Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦВЕТ КАК ОСНОВА МЕТАФОРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В БРИТАНСКОМ И АМЕРИКАНСКОМ РОК-ДИСКУРСЕ

Работа №101898

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

лингвистика

Объем работы24
Год сдачи2020
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
Положения, выносимые на защиту 8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 11
Заключение 20
Список литературы 21

Реферируемая диссертационная работа посвящена сопоставительному когнитивно-дискурсивному исследованию цвета как основы метафорическо­го моделирования в британском и американском рок-дискурсе. В ходе иссле­дования на первом этапе была разработана модель анализа и проведен под­робный анализ концептосферы трех цветов (красный, желтый, синий) в двух изучаемых лингвокультурах на материале психофизических, лингвокультур­ных и лексикографических данных. На втором этапе с учетом первичных данных были установлены метафорические модели на основе трех цветов, актуальные для каждого из двух рассматриваемых рок-дискурсов.
Актуальность реферируемого исследования определяется несколькими факторами. Во-первых, это недостаточная разработанность проблемы мета­форического моделирования как в британском, так и в американском рок- дискурсе (в частности в их сопоставительном аспекте). Во-вторых, семантика различных цветов в лингвокультурах, вопрос их денотативного содержания, когнитивно-дискурсивного анализа остается открытым, благодаря многооб­разию как культур, так и дискурсов. В-третьих, это возрастающая популяр­ность направления исследований, обращающихся к иным информационным уровням, нежели исключительно к вербальному. В-четвертых, это отсутствие работ, исследующих цвет как основу метафорического моделирования в рок- дискурсе, которые бы основывались на периоде с 1960-х гг. до настоящего времени. Наконец, это малоизученность цветовой модели КУБ (красный, желтый, синий) в британской и американской лингвокультурах, т.е. цветов, которые по своей физической основе являются универсально-базовыми цве­тами (см. триада КУБ в искусстве / дизайне), т.к. способны формировать при смешении между собой остальные цвета и не могут быть получены при со­единении других цветов. Актуальность данной работы также определяется тем, что нами было установлено влияние таких факторов, как время, особен­ности национального мировосприятия, вербального и иконического уровней, на конкретную манифестацию метафорических моделей, частотность обра­щения к ним. Под вербальным уровнем понимается комплекс начертатель­ных средств конкретной письменной традиции; под иконическим - комплекс средств изобразительного искусства, включающий рисунок, коллаж и другие художественные формы, основывающиеся на искусстве рисунка.
В целом рок-текст достаточно популярен в сфере филологических ис­следований. Отдельно можно выделить работы, предлагающие анализ только одного из дискурсов и определенные иными предметными интересами, не­жели метафорическое моделирование. Например, британская рок-поэзия (прагматический и лингвокультурный аспекты) [Лисица 2008], конкретные авторы британского рок-текста [Морозова 2010] и проч. При этом американ­ский рок-текст как таковой практически не представлен в исследованиях (на­пример, см. рок-лирика США и СССР [Григорьева 2009]). Очевидно, что наибольший интерес исследователей вызывает русская рок-поэзия [напри­мер, см. Иванов 2008; Клюева 2008; Кожевникова 2013; Пилюте 2010; Соло­дова 2002; Чебыкина 2007; Шинкаренкова 2005]. Таким образом, вопрос ме­тафорического моделирования на основе британского и американского рок- дискурса, т.е. рок-дискурса культур, являющихся «прародителями» жанра рок, в их сопоставительном аспекте остается малоизученным. Тем интереснее в данном случае направление проводимого исследования, поскольку анали­зируются не только два рок-дискурса, представители которых борются за первенство «зарождения» этого музыкального жанра в своей стране, но и лингвокультуры, имеющие тесную историческую и языковую связь.
В свою очередь, обзор существующих подходов к проблеме метафори­ческого моделирования на основе текстов новых типов показал, что сущест­вующие методики не всегда применимы для выявления лингвокультурно обусловленных особенностей функционирования языка в его территориаль­ных вариантах. В частности, это касается восприятия цвета и цветообозначе- ния.
Действительно, цвет, являясь неотъемлемой частью окружающей нас повседневной действительности, представляет собой весьма притягательную сферу для исследователей различных областей. Широко представлена тема цветонаименований (например, А. А. Брагина, А. П. Василевич, А. Вежбиц- кая, Ш. К. Жаркынбекова, В. Г. Кульпина, Р. М. Фрумкина, B. Berlin, P. Kay,
G. Kress, J. A. Lucy, R. Tokarski, T. Van Leeuwen и др.). Интересны исследо­вания в области цветовой палитры звуковой ткани языка (например,
H. В. Ефименко, А. П. Журавлев, Л. П. Прокофьева, Т. М. Рогожникова, И. Ю. Черепанова, J. Gage, R. Jackobson, V. S. Ramachandran и E. M. Hubbard, F. Spector и D. Maurer и др.). Распространено исследование цвета и цветообо- значений в работах конкретных авторов (например, Р. В. Алимпиева и С. В. Таран, Е. Ю. Бережных, С. Н. Соскина, И. А. Макевнина и др.). Тем не менее, когнитивно-дискурсивный подход к цветообозначению, направленный не только на установление закрепленных за цветом культурных ценностей, но и на их анализ на материале одного из возможных дискурсов, представлен исследованиями в меньшей мере. Именно это позволяет обратиться к ком­плексному изучению семантики цвета в британском и американском англий­ском, а также проанализировать актуальные значения цвета на материале рок-дискурса...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование временных отрезков (с 1960-х гг. до настоящего времени), в которых установлены примеры актуализации той или иной метафорической модели, показало, что все модели, совпадающие в рамках одного уровня раз­ных рок-дискурсов, обладают, по крайней мере одним общим пятилетием реализации:
1. Вербальный уровень:
• одно совпадение в моделях: YELLOW - POSITIVITY, BLUE - TRUST, BLUE - SADNESS / DEPRESSION, BLUE - SERENITY;
• два совпадения в моделях: BLUE - DEATH;
2. Иконический уровень:
• одно совпадение в моделях: RED - ENERGY, RED - REVOLUTION / RADICALITY, BLUE - OBSCENITY;
• два совпадения в моделях: RED - CRUELTY, YELLOW - POSITIVI­TY, YELLOW - PROTEST, BLUE - SERENITY;
• три совпадения в моделях: BLUE - DIVINITY;
• четыре совпадения в моделях: RED - AROUSAL, RED - SIN, RED - DANGER, YELLOW - ILLNESS / MORBIDITY;
• пять совпадений в моделях: BLUE - ILLNESS / DEATH, BLUE - SADNESS / DEPRESSION;
• семь совпадений в моделях: BLUE - OBSCURITY / MYSTERY.
Так, наибольшее количество совпадений пятилетий актуализации было установлено в отношении модели BLUE - OBSCURITY / MYSTERY на ико- ническом уровне британского и американского рок-дискурса (7 совпадений).
В заключении сформулированы выводы по основным результатам дис­сертационного исследования и намечены перспективы дальнейшей работы.


1. Дымова, А. В. Концептуальное наполнение красного цвета в британ­ском и американском английском (на материале вербального уровня креоли- зованного рок-текста) / А. В. Дымова // Политическая лингвистика. - 2018. - № 6. - С. 87-92 (0,4 п.л.).
2. Дымова, А. В. Цветовое метафорическое моделирование протестно- сти на иконическом уровне в британском и американском рок-дискурсе / А. В. Дымова // Вестник Пятигорского государственного университета. - 2019. - № 1. - С. 60-65 (0,4 п.л.).
3. Дымова, А. В. Редкие метафорические модели синего цвета в бри­танском и американском рок-дискурсе / А. В. Дымова // Вестник Удмуртско­го университета. Серия История и филология. - 2019. - № 3. - С. 442-446 (0,3 п.л.).
4. Дымова, А. В. Метафоризация желтого в британском и американ­ском креолизованном рок-тексте / А. В. Дымова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная ком­муникация. - 2019. - № 3. - С. 100-107 (0,5 п.л.).
5. Дымова, А. В. Метафоризация синего цвета в британском интернет- и рок-дискурсе / А. В. Дымова, А. И. Золотайко // Политическая лингвистика.
• 2019. - № 5. - С. 140-146 (0,4 п.л.).
6. Дымова, А. В. Образ «blue sky» на вербальном и иконическом уров­не британского и американского рок-дискурса / А. В. Дымова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2019. - № 4. - С. 68-73 (0,4 п.л.).
Другие публикации:
7. Дымова, А. В. Абиотическая метафорическая модель как одна из доминантных в современной русскоязычной рок-лирике / А. В. Дымова // Языковое образование сегодня - векторы развития: материалы VII междуна­родной научно-практической конференции-форума, 14-18 апреля 2015 г. - Екатеринбург, 2015. - С. 36-39 (0,25 п.л.).
8. Дымова, А. В. Частотные метафорические модели современной анг­лоязычной рок-лирики / А. В. Дымова // Актуальные проблемы германисти­ки, романистики и русистики: материалы ежегодной международной конфе­ренции, 5 февраля 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - Ч. I. - С. 135-140 (0,4 п.л.).
9. Дымова, А. В. Метафорические модели современной англоязычной рок-лирики / А. В. Дымова // Актуальные проблемы германистики, романи­стики и русистики: сборник тезисов докладов ежегодной международной конференции, 5 февраля 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - С. 35-36 (0,125 п.л.).
10. Дымова, А. В. Креолизованный рок-текст (на основе песни DOES - KNOWKNOWKNOW) / А. В. Дымова // Психолингвистические аспекты изу­чения речевой деятельности: материалы Международной научной конферен­ции «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива», 22-23 апреля 2016 г.
• Екатеринбург, 2016. - Вып. 14. - С. 124-127 (0,25 п.л.).
11. Дымова, А. В. Уровни креолизованного рок-текста / А. В. Дымова // Языковое образование сегодня - векторы развития: материалы VIII междуна­родной научно-практической конференции-форума, 28-29 апреля 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - С. 162-165 (0,25 п.л.).
12. Dymova, A. V. Creolized Rock-text as a Means of Raising Awareness of Topical Issues / A. V. Dymova // Педагогическое образование в России. - 2016.
• № 4. - С. 35-37 (0,2 п.л.).
13. Дымова, А. В. Желтый цвет в британском креолизованном рок- тексте / А. В. Дымова // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: материалы ежегодной международной конференции, 3-4 февраля
2017 г. - Екатеринбург, 2017. - Ч. II. - С. 59-63 (0,3 п.л.).
14. Дымова, А. В. Креолизованный текст: уровни и свойства / А. В. Ды­мова // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: тези­сы докладов, 3-4 февраля 2017 г. - Екатеринбург, 2017. - Ч. III. - С. 28-29 (0,125 п.л.).
15. Дымова, А. В. Желтый цвет в британской рок-лирике / А. В. Дымова // Языковое образование сегодня - векторы развития: материалы IX между­народной научно-практической конференции-форума, 27-28 апреля 2017 г. - Екатеринбург, 2017. - С. 121-128 (0,5 п.л.)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ