Введение 3
1 Теоретические аспекты применения информационных технологий в
банковской сфере 6
1.1 Содержание и классификация 1Т-технологий в финансовой сфере 6
1.2 Цифровые инновации как вектор трансформации
банковского бизнеса 15
1.3 Особенности реализации 1Т-технологий в банковском секторе 17
2 Исследование конкурентной позиции и направлений развития АО
«Газпромбанк» в сфере ИТ-инноваций 27
2.1 Анализ финансовых показателей деятельности АО «Газпромбанк» 27
2.2 Сравнительный обзор технологических инноваций АО «Газпромбанк» и
его основных конкурентов 40
2.3 Проблемы и перспективы имплементации 1Т-технологий в российском
банковском секторе 57
3 Оценка экономической эффективности внедрения технологических инноваций по виртуализации внутрибанковской информационной среды.... 71
3.1 Расчет экономической эффективности мероприятия по внедрению
блокчейн-технологии обслуживания клиентских сделок 71
3.2 Расчет экономической эффективности мероприятия по внедрению
облачной автоматизированной системы 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
Современные информационные технологии - важнейший источник и средство развития банковского дела. В большинстве банков руководство понимает, какую выгоду может принести использование последних технологических инноваций и как они кардинально изменяют бизнес, выводя его на принципиально иной уровень. В условиях усиливающейся межбанковской конкуренции успех предпринимательской деятельности будет сопутствовать тем банкам, которые лучше овладеют современными методами управления банковскими процессами, а автоматизированные информационные технологии становятся драйвером совершенствования практически всех управленческих процессов и клиентских сервисов.
В период развития цифровых технологий особую значимость приобретают интеллектуально-виртуальные технологические решения, позволяющие существенно повышать операционную эффективность деятельности финансовых институтов. Учитывая характер конкуренции в банковской сфере, технологические инновации позволяют наращивать прочные конкурентные преимущества кредитным организациям, внедряющим информационные технологии нового поколения. [1]
Актуальность темы объясняется повышением значимости современных инновационных технологий в обеспечении
конкурентоспособности коммерческих банков. Гипотеза исследования - внедрение более технологичной автоматизированной системы повышает операционную эффективность деятельности банка.
Целью настоящего исследования является разработка мероприятия по совершенствованию ИТ-инфраструктуры коммерческого банка и оценка экономической эффективности его практической реализации в АО «Газпромбанк».
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы применения 1Т-технологий в банковской сфере;
2) проанализировать финансовые показатели деятельности АО «Газпромбанк»;
3) провести сравнительный обзор технологической позиции АО «Газпромбанк» и его основных конкурентов;
4) выявить проблемы имплементации новых информационных технологий в российском банковском секторе;
5) разработать мероприятие по совершенствованию
технологического обеспечения АО «Газпромбанк» и провести оценку экономической эффективности его внедрения.
Объектом исследования является сфера применения
информационных технологий в коммерческом банке АО «Газпромбанк».
Предметом исследования является система экономических и организационных отношений, возникающая в процессе внедрения технологических инноваций в российских банках.
Теоретическую и методологическую основу магистерской диссертации составили научная литература и публикации в периодической печати и сети Интернет в области информационных технологий, технологических инноваций, банковского дела и банковского менеджмента.
В качестве теоретической базы послужили результаты научных исследований по проблематике инноваций, в том числе банковских, таких авторов как Берра, Г. Вайнштейна, Н. Ведина, В. Иноземцева, А.
Курицкого, И. Марджерио, Е. Майминаса, А. Медушевско-го, В.
Мельянцева, Л. Мясниковой, Т. Николаевой, А. Славновой, Дж.
Халтивангера и М. Эймса. и ряда других.
Информационная база исследования: аналитические данные официальных сайтов банков, статистические материалы и публикации информационно-аналитических периодических изданий, в том числе Центрального Банка Российской Федерации. В качестве эмпирической базы использовались данные АО «Газпромбанк».
Методологическая основа исследования состоит из концепций и положений, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, в публикациях специалистов, анализирующих предмет исследования на практике.
Методы исследования: анализ и синтез, метод группировки, метод сравнения, графический метод, расчетно-аналитический метод, коэффициентный метод.
Методика исследования состояла в сборе первичной информации и ее экономико-математической обработке.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования можно использовать при преподавании дисциплин «Банковское дело», «Анализ деятельности коммерческого банка». «Банковский менеджмент».
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования можно использовать при разработке и внедрении технологических инноваций коммерческих банков.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы применения информационных технологий в банковской сфере. Во второй главе анализируется конкурентная позиция АО «Газпромбанк» в сфере ИТ- инноваций, приводятся проблемы разработки и внедрения новых технологических решений. В третьей главе представлена оценка экономической эффективности внедрения блокчейн технологии и облачной автоматизированной системы.
В заключении сформулированы основные результаты проведенного исследования. Список литературы состоит из 49 источников.
В рамках магистерской диссертации рассматривалась
целесообразность и экономическая эффективность внедрения инновационных технологий в операционную деятельность коммерческого банка. В качестве объекта исследования был рассмотрен АО «Газпромбанк».
В аналитической части магистерской диссертации произведен краткий анализ финансовой деятельности банка АО «Газпромбанк». На основе представленных расчетов и таблиц сделан вывод о том, что на сегодняшний день банк является прибыльной и активно развивающейся организацией. Однако при исследовании внутренней деятельности оказалось, что в коммуникационной среде банка существует ряд проблем, для устранения которых необходимо выработать метод их решения.
В теоретико-методическом разделе на базе анализа различных литературных источников были предложены основные возможности по совершенствованию оперативной деятельности организации. По результатам дальнейших исследований можно констатировать, что наиболее подходящим методом для оптимизации системы коммуникаций банка АО «Г азпромбанк» является внедрение новых технологий. Этот путь наиболее полно решает выявленные в оперативной деятельности проблемы и позволяет весьма скоро достичь требуемых результатов.
Все осуществленные исследования подкреплены приведением иллюстративного материала и осуществлением необходимых экономических расчетов.
На современном этапе экономика подверглась существенным изменениям, при этом ее развитию присущ иной характер. Вместе с тем, происходит активное развитие финансового сектора и внедрение в практику разнообразных инноваций.
Предлагается усовершенствовать технологию обслуживания частных клиентов. Приоритетным направлением будет, является увеличение продаж услуг банка персональным клиентам в интеграционном процессе нашего государства в банковскую систему мира в рамках глобализации хозяйственной деятельности.
Необходимостью осуществления различных и важных задач развития коммерческого банка, обуславливается возникновение потребности в разработке и внедрении инновационных механизмов, направленных на повышение эффективности осуществляемой деятельности.
В процессе анализа технологических инноваций в области клиентского обслуживания, речь идет о банковских картах, платежных терминалах, банкоматах, которые с точки зрения их функциональности постоянно развиваются, а также об удаленных каналах обслуживания.
Подводя итог проделанной работе, можно констатировать, что в результате исследования поставленные задачи были выполнены, а цель, определенная как обоснование целесообразности и экономической эффективности внедрения инновационных технологий в оперативную деятельность коммерческого банка, полностью достигнута.
1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 (ред. от 15.02.2010, с изм. от 08.05.2018) № 395-1 // Справочноправовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «КонсультантПлюс».
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 (ред. от 25.11.2018) (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) № 86-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант-Плюс».
3. Арефьева А.С. Перспективы внедрения технологии блокчейн / А.С. Арефьева // Молодой ученый. - 2017. - № 15. - С. 326-330.
4. Банковские риски / под ред. О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцевой. М.: Инфра-м, 2015. - 245 с.
5. Васильев А.А. Информационные технологии в управлении банковской деятельностью / А.А. Васильев // Киберлининка. - 2017. - № 5. - С. 129-131.
6. Ранерт О.Б. Информационные технологии. - 2016
7. Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело. - СПб.: Финансы и статистика, 2017. - 72 с.
8. Пучкова П*. Банковский депозит: от информационного обеспечения к аналитическим решениям. - М.: Логос, 2017. - 49 с.
9. Миронова С.Ю. Модель оценки эффективности управления операционным риском / С.Ю. Миронова // Банковское дело. - 2014. - № 9. - С. 44-50.
10. Морозко Н.И., Шогенова Ф.О. Международный опыт банковского надзора ФРС США и деятельность ЦБ РФ // Финансовый менеджмент. - №78. - С.23-25
11. Морсман Э.М. Управление кредитным портфелем / Пер с англ - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 208 с.
12. Круглова, Н.Ю. Банковские операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2013. - 176 с.
13. Гюнтер И., Дахова З. Скоринг - Основа минимизации кредитных рисков // Финансовая жизнь. - 2016. - № 1. - С. 23-25.
14. Милюков А.И. Кредитование в> России: некоторые уроки кризиса / А.И Милюков //Банковское дело, 2017. - 29 с.
15. Коваленко О. Г. Экономическое содержание активных операций и их значение в> банковской деятельности /О. Г. Коваленко/ Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г Челябинск, октябрь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - 83 с...