СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДОМАШНЕМУ ЧТЕНИЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 7
1.1. Обучение чтению как виду речевой деятельности 7
1.2. Профессионально-коммуникативные умения чтения студентов
педагогических вузов 19
1.3. Роль домашнего и экстенсивного чтения в обучении будущих учителей
иностранного языка 27
1.4. Цифровое повествование как средство совершенствования умений
чтения на занятиях по домашнему чтению 35
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 44
2.1. Традиционные способы формирования профессионально¬
коммуникативных умений будущих педагогов на уроках по домашнему чтению 44
2.2. Применение цифровых технологий на занятиях по домашнему чтению 55
2.3. Организация обучения студентов созданию цифрового повествования . 65
Выводы по главе 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 7
1.1. Обучение чтению как виду речевой деятельности 7
1.2. Профессионально-коммуникативные умения чтения студентов
педагогических вузов 19
1.3. Роль домашнего и экстенсивного чтения в обучении будущих учителей
иностранного языка 27
1.4. Цифровое повествование как средство совершенствования умений
чтения на занятиях по домашнему чтению 35
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 44
2.1. Традиционные способы формирования профессионально¬
коммуникативных умений будущих педагогов на уроках по домашнему чтению 44
2.2. Применение цифровых технологий на занятиях по домашнему чтению 55
2.3. Организация обучения студентов созданию цифрового повествования . 65
Выводы по главе 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Двадцать первый век - время активного развития науки и техники, а вместе с тем и ослабевания интереса людей к чтению литературы. Всевозможные гаджеты используются в основном в развлекательных целях, но как же обратить молодое поколение к книгам? Как улучшить умения чтения молодых учителей, чтобы они являлись примером для своих учеников?
Чтобы взрастить читающее поколение, молодые учителя должны совершенствовать свои собственные умения чтения. Чтение способствуют развитию мышления, а, следовательно, и повышению уровня интеллекта. Так, по словам Дени Дидро, «люди перестают мыслить, когда перестают читать». Кроме мыслительных процессов совершенствуются также оперативная память и устойчивость внимания. Умения чтения отлично расширяют кругозор, который поможет студентам педагогического вуза в будущем строить интересные и увлекательные занятия. Именно поэтому, будущие учителя иностранного языка должны читать много дополнительной литературы на родном и изучаемом языке.
За последние десятилетия немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития. Однако необходимость оптимизировать процесс совершенствования умений чтения, повысить его эффективность, сохраняется.
В педагогическом вузе будущие учителя знакомятся с различными дисциплинами, которые требуют от них прочтения большого количества литературы, но, на наш взгляд, чтение без углубления в контекст и выхода за рамки произведения поверхностно и не столь эффективно. «Домашнее чтение», как одна из обязательных дисциплин в обучении будущих учителей иностранного языка, дает отличную возможность отодвинуть границымышления и разнообразить процесс совершенствования различных видов речевой деятельности.
Развитие креативности, воображения и, главное, мотивации к учению у нынешних студентов происходит за счет мультимедийной среды, поэтому для совершенствования профессионально-коммуникативных умений чтения необходимо прибегать к помощи аудио и видео средств. Необходимость адаптировать в практику вузовского обучения мультимедийную среду, которая будет развивать мотивацию к учению, определяет актуальность данного исследования.
Объектом нашего исследования является совершенствование профессионально-коммуникативных умений чтения будущих учителей.
Предметом исследования выступает «цифровое повествование» как средство совершенствованияпрофессионально-коммуникативных умений будущих учителей на занятиях по домашнему чтению.
Цель данной работы - изучение профессионально-коммуникативных уменийбудущих педагогови пути их совершенствования посредством применения технологии «цифрового повествования» на занятиях по домашнему чтению.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1. рассмотреть чтение как вид речевой деятельности;
2. изучить различные виды чтения, определить их место в подготовке будущих учителей иностранного языка;
3. установить роль профессионально-коммуникативных умений чтения в процессе обучения студентов педагогических вузов;
4. определить значимость занятий по домашнему чтению как возможности для совершенствования профессионально-коммуникативных умений чтения;
5. проанализировать пособие по домашнему чтению, составить основу упражнений и заданий для собственной методической разработки по домашнему чтению, определив ее валидность для развития профессионально-коммуникативных умений;
6. рассмотреть возможности внедрения цифрового повествования в процесс обучения будущих учителей;
7. создать методическую разработку по домашнему чтению для будущих учителей английского языка по рассказам О.Генри, направленную на совершенствование профессионально-коммуникативных умений;
8. внедрить в практику обучения будущих учителей методическую разработку по домашнему чтению, нацеленную на совершенствование профессионально-коммуникативных умений и апробировать ее на семинарах у студентов педагогического вуза.
Материалом исследования послужили существующие учебные материалы по совершенствованию умений чтения на этапе обучения в педагогическом вузе, пособия по совершенствованию профессионльно- коммуникативных умений, методические разработки по домашнему чтению, а также пособия по применению цифровых технологий в образовании.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: метод анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы, метод обобщения, метод сравнительного анализа, метод описания.
Теоретическая значимость исследованиязаключается в анализе современных методических пособий по совершенствованию профессионально-коммуникативныхумений студентов в процессе обучения, в обобщении и систематизации технологий и методик обучения чтению, углублении знаний в сфере применения мультимедийных технологий в образовании.
Практическая значимость данной работы заключается в выявлении значимости использования цифровых технологий в образовательном процессе будущих учителей и возможности их применения на занятиях домашнему чтению, в разработке определения профессионально-коммуникативных умений чтения и в создании методической разработки по домашнему чтению, направленной на совершенствование профессионально¬коммуникативных умений чтения в мультимедийной среде и ее апробировании.
Апробация. По содержанию выпускной квалификационной работы были подготовлены тезисы и доклады для выступлений на следующих конференциях:
• VII международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2015).
• VIII международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2016).
Также были проведены семинары по нашей методической разработке у студентов 3 курса по домашнему чтению.
Чтобы взрастить читающее поколение, молодые учителя должны совершенствовать свои собственные умения чтения. Чтение способствуют развитию мышления, а, следовательно, и повышению уровня интеллекта. Так, по словам Дени Дидро, «люди перестают мыслить, когда перестают читать». Кроме мыслительных процессов совершенствуются также оперативная память и устойчивость внимания. Умения чтения отлично расширяют кругозор, который поможет студентам педагогического вуза в будущем строить интересные и увлекательные занятия. Именно поэтому, будущие учителя иностранного языка должны читать много дополнительной литературы на родном и изучаемом языке.
За последние десятилетия немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития. Однако необходимость оптимизировать процесс совершенствования умений чтения, повысить его эффективность, сохраняется.
В педагогическом вузе будущие учителя знакомятся с различными дисциплинами, которые требуют от них прочтения большого количества литературы, но, на наш взгляд, чтение без углубления в контекст и выхода за рамки произведения поверхностно и не столь эффективно. «Домашнее чтение», как одна из обязательных дисциплин в обучении будущих учителей иностранного языка, дает отличную возможность отодвинуть границымышления и разнообразить процесс совершенствования различных видов речевой деятельности.
Развитие креативности, воображения и, главное, мотивации к учению у нынешних студентов происходит за счет мультимедийной среды, поэтому для совершенствования профессионально-коммуникативных умений чтения необходимо прибегать к помощи аудио и видео средств. Необходимость адаптировать в практику вузовского обучения мультимедийную среду, которая будет развивать мотивацию к учению, определяет актуальность данного исследования.
Объектом нашего исследования является совершенствование профессионально-коммуникативных умений чтения будущих учителей.
Предметом исследования выступает «цифровое повествование» как средство совершенствованияпрофессионально-коммуникативных умений будущих учителей на занятиях по домашнему чтению.
Цель данной работы - изучение профессионально-коммуникативных уменийбудущих педагогови пути их совершенствования посредством применения технологии «цифрового повествования» на занятиях по домашнему чтению.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1. рассмотреть чтение как вид речевой деятельности;
2. изучить различные виды чтения, определить их место в подготовке будущих учителей иностранного языка;
3. установить роль профессионально-коммуникативных умений чтения в процессе обучения студентов педагогических вузов;
4. определить значимость занятий по домашнему чтению как возможности для совершенствования профессионально-коммуникативных умений чтения;
5. проанализировать пособие по домашнему чтению, составить основу упражнений и заданий для собственной методической разработки по домашнему чтению, определив ее валидность для развития профессионально-коммуникативных умений;
6. рассмотреть возможности внедрения цифрового повествования в процесс обучения будущих учителей;
7. создать методическую разработку по домашнему чтению для будущих учителей английского языка по рассказам О.Генри, направленную на совершенствование профессионально-коммуникативных умений;
8. внедрить в практику обучения будущих учителей методическую разработку по домашнему чтению, нацеленную на совершенствование профессионально-коммуникативных умений и апробировать ее на семинарах у студентов педагогического вуза.
Материалом исследования послужили существующие учебные материалы по совершенствованию умений чтения на этапе обучения в педагогическом вузе, пособия по совершенствованию профессионльно- коммуникативных умений, методические разработки по домашнему чтению, а также пособия по применению цифровых технологий в образовании.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: метод анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы, метод обобщения, метод сравнительного анализа, метод описания.
Теоретическая значимость исследованиязаключается в анализе современных методических пособий по совершенствованию профессионально-коммуникативныхумений студентов в процессе обучения, в обобщении и систематизации технологий и методик обучения чтению, углублении знаний в сфере применения мультимедийных технологий в образовании.
Практическая значимость данной работы заключается в выявлении значимости использования цифровых технологий в образовательном процессе будущих учителей и возможности их применения на занятиях домашнему чтению, в разработке определения профессионально-коммуникативных умений чтения и в создании методической разработки по домашнему чтению, направленной на совершенствование профессионально¬коммуникативных умений чтения в мультимедийной среде и ее апробировании.
Апробация. По содержанию выпускной квалификационной работы были подготовлены тезисы и доклады для выступлений на следующих конференциях:
• VII международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2015).
• VIII международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Екатеринбург, УрГПУ 12.04.2016).
Также были проведены семинары по нашей методической разработке у студентов 3 курса по домашнему чтению.
Чтение является неотъемлемой частью учебного процесса. Студенты педагогического вуза, как будущие учителя, должны иметь высокий уровень сформированности навыков этого вида речевой деятельности. Чтение иноязычной литературы в оригинале дает студентам отличную возможность приобщиться к культуре другой страны, умножить знания в области языка.
Актуальность данного исследования определяется тем, что студенты педагогического вуза, а именно филологи, как будущие преподаватели, должны обладать высоким уровнем знаний в их профессиональной области. Однако, получение этих знаний, повышение их качества может происходить лишь благодаря улучшению организации учебного процесса, в котором упор должен быть на совершенствование всех видов речевой деятельности, главным их которых, по нашему мнению, является чтение, поскольку оно может быть и целью и средством обучения.
В основе нашего исследования - профессионально-коммуникативные умения чтения, которые, на наш взгляд, являются ведущими в становлении личности педагога.
Целью нашего исследования былоизучение профессионально-коммуникативных умений будущих педагогов и путей их совершенствования посредством применения технологии «цифрового повествования» на занятиях по домашнему чтению.
Чтобы добиться поставленной цели, в ходе нашего исследования были поставлены и решены многочисленные задачи.
Мы рассмотрели особенности обучения чтению как виду речевой деятельности, на основе определения Г.В. Роговой, разработали собственное определение чтению и изучили различные виды чтения, обладание которыми, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества знаний студентов педагогических вузов в области иностранного языка.
Нами было разработано определение профессионально-коммуникативных умений чтения студентов педагогических вузов, изученывиды ПКУ чтения, а также установлена их роль и место в процессе обучения студентов педагогических вузов.
Анализ пособия по домашнему чтению к практическому курсу английского языка на примере произведения A. Christie «TheBodyintheLibrary» для студентов педагогических вузовпоказал, что при совершенствовании профессионально-коммуникативных умений чтения должно происходить совершенствование и других видов речевой деятельности, таких как говорение, аудирование и письмо.
Определив значимость занятий по домашнему чтению как возможности для совершенствования ПКУ чтения, мы составили основу упражнений и заданий для собственной методической разработки по домашнему чтению, дополнив традиционную разработку проблемными заданиями с использованием технологии «цифрового повествования».
Далее, мы рассмотрели возможности внедрения цифрового повествования в процесс обучения будущих учителей и создали методическую разработку по домашнему чтению для будущих учителей английского языка по рассказамО.Генри«Из любви к искусству», «Дары волхвов» и «Последний лист», направленную на совершенствование профессионально-коммуникативных умений будущих учителей.
Валидность нашей разработки как способа развития ПКУ чтения через цифровое повествование была выявлена посредством внедрения ее в процесс обучения будущих учителей на занятиях по домашнему чтению.
Трехэтапная реализация внедрения цифрового повествования в процесс обучения будущих учителей, включающая этапы обучения, применения и контроля, дала положительные результаты, поскольку студенты, прежде всего, получили теоретическую основу цифрового повествования, затем применили новые знания на практике, и представили свои мультимедиа 83
продукты на занятии по домашнему чтению, проявив качество владения новой технологией обучения. В процессе работы над цифровым повествованием, у студентов совершенствовались профессионально-коммуникативные умения чтения, развивалась медиакомпетенция, а также происходило развитие критического мышления.
Поставленная нами цель была достигнута: мы изучили профессионально-коммуникативные умения будущих педагогов и пути их совершенствования посредством применения технологии «цифрового повествования» на занятиях по домашнему чтению.
Актуальность данного исследования определяется тем, что студенты педагогического вуза, а именно филологи, как будущие преподаватели, должны обладать высоким уровнем знаний в их профессиональной области. Однако, получение этих знаний, повышение их качества может происходить лишь благодаря улучшению организации учебного процесса, в котором упор должен быть на совершенствование всех видов речевой деятельности, главным их которых, по нашему мнению, является чтение, поскольку оно может быть и целью и средством обучения.
В основе нашего исследования - профессионально-коммуникативные умения чтения, которые, на наш взгляд, являются ведущими в становлении личности педагога.
Целью нашего исследования былоизучение профессионально-коммуникативных умений будущих педагогов и путей их совершенствования посредством применения технологии «цифрового повествования» на занятиях по домашнему чтению.
Чтобы добиться поставленной цели, в ходе нашего исследования были поставлены и решены многочисленные задачи.
Мы рассмотрели особенности обучения чтению как виду речевой деятельности, на основе определения Г.В. Роговой, разработали собственное определение чтению и изучили различные виды чтения, обладание которыми, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества знаний студентов педагогических вузов в области иностранного языка.
Нами было разработано определение профессионально-коммуникативных умений чтения студентов педагогических вузов, изученывиды ПКУ чтения, а также установлена их роль и место в процессе обучения студентов педагогических вузов.
Анализ пособия по домашнему чтению к практическому курсу английского языка на примере произведения A. Christie «TheBodyintheLibrary» для студентов педагогических вузовпоказал, что при совершенствовании профессионально-коммуникативных умений чтения должно происходить совершенствование и других видов речевой деятельности, таких как говорение, аудирование и письмо.
Определив значимость занятий по домашнему чтению как возможности для совершенствования ПКУ чтения, мы составили основу упражнений и заданий для собственной методической разработки по домашнему чтению, дополнив традиционную разработку проблемными заданиями с использованием технологии «цифрового повествования».
Далее, мы рассмотрели возможности внедрения цифрового повествования в процесс обучения будущих учителей и создали методическую разработку по домашнему чтению для будущих учителей английского языка по рассказамО.Генри«Из любви к искусству», «Дары волхвов» и «Последний лист», направленную на совершенствование профессионально-коммуникативных умений будущих учителей.
Валидность нашей разработки как способа развития ПКУ чтения через цифровое повествование была выявлена посредством внедрения ее в процесс обучения будущих учителей на занятиях по домашнему чтению.
Трехэтапная реализация внедрения цифрового повествования в процесс обучения будущих учителей, включающая этапы обучения, применения и контроля, дала положительные результаты, поскольку студенты, прежде всего, получили теоретическую основу цифрового повествования, затем применили новые знания на практике, и представили свои мультимедиа 83
продукты на занятии по домашнему чтению, проявив качество владения новой технологией обучения. В процессе работы над цифровым повествованием, у студентов совершенствовались профессионально-коммуникативные умения чтения, развивалась медиакомпетенция, а также происходило развитие критического мышления.
Поставленная нами цель была достигнута: мы изучили профессионально-коммуникативные умения будущих педагогов и пути их совершенствования посредством применения технологии «цифрового повествования» на занятиях по домашнему чтению.



