Введение 3
Глава 1. Деятельность МВД в профилактике экологических преступлений.. .9
1.1. Правовые основы охраны окружающей среды в РФ 9
1.2. Основные направления деятельности структурных подразделений МВД
РФ в обеспечении охраны окружающей среды 19
Глава 2. Роль профилактики экологических преступлений и правонарушений в современном мире 33
2.1. Роль профилактиских мероприятий в борьбе с экологическими
преступлениями и правонарушениями 33
2.2. Применение мер ответственности за совершение преступлений и
правонарушений экологической направленности 38
ГлаваЗ. Прафилактика экологических правонарушений среди несовершеннолетних 47
3.1. Факультатив для школьников 47
3.2 Открытый урок по экологическому праву 57
Заключение 62
Список использованной литературы
Актуальность темы дипломного исследования. Российская Федерация имеет большие достижения во многих областях промышленности и науки, поэтому о проблеме восстановления экологии здесь уже давно задумались.
Поэтому сегодня широко используется создание санитарно-защитных зон, целью которых является защита человека, животных, а также среды их обитания от пагубного и негативного воздействия промышленных зон и прочих объектов человеческой жизнедеятельности.
Разработка санитарно-защитной зоны - целый процесс, который регулируется различными нормативными документами. Именно в этих документах описывается многие вопросы, связанные с проектированием и созданием объектов, которые могут находиться в создаваемой санитарно-защитной зоне.
Безусловно, решение о создании санитарно-защитной зоны принимается не на пустом месте. Перед тем, как принять решение о создании такой зоны в каком-то конкретном регионе, в этом районе работала экологическая лаборатория.
Именно с помощью таких лабораторий осуществляется экологический контроль, под которым понимается ведение постоянного или периодического наблюдения за состоянием окружающей среды, а также на основании их замеров и отчетов делается анализ того, насколько изменилось состояние окружающей среды под воздействием хозяйственной и любой другой деятельности человека.
Такие лаборатории делают замеры и проводят анализ вредных выбросов фабрик и заводов, используя различные приборы. Такие замеры проводятся как в воздухе, так и в воде, так и на грунте.
Однако мало контролировать экологическую ситуацию в местах, где живет человек. Ведь, по сути, большую часть времени человек проводит на своем рабочем месте, и от того, насколько рабочее место отвечает всем нормам и правилам напрямую зависит здоровье человека.
Поэтому на многих предприятиях, а в особенности тех, которые связанны с любым видом производства, осуществляется проведение аттестации рабочих мест.
Все нормы по созданию рабочих мест описываются во внутренней документации по охране труда на основании нормативной документации. И отдел по охране труда, который имеется на любом промышленном предприятии, тщательно контролирует исполнение всех норм и требований такой документации. Периодически аттестацию рабочих мест проводят и государственные органы, которые призваны контролировать условия труда людей на предприятии. И любое отклонение от установленных норм и требований грозит штрафами для предприятия, ведь таким образом они подвергают угрозе жизнь своих сотрудников.
Как видим, вопрос сохранения окружающей среды - очень актуальный вопрос, ведь он касается самого главного - вопроса жизни на Земле.
Степень научной разработанности темы. Проведенное исследование базируется на богатом научном наследии отечественной экологической науки. Данные вопросы отображены в трудах таких правоведов - экологов как: О.И. Крассов, М.А. Лапина, М.М. Бринчук, В.Б. Ерофеев, С.А. Боголюбов, Л. Кремер, Г. Винтер и др.
Вышеназванные и иные научные труды по данной тематике, несомненно, внесли огромный вклад в формирование теоретической базы профилактики экологических преступлений. Вместе с тем, в современной отечественной юридической науке вопрос о непосредственной роли органов МВД в данной превентивной деятельности раскрыт не полностью, что и предопределяет высокую степень актуальности настоящей работы.
Целью дипломной работы является анализ преступлений в сфере экологии, их проблем и способов предупреждения, а также роли МВД в данном процессе.
Задачи для достижения поставленной цели:
- дать уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере экологии и их причины;
- дать обзор статистики и обзора правоприменительной практики по преступлениям в сфере экологии;
- охарактеризовать проблемы предупреждения и расследования преступлений в сфере экологии;
- предложить способы повышения эффективности реализации уголовной ответственности за преступления в сфере экологии.
- охарактеризовать роль МВД в системе профилактики преступлений экологической направленности.
Объектом исследования в данной работе выступают преступления в сфере экологии.
Предметом исследования - превентивные методы, применяемые органами МВД в борьбе с экологической преступностью.
Методы и методология исследования. В процессе исследования использовался многоуровневый комплекс методов научного познания, что было предопределено его целью и задачами.
Методологическую основу работы составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с использованием категориального аппарата диалектики, в частности таких ее категорий, как «общее и особенное», «явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и возможность» и др.
С помощью исторического метода были выявлены историко-правовые предпосылки формирования, эволюции, особенности выражения в различные исторические периоды процесса профилактики экологических преступлений и роли МВД в данном процессе.
Формально-логический метод, использование законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция) позволили выявить различные подходы к определению понятий «преступление в сфере экологии», «меры привентивного характера», отграничить данный институт от смежных институтов административного, уголовного, экологического права; выработать соответствующие операциональные определения.
Системно-функциональный и системно-структурный методы дали возможность рассмотреть данные правоотношения в качестве системного образования в структуре уголовного и экологического права, выявить его функциональное назначение, внутреннее содержание, системные связи его элементов.
Метод конкретных социально-правовых исследований применялся при анализе практики применения вышестоящими судами норм исследуемого вопроса.
Метод правового моделирования был положен в основу построения правовой модели данного процесса.
Отдельные задачи дипломного исследования решались с применением статистического метода, метода экспертного опроса и др.
Теоретическую основу дипломного исследования составили фундаментальные труды ученых в области уголовного и экологического права и судоустройства, а также истории права, общей теории права, логики, философии, конституционного, международного права.
Нормативная база исследования - общепризнанные принципы и нормы международного права, положения Конституции Российской Федерации, отечественного и зарубежного экологического, уголовного и уголовно - процессуального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составили данные опроса, проведенного среди сотрудников органов МВД, в полномочия которых входит расследования дел и профилактика экологических преступлений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе проведенного комплексного исследования сформулированы и обоснованы новые теоретические положения, позволяющие в значительной степени расширить современное научное знание о сущности, назначении, особенностях функционирования органов МВД в сфере экологической преступности. Совокупность разработанных принципиальных положений о данном вопросе представляет собой решение крупной научной проблемы, имеющей большое значение для дальнейшего реформирования уголовного и уголовно - процессуального законодательства.
Выработанные в дипломной работе теоретические положения, примененные автором подходы к исследованию, могут быть использованы при дальнейшей научной разработке институционального построения, как отрасли уголовного права в целом, так и его соответствующих разделов, в частности.
Практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации прикладного характера, представленные в работе, могут быть полезны в законотворческом процессе при разработке нормативных положений и актов внутреннего пользования для сотрудников МВД. Материалы исследования могут использоваться в процессе преподавания дисциплин уголовной направленности студентам, аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации работников судебной системы и ОВД.
Достоверность результатов исследования обеспечивается
применением апробированного научно-методологического аппарата, значительным объемом исходного нормативного и теоретического материала.
В 21 веке человечество благодаря своему труду достигло высоких результатов в своем развитии. В век информационного общества людям стало легче и комфортнее жить, появилось много изобретений, которые помогают обустроить быт человека. Однако в связи с ростом мирового населения, ростом потребительской активности ежедневно увеличивается потребность в природных ресурсах. Мировым сообществом постоянно применяются меры по сохранению экосистемы, между странами подписываются соглашения, принимаются декларации, но, к сожалению, законы экономики, потребительский спрос стоит выше экологической безопасности и благополучия.
Одним из главных богатств Российской Федерации является ее природа. Россия является страной с уникальной природой, с обширными лесами, степями, горами и реками, на ее территории находятся десятки национальных парков, заповедников. Веками население России хранило это наследие, для своих наследников, соблюдая баланс природы, но, с приходом индустриального, постиндустриального общества природные ресурсы стали все больше и больше истощаться. В годы СССР бурно развивалась промышленность, что очень серьезно изменило экологию городов и населенных пунктов, где, были созданы промышленные зоны. Однако, в те годы власти удавалось сохранять баланс экосистемы.
В связи с развалом СССР в 90-е годы резко ухудшилась статистки экологических правонарушений, многие заводы и фабрики вбрасывали в окружающую среду ядовитые отходы, химикаты. Именно в 90-е годы прошлого века были приватизированы многие природные недра. В стадии становления нового российского государства власти удалось к началу 2000¬ых вернуть относительный баланс по правонарушениям в области экологии.
В современной России существуют механизмы по профилактике и пресечению экологических правонарушений в частности по формированию правоисполнительного поведения, но из-за слабой социально-экономической обстановки, коррупции, низкого уровня правовой культуры у граждан остаются нерешенными вопросы загрязнения окружающей среды.
Анализируя практику, статистику экологических преступлений и правонарушений, можно выделить обстоятельства, которые препятствуют решению проблем предупреждения, раскрытия и расследования экологических преступлений:
- во-первых, отсутствие жертвы экологического преступления, то есть лица, реально понесшего физический, моральный или имущественный вред от противозаконных действий другого лица;
- во-вторых, контролирующие органы (Министерство лесного хозяйства, Росрыболовства и другие) в виду отсутствия технического обеспечения и специалистов лишены возможности организовать ежедневные патрулирования и выявления фактов нарушения природоохранного законодательства;
- в-третьих, правоприменители не всегда компетентны в вопросах экологических нарушений, а отсутствие методик выявления, расследования экологических преступлений способствует их низкому раскрытию;
- в-четвертых, отсутствие четких разграничений уголовно-наказуемого деяния и административного правонарушения влечет за собой необходимость обращения к различным специалистам, заключения которых не всегда однозначны и даже сомнительны, а значит, положить их в основу обвинения не представляется возможным;
- в-пятых, более тяжкие по своим последствиям преступления (нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ и другие) совершаются именно должностными лицами, ответственными за охрану окружающей среды, которые под страхом наказания не информируют соответствующие органы, скрывают следы преступлений, что приводит к негативным последствиям для окружающей среды;
- в-шестых, отсутствие специальных структурных подразделений правоохранительных органов по предупреждению, раскрытию и расследованию фактов экологических нарушений отрицательно сказывается на эффективности борьбы в области охраны окружающей среды.
Эта лишь малая часть факторов, влияющих на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений.
В заключение следует отметить, что только согласованные, совместные действия правоохранительных органов и всего общества позволят своевременно реагировать на факты нарушения экологического законодательства, обеспечить благоприятное состояние окружающей среды, стабилизировать обстановку и рациональное использование природных объектов.
Нормативные правовые акты:
1. Конвенции об охране окружающей среды средствами уголовного закона (Страсбург, 1998) // СПС Консультант Плюс.
2. Директива № 2008/99/ЕС Европейского Парламента и Совета "Об уголовно-правовой охране окружающей среды " // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об охране окружающей среды" // СПС Консультант Плюс.
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016) // СПС Консультант Плюс.
5. Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 (ред. от 10.01.2002) "Об охране окружающей природной среды" (утратил силу) // СПС Консультант Плюс.
6. Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 (ред. от 11.10.2014, с изм. от 02.06.2015) "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" // СПС Консультант Плюс.
7. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 625 "Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным" // СПС Консультант Плюс.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 26.05.2015) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" // СПС Консультант Плюс.
9. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 11.11.2015) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
10. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации".
11. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
Специальная литература:
12. Безрук А.Н. Совершенствование уголовного законодательства, направленного на борьбу с преступлениями, связанными с загрязнением окружающей среды // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 2. С. 154-159.
13. Вареца В.П. Причины и условия, способствующие развитию преступлений в сфере использования водных ресурсов // Право и современность, 2013, № 4, С. 45-52.
14. Викторов Д.В. Уголовная ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды// Российская юстиция. 2013. N 7.
15. Винокуров А.Ю. Природоохранная деятельность
правоохранительных органов Российской Федерации. М.: Изд-во МосГУ,
2011. С. 47.
16. Гриненко А.В. Практика международного сотрудничества Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. № 2.
17. Данильян С.А., Гусев А.В. О значении технико-криминалистической подготовки следователя // Теория и практика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений: сб. материалов 50-х криминалистических чтений. В 2 ч. Ч. 2. М., 2014. С. 44.
18. Дворецкий М.Ю., Краснослободцева Н.В. Проблемные аспекты
борьбы с экологическими преступлениями: вопросы теории и
правоприменительной практики // Российская юстиция. 2013. N 5.
19. Зинин А.М. Криминалист в следственных действиях. М., 2014. С.
57.
20. Илло Д.А. Проблемы борьбы с экологическими преступлениями: вопросы теории и практики // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Владивосток, 2014. № 3. С. 124-130.
21. Каплан Л.С. Взаимодействие следователя с органами дознания: учеб. пособие / под ред. В.Е. Севрюгина. Тюмень, 2014. С. 26-27.
22. Каплунов В.Н. Экологические преступления // Российская юстиция.
2012. N 7.
23. Кокорев Р.А. О взаимодействии следователя и специалиста при
расследовании преступлений // Организация деятельности органов предварительного следствия и дознания в системе МВД России: управленческие и криминалистические проблемы: сб. материалов
Всероссийской науч.-практ. конференции. В 2 ч. Ч. 2. М.: Академия
управления МВД России, 2012. С. 175.
24. Криминалистика: учебник для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2014. С. 541.
25. Криминология: учебное пособие. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2012. С. 254.
26. Кузнецова Н.Ф. Криминогенные детерминанты преступления // Право и политика, 2013, № 2, С. 29-35.
27. Лопашенко Н.А. Экологические преступления: уголовно-правовой анализ: монография. М., 2014.
28. Лужбин А., Швейгер А. Сложности применения ст. 250 УК РФ // Уголовное право. 2012. № 3. С. 53-58.
29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 113, 298, 118.
30. Осипова Е.В. Теоретические и практические проблемы расследования экологических преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2015. С. 106.
31. Попов И.В. В поисках критерия уголовной наказуемости деяний, посягающих на природную среду // Российский следователь. 2015. № 9. С. 13-20.
32. Статистика экологических преступлений в Самарской области // Портал правовой статистики: http://crimestat.ru
33. Стукальская С.А. Задачи, решаемые органами предварительного следствия в ходе взаимодействия со средствами массовой информации // Актуальные проблемы современной криминалистики и судебной экспертизы: материалы Международной науч.-практ. конференции, посвященной 35- летию со дня образования кафедры криминалистики Академии МВД Республики Беларусь. Минск: Академия МВД, 2011. С. 114-115.
34. Сухарев А.Я. Экологическая преступность: ее социальные корни и общественная опасность // Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности: сборник научных трудов. М., 2013. С. 3-7.
35. Тангиев Б.Б. Экокриминология // Гражданин и право. - 2011. - № 6.
36. Токарев А.Ф. Детерминация экологической преступности. М.: МВД РФ, 2013.
37. Уголовное право России: Части Общая и Особенная: учеб. / М.П. Журавлев [и др.]; под ред. А.И. Рарога. - 5е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 704 с.
38. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. профессора А.И. Рарога. - М.: Эксмо, 2012. - 688 с.
39. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебники / под ред. А.В. Бриллиантова. - Москва: Проспект, 2011. - 1232 с.
40. Феоктистова Е.Е. Классификация субъектов международного сотрудничества по уголовным делам // Российский следователь. 2011. № 19.
41. Шаргородский М.Д. Преступность, ее причины и условия в социалистическом обществе // Экологическое право, 2012, №1, С. 34-48.
Материалы судебной практики:
42. Судебное производство Белебеевского районного суда: http://belebeevskiy.bkr.sudrf.ru/ modules.php?name=sud_delo
43. Судебное производство Бирского районного суда: https://birsky-- bkr. sudrf.ru/modules. php?name=sud_delo
44. Судебное производство Владимирского областного суда: https://oblsud--wld.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo
45. Судебное производство Зилаирского районного суда: https: //zilairsky-bkr. sudrf. ru/modules. php?name=sud_delo
46. Судебное производство Мелеузовского районного суда: https://meleuzovsky--bkr.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo
47. Судебное производство Октябрьского районного судебного участка: http://oktr.amr.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=hl
48. Судебное производство Ромненского районного судебного участка: http: //romr.amr. msudrf.ru/modules. php?name=sud_delo&op=hl
49. Судебное производство Ростовского областного суда: https://oblsud — ros.sudrf.ru/modules.php?name=gbook
50. Судебное производство Каневского районного суда Краснодарского края // http://kanevskay.krd.sudrf.ru/