Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование организации исследовательской деятельности учащихся на уроках географии в средней школе
1.1. Образовательный потенциал исследовательской деятельности школьников
1.2. Исследовательские умения учащихся: структура, содержание и
особенности развития
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках географии
2.1. Система организации исследовательской деятельности учащихся на
уроках географии в средней школе
2.2. Методические рекомендации организации исследовательской
деятельности учащихся на уроках географии в средней школе
Выводы по 2 главе 62
Заключение 64
Список литературы 68
Приложение А 76
Приложение Б 77
Приложение В 78
Приложение Г 81
Приложение Д 87
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном образовательном процессе Российской Федерации, все больше требуют от современных специалистов различного профиля самостоятельных, быстрых и нестандартных решений, к чему не может подготовить сложившаяся система обучения. На данный момент образовательные программы все больше насыщаются новой информацией, в результате чего, учащиеся не всегда могут сосредоточиться на обретения новых знаний и навыков, с трудом отслеживают современные научные достижения и не всегда понимают их значимость.
Преодолеть этот недостаток призвано специализированное обучение, среди основных целей которого — развитие у учеников способности видеть проблему, исследовать ее и решать. По нашему мнению, достижение этой цели возможно, но при организации условии для освоения учениками исследовательской деятельности, в результате этой деятельность у школьников среднего звена и формируются исследовательские умения.
Под исследовательской деятельностью понимается процесс выработки новых знаний, это является одним из видов познавательной деятельности ученика. Но в современных специализированных педагогических словарях в контексте задач обучения часто используются следующие понятия: исследовательское обучение, исследовательские методы обучения, исследовательская деятельность [66], которые часто не определяются, а поэтому не способствуют совершенствованию образовательной практики.
Важной особенностью исследовательской деятельности учащихся средней школы является творческая составляющая, направленная на открытие, приращение новых знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность, являясь средством активизации процесса формирования интереса к познавательной деятельности, как раз она позволяет формировать эти умения.
Современные педагогические условия требуют от географического образования принципиально новых образовательных технологий и подходов в обучении. В нынешних рамках эти условия нельзя выполнить по ряду причин, к ним относятся: недостаточный уровень подготовки многих учителей к организации исследовательской деятельности школьников и не достаточная разработанность, и неопределенность содержания, методов и форм ее организации на разных этапах их обучения на уроках географии. Но педагогами-учеными разрабатываются новые формы и стандарты по организации исследовательского обучения.
Методологическими ориентирами исследования выступили работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме содержания и организации исследовательской деятельности школьников.
Аспекты организации исследовательской деятельности и подходы к решению этой проблемы представлены в многочисленных исследованиях таких педагогов как Дж. Бруннер, А. Дистервег, Дж. Дьюи, В.П. Вахтеров, Н.И. Новиков, И. Песталоцци, Б.Е. Райков, Ж. 3.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д.Ушинский, С.Френе.
Отечественные психологи существенно обогатили опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности школьников (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, Н.Ф.Талызина).
Доказательства рационального применения дидактических и методических основ в исследовательском обучение посвящены работы И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина.
Обоснованию дидактических и методических основ применения исследовательских, проблемных методов в обучении посвящены работы И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина [47].
Обоснование проблематики исследовательской деятельности и исследовательского подхода в обучении в России рассматривали Н.А. Добролюбов, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие.
Исследовательский метод обучения рассматривался в работах таких авторов как В.П. Ворожилова, В.В. Дмитриенко, А.А. Королькова, A. Н. Кочергина.
Проблемы организации исследовательского метода, дидактики и методики обосновывали Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. Райков, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко.
Проблема развития исследовательских умений рассматривалась А.Г. Иодко, О.И. Митрош, В.П. Ушачевым.
Формирование умений добывать и применять полученные знания как основу развивающего обучения, представлено в работах Л.С. Выготского, B. В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской.
Значимость исследовательской деятельности в школе отмечали В.И. Андреев, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин. Психологические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности исследованы А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым.
Вместе с тем, в педагогической практике проблема организации исследовательской деятельности в средней школе, которая способствует формированию исследовательских умений, является недостаточно разработанной.
Анализ содержания и результатов имеющихся исследований подтверждает актуальность темы исследования магистерской диссертации:
«Развития исследовательских умений у учащихся на уроках географии в средней школе».
Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся на уроках географии
Объект исследования: исследовательская деятельность учащихся в структуре образовательного процесса средней школы.
Предмет исследования: Организационно-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся на уроках географии в средней школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Описать структуру, содержание и особенности развития исследовательских умений у учащихся.
3. Разработать систему примерных заданий, направленных на развитие исследовательских умений на уроках географии в средней школе.
4. Разработать методические рекомендации организации исследовательской деятельности учащихся на уроках географии в средней школе.
5. Обобщить материалы исследования.
Для решения поставленных задач использовались методы:
• Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативно-правовой документации образовательного учреждения, обеспечивающей педагогическую деятельность; государственного образовательного стандарта; моделирование;
• Эмпирический: наблюдение; диагностика, опытно-поисковая работа; анализ продуктов деятельности школьников.
Теоретическая значимость исследования: обоснованы организационно-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся, способствующей развитию исследовательских умений на уроках географии в средней школе. Выделены проблемы, с которыми сталкиваются учителя предметники в применение исследовательского обучения.
Практическая значимость исследования: состоит в разработке, апробации и внедрение заданий по формированию исследовательских умений в средней школе. Результаты исследования могут быть использованы учителями географии в образовательном процессе общеобразовательного учреждения.
Базы исследования: МБОУ СОШ № 83. Г. Екатеринбург и в МБОУ СОШ № 11. Г. Первоуральск.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 69 источников и 5 приложений.
Исследование проблемы по формированию исследовательских умений учащихся средней школы в исследовательской деятельности актуально в связи с введением новых Федеральных образовательных стандартов. Задача развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетенций является приоритетной.
Проблема формирования исследовательских умений в средней школе актуальна, так как она связанна с социальными запросами общества: учащиеся должны быть способны к самостоятельному добыванию знаний и осуществлению различных видов деятельности.
Современный учебный процесс, в основе которого находится традиционная организация и методическое обеспечение, уже не может в полной мере формировать метапредметные и исследовательские умения учащихся средней школы в исследовательской деятельности.
В ходе опытно - поисковой работы был решен комплекс задач.
В основе анализа литературы по проблеме исследования и изучения состояния современной педагогической практики выявлены теоретические предпосылки формирования исследовательских умений учащихся начальной школы в исследовательской деятельности.
Сравнительный анализ литературы по проблеме исследования выявил, что исследовательские умения учащихся средней школы есть совокупность обобщенных действий и комплекса навыков учебной работы, связанных с ними. Исследовательские умения обеспечивают способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний, сознательность и активность в процессе обучения.
В рамках исследования нами был сделан вывод, что исследовательские умения нельзя представить в виде точных действий и операций, которые строго регламентируются. Так как структурирование, носит условный характер, и изменяться в зависимости от предмета, цели, задач исследования 63
• Классификация исследовательских умений по функциям деятельности, авторы З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, В.А. Николаев;
• Классификация по логике процесса деятельности, таких авторов как: И.Г. Бердников, М.В. Владыка, Н.М. Яковлева;
В своем исследование мы опирались и руководствовались классификацией К.П. Кортнева и Н.Н. Шушариной, которые утверждают, что можно развивать следующие исследовательские умения:
• Охватывать всю проблему в целом;
• Корректно ставить исследовательскую задачу;
• Оценивать методы решения поставленной задачи;
• Планировать исследовательскую деятельность;
• Искать оптимальное решение поставленной задачи;
• Реализовывать выбранную исследовательскую методику;
• Оценивать ее информативность и точность с помощью прикладных занятий.
В ходе изучения литературы по проблеме исследования выявлено, что универсальный характер исследовательских умений проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер; способны обеспечивать преемственность в образовательном процессе; способствуют организации и регуляции деятельности школьника без учета предметного содержания; обеспечивают усвоение учебного содержания; формируют психологические способности; способствуют целостности процесса развития личности. Таким образом, исследовательские умения являются перспективными компетенциями образовательного процесса.
Нами был обоснован механизм формирования исследовательских умений в средней школы в процессе исследовательской деятельности.
Предложенный механизм формирования исследовательских умений в средней школе в процессе исследовательской деятельности представлен в содержании этапов и организационно-педагогических условиях.
Исследовательская деятельность учащихся средней школы является основой формирования метапредметных и надпредметных действий учащихся средней школы. Исследовательская деятельность способствует познавательной мотивации, самостоятельному познанию и усвоению новых знаний и умений, сознательному нового опыта взаимодействия с субъектами деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию.
Положения компетентностного, личностно-деятельностного, системного подходов, анализ состояния современной практики среднего образования, с учетом требований ФГОС второго поколения явились основой разработки и теоретического обоснования системы формирования исследовательских умений учащихся средней школы в исследовательской деятельности.
Компонентами системы являются:
• методологические основы -включают теории познания, формирования и развития личности, принципы систематичности и последовательных действий, самостоятельности и активности;
• Методические условия реализации модели: создание и функционирование методического объединения в школах; организацию развития исследовательских умений; осуществление субъект - субъектного взаимодействия учителя и учеников и применение разработанного учебно-методического комплекса;
• Этапов организации исследовательской деятельности: организационный этап, этап структурирования и адаптации, этап взаимодействия и этап анализа результатов.
• Этапы реализации модели (констатирующий, формирующий и итоговый);
• Уровни развития исследовательской деятельности (базовый, продвинутый, высокий);
• Результаты исследования.
Разработанную нами примеры заданий по формированию исследовательских умений в исследовательской деятельности отличает целостность (взаимосвязанные структурные компоненты, имеющие смысловую нагрузку), открытость, (связь с образовательным пространством и социальной средой).
Наше исследование имеет практическую значимость, поскольку может способствовать формированию исследовательских умений в исследовательской деятельности, проведению анализа влияния педагогических воздействий на процесс исследовательских умений учащихся средней школы.
Полученными в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод о том, что цель достигнута. Однако, следует отметить, что проведенное исследование может иметь дальнейшее развитие: исследовательская деятельность как средство обеспечения непрерывности и преемственности при переходе школьников из среднего звена школы в старшую школу или в средне специальные профильные учреждения среднего образования.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
3. АТЛАС. География 5 кл.: атлас. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,
2016. - 32 с.: карт., ил.
4. Биянова Е.Б. Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы / Е.Б. Биянова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы 1 Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011 - с. 108-112.
5. Буланова М.В. Топоркова Педагогические технологии / М.В. Буланова Москва. - Ростов-на-Дону, 2004. - с 336.
6. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия / Т.А. Воробьева // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. - 2014. - № 4. С. 170-175.
7. Гаврилина О.В. Основные компоненты структуры исследовательских математических умений старшеклассников / О.В. Гаврилина // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (62). - С. 21-27.
8. Гаврилина О. В. Компоненты структуры исследовательских математических умений средней школы / О. В. Гаврилина // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (62). - С. 21-27.
9. Гальперин А.Я. / Методы обучения и умственного развития ребенка /А.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1985. - 82 с.
Гальперин А.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка /А.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1985. - 82 с.
11. География. Материки и океаны: в 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Австралия, Антарктида, Южная Америка, Сверенная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н. И. Алексеевкий. - 5-е изд. - М.: ООО «Русское слово- учебник», 2017. - 296 с.
12. География: Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 160 с.
13. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 224 с.
14. Герасимова О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.75-78
15. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - 163 с.
16. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении /
В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1992. - 114 с.
17. Демидко Т.Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» / Т.Н. Демидко // Начальная школа. -
2013. - № 1. - С.70-71.
18. Захарова Д.И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся:дис. канд. пед. наук 13.00.01 / Д.И. Захарова. - Якутский гос. университет им. М.К. Аммосова. - Якутск,
2002. - 179 с.
19. Захарова Д.И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Д.И. Захарова. Якутский гос. университет им. М.К. Аммосова. - Якутск, 2002. - 17 с.
20. Ингекамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингекамп. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.
21. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.
22. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2003. - № 4. с. 18-23.
23. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки / П. Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1982. - с. 582-583.
24. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин // М.: Наука, 1997. - 223 с.
25. Константинова А.М. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности /А.М.Константинова // Сборники конференций НИЦ: Социосфера. - 2014. - № 57. - С. 61-63.
26. Кортнев К.П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К.П. Кортнев, К.П. Шушарина // Современные методы физико-математических наук: Труды международ. конф.: Сб.ст. Орел, 9-14 октября 2006 г. / Отв. ред. А. Г. Мешков, В. Д. Селютин. Орел: ОГУ. - Т. 3. - 2006.
27. Кортнев К.П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К.П. Кортнев, К.П. Шушарина // Современные методы физико-математических наук: Труды международ. конф.: Сб.ст. Орел, 9-14 октября 2006 г. / Отв. ред. А. Г. Мешков, В. Д. Селютин. Орел: ОГУ. - Т. 3. - 2006. - с. 11-15.
Кошелева Д.В. Генезис понятия «исследовательские умения» /
Д.В. Кошелева // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 2. - С. 218-221.
29. Кошелева Д.В. Развитие исследовательских умений на лабораторно-практических занятиях / Д.В. Кошелева // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 4. - С. 239-242.
30. Лебедева О.В. Методическая подготовка учителя к реализации ФГОС / О.В. Лебедева // Нижегородское образование. - 2013. № 3. - С. 58-62.
31. Леонтович И.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / И.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4. - С. 12 - 17.
32. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований / О.А. Леонтович. - М.: Гнозис, 2011. - 221 с. С.34.
33. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - Ереван: Луйс, 2007. - 93 с.
34. Литовченко В.Н. Формирование исследовательских умений: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / В.Н. Литовченко. - Минский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. - Минск, 1990. - 18 с.
35. Львовская Г.Ф. Возможности исследовательской работы школьников в рамках компьютерного моделирования / Г.Ф. Львовская // В сборнике МКО «Научно-исследовательская деятельность учащихся». - М.: Школьная книга 2001. - 91-93 с.
36. Маленкова Л.И. В чем смысл педагогического взаимодействия школы и семьи / Л.И. Маленкова // Домашнее воспитание. - 1999. № 4. С. 3¬
7.
37. Микерова Г.Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Г.Ж. Микерова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 537-543.
38. Митичева Т.И. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности / Т.И.
Митичева //Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 129-131.
39. Мишина А.П. Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий / А.П. Мишина // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. - 2012.
- С. 162-166.
40. Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся / Л.С. Николаева // Исследовательская работа школьников - 2013. - № 1. - С. 85-98.
41. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности в школе: автореферат диссерации, канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Г. Проказова. - Астраханский госуниверситет. - Астрахань, 2010. - 158 с.
42. Разумовский В.Г. Научный метод познания и обучение / В.Г. Разумовский. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 463 с.
43. Разумовский В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения: дис. док-ра пед. наук: 13.00.00 / В.Г. Разумовский. Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР.- Москва 1972. - 507 с.
44. Савенков А.А. Об организации учебно-исследовательской деятельности в современном образовании / А.А. Савенков // Химия в школе.
- 2008. - № 8. - с. 2-7.
45. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков // Физика: проблемы воспитания. - 2007. - № 3. - С. 14-24.
46. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семёнова // Начальная школа. - 2006. - №2. с.45-49.
47. Семенова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Н.А. Семенова. Том. гос. пед. ун-т. - Томск 2007. - 203 стр.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина // М.: Педагогика. - 1983. - 96 с.
49. Усова А. В. Формирование у учащихся учебных учений / А. В. Усова, А. А. Бобров. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
50. Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений у учащихся в процессе изучения предметов естественного цикла: Пособие для студентов / А.В. Усова // Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 296 с.
51. Файн Т. А. Формирование метапредметных результатов обучающихся при исследовательском подходе в обучении / Т. А. Файн // Методические рекомендации. - Биробиджан: Обл. ИПКПР, 2014. - 32 с.
52. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Федотова. Бурят. сос. ун-т- Улан-Удэ: 2010. - 181 с. 24 с.
53. Фукс А. Н. Исследовательская культура учащихся в школьном историческом образование / А. Н. Фукс // Наука и Школа. - 2017. - № 2. С. 72-75.
54. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А.В. Хуторской // Пособие для учителя. - М.: Владос, 2005. - 383 с.
55. Шамова Т.И. Проблемность стимул познавательной активности / Т.И. Шамова // Народное образование. - 1966. - № 3. - С. 58-70.
56. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
57. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Знания. - 1974. - 64 с.
58. Юлпатова Е.А. Формирование исследовательских умений в обучение / Е.А. Юлпатова. - Волгоград, 2007. - с. 53-57.
59. Юлпатова, Е.А. Формирование исследовательских умений старшеклассников в системе профильного обучения: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Юлпатова. Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2007. - 23 с.
60. Об утверждение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Собрание законодательства РФ. 2014. - 29 декабря.
61. Баева М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности/
М.Л.Баева [Электронный ресурс]. URL:
http://pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/ formirovanie-uud-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-958775 (Дата обращения: 28.02.2019).
62. Гауч О. Н. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов / О. Н. Гауч [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nauka-dialog.ru/assets/userfiles/675/324335Gauch_ND_2016_10 (58).pdf. (Дата обращения 27.02.2020) С. 325-326.
63. Крылосов К.С. Урок географии в средней школе как средство формирования исследовательского поведения обучающихся в средней школе / К.С. Крылосов [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/80528/1/978-5-91256-440-6_2019_098.pdf(Дата обращения: 25.02.2020).
64. Крылосов К.С. Формирование исследовательского поведения обучающихся на уроках географии [Электронный ресурс]. URL: https://www.schoolscience.ru/storage/app/uploads/public/5da/618/e00/5da618e008 a9d437247184.pdf (Дата обращения: 10.08.2019) с. 109-114.
65. Леонтович А.В. Концептуальные основы моделирования
организации исследовательской деятельности // А.В. Леонтович [Электронный ресурс]. URL:
http://www.arusy.ucoz.ru/publkonceptualnyemodelirovanija(,8,aTa обращения:
20.01.2020).
66. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий /
А.М. Новиков [Электронный ресурс]. URL: http://anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf(Дата обращения: 15.12.2019).
67. Осмоловская И. М. Дидактические идеи М. Н. Скатнина и их
развитие / И. М. Осмоловская [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-idei-m-n-skatkina-i-ih-razvitie/ viewer (Дата обращения: 14.02.2020). С. 55-61.
68. Песорецкая Н.В. Метапредметность / Н.В. Песорецкая
[Электронный ресурс]. URL:
https://intolimp.org/publication/mietapriedmietnost-chto-eto-takoie.html(Дата обращения: 13.04.2020).
69. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельность учащихся в системе работы в средней школе / О.Г. Проказова [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy- deyatelnosti-uchaschihsya-v-sisteme-raboty-shkoly/viewer(Дата обращения: 02.03.2020).