представления о газодинамике и локальной теплоотдаче потока воздуха в процессе впуска в поршневых ДВС с наддувом и создают основу для разработки инженерных методик расчета и проектирования впускных систем двигателей с наддувом. Разработаны эффективные методы повышения качества процесса впуска и их конструктивного оформления, что может привести к улучшению технико - экономических показателей ДВС. Отдельные результаты работы приняты к реализации на ООО «Уральский дизель-моторный завод» при проектировании и модернизации двигателей 6ДМ-21Л, 8ДМ-21Л, 8ДМ-21ЭЛ, 12ДМ-21Л.
Автор защищает:
- экспериментальные данные по газодинамике и мгновенному ло-кальному коэффициенту теплоотдачи во впускном трубопроводе при над¬дуве ДВС;
- результаты обобщения данных по мгновенному локальному коэффициенту теплоотдачи потока воздуха во впускном трубопроводе поршневого ДВС с наддувом с учетом доли сброса;
- способ согласования расходных характеристик турбокомпрессора и двигателя;
- способ гашения пульсаций потока воздуха во впускном трубопроводе поршневого ДВС с наддувом.
Личный вклад автора состоит в том, что им на основе анализа литературных источников поставлены задачи исследования, разработаны методики проведения опытов, спроектированы и отлажены экспериментальные установки, проведены опыты, обработаны, проанализированы и обобщены полученные экспериментальные данные. Автором предложен способ уменьшения пульсаций давления и скорости потока воздуха во впускном трубопроводе поршневого ДВС с наддувом.
Апробация работы. Основные результаты исследований, изложенных в диссертации, докладывались и были представлены на межрегиональной научно-технической конференции в Челябинском высшем военном автомобильном командно-инженерном училище (г. Челябинск, 2010); научных семинарах кафедр «Теоретическая теплотехника» и «Турбины и двигатели» (г. Екатеринбург, УрФУ, 2009 - 2012); научно-техническом семинаре при ООО «Уральский дизель - моторный завод» (г. Екатеринбург, 2012); всероссийской студенческой олимпиаде, научно-практической конференции и выставке работ студентов, аспирантов и молодых ученых «Энерго- и ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии» (г. Екатеринбург, УрФУ, 2011); техническом семинаре при ООО «Газпромтранс» Астраханский филиал (г. Астрахань, 2012); научно-техническом семинаре (г. Челябинск, ЮУрГУ, 2012).
Основные положения диссертации опубликованы в 5 печатных работах, в том числе 2 в изданиях, рекомендованных ВАК. Получено положительное решение по заявке на патент РФ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, включающего 113 наименований, и 4 приложений. Она изложена на 129 страницах компьютерного набора в программе MS Word и снабжена по тексту 65 рисунками и 2 таблицами
Разработаны методики, спроектирована, изготовлена и отлажена экспериментальная установка для исследования газодинамики и теплооб¬мена во впускном трубопроводе в поршневом ДВС с наддувом, оснащен¬ная системой измерений, в состав которой входят термоанемометр, датчи¬ки давления, скорости, локального коэффициента теплоотдачи, частоты вращения коленвала и ротора ТК, а также система сбора данных. Прове¬денный на установке и дополнительных стендах комплекс исследований позволил получить нижеследующие основные результаты.
1. Установлены зависимости мгновенных скорости, давления и ло-кального коэффициента теплоотдачи во впускном трубопроводе поршне¬вого ДВС с наддувом от угла поворота коленчатого вала при разных ре¬жимах работы двигателя и турбокомпрессора, в том числе при разных до¬лях сброса нагнетаемого воздуха.
2. Получены амплитудно-частотные характеристики пульсаций скорости, давления и локального коэффициента теплоотдачи в потоке во впускном трубопроводе поршневого ДВС с наддувом, в том числе при разных долях сброса сжатого компрессором воздуха.
3. Выявлены существенные отличия газодинамических и теплообменных характеристик потока во впускном тракте поршневого ДВС с наддувом в сравнении с таковыми для поршневого ДВС без наддува.
4. Определены закономерности изменения скорости, давления и мгновенного локального коэффициента теплоотдачи на коротком участке трубопровода после компрессора свободного турбокомпрессора при различных продольных профилях данного канала.
5. Предложен способ согласования характеристик двигателя и турбокомпрессора путем изменения геометрии участка трубопровода сразу после ТК.
6. Обобщены в виде эмпирических уравнений экспериментальные данные по мгновенной локальной теплоотдаче пульсирующего потока воздуха во впускном трубопроводе поршневого ДВС с наддувом.
7. Разработан и исследован эффективный способ уменьшения пульсаций давления и скорости потока воздуха во впускном трубопроводе поршневого ДВС с наддувом, а также способ снижения локального коэффициента теплоотдачи, что позволит уменьшить различия в работе цилиндров многоцилиндрового дизеля, снизить уровень шума, повысить моторесурс двигателя в целом, а также увеличить КПД компрессора.
8. Предложенные в работе решения по установке электромагнитного клапана приняты к реализации на ООО « Уральский дизель-моторный завод» при модернизации двигателей 6ДМ-21Л, 8ДМ-21ЛМ и 8ДМ-21ЭЛМ и дизель - генераторов на их основе.
1. Жилкин Б. П. О необходимости исследования процессов впуска и выпуска в ПДВС в динамике / Б. П. Жилкин, Д. С. Шестаков, Л. В. Плотников // Вестник Академии военных наук. - 2010. - №1. - С. 54-57.
2. Жилкин Б. П. Некоторые особенности газодинамики процесса впуска при наддуве поршневых ДВС / Б. П. Жилкин, Д. С. Шестаков, Л. В. Плотников // Тяжелое машиностроение. - 2012. - №2. - С. 48-51.
3. Жилкин Б. П. Повышение энергоэффективности поршневых ДВС за счет совершенствования их рабочего процесса / Б. П. Жилкин, Д. С. Шестаков, Л. В. Плотников // Энерго- и ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии: сборник материалов Всероссийской студенческой олимпиады, научно¬