ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ 6
1.1 СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ 6
1.2 МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ 12
ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ВСЕ РАВНО?!») . 19
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА «ВСЕ РАВНО?!» 19
2.2 ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
ПРОЕКТА «ВСЕ РАВНО?!» НА ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Социальная проблема - это события и условия, которые негативно воздействуют, как на общество в целом, так и на конкретного индивида. Эти проблемы характерны для всего мира, но в зависимости от страны и места, какие-то проявляются сильнее, а какие-то выражены не так сильно. Решение данных проблем включает в себя комплекс мер, направленных на снижение негативного воздействия. Одним из способов решения, освещения и привлечения внимания к конкретной проблеме является социальная реклама.
Социальная реклама играет важную роль в воспитании духовных и моральных ценностей. Присутствуя в повседневной жизни, она должна формировать представления о нормальных взаимоотношениях между людьми, демонстрировать правильные модели поведения и обращать внимание на общественные проблемы.
В настоящее время в России развитие рекламы в целом и социальной в частности происходит быстро и хаотично. Рекламу в жизни человека можно охарактеризовать, как беспрерывный информационный поток. Присутствуя в повседневной жизни, она оказывает на нас влияние: внушает и манипулирует, вырабатывает стереотипы социального поведения, которые закладывают создатели. Социальная реклама вызывает принятие личностью ценностных ориентиров, демонстрирует одобряемые формы реализации долга и ответственности перед самим собой и людьми. Часто созданием социальной рекламы занимаются те же люди, что создают коммерческую. Методы воздействия в этих рекламах схожи, однако при создании коммерческой рекламы конечной целью является продать товар или услугу. Социальная реклама должна освещать и информировать о проблеме, а в долгосрочной перспективе формировать одобряемую модель поведения в обществе. Создавая такую рекламу, нужно более глубоко подходить к анализу целевой аудитории, учитывать их эмоциональное отношение, поведенческие, социально-демографические и географические характеристики. В конечном итоге это позволит оказать более сильное и длительное воздействие на зрителя, формируя четкий образ или отношение к конкретной проблеме. Идея и посыл в такой рекламе должны быть понятны той части населения, которой они адресованы.
Объект: Социальная реклама.
Предмет: Потенциал социальной рекламы в решении социальных проблем. Цель исследования: Оценить роль социальной рекламы в решении социальных проблем.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «социальной рекламы» и выделить ее отличительные особенности.
2. Выделить механизмы воздействия социальной рекламы
3. Определить особенности воздействия социальной рекламы на аудиторию.
4. Оценить степень воздействия социальной рекламы на целевую аудиторию (на примере проекта «Все равно?!»).
При написании выпускной квалификационной работы мы опирались на идеи следующих авторов. Г.Г. Николайшвили систематизирует теоретические и прикладные знания в области российской и зарубежной социальной рекламы. С.Э. Селиверстов рассматривает социальнопсихологические аспекты влияния социальной рекламы на общество. В своих работах сущность, цели, задачи, функции социальной рекламы рассматривают такие авторы как И. Ю. Буренкова, О. В. Грубина, Л. Н. Федотова. В рамках интернет изданий С.А. Чубай выявляет особенности содержания и функционирования современной социальной рекламы в США и России. А.Р. Деревянко и О.С. Зыбин рассматривают социальную рекламу как вид коммуникационной деятельности и приводят анализ отличий социальной рекламы от государственной. А.В. Ковалева исследует основы социологической концепции социальной рекламы. С.С. Марочкина рассматривает особенности функционирования и тенденции развития социальной рекламы в г. Омске.
Помимо литературных источников в работе использованы материалы следующих интернет сайтов: http://sociama.ru (портал, посвященный социальной рекламы в России и за рубежом), https://cyberleninka.ru (научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки (Open Science), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности)
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, в котором представлена анкета для опроса целевой аудитории социальной рекламы.
Анализируя роль социальной рекламы в решении социальных проблем, мы можем отметить, что она выступает в качестве маркера, который призван акцентировать внимание общественности на самых актуальных проблемах. Каждая социальная реклама должна создаваться под определенную проблему с учетом специфических особенностей, однако одной социалной рекламы недостаточно. Это должен быть комплекс мероприятий. Общество нуждается в качественной и эффективной социальной рекламе. Специфика социальной рекламы такова, что тематика рекламных кампаний постоянно повторяется, тем самым размывается проблема и привлекается все меньше внимания. Использование
нестандартных приемов призвано заставить людей взглянуть иначе на существующие проблемы и показать их с другой стороны. Поэтому для создания такой рекламы необходимо привлекать компетентных рекламодателей. Находя новые творческие решения, можно более эффективно воздейстовать на зрителей. Требования при создании такой рекламы должны быть жестче, так как ошибки ухудшают процесс воспрития, следовательно снижается потенциал социальной рекламы. Результатом удачной социальной кампании является создание и закрепление в сознании людей социально значимых стереотипов поведения, влияние на интеграцию общества, социальная идентификация, увеличение социальных ролей, защита нравственных ценностей и формирование норм поведения.
Опираясь на результаты эмпирического исследования, мы можем утверждать, что целевая аудитория подчеркивает важность и необходимость использования социальной рекламы, однако, для каждой возрастной категории существуют более интересные темы. Четкое понятие о целевой аудитории дает понимание о коммуникативном воздействии на социальные группы. Глубокий анализ целевой аудитории позволяет прогнозировать поведение и реакцию на такую рекламу. Это также касается способов воздействия на зрителя. Социальная реклама должна обладать рядом свойств: быть понятной, соответствовать существующим реалиям, оказывать эффект попадания и быть красочной. Эмоциональная насыщенность позволяет быстро включать человека в систему социальных отношений. Однако, использование креативных и оригинальных приемов порой переходит в экстравагантную форму. Такая реклама может неоднозначно восприниматься целевой аудиторией, так как теряется формулировка социального действия. Слишком примитивная социальная реклама может не восприниматься зрителями в серьез. Место размещения должно учитываться на результатах социологических исследований, а более массовый характер размещения позволит более четко представлять информацию о проблеме и способствовать повышению глубины воздействия. Таким образом, комплексная реализация этих мер способствует повышению эффективности социальной рекламы в России.
1. Аверкина Д.С. Приемы создания социальной рекламы. / Д.С. Аверкина. // Вестник Московского государственного университета печати. 2015. №2. С. 77-83
2. Бузин В. Н. Социальная реклама : быть или не быть? // Реклама. Теория и практика. - 2007. - N 1. - С. 16-28.
3. Дмитриева Л.М. Разработка и технологии производства «рекламного продукта». Учебник / Л.М. Дмитриева. - М.: Экономисть, 2006. Дмитриева Л.М. Символ в рекламе / Л.М. Дмитриева, С.С. Марочкина, Л.С. Рахитина. - М.: Наука, 2007.
4. Вайнер В. Л. Некоммерческие организации. Эффективная социальная реклама / В.Л. Вайнер, Н.Ю. Гладких. - М.: Книга и бизнес, 2012. - 184 с.
5. Виды социальной рекламы [Электронный ресурс] / Социальная
реклама в России. - 2019. - Режим доступа: http://sociama.ru/stati/vidy-
sotsialnoj-reklamy/ ( дата обращения 05.05.2019 ).
6. Герасимова Е.В.Потребности общества в социальной рекламе и ее характеристики // Вестник научных конференций. 2016. № 5-4 (9). С. 8486.
7. Голуб О.Ю. Социальная реклама: Учебное пособие / О.Ю. Голуб. - 180с.
8. Друкер М. М. Социальная реклама в современном
коммуникативном пространстве: опыт калинградского региона
[Электронный ресурс] М.М. Друкер. - Вестник Блатийского федерального университета им. И. Канта, 2013. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialnaya-reklama-v-sovremennom- kommunikativnom-prostranstve-opyt-kaliningradskogo-regiona ( дата обращения 03.05.2019)
9. Евневич М. А., Ябурова, Д. В. Влияние социальной рекламы на поведение чеовека в зависимости от содержания сообщения // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 22. — с. 4169-4182.
10. Земсков С. Социальная реклама как коммуникационный ресурс управления / С.Земсков // Власть. - 2009. - №10 - С. 42.
11. Кашапова Э.И. Сравнительный анализ социальной рекламы в
России и за рубежом [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. - 2016. № 3. - Режим доступа:
http://www.psychology.snauka.ru/2016/03/6571 (дата обращения 16.05.2019).
12. Крупнов Р. В. Городская социальная реклама как объект управления // Социология власти. - 2006. - N 5. - С. 121-128.
13. Крупнов Р. В. Социальная реклама как инструмент управления социальными процессами [Электронный ресурс] : дис. ... канд. социолог. наук / Крупнов Р. В. - М., [2006]. - 163 с.
14. Ковалева А.В. Основы социологической концепции социальной
рекламы. / А.В. Ковалева. // Ученые записки Забайкальского
государственного университета. 2012. №5. С. 33-40.
15. Ковалева А.В. Социальная реклама в современной России: цели и функции / Вестник Красноярского ун-та. 2006. №3. - С23-38...