Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экзистенциально-философские аспекты права на смерть

Работа №101225

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы102
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Культурно-исторический контекст отношения к праву на смерть.. .13
§ 1. Место смерти в культуре человечества и в философии 13
§ 2. Проблема смерти как поле интерпретации в экзистенциальной философии 28
Глава 2. Проблема права на смерть как феномена в правовой реальности.. ..44
§ 1. Право на смерть в контексте соматических прав 44
§ 2. Эвтаназия как главный пример реализации права на смерть 56
Глава 3. Право на смерть как позитивное право 69
§ 1. Экзистенциальный подход в правовой сфере и проблема права на смерть 69
§ 2. Субъективное право на смерть. Свобода воли и государство 78
Заключение 89
Список литературы 95

Актуальность. Правовая действительность нашего общества и мира не стоит на месте, все время, продолжая свое развитие. Нормы сменяют друг друга, отмирают старые, рождаются новые. И с все возрастающим усложением нашей жизни становятся сложнее и нормы права. И, несомненно, то, что философия, философия права не должна отставать от них, поскольку сейчас, в век информации, еще более остро необходимо всестороннее философское осмысление всего, что происходит вокруг.
Право на жизнь на сегодняшний день, пожалуй, является главным правом человека. Именно оно значится одним из первых пунктов в Конституциях различных государств, в том числе и российской, где оно закреплено в 20 статье первого раздела. Статья 3 всеобщей Декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Если существует право на жизнь, казалось бы, можно было бы заключить из этого и возможность такого понятия, как «право на смерть». Однако на деле это может проявлять себя как внутреннее противоречие для законодателя, чьим основным принципом является защита жизни. Акцент ставится на том, что в защите нуждается именно жизнь, а не смерть. Таким образом, подразумевает ли право на жизнь под собой и право на смерть - нелегкий и спорный вопрос, на который нет конкретного ответа, а потому проблема права человека на смерть остается подвешенной в воздухе, игнорируемой государством.
Проблема права на смерть не является новой для правовой сферы: этот феномен давно уже исследуется философами и юристами. Но в последнее время право на смерть постепенно выходит «из тени», в которой пребывало много лет как замалчиваемое и малообсуждаемое. Остро ставится вопрос о возможности существования права на смерть и даже возможности юридического признания и закрепления.
Одним из примеров этого служит не так давно выдвинутая одним из наших юристов-соотечественников теория так называемых соматических прав (от греч. soma - тело). Данная категория прав должна будет предоставить человеку возможность свободно распоряжаться собственным телом, вплоть до изменения его по своему усмотрению; в частности, она охватывает право на изменение пола, трансплантацию органов, употребление наркотиков и психотропных препаратов, право на искусственную репродукцию (посредством клонирования и заморозки) и, конечно, право на смерть, в том числе посредством эвтаназии. Пока данная теория не закреплена юридически, однако широко рассматривается как философами, так и юристами, и в быстро изменяющемся мире, подстраивающемся под требующего себе все новые права человека, в будущем не исключена перспектива легализации и данного вида прав.
В философско-правовых исследованиях освещается наиболее яркое проявление права на смерть - эвтаназия. Эвтаназия как явление, возникшее благодаря развитию медицинских технологий и общественному прогрессу в целом, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем с точки зрения биоэтики, права, философии и медицины. Значимость этой проблемы трудно преувеличить, поскольку она поднимает множественные вопросы, касающиеся самого дорогого, что есть у человека - его жизни. Это вопросы об абсолютной ценности жизни, границе между жизнью и смертью, о том, всегда ли сохранение жизни является благом, и, наконец, о праве человека добровольно распоряжаться своей жизнью и ее продолжительностью. Трудность данного феномена вызвана неутихающими дискуссиями сторонников и противников эвтаназии, этическими противоречиями, недостаточным вниманием со стороны государственно-правовых актов страны и т. д.
Однако проблема смерти - прежде всего философская проблема, и рассмотрение права на смерть лишь с точки зрения правовой реальности было бы односторонним и неверным. Следует отметить, что это вопрос непреходящей актуальности, поскольку проблема собственной смерти будет волновать человечество столько, сколько оно существует, и когда-либо поставить точку в исследовании проблемы смерти вряд ли представляется возможным.
О проблеме смерти многое сказано философией, однако особая заслуга в том, что в современной социокультурной сфере эта проблема является обсуждаемой, принадлежит экзистенциализму. Именно поэтому теоретической основой данного исследования являются труды философов- экзистенциалистов. Это позволяет осветить проблему феномена права на смерть сквозь призму экзистенциальной философии.
Степень научной разработанности темы исследования.
Проблема права на смерть в правовом аспекте затрагивалась в трудах таких ученых, как В. А. Киселев, В. И. Крусс, М. А. Лаврик, А. Х. Абашидзе и А. М. Солнцев, А. В. Малиновский, М. И. Ковалев, Ю. А. Дмитриев, Е. К. Фомичев, и ряда других ученых.
Изучению проблемы эвтаназии за рубежом посвятили свои работы следующие авторы: Ф. Бекон, Ф. Фут, Дж. Файнберг, С. Лонг, Дж. Томсон, Б. Маултон, Т. Хилл, Э. Бёрдетт и другие классические и современные авторы.
Этический аспект эвтаназии рассматривался в работах следующих авторов: В. А. Киселев, В. А. Рыбин, А. А. Гусейнов, А. Я. Иванюшкин, И. В. Чаплин, Б. Г. Юдин и др.
Философские аспекты права на смерть и эвтаназии рассматривались в работах таких авторов, как И. А. Ивченко, А. В. Мантров, С. Ю. Быкова, О. С. Капинус, Э. Дюркгейм, В.А. Тихоненко, А. Шопенгауэр, Д. Юм.
Философско-экзистенциальные аспекты проблемы смерти отражены в трудах таких мыслителей, как М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, С. Кьеркегор, и других философов.
При работе над диссертационным исследованием автор также опирался на труды таких авторов, как М. Фуко, И. Ялом, О. Больнов, О. В. Бордуков.
В России на сегодняшний день практически отсутствуют исследования, полно и объективно отражающие правовой и философский аспекты феномена права на смерть. Много исследований посвящено проблеме эвтаназии, но феномен права на смерть в них, как правило, не отражен либо плохо раскрыт. Имеющиеся же исследования права на смерть, как правило, носят фрагментарный характер и раскрывают лишь отдельные аспекты проблемы, не позволяющие сложить полную картину, отражающую все правовые и философские, в том числе философско-исторические аспекты появления, развития феномена и ситуации, в которой он представлен на сегодняшний день.
Что касается той части исследования, что посвящена анализу феномена права на смерть через призму философии экзистенциализма, то, несмотря на имеющиеся исследования проблемы смерти в экзистенциализме, исследования непосредственно по данному вопросу также практически отсутствуют, поскольку имеющиеся исследования отражают несколько иные аспекты проблемы смерти, в частности, не охватывающие правовой аспект указанной проблемы.
Объектом диссертационного исследования является право на смерть.
Предмет исследования - правовой и философско-экзистенциальный аспекты права на смерть.
Цель и задачи проводимого исследования.
Целью диссертационного исследования является анализ философско- экзистенциальных и правовых аспектов такого феномена бытия человека, как право на смерть.
Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть феномен права на смерть в историческом контексте его зарождения и развития, а также определить место и роль смерти в культуре человечества и в философии;
2. Исследовать проблему смерти в экзистенциальной философии и трудах отдельных представителей данного философского направления;
3. Рассмотреть феномен права на смерть в контексте современной правовой реальности и в частности его роль в категории соматических прав человека;
4. Провести исследование феномена эвтаназии, как главного примера реализации права на смерть, в его этическом и социокультурном аспектах;
5. Рассмотреть право на смерть непосредственно сквозь призму экзистенциальной философии и экзистенциального подхода в праве;
6. Изучить феномен права на смерть как субъективное право человека, неразрывно связанное с его свободой воли, а также в контексте отношений человека с государством и праве последнего распоряжаться жизнью и смертью гражданина.
На основании реализации поставленных задач появляется возможность раскрыть философско-экзистенциальный и правовой смысл проблемы права на смерть.
Методологическая база исследования основана на фундаментальных положениях философии и правовой науки, позволяющих сформулировать общие представления о праве на смерть как научной проблеме и представить отдельные стороны ее осмысления в контексте современной российской действительности и философии экзистенциализма.
В качестве общенаучных методов применялись анализ, синтез, дедукция, индукция, системно-структурный метод и другие. В процессе исследования применялись такие частнонаучные методы, как историко-сравнительный метод, который позволил сопоставить и изучить сложившиеся научные подходы к пониманию права на смерть и определению места этого права в системе личных прав человека; компаративистский, состоящий в проведении сравнительного анализа правовых норм, касающихся эвтаназии, и др.
Теоретическую основу исследования составили философские труды философов-экзистенциалистов М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, С. Кьеркегора и других мыслителей; труды таких отечественных и зарубежных исследователей в области права на смерть, как В. А. Киселев, B. А. Рыбин, М. А. Лаврик, А. Х. Абашидзе и А. М. Солнцев, И. А. Ивченко, А. В. Мантров, Ф. Фут, Б. Маултон, Т. Хилл, Э. Бёрдетт; а также философские труды М. Фуко, О. Больнова и других исследователей правовых, этических и философских аспектов права на смерть.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., Декларация об эвтаназии 1987 г., Этический кодекс российского врача.
Научную новизну исследования составляет философско-правовое осмысление феномена права на смерть и его связь с идеями и воззрениями экзистенциализма.
Положения, выносимые на защиту:
1. Показано, что феномен права на смерть берет начало еще практически с истоков развития человечества, видоизменяясь и развиваясь вместе с ним; а также что проблема смерти является определяющей и смыслоформирующей ценностью человеческой жизни;
2. Выявлено, что проблема смерти в экзистенциальной философии представляет собой почти безграничное поле для исследований и интерпретаций и является главенствующей в данном философском направлении, несмотря на то что разрабатывалась она скорее косвенно, во взаимосвязи с человеческими переживаниями. У каждого из представителей экзистенциальной философии сложилось свое индивидуальное воззрение на проблему смерти, но все сходятся в одном: жизнь - ценность, равной которой у человека нет;
3. В ходе анализа феномена права на смерть в контексте современной правовой реальности и его роли в категории соматических прав человека установлено, что феномен права на смерть представляет собой недостаточно разработанную проблему, особенно в сфере юриспруденции, но, как остро стоящая на сегодняшний день перед обществом проблема, нуждается в скорейшем решении; одним из путей решения может стать пересмотр правовых систем, существующих на сегодняшний день, с целью поправок на возможность распоряжения человеком собственным телом с помощью категории так называемых соматических прав;
4. Исследование феномена эвтаназии в его этическом и социокультурном аспектах показало, что решение проблемы эвтаназии как главного и яркого примера реализации права на смерть могло бы также стать одним из путей решения проблемы права на смерть, однако сейчас наше общество не готово к подобной практике, и может потребоваться длительная и трудная перестройка всей правовой системы в целом, дабы закрепить в юридически-правовых актах право на смерть, в том числе и посредством эвтаназии; а пока вопрос о целесообразности признания и практики эвтаназии остается открытым;
5. Постановка задачи рассмотреть право на смерть непосредственно сквозь призму экзистенциальной философии позволила показать, что проблема права на смерть из всех философских течений больше всего резонирует с философией экзистенциализма; именно в данном течении можно услышать его отголоски, и именно через идеи и воззрения экзистенциализма можно попытаться найти пути решения стоящей перед человечеством проблемы права на смерть;
6. Анализ проблемы взаимоотношений человека с государством по поводу права распоряжаться жизнью и смертью гражданина привел к выводу, что феномен права на смерть является неотъемлемой потребностью человека в распоряжении своей жизнью, и в связи с современными реалиями все возрастающих свобод человека, а также невозможностью в принципе лишить человека права умирать, должно быть предоставлено ему государством в той или иной мере.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в новизне проводимого исследования, проведенном анализе развития права на смерть и проблемы смерти в экзистенциализме, попытке поиска решения проблемы права на смерть через обращение к экзистенциальной философии.
Апробация работы. Положения исследовательской работы нашли свое отражение в ряде публикаций:
1. Шуталева А. В., Соколова Ю. С. Биоэтическая проблематика в контексте современной научной картины мира // Современное состояние естественных и технических наук: Материалы XI Международной научно-практической конференции (14.06.2013). - М.: Издательство «Спутник+», 2013. - С. 34-36. (0, 125 п. л.).
2. Шуталева А. В., Соколова Ю. С. Проблема эвтаназии в правовом пространстве // Экономика. Право. Менеджмент: современные проблемы и тенденции развития: Материалы IV Международной научно-практической конференции. 18 июня 2013 г.: Сборник научных трудов. - Краснодар: Научно-издательский центр Априори, Издательский Дом - Юг, 2013. - С. 67¬69. (0, 125 п. л.).
3. Шуталева А. В., Соколова Ю. С. Профессиональная врачебная этика и проблема эвтаназии // Медицина: актуальные вопросы и тенденции развития: Материалы II Международной научно-практической конференции. 19 июня 2013 г.: Сборник научных трудов. - Краснодар, 2013. - С. 29-30. (0, 125 п. л.).
Структура и содержание работы. Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы. Поставленные цель, задачи работы обусловили следующую логику исследования данной темы.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, формулируются цель и задачи, раскрывается объект и предмет исследования, характеризуются научная новизна и практическая значимость работы, обосновывается методологическая база исследования, приводятся положения, выносимые на защиту, описываются структура и содержание работы.
Первая глава «Культурно-исторический контекст отношения к праву на смерть» посвящена рассмотрению проблемы права на смерть в историческом контексте, проблеме смерти как неотъемлемой части культуры и природы человека, а также проблеме смерти непосредственно в экзистенциальной философии.
Глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Место смерти в культуре человечества и в философии» формулируется постановка исследуемой проблемы, рассматривается феномен права на смерть в историческом контексте его зарождения и развития, а также определено место и роль смерти в культуре человечества и в философии, изучено, какую роль сыграл феномен смерти в развитии философии и сознания человека. Во втором параграфе «Проблема смерти как поле интерпретации в экзистенциальной философии» проведен анализ феномена смерти конкретно в таком философском течении, как экзистенциализм, изучены упоминания и роль смерти в трудах отдельных представителей данного философского направления.
Во второй главе «Проблема права на смерть как феномена в правовой реальности» рассматривается право на смерть в контексте современной правовой реальности, а также эвтаназия как главный пример реализации права на смерть.
Вторая глава также включает в себя два параграфа. Первый параграф «Право на смерть в контексте соматических прав» посвящен философскому осмыслению феномена права на смерть в контексте современной правовой реальности и в частности его роли в категории соматических прав человека. Во втором параграфе «Эвтаназия как главный пример реализации права на смерть» изучен феномен эвтаназии в его этическом и социокультурном аспектах, эвтаназия рассмотрена в первую очередь как философская, этическая проблема, касающаяся нравственности человека.
Третья глава «Право на смерть как позитивное право» посвящена рассмотрению права на смерть непосредственно сквозь призму экзистенциальной философии и экзистенциального подхода в праве, а также отношениям человека с государством за право распоряжаться жизнью и смертью гражданина.
Глава также состоит из двух параграфов. Первый параграф «Экзистенциальный подход в правовой сфере и проблема права на смерть» посвящен анализу экзистенциального подхода в праве, а также анализу самого явления права на смерть на фоне идей и воззрений экзистенциализма как направления философии. Во втором параграфе «Субъективное право на смерть. Свобода воли и государство» исследован феномен права на смерть как субъективное право человека, неразрывно связанное с его свободой воли, актуализируются философские аспекты свободы воли человека; на основе трудов М. Фуко в историческом контексте рассмотрены отношения человека с государством, право последнего распоряжаться жизнью и смертью гражданина, и как оно изменялось и что представляло собой вплоть до сегодняшнего дня.
В заключении изложены основные выводы по теме исследования.
В работе имеется список литературы, состоящий из ... пунктов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования с точки зрения философского и экзистенциального аспектов была рассмотрена столь сложная для решения проблема, как человека на смерть. Было установлено, что феномен права на смерть является чрезвычайно сложной и неоднозначной проблемой, а потому требует многогранного, всестороннего осмысления как юриспруденцией, так и, конечно, в первую очередь философией.
В ходе научного исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрен феномен права на смерть в историческом контексте его зарождения и развития, а также определены место и роль смерти в культуре человечества и в философии;
2. Исследована проблема смерти в экзистенциальной философии и трудах отдельных представителей данного философского направления;
3. Рассмотрен феномен права на смерть в контексте современной правовой реальности и в частности его роль в категории соматических прав человека;
4. Проведено исследование феномена эвтаназии, как главного примера реализации права на смерть, в его этическом и социокультурном аспектах;
5. Рассмотрено право на смерть непосредственно сквозь призму экзистенциальной философии и экзистенциального подхода в праве;
6. Изучен феномен права на смерть как субъективное право человека, неразрывно связанное с его свободой воли, а также в контексте отношений человека с государством и праве последнего распоряжаться жизнью и смертью гражданина.
Решение поставленных задач позволило получить следующие выводы.
В древности, на рассвете человеческого бытия, с зарождением первых государств, сама постановка проблемы права на смерть вряд ли была возможна: тогда не шло и речи о праве на жизнь в его современном понимании, а значит, не могло быть и столь такого же современной проблемы права на смерть. В то же время нужно отметить, что у самых разных народов по всему земному шару и в разные времена имели место практики добровольных самоубийств, зачастую носящих ритуальных характер, что означает, что самоубийство, преследующее религиозную либо жертвенную цель, не осуждалось обществом в отличие от бессмысленного и сугубо эгоистического.
В античном обществе отношение к самоубийству было двояким: с одной стороны, обществом оно не расценивалось как преступление, опасное для государства и подрывающее его устои, с другой стороны, самим государством оно не одобрялось и местами даже каралось. Возможность добровольно уйти из жизни носила лишь принудительный характер и предоставлялась приговоренному к смерти; в остальных случаях права на добровольный уход из жизни человек был фактически лишен.
С распространением христианства самоубийство получило статус недопустимого деяния, смертного греха, для самоубийц были введены карательные санкции. Однако с течением времени общество стало относиться к самоубийцам все более терпимо и либерально. Одно за другим государства отказывались от репрессивных мер по отношению к суицидникам. Постепенно самоубийство избавилось от клейма общественно опасного деяния и преступления, хотя осуждение со стороны общества все же сохранилось. Таким образом, по сравнению с античностью и ранним Средневековьем сегодня человек не только избавился от обязанности умирать путем предписываемого самоубийства, но и получил самое настоящее право умирать по своему желанию.
В истории развития философия существовали разные подходы относительно решения проблемы жизни и смерти. Всю историю развития человечества обращались к этому вопросу не только величайшие умы, но и, в сущности, каждый человек, поскольку проблема смерти является общечеловеческой, надиндивидуальной. Соотнося смерть и культуру, можно сказать, что смерть является надкультурным феноменом, феноменом природы. Именно поэтому в культуре феномен конечности бытия оказывается окутан таким ореолом загадочности и непостижимости, а неразрывно связанный с нею трагизм является плодом осознания человеком неповторимости своего бытия и его неизбежного ухода в ничто.
Полностью посвященной смерти оказалась и философия как высшая ступень развития сознания, призванная на помощь человеку в поисках смыслов перед пугающим ликом ничто. Говоря словами Сократа и Платона, «те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью».
Позже, в эпоху Возрождения и Просвещения, проблема смерти проникает еще глубже в культуру и человеческую природу, переносясь из области веры в сферу материалистического понимания и разума. И стараясь подчинить страх перед смертью сознанию, человек начинает стараться думать о жизни, а не о смерти. Философия XVIII и XIX столетий продолжает эту традицию, стараясь отвести внимание непосредственно от смерти к жизни, пытаясь подчеркнуть ценность жизни на фоне ее конечности.
Проблема смерти неотступно и неизбежно пронизывает всю человеческую культуру, начиная с самых истоков развития человечества. Все время своего существования род человеческий пытается примириться с этой проблемой, осмыслить ее. Осознаваемая неотвратимость конечности бытия придает человеческому существованию трагизм, но в то же время и наделяет его великой ценностью. И верная спутница человека, философия, всеми силами пытается помочь ему на этом пути. И кульминацией, вершиной оказывается философия экзистенциализма, по-новому взглянувшая на вопрос смерти и еще более обострившая проблему единичности, уникальности человеческого бытия на фоне его конечности, тем самым обратив на эту тему внимание всей современной культуры.
Смерть, как вечная загадка и неотвратимая неизбежность, как уже отмечалось выше, является проблемой непреходящей актуальности; именно здесь человек так мало может рассчитывать на свои инстинкты и именно здесь так остро нуждается в сознательном отношении и осмыслении. Именно поэтому экзистенциализм, как философия, посвященная человеку со всеми проблемами и загадками его бытия, конечно же, не может обойти столь животрепещущий и важный вопрос.
Экзистенциализму удалось повернуть к проблеме смерти внимание всей современной культуры. Проблема смерти в экзистенциальной философии представляет собой почти безграничное поле для исследований и интерпретаций и является главенствующей в данном философском направлении, поскольку конечность этого существования - краеугольный камень и оборотная сторона вопроса существования человека. У каждого из представителей экзистенциальной философии сложилось свое, индивидуальное воззрение на проблему смерти, но все сходятся в одном: жизнь - ценность, равной которой у человека нет.
Феномен права на смерть представляет собой недостаточно разработанную проблему, особенно в сфере юриспруденции, но, как остро стоящая на сегодняшний день перед обществом проблема, нуждается в скорейшем решении. Одним из путей решения может стать пересмотр правовых систем, существующих на сегодняшний день, с целью поправок на возможность распоряжения человеком собственным телом с помощью категории так называемых соматических прав. Пока данная категория прав не получила признания в юриспруденции и конституционном праве, их концепция еще не проработана на достаточном уровне и потому говорить о внедрении их в правовую реальность пока преждевременно; но с дальнейшим развитием права такая возможность не исключена, и это позволит говорить о праве на смерть не просто как о неком абстрактном «праве», а как о самой настоящей закрепленной норме.
Решение проблемы эвтаназии как главного и яркого примера реализации права на смерть могло бы также стать одним из путей решения проблемы права на смерть, однако чтобы дать реальную оценку такому многоаспектному явлению, как эвтаназия, и иметь возможность сформулировать компетентное обоснование целесообразности ее применения, нужно рассматривать данную проблему как совокупность положительных и отрицательных нюансов, составляющих ее сущность, а это вопрос уже настолько сложный, что современное общество, уже много лет споря об эвтаназии, так и не пришло до сих пор к какому-то консенсусу. Посему сейчас наше общество не готово к подобной практике, и может потребоваться длительная и трудная перестройка всей правовой системы в целом, дабы закрепить в юридически-правовых актах право на смерть, в том числе и посредством эвтаназии; а пока вопрос о целесообразности признания и практики эвтаназии остается открытым.
Желание свободы воли, возможности делать выбор и принимать решения, не зависящие от социальных, моральных и политических обязательств, не покинет человека никогда. И такое философское течение, как экзистенциализм, как идея о человеке как явлении, которое само определяет свое существование - человек предоставлен самому себе, только он решает, что ему делать, и только он отвечает за свои действия, а бытие каждого человека уникально - пожалуй, теснейшим образом связано с этим стремлением, и потому наиболее близко к проблеме права на смерть. Именно с философией экзистенциализма больше всего из всех философских течений резонирует эта проблема; именно в данном течении можно услышать его отголоски, и именно через идеи и воззрения экзистенциализма можно попытаться найти пути решения стоящей перед человечеством проблемы права на смерть.
Подводя итог своей работы, хотелось бы отметить следующее.
Нет никаких веских аргументов против того, чтобы провозгласить, что человек имеет право на жизнь и на смерть. Оба этих человеческие права настолько тесно связаны друг с другом, что являются как бы двумя сторонами одной медали, отделение одного от другого сразу же влечет вопросы, и если с правом на жизнь еще более или менее все понятно, то с правом на смерть возникает масса вопросов. Это область взаимодействия человека со своей судьбой, человек не станет сверяться с Конституцией, находясь на грани жизни и смерти, выбирая небытие. А посему задачей государства в этом вопросе должно стать то, чтобы человек не выбрал небытие. Помочь здесь могут, пожалуй, поддержка и закрепление сущности человека как совокупности всех общественных отношений, обеспечение общества адекватными нравственно-ценностными идеалами и ориентирами, грамотная правовая политика. Главное - человек никогда не перестанет добиваться от государства прав на все, чем он желает распоряжаться, а собственная жизнь и собственное тело тут, пожалуй, стоят на первом месте. А потому проблема права на смерть все равно будет вновь и вновь напоминать о себе, требуя своего решения. И хочется верить, что когда- нибудь решение будет найдено


1. Абашидзе А. А., Солнцев А. М. Новое поколение прав человека: соматические права // Московский журнал международного права. - М: Международные отношения, 2009, №1 (73). - С. 69-82
2. Акопов В. И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http : //www.relga.ru/Environ/WebObj ects/tgu- www.woa/wa/Main?textid= 1889&level 1 =main&level2=articles (дата обращения: 10.04.2014)
3. Ашкеров А. Ю. Философия смерти [Электронный ресурс] / Ашкеров
А. Ю. // Философия смерти. - Режим доступа:
http://www.russia.ru/video/ashkerov_smert/ (дата обращения: 15.05.2014)
4. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма [Электронный ресурс] /
Больнов О. Ф. - Режим доступа: http://www.e-
reading.ws/book.php?book=1022100 (дата обращения: 10.05.2014)
5. Борджер Г. «Доктор смерть» у всех на устах // За рубежом. - 1991. - №5
6. Бордуков О. В. Смерть в экзистенциализме [Электронный ресурс] / Бордуков О. В. - Режим доступа: http://institut.smysl.ru/article/bordukov.php (дата обращения: 10.05.2014)
7. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
(дата обращения: 15.05.2014)
8. Декларация об эвтаназии 1987 г. [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://www.medicusamicus.com/index.php?action=laws8 (дата
обращения: 15.05.2014)
9. Дмитриев Ю. А. Конституционное право человека и гражданина на осуществление эвтаназии в России // Право и жизнь. - 2000. - № 24. С. 54-62.
10. Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. - 2000. - №
11. - С. 52-59.
11. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.
12. Жан-Поль Сартр: цитаты, афоризмы [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://quoty.ru/authors/Zhan-Pol Загй/ (дата обращения:
15.05.2014)
13. Ивченко И. А. Эвтаназия как выражение свободы воли и права на
смерть (историко-философский анализ) [Электронный ресурс] / Ивченко И. А. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/evtanaziya-kak-
vyrazhenie-svobody-voli-i-prava-na-smert-istoriko-filosofskiy-analiz (дата
обращения: 19.05.2014)
14. Инюшина И. А. Философская танатология М. К. Мамардашвили: смерть как онтологическое основание сознания [Электронный ресурс] / Инюшина И. А. - Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21- 16/2916-2012-05-27-15-52-31 (дата обращения: 15.05.2014)
15. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр.; Под. ред. А. М. Руткевича. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
16. Камю А. Записные книжки [Электронный ресурс] / Камю А. //
Записные книжки. - Режим доступа: http://bookz.ru/authors/kamu-
al_ber/zapisnye_knizhki/page-7-zapisnye_knizhki.html (дата обращения:
15.05.2014)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ