ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Основные подходы к трактовке термина «концепт» 7
1.2. Основные подходы к трактовке термина «дискурс» 12
1.3. Понятие и функции концептуальной метафоры 17
1.4. Методики анализа концептуальных метафор 20
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПЕСЕННОГО
ДИСКУРСА ЭМИНЕМА 24
2.1. Основные разряды концептуальной метафоры, выделенные в песенном
дискурсе Эминема 24
2.2. Ключевые концептуальные модели в сфере антропоморфной
концептуальной метафоры 25
2.3 Ключевые концептуальные модели в сфере концептуальной метафоры природы 49
2.4. Ключевые концептуальные модели в сфере социальной концептуальной
метафоры 60
2.5. Ключевые концептуальные модели в сфере артефактной концептуальной
метафоры 67
Выводы по главе 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Настоящая исследовательская работа посвящена когнитивному исследованию концептуальной метафоры, используемой в англоязычной лирике, в частности в песенном дискурсе Эминема.
Одним из перспективных научных направлений современности является анализ теории концептуальной метафоры, получивший наиболее активное развитие в рамках когнитивной лингвистики в конце ХХ века.
Изменения, происходящие в мире, влекут за собой также и изменения в процессах мышления и восприятия, в системе мироощущения и, соответственно, мировоззрения. Подобный динамизм наблюдается и в метафорических моделях - возникновение в них каких-либо основательных изменений обычно совпадает с некой кризисной ситуацией в окружающем мире, оказывающей на них определенное влияние: это могут быть перевороты как в сферах политики и экономики, так и всевозможные культурные и социальные «революции». В метафорических моделях человек не только демонстрирует свое собственное видение мира, но еще и обладает возможностью указать людям путь решения каких-либо задач, который считает верным и эффективным.
Современные исследования показали, что анализ метафорической картины музыкальных исполнителей, и, в частности, рэп-исполнителей является целесообразным, так как он не только помогает в изучении закономерностей художественного мышления и мировосприятия, но и также позволяет обогатить коллективный опыт познания мира путем включения него индивидуального когнитивного опыта отдельно взятого музыканта. Хип-хоп культура, и рэп как одни из ее ярких элементов, начиная с 70х годов, стала заметной частью не только молодежной культуры, но и культуры в целом и является своего рода «посредником» между различными слоями общества.
Актуальность данной же исследовательской работы заключается в дальнейшем развитии теории когнитивной метафоры, исследовании многообразных отношений между языком, мышлением и коммуникацией, а также в недостаточной разработанности проблемы метафорического моделирования в художественном тексте, шире - дискурсе, а в частности в песенном дискурсе Эминема.
Объектом настоящего исследования стали ключевые концептуальные модели, используемые в песенном дискурсе Эминема.
Предмет - языковые способы оформления ключевых концептуальных моделей, выделенных в песенном дискурсе Эминема.
Цель исследовательской работы - выявление специфики способов языкового оформления ключевых концептуальных моделей, используемых в песенном дискурсе Эминема. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить оптимальную теоретическую базу и методику исследования ключевых концептуальных моделей, используемых в песенном дискурсе Эминема.
2. Отобрать и систематизировать материал - концептуальные метафоры, которые используются в песенном дискурсе Эминема.
3. Выделить метафорические модели, функционирующие в песенном дискурсе Эминема, классифицировать их в соответствии с принадлежностью к определенному метафорическому разряду.
4. Выделить и описать ключевые концепты и ключевые концептуальные модели, используемые в песенном дискурсе Эминема.
5. Проанализировать особенности использования исследуемых
концептуальных моделей и песенном дискурсе Эминема.
Основные методы исследования - описательный метод, реализованный через комплекс более частных методик и приемов анализа, среди которых следует выделить когнитивно-дискурсивный анализ, а также элементы компонентного анализа.
Материалом исследования стал корпус примеров, полученных методом сплошной выборки из текстов песен Эминема.
В качестве материала исследования были использованы тексты песен Эминема. Необходимо отметить, что состав анализируемых текстов неоднороден. Хронологические рамки рассматриваемого материала охватывают период, который начинается с ранних работ Эминема (2000 год) и заканчивается последним альбомом, выпущенным в 2014 году. В ходе исследования было рассмотрено 47 поэтических текстов из 6 альбомов, среди которых нам удалось выявить 230 концептуальных метафор.
Научная новизна исследования. В данной работе целенаправленно исследуются ключевые концептуальные модели, функционирующие в песенном дискурсе Эминема. В ходе исследования выделены наиболее продуктивные концепты, используемые для создания художественной картины мира, определена частотность их употребления в рамках анализируемого дискурса, а также описаны средства языкового оформления ключевых концептуальных моделей, используемых в дискурсе Эминема.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что анализ и описание вычлененных концептуальных моделей способствует более глубокому пониманию специфики поэзии Эминема и более полной инвентаризации фонда концептов, функционирующих в данном дискурсе.
Практическая ценность исследования связана с возможностями использования его материалов при написании учебно-исследовательских работ студентами, специализирующимися в сфере филологии, музыковедения и культурологии.
Методология исследования сложилась под влиянием теории метафорического моделирования (Дж. Лакофф, М, Джонсон, Е. С. Кубрякова, А. П. Чудинов).
Апробация исследования. Основные положения исследовательской работы обсуждались на седьмой и восьмой международных студенческих
научно-практических конференциях Уральского педагогического университета.
Результаты исследования получили апробацию в рамках конкурса научно-исследовательских работ студентов высших и средних специальных учебных заведений Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» [Екатеринбург, 2017]. Работа удостоена диплома I степени Конкурсной комиссии.
Целью данного исследования было выявление специфики средств языкового оформления ключевых концептуальных моделей, используемых в песенном дискурсе Эминема.
В ходе нашего исследования мы стремились определить оптимальную теоретическую базу и методику исследования ключевых концептуальных моделей, используемых в песенном дискурсе Эминема. Нам удалось установить, что метафора есть главное средство для создания образности, а также ее можно рассматривать в качестве одного из путей развития значения слова, который служит средством пополнения словарного запаса языка. Роль концептуальных метафор связана с тем, что они способны структурировать мировосприятие людей. За основу анализа концептуальных метафор была взята методика, используемая многими учеными, в частности, профессором А.П. Чудиновым.
Нашим следующим шагом был отбор и систематизация материала, а именно концептуальных метафор, используемых в песенном дискурсе Эминема, а также выделение метафорических моделей и их дальнейшая классификация в соответствии с принадлежностью к определенному метафорическому разряду. В результате нам удалось вычленить 230 концептуальных метафор, далее распределенных по четырем классификационным группам:
• антропоморфная концептуальная метафора
• концептуальная метафора природы
• социальная концептуальная метафора
• артефактная концептуальная метафора
Мы также установили, что выявленные метафорические модели характеризуются различными степенями частотности, что обусловлено их внутренними особенностями. Наиболее продуктивными группами оказались антропоморфная и артефактная метафоры.
Нашей следующей задачей стало выделение и описание ключевых концептов и ключевых концептуальных моделей, используемых в песенном дискурсе Эминема. В результате нам удалось выявить 13 ключевых концептов с относящимися с ним ключевыми концептуальными моделями в рамках антропоморфной концептуальной метафоры; 5 ключевых концептов в сфере концептуальной метафоры природы, среди которых нашли свое отражение ключевые концептуальные модели; 2 ключевых концепта в составе социальной концептуальной метафоры с соответствующими ключевыми концептуальными моделями и 5 ключевых концептов и принадлежащих их ключевых концептуальных моделей внутри группы артефактной концептуальной метафоры.
На заключительном этапом нашего исследование мы стремились проанализировать особенности использования исследуемых моделей и песенном дискурсе Эминема. Нами был проведен анализ контекстных данных, в результате которого мы выявили языковые способы оформления ключевых концептуальных моделей, функционирующих в дискурсе Эминема. Ключевые лексемы, оформляющие наиболее яркие образы, подверглись дальнейшему компонентному анализу их семантической структуры для более точного описания языкового наполнения анализируемых концептуальных моделей.
Ввиду недостаточной разработанности проблемы метафорического моделирования в художественном тексте, нам думается, что результаты проведенной работы могут внести вклад в развитие теории когнитивной метафоры. Ведь именно она является примером многообразных отношений между языком, мышлением и коммуникацией в выбранном нами песенном дискурсе.
I. Научная литература:
1. Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2005. - 352 с.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990. - С.136-137.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. - М.: Academia, 1997. - С. 267-279.
4. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора: Материалы к словарю. - М.: Ин-т русского языка АН СССР, 1991 - 193 с.
5. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокультурология (Екатеринбург). - 2007. - №1. - С.16-32.
6. Будаев Э.В. Метафорическое моделирование постсоветской действительности в российском и британском политическом дискурсе: дис. ... к-та филол. наук. - Екатеринбург, 2006. - 232 с.
7. ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - / Т.А. ван Дейк, пер. с англ. В.В. Петрова; Под ред. В.И. Герасимова. - М.: Прогресс, 1989. - 310 с.
8. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: Гнозис,
2004. - 192 с.
9. Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Володина. - М.: Изд-во Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2003. - С.116-133.
10.Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Изд- во Воронеж. ун-та, 2001. - С.36-44.
11. Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. - Волгоград:
Перемена, 2002. - 331с.
12. Колесов В.В. Язык и ментальность. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. - С.19-20.
13. Комкова А.Н. Динамика норвежского политического дискурса: ключевые концепты: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Москва: Фед. гос. бюдж. уч-е науки ИЯз РАН , 2012. - 5 с.
14. Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Изучение и преподавание русского слова от Пушкина до наших дней: Материалы конф. и семинаров. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1999. - С.7-14.
15. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: Гнозис, 2003. - 375 с.
16. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е.С. Кубряковой. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 245 с.
17. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры: Сборник / Пер. с. англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступит. ст. и сост. Н.Д. Арутюнова, Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990 - С. 387-389.
18. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / под ред. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С.280-287.
19. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода //Концепты. Научные труды Центроконцепта. Вып.1. - Архангельск, 1977. - С. 16-18.
20. Малова Н.Е. Лингвокогнитивная природа концепта «искусство» языковой личности автора: автореф. дис. ... канд. филол. наук - Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2012. - 165 с.
21. Нойгебауер Т.А. Концепты «слово», «дело», «мысль» в творчестве И.В. Гёте как средство формирования авторской картины мира: автореф. дис. . канд. филол. наук - Белгород: Белгородский гос. нац. иссл. ун-т, 2013. - 8 с.
22. Пименова М.В.. Предисловие. // Введение в когнитивную лингвистику. / под ред. М.В. Пименовой. - Кемерово, 2004. - Вып.4. - 208 с.
23. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2000. - 30 с.
24. Сальникова И.М. Метафора «Политика - это спорт» как способ концептуализации сведений о политической действительности (на материале британского и американского мидиадискурса): автореф. дис. ... канд. филол. наук - Воронеж: Тульский гос. ун-т, 2013. - 9 с.
25. Серио П.О. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса: Пер. с фр. и португ. - М.: Прогресс, 1999. - С.26-27.
26. Соломоник А.Б. Семиотика и лингвистика. - М.: Молодая гвардия, 1995. - 352 с.
27. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт
исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.
28. Тоцкая О.В. Концепт FEMALE FASHION: структура, способы
языковой реализации (когнитивно-фремовый подход): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Пятигорск: Пятигорский гос. лингвистический ун-т, 2012. - 8 с.
29.Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. у-нт, 2003. - 248 с.
30.Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале // Русская речь, 2001 - № 1 - С. 43-47.
31.Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): Монография / Урал. гос. пед ун-т. - Екатеринбург, 2001. - 238 с.
32. Шинкаренкова М. Б. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: автореф. дис.канд. филол. наук. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2005. - 25 с.
33. Юдина И.Ю. Метафора в английской пословице: автореф. дис. ... канд. филол. наук - Москва: Московский гос. обл. гум. ин-т, 2012. - 8 с.
34. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. - Chicago: University of Chicago Press, 1980. - 237 p
II. Список лексикографических источников:
35. Словарь политической терминологии. - М.: 1990
36. Macmillan English dictionary. - Malaysia: Macmillan Publishers Limited,
2005. - 1692 c.
III. Ресурсы удаленного доступа:
37. http://www.merriam-webster.com/
^’.Список источников материала:
38. Eminem. The Marshall Mathers LP, 2000
39. Eminem. The Eminem Show, 2002
40. Eminem. Encore, 2004
41. Eminem. Recovery, 2010