Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка компетентностной модели выпускника по направлению подготовки 040700.68 «Организация работы с молодежью» (квалификация «Магистр»)

Работа №101167

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2012
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Магистерская диссертация «Разработка компетентностной модели выпускника по направлению подготовки 040700.68 «Организация работы с молодежью» (квалификация «Магистр»)» состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Актуальность магистерской диссертации обусловлена крайней необходимостью в условиях модернизации системы высшего профессионального образования подготовки конкурентоспособного, компетентного специалиста, когнитивная сложность которого отвечала бы требованиям и интересам различных субъектов, заинтересованных в образовательном процессе. Методологической базой работы явились научные разработки отечественных и зарубежных ученых, исследующих вопросы подготовки современного специалиста, проблемы перехода от «квалификационного» подхода к «компетентностному», от российских традиций высшей школы к двухуровневой системе образования. В диссертации ставится проблема формирования модели подготовки выпускника магистратуры по направлению подготовки «Организация работы с молодежью». В работе делается попытка рассмотрения концептуальных оснований высшего профессионального образования и их модернизации, теоретических подходов к пониманию компетентностной парадигмы. Объектом исследования является магистр специальности «Организация работы с молодежью», предметом - модель магистра специальности «Организация работы с молодежью».
В первой главе определяются основные тенденции развития высшего профессионального образования, особенности и теоретические подходы к понятиям «компетенция», «компетентностный подход», «качество образования», определяются структурные компоненты системы качества образования и ее нынешнее состояние. Также здесь рассматриваются ключевые положения и общетеоретические принципы смены образовательных парадигм, и проводится аналитический обзор существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей данный процесс.
Во второй главе сравниваются и оцениваются уровень подготовки магистра по работе с молодежью с уровнем подготовки бакалавра и специалиста того же направления. Объектом эмпирического исследования являются потребители и заказчики образовательных услуг. В работе изучается мнение основных субъектов-кооперантов образовательной деятельности о том, каким должен быть магистр по работе с молодежью, определяются наиболее важные общекультурные и профессиональные компетенции и качества личности, необходимые такому магистру, из которых в дальнейшем формируется компетентностная модель. Методы исследования соответствуют специфике эмпирического объекта и предмету - социологический опрос заинтересованных субъектов, экспертный опрос потенциальных работодателей, глубинное интервью с выпускниками данного направления, работающими по специальности и мозговой штурм с привлечением экспертов.
По итогам исследования, кроме модели, представлены также и другие предложения и рекомендации по дальнейшему изучению данной темы.
Объем работы составил 153 страницы. В работе содержится 8 приложений, 13 таблиц и 6 рисунков. В библиографическом списке представлены 50 источников литературы.
В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 году. Присоединение России осенью 2003 года к Болонскому процессу делает необходимым и дает возможность не только декларировать компетентностный подход, но и воплотить его в жизнь.
Актуальность магистерской диссертации заключается в том, что в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа должна перейти на новую уровневую систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Это очередной шаг России, как участницы Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования.
Новая система ВПО предъявляет требования к разработке основных образовательных программ (ООП) подготовки бакалавров (первый уровень) и магистров (второй уровень), которые сами по себе являются новым явлением для российской высшей школы, а потому реализация такой системы ВПО вызывает массу вопросов и трудностей.
Основное отличие ФГОС от ГОС в том, что в них прежде всего определены требования к результатам освоения ООП, к которым относятся не только соответствующие знания, умения и навыки, но в первую очередь компетенции (общекультурные и профессиональные) выпускника вуза. И ФГОС ВПО определяют необходимость разработки компетентностно-ориентированных образовательных и учебных программ, результатами освоения которых должно быть формирование у обучающихся требуемых компетенций в комплексе.
Проблема заключается в том, что нет разработанной модели выпускника (магистра) по направлению «Организация работы с молодежью».
Цель исследования - разработка компетентностной модели выпускника (на примере магистра по работе с молодежью) на основании исследования, проведенного среди потребителей образовательных услуг.
Объект исследования - система магистерской подготовки по направлению «Организация работы с молодежью»
Предмет исследования - модель магистра специальности «Организация работы с молодежью».
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты разработки компетентностной модели выпускника.
2. Обосновать востребованность магистра по работе с молодежью и определить его основные отличия от бакалавра.
3. Провести социологическое исследование по изучению значимости профессиональных и общекультурных компетенций и качеств личности для магистра специальности «Организация работы с молодежью» с точки зрения различных субъектов образовательного процесса.
4. Проанализировать полученные результаты и сформировать компетентностные модели выпускника по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» (квалификация магистр) по результатам исследования.
5. Создать интегрированную компетентностную модель, максимально отвечающую потребностям всех субъектов.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ исследований по проблеме компетентностного подхода, обобщение, анализ, синтез, дедукция, индукция, экстраполяция.
2. Практические методы: метод социологического анализа,
анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная компетентностная модель и рекомендации по ее формированию использованы в учебно-воспитательном процессе кафедры «Организация работы с молодежью» УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, положены в основу разработки содержательной части Основной образовательной программы магистратуры по данному направлению с целью повышения качества профессиональной подготовки магистров. Также данное исследование может быть использовано при разработке новых Федеральных государственных образовательных стандартов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы было определено, что к раскрытию понятия «качество образования», целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Такой поход означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие.
Качество образования есть востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.
Система менеджмента качества является интегрированной, ориентированной на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента. Ее успешность может быть оценена с применением качественных и количественных показателей. Кроме того, происходит переход к открытости системы, то есть включение в оценку качества образования требований не только государства, но и таких потребителей образовательных услуг — работодателей, вуза, самих обучающихся. Но, на сегодняшний день существующая нормативно¬правовая база, регламентирующая подготовку магистра по работе с молодежью, отражает только интересы государства.
Однако, требования заинтересованных субъектов различны, что обуславливает необходимость создания инварианта образования, который в большей степени удовлетворил бы всех. Таким интегрированным вариантом для выпускника специальности «Организация работы с молодежью» может являться модель магистра по работе с молодежью. Соответственно и нормативно-правовая база должна быть дополнена Основными образовательными программами, разработанными конкретным вузом в конкретном регионе и отвечающими требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
В то же время, происходящий общесистемный сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной парадигмы к новой ориентации на вооружение личности готовностью и способностью к эффективной жизнедеятельности в широком поле различных контекстов, необходимость смягчить возможность фрустрационных травм, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного нарастания динамизма и неопределенности, приведение высшего образование в соответствие с новыми условиями и перспективами говорит о необходимости создания не квалификационной, а именно компетентностной модели, которая отвечала бы требованиям всех субъектов, заинтересованных в образовательном процессе, а также современным социальным и экономическим реалиям.
Трудностями при разработке такой модели являются отсутствие разработанной и апробированной методико-методологической базы подготовки магистров вообще, разный уровень подготовленности студентов, поступающих в магистратуру, и неоднозначность требований, которые должны и будут предъявляться к магистрам по работе с молодежью со стороны работодателей. Все это говорит о необходимости изучения особенностей региона, регионального рынка труда, требований работодателей для разработки основных образовательных программ, учебных планов и того набора дисциплин, который необходим для формирования у магистрантов, обучающихся по направлению «Организация работы с молодежью», востребованных работодателями общекультурных и профессиональных компетенций.
Структура компетентностной модели магистра нового
социокультурного типа определяется совокупностью общекультурных, профессиональных компетенций и личностных качеств. По итогам данного исследования были выяснены основные требования, предъявляемые работодателями к выпускнику данной специальности, пожелания и интересы выпускников, работающих по специальности, ожидания преподавательского состава и самих обучающихся и разработана интегративная модель магистра по работе с молодежью, которая включает в себя 26 общекультурных и 35 профессиональных компетенций, а также 9 качеств личности.
Данная модель стала основой для разработки Основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» в Уральском федеральном университете, а также послужила исходной точкой для разработки предложений в проект нового Федерального государственного образовательного стандарта. Опыт разработки данной модели может быть использован любым вузом.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования от 27 декабря 2005 года № 767;
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг;
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
5. Концепция общероссийской системы оценки качества образования, М. 2007;
6. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» на 2010 - 2020 годы;
7. Решение Коллегии Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г;
8. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации;
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 13 января 2010 года № 18;
10. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реализации: Учебно-информационное издание. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - 100 с.;
11. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.;
12. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы//Высшее образование сегодня. № 2. 2004.;
13. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию
государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования (методологические и методические вопросы). Методическое пособие. Изд. 5-е, - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
14. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995.;
15. Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как
профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. — М., 1994.;
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ