ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования мотивации достижения в связи с имплицитными теориями стресса и толерантности к неопределенности 6
1.1. Понятие мотивации достижения в зарубежной и отечественной
психологии 6
1.2. Структура мотивации достижения как устойчивой личностной
диспозиции 11
1.3. Психологические и социально-демографические корреляты мотивации
достижения 16
1.4. Понятие имплицитных теорий стресса 18
1.5. Понятие толерантности к неопределенности 25
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 35
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование структуры диспозиционной мотивации достижения в связи с отношением к неопределенности и стрессу 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Методика исследования 36
2.3. Описательная статистика 40
2.4. Сравнительный анализ 42
2.5. Корреляционный анализ 45
2.6. Дисперсный анализ 52
ВЫВОДЫ ПО ЭМПЕРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность проблемы исследования. В последнее время все более актуальным становится вопрос изучения такого психологического феномена, как мотивация достижения. Во-первых, мотивация достижения оказывается наиболее актуальной для всех видов производительной деятельности человека. Во-вторых, в решении задач, связанных с различными социальными контекстами и одновременно затрагивающих сферу Я, сходится множество мотивационных механизмов, как динамических, так и когнитивных, как рациональных, так и иррациональных, как высших, так и низших. Мотивация достижения является надежным предиктором успеваемости в школе и вузе, а также успешности в бизнесе и других профессиях (Хекхаузен Х. 2003, 20011; Макклелланд Д. 2007; Гордеева Т. О., 2006, 2012, 2016). С другой стороны, неотделимой частью нашего времени становится все нарастающая быстрота изменений и рост неопределенности. Современный человек начинает жить в новом мире - мире неопределенности (Корнилова Т. В., 2009, 2012, 2016; Андреева Г. М., 2010; Леонтьев Д. А. 2015). Все более ярко проявляются такие важные мотивационные характеристики, как интерес к выполняемому делу, вера в свои способности достичь успешного результата, умение справляться с трудностями, адекватно реагировать на неудачи и проявлять настойчивость (Heckhausen J., Dweck C.S, 1999, 2006, 2012). Люди с одним и тем же уровнем интеллектуальных способностей могут существенно различаться по тому, насколько они сами себя считают способными преодолеть встающие перед ними трудности, способности адаптироваться к ним. Понимание феномена стресса стало рассматривается не только с учетом социально-психологических особенностей личности, но также с включением такой категории как представления о стрессе и отношение к нему (Crum Alia J., Peter Salovey, 2013; Макгонигал К., 2017).
Проблема данного исследования связана с наличием противоречия между необходимостью в изучении взаимосвязи мотивации достижения с отношением к стрессу и неопределенности, с одной стороны, и отсутствием подобных исследований в России, - с другой.
Объектом исследования является мотивация достижения, а предметом - структура мотивации достижения в связи с такими факторами как отношение к стрессу и неопределенности.
Цель исследования: выявить взаимосвязь структурных компонентов мотивации достижения с отношением к неопределенности и стрессу.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по проблеме мотивации достижения и ее психологических коррелятов (толерантность к неопределенности, имплицитные теории стресса).
2) подобрать методику, позволяющую получать данные не только о степени ее выраженности, но и о ее структуре; подобрать методики, направленные на изучение отношения к неопределённости и стрессу;
3) провести эмпирическое исследование взаимосвязи структурных компонентов мотивации достижения с отношением к неопределенности и стрессу с привлечением статистической обработки данных; проанализировать и соотнести полученные данные с имеющимися в литературе.
В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение о том, что «достиженческие» черты личности и мотивация достижения в целом положительно связаны с толерантностью к неопределенности и с имплицитной теорией «полезности стресса».
Это предположение конкретизируется в более частных гипотезах о том, что:
1) Толернатные и интолерантные к неопределенности испытуемые отличаются по уровню мотивации достижения за счет лишь некоторых ее компонентов.
2) Испытуемые, придерживающиеся теории «полезности стресса», имеют более выраженные «достиженческие» черты по сравнению с теми, кто придерживается теории «вредности стресса».
При проведении исследования были использованы следующие методики: «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» (Корнилова Т. В., 2009) [19]; «Опросник мотивации достижения» Г. Шулера (2004) [66] в адаптации Виндекер О. С. (2010) [7], исследовательский опросник «Имплицитные теории стресса», разработанный на кафедре педагогики и психологии образования.
Для статистического анализа полученных данных использовались критерий Манна-Уитни (и), критерий Спирмена (Гз) и дисперсионный анализ.
В первой главе были рассмотрены и проанализированы различные представления о мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии, на основании чего сделали вывод, что мотивация достижения в основном понимается как стремление к успеху, к достижению высоких результатов в значимой деятельности. Кроме того, мотивация достижения как процесс выбора целей и средств их достижения, осуществляется при взаимодействии с внешней средой, в системе определенных социальных отношений и во взаимодействии с другими людьми. Также рассмотрели различные теории структуры мотивации достижения, которую большинство авторов представляют как многоаспектную. Выделяются как личностные характеристики, так и влияние социальной среды. Кроме того, при анализе гендерной составляющей мотивации достижения были выявлены существующие различия в содержательной специфике мотивации достижения у мужчин и женщин.
При рассмотрении имплицитных теорий стресса, было выяснено, что отношение к стрессу субъекта оказывает существенное влияние на его способность справиться со стрессовой ситуацией. Если субъект придерживается позиции о полезности стресса, чаще ему свойственна «реакция достижения цели», при этом угроза преобразуется в цель и субъект чаще добивается успеха. Кроме того, при положительном отношении к стрессу задействуются многие личностные черты, поведенческие предпочтения, присущие мотивации достижения.
Рассмотрели такие понятия как толерантность и интолерантность к неопределенности. Выяснили, что при ТН человеку присуща готовность действовать в условиях нехватки информации, отсутствия явных ориентиров и готовых шаблонов, что делает его более адаптивным и гибким. Такая личность ориентирована на решение задачи и успех, а не на избегание ситуации неопределенности.
Во второй главе были проанализированы и проинтерпретированы результаты проведенного эмпирического исследования взаимосвязи структурных компонентов мотивации достижения с отношением к неопределенности и стрессу с привлечением статистической обработки данных.
Предложенная гипотеза о положительной связи диспозиционной мотивации достижения и ее отдельных составляющих с толерантностью к неопределенности и с имплицитной теорией «полезности стресса» подтвердилась. Гипотеза о том, что толернатные и интолерантные к неопределенности испытуемые отличаются по уровню мотивации достижения за счет лишь некоторых ее компонентов, подтвердилась. Испытуемые, спокойно относящиеся к ситуациям двусмысленности, непредрешенности и хаоса, более мотивированы на достижения. У «толерантных» испытуемых более выражены такие черты мотивации достижения, как гибкость, независимость и уверенность в успехе. Интолерантные к неопределенности могут обладать разным уровнем мотивации достижения. Интересно отметить, что для испытуемых с высокими показателями по шкале «Поток» характерно сочетание высокой толерантности и интолерантности к неопределенности.
При исследовании корреляционной связи мотивации достижения с межличностной интолерантностью пришли к выводу, что люди, стремящиеся к ясности и контролю в межличностных отношениях, имеют низкий уровень мотивации достижения.
Гипотеза о том, что высокий уровень мотивации достижения связан с имплицитной теорией полезности стресса подтвердилась. Испытуемые, воспринимающие стресс как источник роста и развития, более независимы и чаще предпочитают решать трудные задачи, чем те, кто придерживается имплицитной теории вредности стресса. Лица, придерживающиеся теории «полезности стресса», имеют более высокую мотивацию достижения по сравнению с теми, кто придерживается теории «вредности стресса».
Были выявлены гендерные отличия в уровне мотивации достижения. Так, юношами свойственен более высокий уровень «достиженческой» мотивации. Они более смелые, больше склонны идти на риск, более уверены в себе и в успешном исходе дела. Девушки менее рисковые, более ориентированы на предсказуемость в отношениях, проявляют меньшую настойчивость и упорство, больше в себе сомневаются, в своих силах и в своем успехе. Также сделали вывод о взаимосвязи мотивации достижения и толерантности к неопределенности справедлив скорее для девушек. У юношей это независимые характеристики. То есть юноша может быть толерантным, а может быть и интолерантным достиженцем. То же касается и стресса.
В дальнейшем мы планируем провести аналогичное исследование с привлечением большего количества мужчин, чтобы получить более четкую картину относительно взаимосвязи мотивации достижения с толерантностью к неопределенности и отношением к стрессу.
1. Андреева Г. М. Социальная психология./ Г. М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2010. - 67с.
2. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. - М., - 2005. - С.122.
3. Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижения детей. МД-решетка Шмальта. / Н. В. Афанасьева - М.: Когито-Центр, 1998. - С. 68.
4. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения. Современная зарубежная социальная психология. Тексты./ А. Бандура , Р. Уолтерс - М.: Аспект Пресс, 1984. - 106 с.
5. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология
личности: Учеб.пособие для вузов. / Е. П. Белинская,
О. А. Тихомандрицкая - М.: Эксмо, 2009. - 356 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович - М.: Смысл, 1968. - 95 с.
7. Виндекер О. С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения / Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2010.
8. Винокуров А. И. Взаимосвязь индивидуальных и личностных характеристик человека: Автореф. дисс. ... канд.психол.наук. - СПб., 1996.
9. Выготский Л. С. Психология развития человека. / Л. С. Выготский - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
10. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессовые реакции и активационная терапия. / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, Т. С. Кузьменко - М.: ИМЕДИС, 1998. - 179 с.
11. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. / Т. О. Гордеева - М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2006. - 336с.
12. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопросы психологии. -1984. - М, -№ 4. - С. 16
13. Дорфман Л. Я., Экзистенциальная модель полимодального я и психотерапевтическая практика. Первая всероссийская научнопрактическая конференция по экзистенциальной психологии. 2002, [Электронный ресурс]. ИКБ: http://existancepsychology.narod.ru/11.htm (дата обращения 26.04.2019.)
14. Дорфман Л. Я., Панов Ю. Л., Я-концепция и мотивы достижения у курсантов ВВ МВД РФ в зависимости от уровня склонности к девиантности. // Образование и наука. - 2013. - No 3 (102), - С. 56.
15. К. Макгонигал. Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше. / К. Макгонигал. - М.: Альпина. 2017. - 303 с...