Глава 1. История формирования понятия когнитивных наук 6
§1. Определение понятия когнитивных наук 6
§ 2. Исторические предпосылки междисциплинарного объединения когнитивных наук 10
§3. Исторические предпосылки формирования современного состояния когнитивных наук 19
Глава 2. Основные методы когнитивных наук 25
§1. Основные методы когнитивной психологии и нейрофизиологии 25
§2. Основные методы когнитивной лингвистики 29
§3. Основные методы искусственного интеллекта 36
Глава 3. Основные комплексообразующие черты когнитивных наук 43
§1. Наличие общей картины мира как комплексообразующая черта когнитивных наук 43
§2. Наличие единой модели развития как комплексообразующая черта когнитивных наук 48
§3. Наличие единых объяснительных моделей как комплексообразующая черта когнитивных наук 55
Глава 4. Комплекс когнитивных наук как элемент других полисистем 60
§1. Онтологический статус когнитивных наук 60
§2. Эпистемологическая роль когнитивных наук 65
§3. Социокультурная роль когнитивных наук 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
Источники и литература 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
Актуальность темы. Интерес к проблемам когнитивных наук является предельно актуальным в контексте современных научных исследований. Особый интерес вызывает тот факт, что в современной науке когнитивные науки представляют собой целый комплекс научных исследований в различных областях философии, психологии, искусственного интеллекта, лингвистики, объединенных единым исследовательским интересом к вопросу познания. Общеизвестно, что вопрос познания является одним из ключевых для человека на протяжении многих столетий; многократно предпринимались попытки изучить его с точки зрения мифологии, религии, искусства и, наконец, науки. В свете этого чрезвычайно важным для исследования представляется вопрос о том, как функционирует современное поле когнитивных наук, а также исследование этого поля в комплексе.
Современный человек все чаще и чаще сталкивается с различными проявлениями результатов научных исследований в области познания, от различных психологических и нейрофизиологических методов, направленных на изучение и трансформацию памяти, до разнообразных реализаций искусственного интеллекта и интеллектуальных систем в своей повседневной деятельности. Не лишним будет отметить, что даже опыт повседневной жизни уже дает нам поверхностное представление об этом явлении. Результаты когнитивных исследований используются в прикладной психологии, антропологии, медицине, социологии и т. д.
Для того, чтобы детально изучить и описать сферу когнитивных наук, следует воспользоваться комплексным подходом, т. е. систематически изучить единое целое, составляемое когнитивными науками. На современном этапе развития науки необходимо выявить точные связи и взаимозависимости между объектами и методами когнитивных наук. Чрезвычайно важно представлять полную картину того, как когнитивные науки оказывают взаимное влияние и формируют научную базу для дальнейших исследований в этой области. Иными словами, комплексное исследование когнитивных наук представляется предельно актуальным в контексте состояния современной науки.
Новизна исследования. Комплексный подход к изучению когнитивных наук является сравнительно новым. Возникновение интереса к когнитивным наукам можно отнести к середине XX в. и связать с работами таких мыслителей, как Дж. Миллер, Н. Хомский, У. Маккарти и др. Выдающимися когнитивистами, лингвистами, психологами, специалистами в области искусственного интеллекта проделана колоссальная работа по формированию различных подходов к исследованию когнитивных наук, в частности, концептуального, системного и т. д.
На современном этапе развития пришло время детального изучения когнитивных наук именно с точки зрения комплексного подхода как разновидности системного подхода, т. е. изучение когнитивных наук как системы, содержащей элементы, функционирующие и в других системах, имеющих иную природу, и находящихся с первоначальной системой в сложной функциональной зависимости.
Предпосылками этого решения могут служить идеи использования комплексного подхода в изучении других наук, в частности, естествознания, обществознания, материаловедения, а также исследования комплексных составляющих таких наук, как психология, антропология и другие наук о человеке.
Данная проблематика исследовалась мною в течение двух лет. За это время мною было изучено и проанализировано множество философских, психологических, методологических источников, исследована проблематика киберпространства в качестве примера использования комплексного подхода внутри системы когнитивных наук. Таким образом, данное исследование представляется мне в значительной мере подготовленным в предыдущих исследованиях.
Для того чтобы осознать специфику комплексного подхода к изучению когнитивных наук, необходимо актуализировать то знание в области философии, психологии, математики, антропологии, которое выработано учеными-когнитивистами. В связи с этим оправдан интерес к работам таких специалистов, как Дж. Миллер, С. Тулмин, А. Сикурел и др. Кроме того, необходим анализ литературы по истории науки, в частности, работ У. Бехтеля, А. Аронсона и Г. Грэма. Вышеназванные обстоятельства предопределили тему магистерской диссертации:
«Cognitive science: комплексный подход».
Цель работы - осуществить комплексный подход к анализу феномена когнитивных наук.
Объект исследования - когнитивные науки как комплекс.
Предмет исследования - специфические комплексные взаимосвязи когнитивных наук и их реализация в различных сферах применения.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Проследить историю формирования когнитивных наук и связей между ними и сформулировать на основании этого рабочее определение.
2) Исследовать методологические основания когнитивных наук;
3) Выделить основные комплексообразующие черты когнитивных наук;
4) Рассмотреть комплекс когнитивных наук в контексте более крупных полисистем.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ философской, методологической, психологической, математической, исторической литературы по проблеме, наблюдение, обобщение, сравнение.
Структура и объем магистерской диссертации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Каждая глава состоит из трех параграфов.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, проанализирована степень разработанности проблемы, определены цель, задачи, объект, предмет исследования, а также указаны методы исследования.
В заключении излагаются основные выводы по теме исследования.
В работе имеется список литературы, состоящий из 52 источников.
В работе представлено одно приложение.
В ходе проведения научного исследования были выполнены следующие задачи и сделаны соответствующие выводы:
1. В результате изучения различных подходов к определению когнитивных наук в контексте их исторического развития было сформулировано следующее рабочее определение: когнитивные науки - это обширное поле научных исследований, сконцентрированное вокруг нейрофизиологического ядра, объединяющее собой различные сферы психологии, лингвистики, философии, компьютерных наук и т. д., возникшее в 1950-е гг. и институционально сложившееся в 1970-е гг., результаты которого затрагивают различные сферы как теоретических, так и прикладных дисциплин. В числе них можно назвать практическую психологию, психиатрию, прикладную лингвистику, искусственный интеллект, робототехнику и разработку интеллектуальных систем различных уровней и областей применения.
Также были изучены предпосылки становления когнитивных наук в психологии, лингвистике, математике, начиная от истоков этого явления в науке XIX в. и заканчивая предварительным этапом становления в середине 1950-х гг. Были обозначены основные вехи развития когнитивных наук как единого поля и указаны основные научные открытия, повлиявшие на формирование когнитивных наук в ныне существующем виде.
Важно отметить, что знание об исторических предпосылках формирования когнитивных наук, а также знакомство с историей их развитие помогает более полной и всесторонней формулировке определения и в дальнейшем способствует успешному анализу и выделению комплексных черт когнитивных наук.
2. В ходе исследования методологических оснований когнитивных наук и рассмотрены основные методы таких дисциплин, как психология, нейрофизиология, лингвистика, компьютерные науки, искусственный интеллект, в частности, модульная гипотеза и метод диссоциации для психологии и нейрофизиологии, метод интроспекции, аудио- и визуальный анализ и корпусный метод для лингвистики, методы эвристического программирования и основная часть спектра методов обучений нейронных сетей, включая использование генетических алгоритмов. Были обозначены достоинства и недостатки этих методов, а также оптимальные сферы их применения. На основании этого был сделан вывод о междисциплинарном характере методологической базы и комплексной взаимосвязи методологических установок когнитивных наук.
3. При помощи формирования понятия комплекса были выделены основные комплексообразующие черты когнитивных наук, а именно:
1) Наличие общей картины мира когнитивных наук, характеризующейся такими чертами, как представление о человече в качестве биологического и надбиологического существа, наделенного ограниченной рациональностью, наделение познавательной деятельности как совокупности результатов реализации ментальных процессов ключевым значением для общей человеческой деятельности и подчинение принципу эволюционизма.
2) Наличие единой эволюционной модели развития, а также единых процессов, таких как интеграция с науками, находящимися вне поля когнитивных наук, наличие внутренней научной «рефлексии» и ориентирование на эволюционные процессы.
3) Наличие единых объяснительных моделей, а именно изначально принятой вычислительной модели разума (впоследствии отвергнутой), а также множества ныне используемых моделей, в частности, коннекционистские и конструктивистские модели параллельной переработки информации, модель динамических репрезентаций и т. п.
На основании этих черт был сделан вывод о комплексности когнитивных наук, их методологическом и мировоззренческом единстве, а также сформировано представление о дальнейших перспективах их развития в рамках комплекса.
4. На основании ключевых различий между комплексным и системным подходами было рассмотрено место комплекса когнитивных наук в других полисистемах. В частности:
1) Был определен онтологический статус когнитивных наук и сформированы основные рекомендации к построению онтологии когнитивных наук, такие, как процессуальность и событийность.
2) Была определена эпистемологическая роль когнитивных наук, в частности, была определена роль познания в сфере интереса когнитивных наук, характеризующаяся использованием подхода эпистемологической редукции. Кроме того, были выделены и рассмотрены психологический, нейрофизиологический, языковой, антропологический, социальный и информационный аспекты познания, что было отмечено в качестве дополнительного свидетельства комплексности устройства когнитивных наук.
3) Была определена также социокультурная роль когнитивных наук, где они были выделены и как инструмент исследования социокультурной эволюции, так и отдельно стоящий социокультурный фактор. Кроме того, был отмечен рост популярности когнитивных наук вне научной среды.
На основании этого был сделан вывод о присутствии когнитивных наук в других полисистемах в качестве самостоятельного элемента.
На современном этапе развития общества происходит прочное укоренение когнитивных наук в обширном междисциплинарном поле научных исследований.
Использование комплексного подхода для изучения когнитивных наук невозможно без анализа идей таких ученых, как Дж. Миллер, С. Тулмин, А. Сикурел, Л. Талми, М. Мински, Э. Файгенбаум, Г. Саймон, М. Дэвис и др.
Комплексный подход к осмыслению когнитивных наук должен способствовать формированию критического мышления в области изучения междисциплинарных связей, методологии, а также философских оснований когнитивных наук. Кроме того, применение комплексного подхода должно способствовать формированию системного и аналитического мышления, что является необходимым условием осуществления
научной деятельности в XXI в.
Книги и статьи на русском языке
1. Баранова О. Эволюционистская концепция понимания Стивена Тулмина. [Электронный ресурс]. / О. Баранова, В. Кашин. - Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2003_1/0.pdf (дата обращения: 15.06.2015).
2. Барышников П. Н. Вычислительная теория сознания и вечные
поиски стабильных значений [Электронный ресурс]. / П. Н. Барышников. - Режим доступа:
http://www.hse.ru/data/2014/03/23/1318318503/%D0%91 %D0%B0%D 1%80%D 1 %8B%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F. %D0%9D.pdf (дата обращения: 16.06.2015).
3. Васенков Д. В. Методы обучения искусственных нейронных сетей. [Электронный ресурс]. / Д. В. Васенков. - Режим доступа: http://ict.edu.ru/ft/005755/2007_1_20-29.pdf (дата обращения: 13.06.2015).
4. Васильев Б. Д. Зоологические предпосылки человеческого интеллекта. [Электронный ресурс]. / Б. Д. Васильев. - Режим доступа: http://vk.com/doc260654063_397832728? hash=de316817dca960a2b1&dl=d9801a0341820aedd2 (дата обращения: 14.06.2015).
5. Кун Т. Структура научных революций. / Т. Кун. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 310 с.
6. Лаврентьев Г. В. Методологический анализ системного и комплексного подходов и разработка электронного учебно-методического комплекса [Электронный ресурс]. / Г.В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. - Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/2011/2-1/peda/TheNewsOfASU-2011-2-1- peda-03.pdf (дата обращения: 17.06.2015).
7. Лешкевич Т. Философия науки: традиции и новации [Электронный ресурс]. / Т. Лешкевич. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/leshk/03.php (дата обращения: 15.06.2015).
8. Максимов Л. Редукция сознания к познанию как методологический принцип когнитивной науки и гуманитарных дисциплин [Электронный ресурс]. / Л. Максимов. - Режим доступа: Ь±1р://е- notabene.ru/fr/article_13778.html (дата обращения: 17.06.2015).
9. Повякел Н. И. Социально-когнитивная теория (А. Бандура). [Электронный ресурс] / Н. И. Повякел. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/psiteol/txt31.htm (дата обращения: 17.06.2015).
10. Пупынина Е. Использование корпусного анализа в исследовании синонимов [Электронный ресурс]. / Е. Пупынина. - Режим доступа: http://corpora.phil.spbu.ru/Works2011/%В0%9Е%Э 1%83%В0%ВЕ%Э1%8В %П0%ВП%П0%В8%П0%ВВ%П0%В0_289^ (дата обращения: 12.06.2015).
11. Режабек Е. Я. Когнитивная культурология. / Е. Я. Режабек, А. А. Филатова. СПБ: Алтейя, 2010. - 316 с.
12. Росс Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. [Электронный ресурс]. Л. Росс, Р. Нисбетт. - Режим доступа: http://skepdic.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D0%A0%D0%BE %П1%81%П1%81.%П0%9П
%Э0%В8%Э 1%81 %Э0%В 1%Э0%В5%Э 1 %82%Э 1%82. %Э0%А7%Э0%В5% В0%ВВ%В0%ВЕ%В0%В2%В0%В5%В0%ВА-%В0%В8-
%Э 1%81%Э0%В8%Э 1 %82%[) 1 %83%Э0%В0%Э 1%86%Э0%В8%Э 1%8Б^ (дата обращения: 14.06.2015).
13. Саймон Г. А. Рациональность как процесс и продукт мышления. [Электронный ресурс]. / Г. А. Саймон. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/629/779/1217/3_1_2simon.pdf (дата обращения: 14.06.2015).
14. Сергеев С. Когнитивная педагогика: пользовательские свойства инструментов познания [Электронный ресурс]. /С. Сергеев. - Режим доступа: http://www.academia.edu/7614044/%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9D %Э0%98%Э0'%А2%Э0%98%Э0%92,%Э0%9Э%Э0%90%)0%АГ %Э0%98 %D0%95%D0%94%D0%90%D0%93%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%9A %)0%90_%)0%9Е%)0%9Е%)0%9В%)0%АС%)0%97%)0%9Е %)0%92%)0%90%)0%А2%)0%95%)0%9В%)0%АС%)0%А1%)0%9А %)0%98%)0%95_%)0%А1%)0%92%)0%9Е %)0%99%)0%А1%)0%А2%)0%92%)0%90_%)0%98%)0%9) %)0%А1%)0%А2%)0%А0%)0%А3%)0%9С%)0%95%)0%9) %)0%А2%)0%9Е%)0%92_%)0%9Е%)0%9Е%)0%97%)0%9) %Э0%90%)0%9Э%Э0%98%Э0%Л8 (дата обращения: 17.06.2015).
15. Смит Н. Современные системы психологии. / Н. Смит. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
16. Тимофеева М. К. Интроспекция как предмет и метод лингвистики. [Электронный ресурс]. / М. К. Тимофеева. Режим доступа: http://gf.nsu.ru/www/docs/Timof_Int.rtf (дата обращения: 12.06.2015)
...