Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обеспечение защитных мероприятий при эксплуатации железнодорожного транспорта

Работа №10112

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1269
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Г лава 1. Анализ аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте ... 9
1.1 Трагедии прошлого века 9
1.2 Крупные ЧП на российских железных дорогах в 2012-2015 10
1.3 Виды аварий на железнодорожном транспорте 16
1.4 Причины ЧС 18
1.5 Железнодорожный переезд как зона повышенной опасности 26
Глава 2. Травматизм на железной дороге 30
2.1 Непроизводственный травматизм на железной дороге 30
2.2 Производственный травматизм в структурах ОАО «РЖД» 35
Г лава 3. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте 40
Глава 4. Экология на железнодорожном транспорте 44
4.1 Источники и виды загрязнений природной среды железнодорожным
транспортом 44
4.2 Улучшение экологической обстановки на железной дороге 47
Глава 5. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 54
5.1 Перечень работ и оценка времени их выполнения 54
5.2 Расчет ущерба, нанесенного окружающей среде, от загрязнения и
деградации земель от аварии 25 апреля 2015 в Омской области 58
Глава 6. Социальная ответственность 65
6.1 Производственная безопасность 66
6.2 Экологическая безопасность 72
6.3 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 73
Заключение 78
Список использованной литературы 81


Железнодорожный транспорт как вид наземного транспорта, в котором перевозка грузов и пассажиров осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям, сегодня используется по всей планете чрезвычайно широко. Эксплуатационная длина ж/д путей в мире составляет около 1 млн. км и продолжает стремительно расти. В РФ на долю железнодорожного транспорта приходится 40 % пассажирооборота и около 80% оборота грузов.
Непрерывный рост перевозок, осуществляемых железными дорогами, приводит к увеличению интенсивности движения поездов, повышению скоростей движения и их массы. Как следствие происходит увеличение длины тормозных путей, возрастает опасность аварий и наезда подвижного состава на людей. К тому же при возрастающей эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта увеличивается её износ. По статистическим данным на конец 2014 года износ инфраструктуры составляет 75%, этот показатель для грузовых вагонов более 70%, а в локомотивном хозяйстве - 80%. Недостаточная обновляемость инфраструктуры железнодорожного транспорта приводит к росту числа различных крушений и аварий и является одной из главных проблем на сегодняшний день.
Общие причины происшествий на железнодорожном транспорте:
• естественный физический износ технических средств,
• нарушение правил эксплуатации,
• рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов
• внедрение новых, более сложных технологий,
• увеличение числа транспортных средств, а так же показателей их скорости и мощности,
• терроризм,
• несоблюдение населением правил личной безопасности.
Целью исследования является повышение эффективности защитных мероприятий при эксплуатации железнодорожного транспорта.
Задачи, поставленные для достижения цели в работе:
1. Анализ видов, причин и последствий аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте;
2. Установление причинно-следственных связей;
3. Исследование травматизма на железной дороге;
4. Исследование нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование железнодорожного транспорта;
5. Изучение вопроса воздействия железнодорожных аварий на окружающую среду;
Применяемые методики:
Статистическое наблюдение, анализ литературы, законодательных и нормативных источников, классификация.
Особенности железнодорожного транспорта:
•высокая скорость движения, и как следствие большой тормозной (например максимальная скорость ЭВС «Сапсан» достигает 250 км/час, а его тормозной путь с 250км/ч - более 2000 м);
• подвижные составы большой массы (грузовой поезд имеет массу 3 - 4 тыс. тонн, пассажирский состав - около 1 тыс. тонн, масса цистерны около 100 тонн);
• наличие на пути следования опасных участков дорог (инженерные сооружения: переезды, мосты, тоннели, спуски и подъемы, сортировочные горки, а так же влияние природных процессов: сход лавин, обвалы, оползни и
др. );
• электрифицированные пути подразумевают наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ);
• высокая степень влияния человеческого фактора (ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов, ошибки машинистов, путевых служб);
• большое количество различных поражающих факторов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Железнодорожный транспорт остается самым востребованным видом наземного транспорта, на долю которого приходиться порядка 40% пассажирооборота и 80% грузового. Несмотря на положительные тенденции последних лет по снижению количества аварий и травматизма на железнодорожном транспорте, полностью исключить возможность аварийной ситуации практически не возможно. Это связанно с тем, что железная дорога - это сложный многофункциональный комплекс, в работе которого задействовано огромное количество людей, технических средств и автоматики.
Для достижения поставленной цели, в настоящей работе был проведен анализ аварийных ситуаций на железной дороге. По результатам проделанной работы, можно сделать вывод, что наиболее частыми причинами аварий служат физический износ подвижного состава, неисправности железнодорожного пути, неисправности средств обеспечения безопасности движения, а так же влияние человеческого фактора.
Чаще всего происходят сходы подвижного состава с рельсов, столкновения и наезды на препятствия на переездах, доля которых в целом составляет более 65%. По статистике в последние годы все чаще причинами аварий служат столкновения поездов и составов с автомобильным транспортом. Обусловлено это, в первую очередь, ростом числа автомобилей, а так же нарушениями водителями правил пересечения железнодорожных переездов транспортными средствами.
Ключевым остаётся человеческий фактор. Множество крушения и аварии стали последствием ошибочных и неквалифицированных действий персонала. Основными причинами здесь являются: невыполнение требований к эксплуатации подвижного состава, ошибки диспетчеров и повышенным уровнем напряженности и стресса должности машиниста локомотива.
Одной из поставленных задач стало исследование травматизма на железной дороге. Проведенный статистический анализ позволяет заключить, что причинами непроизводственного травматизма становятся грубые нарушения правил поведения на магистралях. Так же прослеживается прямая связь частоты случаев травматизма с повышенной плотностью населения вокруг железнодорожных станций и путей.
Производственный травматизм на предприятиях ОАО РЖД зависит от сложности, опасности и видов работ. Согласно исследованиям и статистике распределения случаев травматизма работников ОАО РЖД, самой опасной и подверженной рискам является должность монтера путей, являющейся самой распространенной и многочисленной на дистанциях пути. Так же важным вопросом является недостаточные навыки владения знаниями требований безопасного проведения работ и принципов охраны труда.
Предложенные в работе меры профилактики непроизводственного травматизма граждан помогут сократить число несчастных случаев на железной дороге. Разработка и внедрение комплексных программ повысит уровень информированности населения о правилах поведения вблизи железной дороги, а совместная работа с правоохранительными органами заставят задуматься о необходимости нарушения правил. Ремонт и оснащение станций новыми техническими средствами в целом приведет к повышению безопасности на железной дороге.
Оснащение железнодорожных переездов резинотехническими настилами позволит значительно повышают скорость проезда транспортных средств через переезд, а внедрение в проезжую часть УЗП станет эффективным средством недопущения несанкционированного выезда транспортных средств на переезд.
Аварийные ситуации при перевозке опасных грузов наиболее тяжелые. Сход перевозящего их подвижного состава может привести к разливу химически опасных веществ, пожарам, взрывам. Ликвидация подобных ситуаций требует значительных материальных затрат.
В случае возникновения аварийной ситуации возникает ущерб, который включает в себя несколько составляющих. Например, ущерб инфраструктуре железнодорожного транспорта и ущерб окружающей природной среде. Оценка эколого-экономического ущерба, возникшего в результате аварии, необходима для того, что бы было возможно установить размер компенсации, призванной покрыть расходы на нейтрализацию последствий аварийной ситуации. С этой целью в работе был произведен расчет ущерба, нанесенного среде, от загрязнения и деградации земель от аварии 25 апреля 2015 в Омской области.



1. Электронное периодическое издание «MK.ru» - Режим доступа: http://www.mk.ru. - Свыше ста человек погибло по вине колхозного битюга - (Дата обращения: 12.04.2016).
2. РИА Новости - Режим доступа: http://ria.ru «Крупные ЧП на российских железных дорогах в 2012-2014 гг» - (Дата обращения:14.04.2016).
3. Черкашин Ю. М. Использование результатов фундаментальных и прикладных исследований проблем взаимодействия подвижного состава и пути при решении задачи предотвращения сходов колеса и рельса. Сборник докладов научно-практической конференции «Современные проблемы взаимодействия подвижного состава и пути», Щербинка, Россия, 2003.
4. Газета «Российская газета». Статья: «МЧС прогнозирует 20 железнодорожных аварий в 2014 году» от 01.11.2013 г.
5. Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2015 г. N 237 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов"- Система Г АРАНТ: http://base.garant.ru
6. Газета «Гудок», Электронный ресурс - Режим
доступа: http://www.gudok.ru// Статья: «В РЖД обеспокоены ростом числа ДТП на переездах».
7. Новости 1520 - информационный портал. - Режим
доступа: http://railway.kanaries.ru «Более 800 человек погибли на МЖД в результате несчастных случаев в 2014 г» - (Дата обращения:
20.04.2016) .
8. Окружная электронная газета Зеленограда. - Режим доступа: http://www.zelao.ru/ «Московская железная дорога просит соблюдать правила безопасности на железной дороге» (Дата обращения:
21.04.2016) .
9. Статья: «Исследование профессионально важных качеств в процессе профессионального становления машиниста локомотива» //
О. В. Лещенко Институт психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины, г. Киев, Украина. Научная библиотека КиберЛенинка- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/.
10. Газета «БАМ». Статья: «Внимание! Дети гибнут на железной дороге.» Выпуск № 22 от 28.05.2014 г.
11. Ульянов, В. А. Повышение безопасности труда на железнодорожном транспорте на основе снижения негативных воздействий человеческого фактора. автореф. дис. ... канд. тех. наук: 05.26.01/ Ульянов Владимир Андреевич. - М., 2013. - 23 с.
12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»
13. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»
14. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»
15. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
16.ОСТ 32.120-98. Стандарт отрасли. Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта (утвержден и введен в действие указанием МПС России от 20.11.1998 № А-1329у)
17. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»
18. СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»
19. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. МПС России 11.11.92 ЦУО/112.
20. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. МПС России 26.04.93 № ЦРБ-162.
21. ГОСТ 12.0.003-74. ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
22. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения.
23. ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.
24. ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
25. ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
26. МПС России, 24.02.1999 № ПОТ РО-32-ЦП-652-99. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений.
27. Словарь терминов МЧС 2010
28. Потехина А. А., Григорьев М. Г. Аварии на железнодорожном транспорте // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 408-409.
29. Федеральный закон Государственной Думы РФ от 24.12.2002 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
30. Охрана труда на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / В.Д. Катин, Э.А. Королев, И.М. Тесленко 2007 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ