Аннотация
Магистерская диссертация «Разработка компетентностной модели выпускника по направлению подготовки 040700.68 «Организация работы с молодежью» (квалификация «Магистр»)» состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Актуальность магистерской диссертации обусловлена крайней необходимостью в условиях модернизации системы высшего профессионального образования подготовки конкурентоспособного, компетентного специалиста, когнитивная сложность которого отвечала бы требованиям и интересам различных субъектов, заинтересованных в образовательном процессе. Методологической базой работы явились научные разработки отечественных и зарубежных ученых, исследующих вопросы подготовки современного специалиста, проблемы перехода от «квалификационного» подхода к «компетентностному», от российских традиций высшей школы к двухуровневой системе образования. В диссертации ставится проблема формирования модели подготовки выпускника магистратуры по направлению подготовки «Организация работы с молодежью». В работе делается попытка рассмотрения концептуальных оснований высшего профессионального образования и их модернизации, теоретических подходов к пониманию компетентностной парадигмы. Объектом исследования является магистр специальности «Организация работы с молодежью», предметом - модель магистра специальности «Организация работы с молодежью».
В первой главе определяются основные тенденции развития высшего профессионального образования, особенности и теоретические подходы к понятиям «компетенция», «компетентностный подход», «качество образования», определяются структурные компоненты системы качества образования и ее нынешнее состояние. Также здесь рассматриваются ключевые положения и общетеоретические принципы смены образовательных парадигм, и проводится аналитический обзор существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей данный процесс.
Во второй главе сравниваются и оцениваются уровень подготовки магистра по работе с молодежью с уровнем подготовки бакалавра и специалиста того же направления. Объектом эмпирического исследования являются потребители и заказчики образовательных услуг. В работе изучается мнение основных субъектов-кооперантов образовательной деятельности о том, каким должен быть магистр по работе с молодежью, определяются наиболее важные общекультурные и профессиональные компетенции и качества личности, необходимые такому магистру, из которых в дальнейшем формируется компетентностная модель. Методы исследования соответствуют специфике эмпирического объекта и предмету - социологический опрос заинтересованных субъектов, экспертный опрос потенциальных работодателей, глубинное интервью с выпускниками данного направления, работающими по специальности и мозговой штурм с привлечением экспертов.
По итогам исследования, кроме модели, представлены также и другие предложения и рекомендации по дальнейшему изучению данной темы.
Объем работы составил 153 страницы. В работе содержится 8 приложений, 13 таблиц и 6 рисунков. В библиографическом списке представлены 50 источников литературы.
В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 году. Присоединение России осенью 2003 года к Болонскому процессу делает необходимым и дает возможность не только декларировать компетентностный подход, но и воплотить его в жизнь.
Актуальность магистерской диссертации заключается в том, что в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования отечественная высшая школа должна перейти на новую уровневую систему высшего профессионального образования (ВПО) и новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Это очередной шаг России, как участницы Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования.
Новая система ВПО предъявляет требования к разработке основных образовательных программ (ООП) подготовки бакалавров (первый уровень) и магистров (второй уровень), которые сами по себе являются новым явлением для российской высшей школы, а потому реализация такой системы ВПО вызывает массу вопросов и трудностей.
Основное отличие ФГОС от ГОС в том, что в них прежде всего определены требования к результатам освоения ООП, к которым относятся не только соответствующие знания, умения и навыки, но в первую очередь компетенции (общекультурные и профессиональные) выпускника вуза. И ФГОС ВПО определяют необходимость разработки компетентностно-ориентированных образовательных и учебных программ, результатами освоения которых должно быть формирование у обучающихся требуемых компетенций в комплексе.
Проблема заключается в том, что нет разработанной модели выпускника (магистра) по направлению «Организация работы с молодежью».
Цель исследования - разработка компетентностной модели выпускника (на примере магистра по работе с молодежью) на основании исследования, проведенного среди потребителей образовательных услуг.
Объект исследования - система магистерской подготовки по направлению «Организация работы с молодежью»
Предмет исследования - модель магистра специальности «Организация работы с молодежью».
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты разработки компетентностной модели выпускника.
2. Обосновать востребованность магистра по работе с молодежью и определить его основные отличия от бакалавра.
3. Провести социологическое исследование по изучению значимости профессиональных и общекультурных компетенций и качеств личности для магистра специальности «Организация работы с молодежью» с точки зрения различных субъектов образовательного процесса.
4. Проанализировать полученные результаты и сформировать компетентностные модели выпускника по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» (квалификация магистр) по результатам исследования.
5. Создать интегрированную компетентностную модель, максимально отвечающую потребностям всех субъектов.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ исследований по проблеме компетентностного подхода, обобщение, анализ, синтез, дедукция, индукция, экстраполяция.
2. Практические методы: метод социологического анализа,
анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная компетентностная модель и рекомендации по ее формированию использованы в учебно-воспитательном процессе кафедры «Организация работы с молодежью» УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, положены в основу разработки содержательной части Основной образовательной программы магистратуры по данному направлению с целью повышения качества профессиональной подготовки магистров. Также данное исследование может быть использовано при разработке новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
В ходе работы было определено, что к раскрытию понятия «качество образования», целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Такой поход означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие.
Качество образования есть востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.
Система менеджмента качества является интегрированной, ориентированной на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента. Ее успешность может быть оценена с применением качественных и количественных показателей. Кроме того, происходит переход к открытости системы, то есть включение в оценку качества образования требований не только государства, но и таких потребителей образовательных услуг — работодателей, вуза, самих обучающихся. Но, на сегодняшний день существующая нормативно¬правовая база, регламентирующая подготовку магистра по работе с молодежью, отражает только интересы государства.
Однако, требования заинтересованных субъектов различны, что обуславливает необходимость создания инварианта образования, который в большей степени удовлетворил бы всех. Таким интегрированным вариантом для выпускника специальности «Организация работы с молодежью» может являться модель магистра по работе с молодежью. Соответственно и нормативно-правовая база должна быть дополнена Основными образовательными программами, разработанными конкретным вузом в конкретном регионе и отвечающими требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
В то же время, происходящий общесистемный сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной парадигмы к новой ориентации на вооружение личности готовностью и способностью к эффективной жизнедеятельности в широком поле различных контекстов, необходимость смягчить возможность фрустрационных травм, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного нарастания динамизма и неопределенности, приведение высшего образование в соответствие с новыми условиями и перспективами говорит о необходимости создания не квалификационной, а именно компетентностной модели, которая отвечала бы требованиям всех субъектов, заинтересованных в образовательном процессе, а также современным социальным и экономическим реалиям.
Трудностями при разработке такой модели являются отсутствие разработанной и апробированной методико-методологической базы подготовки магистров вообще, разный уровень подготовленности студентов, поступающих в магистратуру, и неоднозначность требований, которые должны и будут предъявляться к магистрам по работе с молодежью со стороны работодателей. Все это говорит о необходимости изучения особенностей региона, регионального рынка труда, требований работодателей для разработки основных образовательных программ, учебных планов и того набора дисциплин, который необходим для формирования у магистрантов, обучающихся по направлению «Организация работы с молодежью», востребованных работодателями общекультурных и профессиональных компетенций.
Структура компетентностной модели магистра нового
социокультурного типа определяется совокупностью общекультурных, профессиональных компетенций и личностных качеств. По итогам данного исследования были выяснены основные требования, предъявляемые работодателями к выпускнику данной специальности, пожелания и интересы выпускников, работающих по специальности, ожидания преподавательского состава и самих обучающихся и разработана интегративная модель магистра по работе с молодежью, которая включает в себя 26 общекультурных и 35 профессиональных компетенций, а также 9 качеств личности.
Данная модель стала основой для разработки Основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» в Уральском федеральном университете, а также послужила исходной точкой для разработки предложений в проект нового Федерального государственного образовательного стандарта. Опыт разработки данной модели может быть использован любым вузом.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования от 27 декабря 2005 года № 767;
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг;
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
5. Концепция общероссийской системы оценки качества образования, М. 2007;
6. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» на 2010 - 2020 годы;
7. Решение Коллегии Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г;
8. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации;
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 13 января 2010 года № 18;
10. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реализации: Учебно-информационное издание. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - 100 с.;
11. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.;
12. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы//Высшее образование сегодня. № 2. 2004.;
13. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию
государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования (методологические и методические вопросы). Методическое пособие. Изд. 5-е, - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
14. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995.;
15. Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как
профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. — М., 1994.;
...
содержание магистерской диссертации – Разработка компетентностной модели выпускника по направлению подготовки 040700.68 «Организация работы с молодежью» (квалификация «Магистр»)
выдержки из магистерской диссертации – Разработка компетентностной модели выпускника по направлению подготовки 040700.68 «Организация работы с молодежью» (квалификация «Магистр»)