ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ В ПСИХОЛОГИИ . 9
1.1. История становления понятия «когнитивный стиль» 9
1.2. Положение когнитивного стиля в системе познавательной
деятельности 13
1.3. Виды когнитивных стилей и их характеристика 22
1.4. Психофизиологические основы когнитивных стилей 28
1.5. Аналитичность-холистичность как основа стилевых характеристик
мышления 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ИХ ОТЛИЧИЙ У ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ 39
2.1. План исследования, описание выборки 39
2.2. Выбор и обоснование методик 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов 51
2.3.1. Исследование когнитивного стиля аналитичность-холистичность 51
2.3.2. Исследование когнитивных стилей полезависимость-
поленезависимость, импульсивность-рефлексивность, гибкость- ригидность познавательного контроля, визуального-вербального стиля . 58
2.3.3. Исследование взаимосвязи показателей когнитивных стилей 65
2.3.4. Сравнение когнитивных стилей девушек и юношей 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 91
ПРИЛОЖЕНИЕ З 93
ПРИЛОЖЕНИЕ И 96
ПРИЛОЖЕНИЕ К 103
На протяжении многих лет пристальное внимание в психологической науке уделяется когнитивным стилям. Главной причиной этого интереса является то, что когнитивные стили обеспечивают связь между познанием и личностью и, соответственно, находятся на стыке психологии познания и психологии личности [1, 45, 48]. Также, это обусловлено наличием
возможности понимания, предсказания и повышения эффективности образовательной деятельности. В процессе обучения взаимодействие учащегося с учебной ситуацией зависит не только от внешних, но и от внутренних факторов, к которым в том числе относятся когнитивнопсихологические свойства индивидуальности. В дальнейшем, стилевая характеристика индивида позволяет более точно определить эффективную сферу профессиональной деятельности взрослого человека. Такая возможность появляется в связи с влиянием когнитивных стилей на поведение человека на разных уровнях его взаимодействия с окружающей средой. Поэтому их диагностика позволяет дать широкий прогноз поведенческих особенности индивида.
Несмотря на высокий интерес к когнитивный стилям, в настоящее время в психологии нет целостного представления о положении стилей в структуре индивидуальности.
Существует несколько подходов к изучению когнитивных стилей. Один из исторически первых подходов рассматривал когнитивные стили с точки зрения процессов восприятия. Когнитивные стили здесь рассматривались с точки зрения одного конкретного процесса, и считалось, что они обусловлены врожденными особенностями индивида.
В рамках другого, аналитического подхода, понятие когнитивного стиля расширяется, и описываются уже отдельные стили, представленные двумя полюсами, такими как полезависимость-поленезависимость, импульсивность-рефлексивность и другие. В современной литературе описывается до двадцати различных стилей, и можно с уверенностью сказать, что в последнее время аналитическая тенденция усиливается. При этом отмечаются попытки выделения базовых стилей, определяющих проявление индивидуального набора других стилевых характеристик личности. Анализ литературных источников показал, что наиболее часто в качестве базового рассматривается когнитивный стиль аналитичность-холистичность [2, 5, 7, 15, 12, 17]. Это в значительной мере обусловливается психофизиологической основой данного стиля. Считается, что левое полушарие мозга обеспечивает аналитический стиль, а правое - холистический. Существуют методики диагностики аналитичности-холистичности на уровнях восприятия, мышления и даже мировоззрения. Однако исследований связи между показателями аналитичности-холистичности на всех этих уровнях не обнаружено.
Третий подход придерживается мнения о том, что когнитивные стили являются универсальным компонентом личности, влияющем на развитие всех сфер психической активности человека. В основном, данные исследования носят теоретический характер, в то время как эмпирические результаты являются весьма неоднозначными и противоречивыми.
Такое разнообразие подходов к определению когнитивных стилей и их структурной организации говорит о том, что в настоящее время по-прежнему сохраняется многозначность данного понятия [14].
В последнее время проблема когнитивных стилей начала вновь активно разрабатываться. И одним из наиболее волнующих исследователей вопросов является их структурная организация [18].
Еще одной немаловажной проблемой в научной среде представляется выявление гендерных особенностей когнитивных стилей.
Довольно распространенным в обществе является мнение о существовании так называемой «женской» и «мужской» логики, или о большей склонности мужчин к аналитическим и логическим способностям, а женщин - к интуиции. В том числе существуют многочисленные исследования о гендерных особенностях стилей мышления и о разной выраженности полюсов когнитивных стилей [25]. Помимо различий в стилях мышления ученые выделяют еще множество оснований для классификаций гендерных отличий. М. Гариен (Michael Gurian) [36] выделяет в качестве различий неврологическое развитие людей, в частности функциональные различия полушарий мозга. Е. Н. Каменская [16] выявила различия интеллектуальных, речевых, эмоциональных и личностных характеристик с помощью гендерного анализа.
В настоящее время, когда очень высока значимость уровня образования, представляется необходимым улучшать процесс образования и способы приобретения и обновления знаний человека. Подобные изменения зависят, в том числе, и от работы педагогов и психологов, которые способствуют развитию познавательных способностей человека. В этом также заинтересованы и субъекты учебного процесса и их родители. В частности, решение данной проблемы особенно актуально в юношеском возрасте, так как именно на этот период приходится большая интеллектуальная нагрузка, которая вызвана необходимостью смены деятельности, такой как окончание учёбы и выход на работу, реализация себя в профессиональной среде.
Принятие во внимание особенностей когнитивных стилей учащихся и их гендерных различий даст преподавателю возможность более осознанно относиться к выбору приемов и способов обучения и воспитания, учебных материалов и средств педагогического воздействия, позволят создавать благоприятные условия для развития личности учащихся и раскрытия потенциала способностей, а также создает свободу выбора для самореализации [20]...
В настоящее вновь возрастает интерес к когнитивным стилям личности. Это связано со многими факторами. Наибольшее влияние имеет тенденция современного общества стремиться к индивидуальному подходу во всех сферах деятельности человека. В первую очередь это касается сферы услуг, но также начинает проявляться и в образовательной, профессиональной, производственной и других сферах. Конечно же, основой становления человека, как специалиста, профессионала и субъекта труда является его образование, среднее и высшее. Наиболее важными в процессе обучения представляются вопросы об оптимизации учебного процесса, позволяющей сделать его наиболее эффективны и продуктивным, и о профессиональном самоопределении школьников и студентов. Для решения данной проблемы проводилось большое количество личностных характеристик обучающихся, их интеллектуальных, мыслительных, творческих и других способностей. Наиболее перспективным направлением является изучение особенностей мыслительных процессов для оценки способов наилучшего обучения и выбора наиболее подходящей специальности и профессии. В отечественной психологии вопросами изучения особенностей мыслительных процессов занимается когнитивная психология, которая использует термин
«когнитивный стиль». Когнитивные стили - это устойчивые характеристики, обозначающие особенности мышления, восприятия, способов обработки информации и решения проблем.
В настоящее время в психологии нет целостного представления о положении когнитивных стилей в структуре индивидуальности. Отмечаются попытки выделения базовых структурных понятий когнитивных стилей, способных объединять их в ведущие стили, определяющие «стиль личности».
Наиболее полно рассматривающей структуру когнитивных стилей представляется трехуровневая модель структурно-уровневой организации рассматриваются как личностные образования внутри личностной системы личности на сенсорно-перцептивном уровне, мыслительном и метапознавательном (рефлексивный). Что позволило выдвинуть гипотезу о наличии связи между показателями аналитичности-холистичности на уровнях восприятия, мышления и мировоззрения, которая была частично подтвержена наличием значимой связи между показателями методики оценки стиля мышления К. Безингер и опросника AHS. Отсутствие значимой связи с показателями третьей методики , тем не менее, не дает основания для решения о не существовании взаимосвязи аналитичнсти-холистичности на всех трех уровнях структурной организации когнитивных стилей. Данный факт требует дальнейшего изучения с применением дополнительных методик.
Анализ литературных источников показал, что когнитивный стиль аналитичность-холистичность наиболее часто рассматривается различными исследователями в качестве базовых стилей, определяющих проявление индивидуального набора стилевых характеристик личности. Что в значительной мере обуславливается психофизиологической основой данного стиля. В связи с этим, нами была выдвинута гипотеза о существовании связи между аналитическим-холистическим когнитивным стилем и когнитивными стилями полезависимость-поленезависимость, импульсивность- рефлексивность, гибкий-ригидный познавательный контроль, визуализация- вербализация. Данная гипотеза также частично подтверждается, так как корреляционный анализ показал наличие значимой связи между показателями когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость и показателями стиля мышления по К. Безингер.
Сравнительный анализ когнитивных стилей девушек и юношей выявил достоверные различия между показателями стилей мышления, обусловленных активностью передних отделов левого и правого полушария. Сравнение средних значений показало, что у юношей в большей мере, чем у девушек проявляются стили мышления, обеспечиваемые активностью данных зон мозга. Это говорит об их склонности к более ярко выраженному логическому мышлению, аналитическим навыкам и в то же время к хорошему воображению, экспрессивности, хорошо развитым зрительно- пространственным способностям.
Результаты данного исследования отчасти подтверждают литературные данные о трехуровневой структурной организации когнитивных стилей, и о выделении аналитичности-холистичности в качестве базовой структуры, определяющей стилевые характеристики личности. Несомненно, полученные данные требуют дальнейшего, более тщательного изучения, с целью конкретизации структуры когнитивных стилей и уточнения их взаимосвязи. Подобные исследования позволят улучшить понимание и оптимизировать процесс обучения и профессионального становления личности, а также расширят спектр прикладного использования отечественных психологических теорий.
1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 111-131.
2. Апанович В. В., Безденежных Б. Н., Знаков В. В., Самс М., Яаскелайнен И., Александров Ю.И. Различия мозгового обеспечения индивидуального, кооперативного и конкурентного поведения у субъектов с аналитическим и холистическим когнитивными стилями / В. В. Апанович, Б. Н. Безденежных, В. В. Знаков, М. Самс, И. Яаскелайнен, Ю.И. Александров // Экспериментальная психология. - 2016. - Том 9. - № 2. - С. 5-22.
3. Апанович В. В., Знаков В. В., Александров Ю. И. Апробация шкалы аналитичности-холистичности на российской выборке / В. В. Апанович, В. В.Знаков, Ю. И.Александров // Психологический журнал. -
2017. - том 5. - №5. - С.80-96.
4. Асмолов А. Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций // Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. - Акад. пед. и соц. Наук. - Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК». - 1996. — Разд. 4. — Гл. 5. — С. 550—552.
5. Базеева О. П. Метаструктура когнитивных стилей / О. П. Базеева / Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л. Я. Дорфмана. - М.: Смысл. - 2004. - С. 201-214.
6. Белоусова А. К., Пищик В. И. Стиль мышления: учебное пособие. / А. К. Белоусова, В. И. Пищик / Ростов-на-Дону. - ЮФУ. - 2010. - 152 с.
7. Берулава Г. А. Психологические особенности интегративного когнитивного стиля «дифференциальность - синтетичность» / Г. А. Берулава // Современные проблемы психологии мышления. - М.: Ежегодник. - 1994. - Вып. 1. - С. 54-64.
8. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования : [метод. пособие] / А. П. Бизюк. - СПб. : Речь. - 2005. - 399 с.
9. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону. - Издательство Ростовского университета. - 1983. - 176 с.
10. Брушлинский А. В. Гуманистичность психологической науки / А. В. Брушлинский // Психол. журн. - 2000. - Т. 21. - № 3. - С. 43-48.
11. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение : избранные психологические труды / А. В. Брушлинский. - Москва : Институт практической психологии : Воронеж : издательство НПО «МОДЭК». - 1996. - 392 с.
12. Волкова Н. Н., Гусев А. Н. Когнитивные стили: дискуссионные вопросы и проблемы изучения / Н. Н. Волкова, А. Н. Гусев // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 28-37.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский / Собр. соч. Т. 2. - М.: Педагогика. - 1982. - 504 с.
14. Жбанкова Н. В., Лукьянченко Н. В. Особенности структурной организации когнитивных стилей личности / Н. В. Жбанкова, Н. В. Лукьянченко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2006. - №1. - С. 175-182
15. Знаков В. В. Аналитичность и холистичность во взглядах А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 2013. - №4. - С. 135-146...