Введение 3
1 Теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности 7
банков
1.1 Финансовые результаты деятельности банка: понятие, виды, 7
источники формирования
1.2 Цели, задачи и способы анализа финансовых результатов банка 13
1.3 Анализ финансовых результатов российских и зарубежных банков 22
1.4 Зарплатные проекты банка и их влияние на финансовые результаты 26
2 Анализ финансовых результатов АО «Газпромбанк» 33
2.1 Общая характеристика АО «Г азпромбанк» 33
2.2 Анализ и оценка финансовых показателей деятельности банка 36
2.3 Анализ и оценка зарплатного проекта в банке, его влияние на 47
финансовые показатели
3 Проблемы и перспективные направления банка в области развития 57
зарплатных проектов
3.1 Проблемы банков РФ по внедрению зарплатных проектов 57
3.2 Разработка предложений по повышению эффективности деятельности 63 АО «Г азпромбанк»
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Актуальность темы. Успешное развитие национальнойэкономики во многом зависит от эффективности функционирования банковского сектора. В условиях конкуренции, мировойфинансовойинтеграции и универсализации банковской деятельности ключевым фактором эффективности деятельности банка становится способность реагировать на деятельность конкурентов и оперативно отвечать на изменение рыночнойконъюнктуры.
Кризис подчеркнул необходимость повышения роли экономического анализа в управлении банком. Традиционно применяемые методы оценки эффективности банка через операции по переименованию банка и показатели финансовой устойчивости до настоящего времени были недостаточны для определения потенциала банка для успешного функционирования на рынке. В то же время задача определения эффективности деятельности, а также успешных решений, даст лишь одно указание на ситуацию в банковском секторе, что не позволит установить потенциал продолжения существования и функционирования банков на лицо и на повышение конкурентоспособности и непрерывную концентрацию капитала.
В течение последних 15 лет развитие банковского сектора России было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны приводили к крушению крупнейших кредитных институтов (например, кризис 1998 год).
Основной характеристикой деятельности российских банков традиционно является обслуживание корпоративных клиентов, особенно в нефтегазовом секторе, а также осуществление операций на финансовых рынках. В 90-е годы важную роль играло и участие в обслуживании бюджетных платежей.
В современной рыночной экономике банковская система является одним из ключевых элементов существующей структуры экономических отношений. банки являются частью единого экономического органа, одной из важнейших отраслей экономики. Поэтому актуальность данной работы заключается в необходимости анализа финансового состояния коммерческого банка.
На сегодняшний день, деятельность банков гораздо более разнообразна. Они организуют денежный оборот, кредитные отношения, также через банки осуществляются финансовые операции, связанные с народным хозяйством, страховые операции, различные посреднические сделки, куплю-продажу ценных бумаг, управление имуществом.
Кредитные учреждения участвуют в обсуждении народно-хозяйственных программ, выступают в роли консультантов, ведут статистику.
Современный банк является универсальной компанией, которая стремится развивать как можно больше услуг при осуществлении своей деятельности по обслуживанию клиентов.
В Российской Федерации после ряда трудностей в экономике, отношение к банковской системе значительно ухудшилось. Люди стали более тревожными от всего, что предлагают многие банки, которые были созданы на территории государства.
Современным коммерческим банком является организация, которая создана для привлечения денежных средств и размещения от своего имени денежных средств при условии возвратности, платности, срочности. Главной целью коммерческого банка является посредничество при движении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.
Оценка финансового состояния - это способ, который позволяет полностью раскрыть финансовое благополучие и динамику развития коммерческого банка.
Чтобы принять какое - либо решение, нужно провести оценку финансового состояния коммерческого банка, которая является главным звеном в определении положения банка. Такая оценка, позволяет партнерам и инвесторам оценить финансовые возможности коммерческого банка на долгосрочную перспективу и его дальнейшее развитие.
Вместе с тем, задача определения эффективности деятельности, даже при успешном ее решении, позволит получить лишь индикативную картину состояния банковского сектора, не позволяя определить потенциал дальнейшего существования и успешного функционирования банков в условиях растущей конкуренции и происходящей концентрации капитала. Исходя из этого, тема исследования направлений увеличения финансовых результатов деятельности банка является весьма актуальной.
Теоретическая основа исследования - работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам, связанным с финансами, налогообложением, банковского дела.
Методологическойосновой проведенного исследования является диалектический метод как общий подход к научному познанию проблем анализа и его информационного обеспечения. В процессе исследования применялся научный аппарат теории экономического анализа деятельности банковских операций, его традиционные методы анализа и оценки системы показателей (группировки, метод сравнения и т.д.)...
АО «Газпромбанк» - один из крупнейших универсальных банковских институтов России. Кредитная организация располагает развитой сетью дочерних банков и филиалов, входит в тройку крупнейших банков страны и занимает третье место в списке банков Центральной и Восточной Европы.
Перед АО «Газпромбанк» на рынках зарплатных проектов и банковских карт стоят две задачи:
• заполучить как можно больше клиентов - держателей карт;
• стимулировать их не снимать в банкоматах весь остаток денежных средств.
Для достижения этого АО «Газпромбанк»применяет программы различных вознаграждений для лояльных клиентов: зачисление процентов за остаток на счете клиента, «cash-back» и другие бонусы.
Для коммерческих банков на рынке зарплатных проектов можно выделить следующие проблемы:
1. Необходимость защиты от мошенничества.
Злоумышленники могут воспользоваться существующими уязвимостями в системе передачи реестра на распределение денежных средств, подделать реестр и перевести деньги на другие счета.
Так как счет мошенников должен быть открыт в том же банке, в котором открыты счета сотрудников и транзитный счет организации, у банка будет досье владельца этого счета, но мошенники могут воспользоваться подставным лицом. Чтобы этого не произошло, служба безопасности банка должна тщательно проверять новых клиентов банка. Злоумышленником может оказаться и один из сотрудников организации -клиента.
Если для передачи реестров и перевода денег на транзитные счета используется Интернет-банк, мошенники могут произвести атаку на сам Интернет-банк с целью заполучить контроль над счетами организации.
2. Высокая конкуренция среди банков [7].
Большинство потенциальных клиентов уже заключили договор с другими банками в виду того, что они уже привыкли к специфике работы с выбранным банком, а срок действия карты составляет 2-3 года.
Проблема конкуренции между банками, реализующими зарплатный проект, особенно актуальна для банков. Так как привлеченные средства региональные банки используют для выполнения кредитных операций на территории РФ, что позволяет расти ресурсной базе, а не выводить средства за ее пределы, как осуществляют филиалы инорегиональных банков.
Эффективное развитие реального сектора экономики и банковской сети возможно только в их взаимодействии с учетом различий в структуре производства и инвестиционной привлекательности. Ключевой проблемой банков, мешающей внедрять дорогостоящие инновационные решения, быстрыми темпами развивать свою инфраструктуру и более успешно конкурировать с крупными российскими кредитными учреждениями, является существенное отставание в объеме капитала.
Серьезной угрозой глава ЦБ считает повышение риска несвоевременного получения зарплаты. «Оператор должен будет сверить данные человека в своей системе и данные, которые поступают от расчетного банка предприятия. Если один из участников цепочки - а она здесь удлиняется, появляется новый посредник - допустил ошибку, то зарплата вовремя на счет не поступит. Такие ситуации неизбежно будут возникать, будет возникать напряжение», - предупредила Набиуллина Э. [56].
Для успешной финансовой деятельности органы банковской системы обязаны разрабатывать новые стратегии, опираясь на различные исследования, тем самым позволяя представить на рынке новую банковскую услугу.
Одной из важнейших проблем, которую сегодня необходимо решать отечественным банкам, является слабое развитие интернет - банкинга в розничном банковском секторе на фоне увеличивающейся конкуренции со стороны небанковских платежных интернет - систем.
Данную проблему можно решить только усиленным инвестированием и развитием системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Серьезным препятствием на пути разработки и внедрения интернет - банкинга - кадровая проблема.
На пути развития интернет - банкинга стоит и психологическая проблема - финансовая неграмотность населения. Многие люди до сих пор не понимают специфику деятельности банка, не разбираются в предлагаемых продуктах, а использование интернет - банкинга еще более усугубляет эту ситуацию.
Для зарплатных клиентов предусмотрены самые выгодные процентные ставки. Для клиентов впервые обратившиеся в АО «Газпромбанк»не клиентов банка, процентные ставки гораздо выше с 14 % до 26 % годовых.
Не смотря на высокие темпы развитие сектора потребительского кредитования, а также самого продукта в банке АО «Газпромбанк» присутствует ряд проблем, которые на данный момент времени не решены.
Следовательно, был предложен способ по увеличению объемов продаж.
А именно продукт по плавающей процентной ставке, с обязательными условиями в договоре для клиента.
При помощи данного продукта АО «Газпромбанк» сможет увеличить лояльность клиента к банку в рамках перерасчета и по хорошим привлекательным процентам пускай даже в конце срока кредита. АО «Газпромбанк» не проиграет в доходности, так как кредиты на долгий срок с более низкими процентами имею окупаемость точно такую же, а порой даже выше, чем кредиты на короткий срок с более высокими процентами. Так же это будет мотивировать клиентов на своевременные выплаты по своим обязательствам. После полного выполнение своих обязательств по договору, клиент придет в банк за получением перерасчета, тут специалист АО «Газпромбанк» может попробовать убедить клиента разместить свои сбережение на накопительном счете, для получения прибыли и увеличения своих денежных средств.
Для банка это послужит дополнительным источником привлечения денежных средств, так как по анализу деятельности банка уже в 2017 году было замечен слабый темп роста по привлечению новых вкладов.
Доходность 1,21 руб., на один рубль размещённых средств.
Так же если посмотреть на перспективу данного продукта, и он действительно придется по душе клиенту, после проведения маркетингового исследования можно с уверенностью сказать, что в перспективе долгосрочных отношений данный продукт поможет АО «Газпромбанк» привлекать и оставлять у себя все больше и больше клиентов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть третья от 26.11.2012 г. № 146-ФЗ (ред. 29.04.2014).
2. Федеральный Закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «О кредитных историях» (ред. от 24.07.2007).
3. Федеральный Закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. 03.06.2009).
4. Федеральный закон «об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-
ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_112701/
5. Положение ЦБ РФ от 31.08.1998 г. № 54-П «О порядке
предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (ред. 27.07.2001).
6. Положение Банка России от 26.03.2004 г. № 2355-У «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (ред. 04.12.2009).
7. Указание Банка России от 03.06.2011 г. 2459-У «Об особенностях оценки кредитного риска по отдельным выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности»
8. Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (ред. 03.11.2011).
9. Анисимов А.Ю. Организационно-функциональный механизм управления денежными потоками: дисс. ... к.э.н. - Москва : КНОРУС, 2014. - 205 с.
10. Батаев А. В. Оценка безопасности дистанционного банковского обслуживания в России / А.В. Батаев // Молодой ученый. - 2017. - № 10. - С. 195-198.
11. Горелая Н. В. Организация кредитования в коммерческом банке : учеб.пособие / Н. В. Горелая. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 412 с.
12. Гулакова О.И. Общественная эффективность крупных инфраструктурных проектов, методика и практика. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2013. - С. 45-49.
13. Дашков Л. П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2013. - 245 с.
14. Де Сото Х.У. Деньги, банковский кредит и экономические циклы. / Х.У. де Сото. - Челябинск: Социум, 2014. - С. 98-102.
15. Дробозиной Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит, 2014. - С. 29-49...