Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности продюсерского фильма как феномена аудиовизуального творчества

Работа №101077

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы106
Год сдачи2015
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОРЫ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ 12
1.1 Теоретические аспекты аудиовизуальной культуры 12
1.2 Аудиовизуальное творчество в системе социально-культурной
деятельности 18
1.3 Продюсирование как процесс управления аудиовизуальным
творчеством 24
ГЛАВА II. ПРОДЮСЕРСКИЙ ФИЛЬМ КАК ПРОДУКТ
АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА 36
2.1 Продюсирование коммерческого фильма 38
2.2 Продюсирование авторского фильма 44
ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ДИСТРИБУЦИИ НА
КИНОПРОИЗВОДСТВО 50
3.1 Особенности экономики кинопроизводства и проката фильмов 50
3.2 Правовые аспекты кинопроизводства 57
3.3 Путь фильма к зрителю в условиях рынка 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 97


Актуальность работы:
Современную эпоху исследователи определяют, как «информационную». Это связано с расширением системы массовых коммуникаций, «информационным взрывом» , особенностями которого стали технологические новации: интернет, компьютерные сети, спутниковая связь, цифровая обработка текста, звука и изображения.
На первый план в системе освоения реальности вышли аудиовизуальные коммуникации как своеобразные феномены информационной эпохи. А аудиовизуальное творчество стало составной частью социально-культурной деятельности. Аудиовизуальное творчество как таковое - достаточно широкая сфера деятельности, включающая в себя производство кино-теле-видео фильмов, телепрограмм, реалити шоу, видеороликов, продукции мультимедиа, интерактивных игр, сайтов, Интернета и так далее. При всём этом разнообразии продюсерский кинематограф является эффективным и довольно распространённым инструментом социально-культурной сферы.
Он - своего рода отражение общественных нужд и уже установившихся, либо ещё устанавливающихся порядков. Коммерческий продукт, получаемый в результате кинопродюсерской деятельности с её грамотными расчётами и прогнозами, зачастую является средством удовлетворения массовых потребностей в сфере досуга и развлечений. Именно поэтому будучи одним из наиболее действенных инструментов передачи информации через визуальные образы и драматургические приёмы, продюсерский или другими словами массовый кинематограф являет собой фактор влияния на любую аудиторию,
который, в свою очередь, может быть подобающе использован в угоду каким- либо коммерческим или государственным интересам.
Но за готовым продуктом и последующим его влиянием стоит огромная «кухня», скрывающая в себе тайны кинопроизводства, особенно, если речь идёт об экранном искусстве, направленном на массового зрителя. Таким образом мы можем обратится ко множеству существующих источников и литературе, чтобы погрузиться в данный процесс, с целью понять, какова же истинная причина искомого влияния кино на зрителя.
Массовая культура, вопреки распространенному представлению о ней как результате стандартизированного массового производства, являет собой не прискорбную противоположность «высокой» культуре, а ее неожиданное выражение и следствие. В ней идет интенсивный поиск новых эстетических форм, способных преодолеть границы национальных и этнических традиций.
Этот поиск выражается в стремлении создать универсальный язык коммуникации. Речевые средства общения обнаружили при этом очевидную ограниченность, а визуальные образы и музыка - явные преимущества. Разумеется, восприятие образа предполагает наличие у реципиента определенной грамотности в смысле владения специфическими культурными кодами, тем не менее, кинематограф, телевидение, видео и популярная музыка выступают движущей силой демократизации современной культуры. Этот процесс манифестирует стремление общества к культурной деиерархизации, которая началась с приходом современности.
Рождение «досуговой культуры», то есть культуры развлечений может считаться водоразделом в истории, так как оно знаменует переход от культуры печатного слова к культуре зрелища, возникновение которой провоцировалось и сопровождалось новыми открытиями и разработками в области экранных технологий. Технические открытия способствовали установлению новых норм культурной грамотности на основе аудиовизуальных, зрелищных элементов. Расширив возможности социального доступа, новая культура экранная 4
(аудиовизуальная) привела и к изменению социального состава аудитории, уменьшила социальное неравенство.
На наш взгляд, успех медийной культуры в целом и кинематографа в частности, определяется и природой их внутренних свойств, и состязанием культурных традиций. Можно говорить о четырех факторах, явившихся основными моментами формирования массовой культуры: воздействие технологических новаций на культурное развитие; изменение условий социального доступа, уровня культурной компетентности (грамотности), необходимого для понимания того или иного текста или культурного явления; экспрессивный потенциал, пригодность той или иной культурной формы для целей индивидуального самовыражения и воплощения; возможность репрезентации и выражения воображаемого и виртуального, предоставляемая конкретными культурными средствами и формами.
Путь, пройденный кинематографом с тех далеких лет, огромен. Как самое массовое из искусств, он становится элементом нового пространства - пространства массмедиа. Можно сказать, что современное общество становится медиазависимым. Важную роль в этом играет, несомненно, то, что кино является целостной системой, обладающей собственным языком, овладение которым приводит к расширению пространства культуры, а вместе с этим и расширению возможностей человека. Кинематограф представляет собой своеобразную самореферентную структуру, содержащую огромный, пока мало исследованный аудиовизуальный аппарат, позволяющий объединять разделенную пространственными, культурными, этническими, социальными, возрастными, тендерными границами массовую аудиторию. Видимо, в этом кроется одна из главных причин такого сильного воздействия кинематографа на зрителя и такого пристального интереса к кино как к объекту междисциплинарных исследований. Ведь создание новой кинематографической формы коммуникации позволяет открывать новый тип мышления и новые возможности восприятия. Всё вышесказанное доказывает актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы определяется следующим образом: по данной теме существует большое количество зарубежной и отечественной литературы, что обусловлено развитием и распространением продюсерского кино во всём мире. И большая часть необходимых научных статей, в частности по продюсированию может быть найдена на английском языке.
Теоретической базой магистерской диссертации стали труды известных зарубежных (Арнхейм Р., Базен А., Балаш Б., Балио Т., Бергман И., Делёз Ж., Джефри Т., Дэнни Р., Клеве Б., Клер Р., Маклюэн М., Садуль Ж., Турман Л., Уэйн М., Хантингтон С., Харрис М. и др.) и отечественных (Александров Г. В., Баскаков В. Е., Захаров М.А., Герасимов С. А., Кончаловский А. С., Кравцов Ю. А., Криштул Б., Лебедев Н. А., Лотман Ю. М., Мусский И. А., Тарковский А., Федоров А. В., Хренов Н. А., Ямпольский М. Б. и др.) исследователей - историков культуры, философов, социологов, теоретиков и практиков киноискусства.
Важное место в работе занимают книги и статьи тех специалистов, кто исследует аудиовизуальную культуру, её специфику и роль в создании медиаобраза современной действительности. (речь идёт о трудах Бондаренко Е. А, Зубановой Л. Б., Девятовой О. Л., Кириллова Н. Б., Разлогов К. Э., Фёдорова А. Ф., Хилько Н. Ф. и др.).
Поскольку речь в данной диссертации идёт о системе продюсирования как новом явлении социально-культурной деятельности в современной России, мы уделили большое внимание экономике экранной культуры, развивающейся в условиях рынка. Этот раздел представлен трудами Вартановой Е., Долгина А., Жабского М., Иванова Г.П., Кастельса М., Кокарева И. Е., Косиновой М., Чуковской Е. и других исследователей - менеджеров и экономистов.
Практическая сфера данного исследования невозможна без знаний основ законодательства в социально-культурной сфере как зарубежного, так и отечественного (Конституция Российской Федерации № 281-ФЗ «О средствах 6
массовой информации», № 231-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», №38-ФЗ «О рекламе», №126-ФЗ «О государственной поддержке российского кино»).
Объектом диссертационного исследования является аудиовизуальное творчество как важный фактор социально-культурной деятельности.
Предметом исследования - продюсерский фильм как феномен аудиовизуального творчества.
Цель данной диссертации - проанализировать особенности продюсерского фильма как феноменального явления аудиовизуального творчества.
В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты аудиовизуальных коммуникаций и аудиовизуального творчества как факторов информационной эпохи;
• Проанализировать специфику аудиовизуального творчества в системе социально-культурной деятельности;
• Дать определение продюсированию как процессу управления аудиовизуальной сферой;
• Рассмотреть продюсерский фильм как продукт аудиовизуального творчества с точки зрения производства коммерческих и авторских фильмов;
• Выявить особенности экономики кинопроизводства и проката фильмов;
• Рассмотреть правовые аспекты кинопроизводства;
• Определить особенности выхода фильма к зрителю в условиях современного медиарынка.
Методологические и теоретические основы исследования:
Анализ проблемы, проведённый в диссертации, обобщает теоретические и практические исследования в сфере социально-культурной деятельности и конкретно в области современного кинематографа. Всё это требует определённого разнообразия в применяемых методах исследования.
При анализе исследуемых проблем используются:
• Метод теоретического анализа аудиовизуальной культуры как феномена информационной эпохи;
• Сравнительно-исторический метод при анализе эволюции аудиовизуальной культуры и кино как её первоосновы;
• Структурно-функциональный метод при рассмотрении кинематографа как системы включающей в себя множество структурных элементов (язык, синтез кинообраза, жанры, художественные особенности и т.д.);
• Диахронический метод - определяющий рамки исследования развитием экранной культуры от стадии её формирования до современного состояния.
• Эмпирический метод, дающий возможность обратиться к практической составляющей кинопроизводства и кинопроката как структур социально-культурной и экономической деятельности, направленных на потребности общества.
Методы, используемые в данной работе, обусловлены содержанием и целью исследования.
Научная новизна работы:
Данная диссертация является одной из первых работ, посвященных продюсированию, с целью взглянуть на творческую составляющую киноиндустрии как художественного процесса и как бизнес-системы, направленной на получение прибыли.
В данной работе осмысливается продюсерский фильм как феноменальное явление аудиовизуального творчества. При этом мы пробуем уйти от стереотипов «массовое» - «элитарное», доказывая, что «продюсерский фильм» - это не антагонист «авторского» фильма, это более сложное и неоднозначное явление, соединяющее творчество и коммерческие цели. А это значит, что продюсерское (зрительское) кино может иметь отношение к высокому искусству и творчеству. Всё это напрямую соотносится с особенностями информационной эпохой и изменившимися условиями нашей жизни.
Апробация результатов исследования:
По теме диссертации автором прочитан цикл лекций по теме продюсирования в рамках научно-педагогической практики в Уральском Федеральном Университете на факультете искусствоведения и культурологии в группе социально-культурной деятельности.
Автором были подготовлены для просмотра и обсуждения два короткометражных игровых фильма и два постановочных игровых рекламных видеоролика.
За свой короткометражный игровой фильм «Нокаут» (фрагмент режиссёрского сценария к фильму предоставлен в приложении А), созданном при поддержке РГППУ автор получил три награды: «За лучшую режиссёрскую работу» - в кинолаборатории А.Н. Сокурова в Санкт-Петербурге (октябрь 2014 года), а также «За лучший сценарий и лучшую работу актёра» - на фестивале молодёжного кино «Галактика 35 мм» (Санкт-Петербург, ноябрь 2014 года).
Кроме того, по теме диссертации опубликовано три статьи в научных сборниках и журнале «УрФО».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Продюсерский фильм - это феноменальное явление аудиовизуальной культуры и аудиовизуального творчества. Будучи продуктом киноиндустрии, продюсерский фильм является прежде всего результатом творческих усилий, а не только бизнес-стратегии.
2. Разграничение кинематографа на «авторский» и «массовый» - это сложившийся стереотип. Любой фильм - это явление аудиовизуального творчества, включающее искусство и технику производства, коэффициент полезности которых определяют зрители.
3. Продюсерский фильм, создание которого направлено в определённой степени на получение прибыли, может относиться к высокому искусству, нести в себе глубокие идеи и нравственный посыл, созвучные эпохе. А это доказывает, что кинематограф - это синтез искусства и бизнеса.
Структура исследования включает в себя Введение, три главы, девять параграфов, Заключение и Список использованной литературы и источников, включая электронные ресурсы и работы на иностранном языке (всего сто сорок пять наименований).
В главе первой «Аудиовизуальная культура и аудиовизуальное творчество как факторы информационной эпохи» даются теоретические аспекты аудиовизуальной культуры, которые рассматриваются как объект и субъект информационной эпохи. Здесь же даётся обоснование аудиовизуальной культуры как важной сферы социально-культурной деятельности. При этом продюсирование рассматривается как процесс управления аудиовизуальной сферой как одной из составляющих социально-культурной деятельности.
Во второй главе «Продюсерский фильм как продукт аудиовизуального творчества» даётся определение продюсерского кинематографа, а фильм рассматривается как явление социально-культурной деятельности. Здесь же рассматриваются особенности продюсирования коммерческого и авторского фильма.
В третьей главе «Влияние современной дистрибуции на кинопроизводство» говорится об особенности экономики современного кинопроизводства и проката фильмов, с некоторым сравнительным анализом подобной практики в XX веке. Здесь же разбираются правовые аспекты кинопроизводства, а также влияние информационной эпохи на эволюцию кино как средства массовой коммуникации и искусства. Рассматриваются особенности взаимоотношений фильма и зрителя.
В заключении приводятся итоги исследования, даются выводы, определяются перспективы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Аудиовизуальное творчество зависит от многих факторов и состоит из множества феноменов. Продюсерский фильм - это феноменальное явление массовой аудиовизуальной культуры, сложное и, порой, неоднозначное. Массовая культура, вопреки распространенному представлению о ней как результате стандартизированного массового производства, являет собой не прискорбную противоположность «высокой» культуре, а ее неожиданное выражение и следствие. В ней идет интенсивный поиск новых эстетических форм, способных преодолеть границы национальных и этнических традиций.
Стереотипы, которые мы относим к «массовому» кинематографу: поверхностное, развлекательное, «штампованное» - всё это показатель такого же поверхностного общественного мнения, где легче представить себе две противоположности, чем попытаться разобраться во всём и найти общие характеристики обоих явлений: «массового» и «авторского» кино. Ведь мировая и даже отечественная практика показывает, что, как и многие творцы режиссёры, так и бизнесмены продюсеры готовы потратить всё, что у них есть, чтобы добиться художественности, добиться высокого искусства, заглянуть глубже, чем уже заглядывали до них. Поэтому сегодня продюсеры по всему миру ищут интересные сюжеты, новые, свежие. Поэтому существует столько конкурсов, называемых «питчингами», где влиятельные кинодеятели слушают и в процессе отбирают молодых и талантливых режиссёров, сценаристов и тех же продюсеров, готовых бросить всё ради реализации своего проекта.
Данная работа раскрывает процесс продюсирования, вынося на поверхность некоторые скрытые от непосвящённых глаз особенности продюсерской деятельности. Создание аудиовизуального произведения и дальнейшее его «курирование» - удержание его в рамках аудиовизуальной коммуникации - это невероятно сложный процесс и, естественно, довольно дорогостоящий. В принципе вся аудиовизуальная сфера обычно связана с большими финансовыми средствами, но кинематограф в особенности нуждается в относительно больших бюджетах, так как по природе своей даже на стадии производства - это процесс массовый, вовлекающий в себя множество специалистов художественного, экономического и технического характера.
Цель данного научного исследования достигнута - были исчерпывающе проанализированы особенности продюсерского фильма как феноменального явления аудиовизуального творчества.
Так же выполнены и все поставленные в диссертации задачи:
Были рассмотрены все теоретические аспекты аудиовизуальной коммуникации и аудиовизуального творчества как факторов информационной эпохи. В связи с этим удалось прийти к выводу о том, что человек, существующий в эпоху экранной культуры настолько интегрирован в систему аудиовизуальной культуры и аудиовизуально творчества, что существование индивидуума в развитом социуме, но без доступа к информационному экрану простому обывателю теперь уже кажется невозможным. Это доказывает, что аудиовизуальные коммуникации не просто имеют значительное влияние на человеческую жизнь, но по большей мере просто составляют её.
Была проанализирована специфика аудиовизуального творчества в системе социально-культурной деятельности. Потому удалось понять, что в связи с модернизацией, а именно переходом общества к цифровым технологиям и большему объёму и скорости потребления информации современная социально-культурная деятельность становится более взаимозависимой с аудиовизуальным творчеством.
Продюсерский фильм как продукт аудиовизуального творчества был рассмотрен с точки зрения производства коммерческого и авторского кино. Это дало чёткое понимание как различий, так и сходств двух направлений киноиндустрии. Подробный анализ и рассмотрение конкретных примеров фильмов и кинодеятелей привнесло понимание о процессах создания и аспектах реализации кино по каждому из двух направлений.
Были выявлены особенности экономики производства и проката фильмов. В частности, был дан подробный анализ современной дистрибуции на мировом и отечественном кинорынке, что, определённым образом, даёт чёткое представление о современных тенденциях в аудиовизуальной культуре и аудиовизуальном творчестве.
Были рассмотрены правовые аспекты кинопроизводства, что дало более глубокое понимания продюсерской деятельности в аудиовизуальном творчестве.
А также в данной исследовательской работе были подробно изучены и определены особенности выхода фильма к зрителю в условиях современного медиарынка, что дало понимание сложности и неоднозначности аудиовизуального творчества, напрямую зависящего не только от производства аудиовизуального произведения, но и от его восприятия зрителем.
Подытоживая проделанную работу хотелось бы обратить внимание на положения, выносимые на защиту в данном исследовании. В первую очередь, само явление продюсерского фильма феноменально, так как неоднозначность и глубина его, характеризуемые разнонаправленностью продюсерской деятельности, прежде всего определяют его как результат творческих усилий, а не только бизнеса и попытки монетизации затраченных усилий. Это доказывают многие примеры зарубежной и отечественной кинематографической практики.
Далее, стереотип о разграничении аудиовизуальных произведений на «авторское» и «массовое» является недостаточным для того, чтобы дать характеристику отдельно взятому фильму. Ведь любой фильм - это явление аудиовизуального творчества, включающее искусство и технику производства, коэффициент полезности которых определяют сами зрители. И именно они, будучи последним звеном в цепи процесса аудиовизуальной коммуникации выносят итоговое мнение, в данном случае о кинокартине, которое не может быть описано всего двумя простыми категориями.
В-третьих, продюсерский фильм как феноменальное явление аудиовизуального творчества и массовой аудиовизуальной коммуникации может относится к высокому искусству, нести в себе глубокие идеи и нравственный посыл, созвучные эпохе. Конечно же, здесь не идёт речи о каждом отдельно взятом продюсерском фильме, но некоторые примеры доказывают данное утверждение. Это происходит хотя бы потому, что продюсерский кинематограф в большинстве своём, как и кинематограф в целом, является отражением общественного мнения и находится в полной зависимости от него. И благодаря всему этому можно в итоге прийти к выводу, что кино - синтез искусства и бизнеса.



1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Основной Закон. Принята 12 декабря 1993 г.
2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 09.02.2009 № 10-ФЗ).
3. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19.07.1995, 20.07.2004).
4. Закон Российской федерации «О рекламе» № 38-ФЗ (от 13.03.2006).
5. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии РФ» №126-ФЗ (от 22.08.1996, с изменениями от 27.12.2000, 30.12.2001).
2. Однотомные издания, монографии
6. Александров Г.А. Эпоха и кино. - М.: Искусство, 1976. - 356 с.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974. - 392 с.
8. Базен А. Что такое кино? - М.: Искусство, 1972. - 382 с.
9. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. - М., 1968. - 328 с.
10. Баскаков В.Е. Фильм - движение эпохи. - М.: Искусство, 1989. - 222 с.
11. Бергман И. О Бергмане. - М.: Радуга, 1989. - 288 с.
12. Бондаренко Е. А. Путешествие в мир Кино / Е.А. Бондаренко. М.: Олма-Пресс Гранд, 2003. - 255с.
13. Бориснёв С.В. Социология коммуникации. - СПб.: Юнити-Дана, 2003. - 272 с.
14. Бучило Н. Ф. Восприятие искусства. - М., 1990. - 176 с.
15. Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.
16. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. - М.: Независимая газета, 1997. - 244 с.
17. Гладильщиков Ю. Справочник грёз. Путеводитель по новому кино.
- М.: Колибри, 2008. - 528 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ