Введение 5
Глава 1. “Лишние люди” - уникальные объекты 7
1.1 Краткое изложение образа “лишних людей” 8
1.2 Зарождение и развитие “лишних людей” в литературе 10
1.2.1 Зарождение и развитие “лишних людей” в русской литературе 11
1.2.2 Зарождение и развитие “лишних людей” в китайской литературе 14
Глава 2. “Лишние люди” в русской литературе 17
2.1 Формирования “лишних людей” в русской литературе 17
2.1.1 Характеристика “лишних людей” в русской литературе 17
2.1.2 Факторы общественной среды 22
2.2 Эволюция образов “лишних людей” в русской литературе25
2.2.1 Анализ образа “лишних людей” в произведениях А.С. Пушкина 25
2.2.2 Анализ образа “лишних людей” в произведениях М.Ю. Лермонтова 32
2.2.3 Анализ образа “лишних людей” в произведениях И.С. Тургенева 36
2.2.4 Анализ образа “лишних людей” в произведениях И.А.Гончарова 43
Глава 3. “Лишние люди” в китайской литературе 48
3.1 Влияние творчества И.С. Тургенева на китайских писателей50
3.2 Образ «лишнего человека» в творчестве Юй Дафу 54
3.3 Образ «лишнего человека» в творчестве Ба Цзиня 57
3.4 Образ «лишнего человека» в китайских произведениях .... 60
3.4.1 “Лишние люди” в произведениях Лу Сина 60
3.4.2 “Лишние люди” в произведениях Дин Лина 63
3.4.3 “Лишние люди” в произведениях Цюй Цюбо 66
3.4.4 “Лишние люди” в произведениях Цянь Чжуншу 69
Глава 4 Обобщение о “лишних людях” в русской и китайской литературе 72
4.1 Какие разницы о “лишних людях” в русской и китайской литературе 72
4.2 Какие сходства о “лишних людях” в русской и китайской литературе 75
4.3 Значение образа “лишних людей” в русской и китайской литературе 77
Заключение 80
Список использованной литературы
Писателей во все времена интересовали люди, которых можно назвать чужими для всех - "лишние люди". Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской и китайской литературе значительные изменения. Литература приходит из жизни, и выше, чем жизнь, является всеобъемлющим отражением социальной жизни. Литературные произведения показывают разум, чувство и жизнь человека. Таким образом, образ "лишних людей" был выражением социальной реальности в то же время.
Разные эпохи создают разных людей. В критический момент исторического перелома — старое общество исчезнет, новое общество еще не придет, некоторые "бесполезные люди", недовольны социальным положением и не могут продвигать социальный прогресс, могут быть "лишними людьми". Это одухотворенная личность, умная, образованная и критически мыслящая, но, тем не менее, не вписывающаяся в той политической эпохи, в которой ей приходится жить и действовать, осознающая свою отчужденность от других людей. Лишний человек отвергает общество, а общество, в свою очередь, отвергает его. Он - хороший показатель всех общественных недугов исторической эпохи, с которой связан. К типичным представителям лишних людей в русской литературе исследователи обычно относят героев «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Обломова» И.А. Гончарова и др.
В первой половине XX века под влиянием русской литературы в истории китайской литературы появился особенный тип — «лишний человек». И Цзюань Шен (ЩЩ), Цзюэ Синь (^^), Сяо Цзяньцю (Н/liW) и т.д., они являются не только воплощением духовного поколения людей в определенное время, но и отражением социальной реальности и пороков тогдашнего «малого учёного». Этот тип не совсем сходится с русским «лишним человеком», он отличается своими уникальными свойствами.
Можно заключить с таким выводом, что "лишние люди" - это явление определенного исторического периода. Их присутствие имеет большое направляющее влияние для нашего общества. Значение "лишних людей" является глубоким и стоит обсудить и изучить.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения образа “лишних людей” в русской и китайской литературе. Мы будем понимать взгляды русских и китайских писателей. Кроме того, результаты могут помочь нам углубить понимание культуры России и Китая.
Цель данной работы — анализ образа "лишних людей" в китайской и русской литературе XIX-XX веков.
Задачи исследования:
1) проследить развитие образа "лишних людей" в русской и китайской литературе;
2) раскрыть роль "лишних людей" в конкретных произведениях;
3) выяснить значение данных персонажей для русской и китайской литературы
Объектом исследования является произведения русских и китайских писателей.
Предметом исследования являются образы "лишних людей" в русской и китайской литературе.
Теоретическая значимость заключается в том, что в диссертации предложен новый подход к изучению образа “лишних людей” в русской и китайской литературе XIX-XX веков.
Практическая значимость заключается в том, что его результаты могут быть использованы в деятельности по анализу образа “лишних людей” и по развитию культурного обмена между Россией и Китаем.
Методологическая основа работы. В настоящем исследовании использовалась описательный методы. Приняты и методы комплексного анализа сопоставления и так далее.
Структура работы: данная работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В конце работы приложен список использованной литературы.
В первой половине XIX века в русской литературе появляются образы лишнего человека, в XX веке лишние люди появляются в Китае. Эти образы с их полнокровьем и оживлённостью составляют своеобразный культурный феномен лишних людей. Образование и появление такого культурного феномена не только тесно связано с тогдашней общественной средой, но и с положением и прогрессом развития интеллигентов.
Все авторы лишних людей Онегина, Печорина, Рудина, Цзюэ-синь и др. Относятся к интеллигентам. У них зоркий взор и продвижение. Они знают то, что общество развивается быстро, и их воздействие интеллигентов на развитие общества стало меньше и меньше, в конце концов они отойдут от исторической сцены. У них богатые знания и высокий ум, они ненавидели тёмную общественную реальность. Литература - выражение общественной реальности. Даже и можно так говорить, что культурный феномен лишних людей есть продукт общества, готовящего все возможности для их появления.
Из-за ограничения объёма данная работа только изучает и канализует образы лишних людей в русской и китайской литературе. На самом деле в литературе других странах тоже существуют схожие образы лишних людей. Например: Гэндзи в японском произведении «Повесть о Гэндзи». Ввиду разницы стран, времени и национальности, причины развития и связи этих людей с интеллигентами различны.
[1] Ба Цзинь. О творчестве Тургенева в Китае. М., Орловское кн. изд-во, 1960. 388 с.
[2] Ба Цзинь. Собрание предисловий и послесловий. М., Гуанчжоуское издательство, 1982. 447 с.
[3] Белинский В.Г.Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова, Собрание сочинений в девяти томах. М., Художественная литература, 1979. 150 с.
[4] Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. М.: 1941. 50 с.
[5] Белинский В.Г. Собрание сочинений. М., Книжный клуб «Книговек», 2011. 2092 с.
[6] Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения. М., Западноевропейская художественная культура XVIII века, 1980.
[7] Бушмин, А. С. Преемственность в развитии литературы. М., Наука, 1975. 224 с.
[8] Ван Мэн, Лю Бин. Менталитет слабых в прозе Юй Дафу // Жэбэй: академический журнал. 2013. Т 33. Вып. 6. С. 247-249
[9] Виноградов И.И. По живому следу: духовные искания русской классики. М., Издательство МГУ, 1987. 672 с.
[10] Владимир Семенович Маканин. Герой нашего времени. М., Пекинское издательство зарубежных литератур, 2002. 189 с.
[11] Герцен А.И. Кто виноват? М., Паблишинг, 2007. 52 с.
[12] Герцен А.И. Лишние люди и желчевики. М., 1958.
[13] Гончаров И.А. Собрание сочинений [Z], В8-митомах.Т.8 Москва: Худож. Лит., 1980. 109 с.
[14] Данилова Е.А. Типологическое изучение персонажей. М., 2016.
[15] Добролюбов Н.А. Избранное. М., Мордовское книжное издательство,
1974. 174 с.
[16] Добролюбов Н.А. О степени участия народности в развитии русской литературы. М., 1858. 90 с.
[17] Зыбайлов Л.К. Шапинский В. А. Постмодернизм. М., 1993. 4 с.
[18] Н.В. Гоголь. Духовная проза. М., Отчий дом, 2001. 447с.
[19] Книгин Игорь Анатольевич. Литературоведческий словарь. М.: 1987. 90с.
[20] Козловский П. Культура постмодернизма. М., 1997.
[21] Константин Николаевич Ломунов. Развитие реализма в русской литературе. М., Наука, 1974. 18с.
[22] Красовский. История русской литературы XIX века. M., OJIMA-ПРЕСС, 2001. 30 с.
[23] Маканин В.С. Повести и рассказы. М., Художественная литература, 1988. 20 с.
[24] Маканин В. Ракурс. Одна из возможных точек зрения на нынешний русский роман// - 2004. - 10 июля.
[25] Маркович В.М. Дневник лишнего человека в движении русской реалистической литературы. М., Русская литература, 1984
[26] Сай На. Роль Ба Цзиня в становлении китайского тургеневедения // - 2016. - 17 июня.
[27] Скафтымов, А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. 544 с.
[28] Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем. М., Наука, 1978.
[29] Тургенев И.С. Сочинения в двенадцати томах. М., 1980.
[30] Хализев В. Е. Ценностные ориентации русской классики. М., МГУ, 2005. 432 с.
[31] Юй Дафу. Взгляд на 50-летнюю творческую жизнь // Юй Дафу. Полн. собр. соч. Шанхай, 1928. С. 36.
[32] Юй Дафу. Чтение для души. М., Издательство Пекинского университета, 1940. 94 с.
[33] И.С. Тургенев. По поводу “отцов и детей” [Электронный ресурс].
URL:Http: //az.lib.ru/turgenew m j /text 0410 .shtml
[34] Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. [Электронный ресурс]. URL:
Http: //az.lib. ru/l/lermontow m j/text 0410. shtml
[35] А.С.Пушкии. Евгений Онегин. [Электронный ресурс]. URL: http ://az.lib. ru/p/pushkin a s/text 0170. shtml
[36] )Ш, >#®Ai£[M].AAAA^O±, 1986, P18. (Гао Вэньфэн. Анализ Тургенева. М., Издательство жэньминь чубаншэ, 1986. 18 с.
[37] ЯП, W®R;RttftMO®^[C].ftM: ,#ЙЯЖ№Л, 2002,
P10. (Лю Вэньфэй. Русские характеры и русская литература [C]. Пекин:
Издательство новой эры, 2002. 10 с.)
[38] АЙЛ1, ^Ш±АА^®Л[М]ЛША^Ж»±, 1992, P12. (Ван
Юэчуань. Постмодернистская культура. М., Издательство Пекинского университета, 1992. 12 с)
[39] ЖЖЙ, ВЙА^[М]. ±Ж: МДА^ЖШ±. (Цюй Цюбо. Русская культура. М., Издательство Фуданского университета.)
[40] ЖВ,