Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ресурсное обеспечение инновационной деятельности промышленных предприятий

Работа №100969

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы99
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1 Обзор теоретических взглядов организации инновационной
деятельности на промышленном предприятии 9
1.1 Понятие инноваций, инновационной деятельности 9
1.2 Классификация инновационных ресурсов 14
1.3 Инновационный потенциал организации 20
1.4 Интеллектуальная собственность 30
1.4.1 Виды интеллектуальной собственности 31
1.4.2 Методы оценки интеллектуальной собственности 34
2 Совершенствование ресурсного обеспечения промышленных
предприятий 38
2.1 Особенности ресурсного обеспечения промышленных
предприятий 39
2.2 Мотивирование персонала к инновационной деятельности 45
2.2.1 Обзор методов мотивирования сотрудников в инновационном
управлении российских и зарубежных компаний 46
2.2.2 Восприимчивость сотрудников к инновациям 56
2.3 Информационное обеспечение инновационной деятельности .... 61
3 Использование предложенных методик на примере Трубной
Металлургической Компании 72
3.1 Общая характеристика предприятия 72
3.2 Развитие персонала и его мотивирование 75
3.3 Измерение информационных связей 79
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложение А 91
Приложение Б 96


За последние годы реформ в структуре национальной экономики произошли заметные изменения. Рыночные отношения подтолкнули к развитию ряда добывающих и сырьевых отраслей промышленности, такие как сферы услуг или переработка сырья. И наряду с этим мы не видим ощутимых темпов роста объемов выпускаемой продукции металлургии, машиностроения и других крупнопромышленных отраслей. В настоящее время осознается необходимость внедрения инновационной деятельности во внутренние процессы промышленных предприятий. Но при всем этом предприятия до сих пор не проявили активности в вопросах инновационного развития.
Во всем мире инновация сегодня является мерой выживания, дальнейшего процветания и сохранения конкурентоспособности. Опыт экономически развитых стран говорит о том, что в борьбе за потребителя победителем является тот, чья внутренняя политика преимущественно направлена на инновационный подход и главной стратегической целью является разработка новых видов товаров, технологий и методов управления и организации.
Основной причиной низкой конкурентоспособности российской экономики на глобальных рынках товаров и услуг является низкая эффективность использования своего инновационного потенциала по сравнению с развитыми странами, имея при этом высокую сырьевую базу.
Доля российских предприятий без инновационного управления в среднем составляет 44 %. Руководство их компаний не выделяет большие расходы на НИОКР, на новые разработки, образцы, технологии. Часто проводят параллель между низкими расходами на НИОКР и незавершенностью процесса переоборудования, то есть сначала предприятия должны модернизировать производство, привести его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества, а позже перейти к инновациям. Однако мы видим, что инновации и крупные инвестиции всегда сопровождают друг друга, но никак не конкурируют. Стоит заметить, что предприятия, которые активно инвестировали в последние годы, осуществляют инновации высокого качества [1].
Россия обладая огромным образовательным и научным потенциалом, принадлежит, по официальным оценкам, лишь 0,3% объема мирового рынка гражданской наукоемкой продукции, в то время как доля США составляет 36%, а Японии - 30%.
Это говорит о наличии недостатков в стимулировании и обеспечения инновационной деятельности. Несовершенство стратегии инновационной деятельности предприятия и неправильная оценки ее результативности являются основными факторами, которые способствуют снижению конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках.
У российского инновационного потенциала огромные возможности по созданию новых изделий или технологий. Но для этого на примере компаний с высокой конкурентоспособностью, необходимо эффективно развивать инновационный потенциал предприятий нашей страны, и те направления научно-технического прогресса, для повышения инновационного потенциала.
В условиях ограниченности природных ресурсов, в постоянно изменяющейся экономической обстановке и присутствия высокой конкуренции со стороны многих предприятий, именно инновационное развитие является рычагом для упрочения своих позиций на рынках.
В последние годы Россия приступила к всесторонней реализации программы инновационного развития своей экономики. Программа инновационного развития до 2020 года планирует создать национальную инновационную систему, которая будет являться основой обеспечения технологической и экономической безопасности и модернизации экономики страны. При создании такой Стратегии все же нужно понимать, что восприимчивость экономики страны в целом и ее отдельных промышленных предприятий к результатам инновационной деятельности не совпадают, то есть не соответствуют поставленным стратегическим целям и конкретным задачам страны.
Руководители российских промышленных предприятий не имеют достаточно полного представления о роли инноваций, имея низкую восприимчивостью к изменениям. Компании не используют современные методы организации, управления инновационными процессами. Все это приводит к экономическому отставанию от зарубежных конкурентов. Также необходимо понимать из каких последовательных стадий складывается инновационный процесс на предприятии, исследования показали:
1 Мониторинг состояния производства (техника, технология, про - изводственные кадры, организация процессов и работ и т.д.); анализ и выбор основных факторов, тормозящих производство.
2 Мониторинг и анализ состояния всех контролируемых (форми-рующих производственный потенциал) факторов на предприятияханалогах - в компании, в отрасли, регионе и стране, в мире.
3 Оценка уровня факторов, подлежащих первостепенному совер-шенствованию, относительно установленных эталонов - формирование инновационной идеи и инновационного проекта.
4 Оценка инновационного потенциала предприятия по каждому из выбранных факторов, установление приоритетов (очередности) повышения эффективности каждого фактора с учетом значений потенциала.
5 Формирование программы инновационных мероприятий на со-ответствующий календарный период.
Управление инновациями очень сложный и долгий процесс, имеющий ряд проблем. Сюда входит в первую очередь вопросы, касающиеся государственного регулирования инновационной деятельности,
информационный поиск инновационных идей, проектов, сфера маркетинга, прогнозирования рынка инноваций, организационно-управленческие решения внутри предприятия и многие другие вопросы.
Инновационное развитие предприятия зависит от того, насколько технологическая система предприятия готова воспринять ту или иную инновационную задачу, правильно оценить ее. Восприятие инновационной задачи может иметь форму признания инноваций, когда производственная система заинтересована и подготовлена к их внедрению, или отрицания инноваций, когда они противоречат интересам предприятия, или когда производственная система не готова к их внедрению, а у управляющей подсистемы отсутствуют эффективные рычаги воздействия.
Исследованием теоретических вопросов управления инновационной деятельностью предприятий занимается множество зарубежных и российских ученых. И при наличии огромного количества научных разработок, посвященных обеспечению инновационной деятельности, многие практические и методологические вопросы этого процесса остаются недостаточно исследованными, что и определило цель и основные задачи моей магистерской диссертации.
Таким образом, исследования в области ресурсного обеспечения инновационной деятельности промышленного предприятия являются актуальными и определили тему настоящей диссертации.
Предметом исследования в диссертационной работе выступает инновационный процесс.
Объектом исследования являются ресурсы инновационной деятельности это , информационные ресурсы и человеческие, а именно мотивирование персонала.
Целью исследования является совершенствование ресурсного обеспечения инновационной деятельности промышленных предприятий с целью увеличения инновационного потенциала.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать обзор существующих теоретических взглядов организации инновационной деятельности на промышленном предприятии. Рассмотреть такие понятия, как инновация, инновационная деятельности и инновационный потенциал.
2 Выявить особенности ресурсного обеспечения инновационной деятельности российских и зарубежных крупных промышленных предприятий, проанализировать динамику распределения затрат, между покупкой интеллектуальной собственности, мотивированием сотрудников к инновационной деятельности и формированием сильных информационных связей, российских и зарубежных промышленных предприятий для увеличения инновационного потенциала.
3 Провести обзор методов мотивирования сотрудников в инновационном управлении российских и зарубежных компаний и в рамках этого разработать авторскую методику
4 Исследовать анализ существующих внешних и внутренних информационных связей предприятия и разработать анкету с целью выявления тесноты внутренних коммуникаций на предприятии .
5 Использовать предложенные методики на промышленном предприятии.
Получены следующие научные и практические результаты:
1 Сформирована общая классификация инновационных ресурсов, как самостоятельные выделяются собственные, либо приобретенные объекты интеллектуальной собственности и научно-технический ресурс.
2 Предложены материальные и нематериальные методы мотивирования сотрудников в инновационном управлении для промышленных предприятий в целях увеличения инновационного потенциала.
3 Разработана методика определения уровня восприимчивости сотрудников к инновациям.
4 Предложена анкета с целью выявления “силы” внутренних информационных связей предприятия между сотрудниками низкого звена с сотрудниками высшего звена.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 98 страницах основного текста, включая 7 рисунков, 10 таблиц и 2 приложения. Список использованной литературы включает 70 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования являлось совершенствование ресурсного обеспечения инновационной деятельности промышленных предприятий с целью увеличения инновационного потенциала.
Обзор теоретических взглядов понятий как инновации, инновационная деятельность и инновационный потенциал позволил сделать вывод, что в настоящее время не существует четких определений в этой области. Инновации рассматривают как минимум в двух аспектах:
- статическом, как конечный результат производственного цикла;
- динамическом, как изменение.
Автору близко определение, сформулированное Фатхудиновым Р.А., инновация - это конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического и другого эффекта.
Главной целью инновационной деятельности является создание условий по активизации производственного, технологического и экономического потенциала предприятий в создании и производстве товаров услуг, технологий.
Совокупность интеллектуальных, материально-технических,
информационных, организационно-управленческих и финансовых средств, которыми располагает предприятие для достижения поставленных инновационных целей представляет собой инновационные ресурсы. Автором сформирована общая классификация инновационных ресурсов, как самостоятельные ресурсы выделяются собственные, либо приобретенные объекты инновационной деятельности и научно-технический ресурс, он же интеллектуальный. Выявление проблем ресурсного обеспечения в инновационной деятельности предприятий - важнейшая задача, которую нужно решать, для повышения инновационного потенциала предприятия.
Инновационный потенциал - это способность предприятия достигать поставленные инновационные цели при имеющихся инновационных ресурсах, данное определение сформулировано Соменковой Н.С..
Изучение данного вопроса позволило определить основные проблемы управления инновационным потенциалом предприятия. Приведена динамика распределения затрат, между покупкой интеллектуальной собственности, мотивированием сотрудников к инновационной деятельности и формированием сильных информационных связей, российских и зарубежных промышленных предприятий. Она показала, что отечественные предприятия в большинстве случаев стараются перекупать уже готовые объекты интеллектуальной собственности, зарубежные же компании делают акцент на мотивировании сотрудников и на укреплении информационных связей, что позволяет им занимать лидирующие позиции на рынке.
Таким образом, исследования в области мотивирования персонала к инновационной деятельности и ценности информационных внутренних и внешних связей являются актуальными для российских промышленных предприятий. Увеличение эффективности использования данных факторов в целом приведет к повышению инновационного потенциала предприятия.
Проведен обзор методов мотивирования сотрудников в инновационном управлении российских и зарубежных компаний и в рамках этого разработана авторская методика мотивирования сотрудников для промышленных предприятий в целях увеличения инновационного потенциала.
Перед преобразованиями в области мотивации в инновационной деятельности, необходимо оценить уровень восприимчивости сотрудников к самим инновациям, автором разработана данная методика. Рассчитывается индекс инновационной восприимчивости, оценивающий готовность
сотрудников промышленного предприятия к принятию инновационной стратегии.
Инновации почти всегда связаны с новой информацией, поэтому коммуникационная функция управления является специфическим элементом инновационного управления и имеет большое значение в цикле предприятия. Для оценки тесноты внутренних информационных связей разработан метод анкетирования. Он позволяет определить, осознанно ли сотрудники занимаются своей деятельностью, насколько знают о внешних информационных связях между предприятием и их партерами, клиентами, поставщиками.
Разработанные методики апробированы на Трубной Металлургической Компании.
Главной задачей инновационного управления на предприятиях состояние завершенного инновационного процесса, которое удовлетворяло бы в максимальной степени потребностям рынка и гибко реагировало на все изменения этих потребностей. Исследование множества других факторов влияющих на инновационный потенциал промышленного предприятия относится к перспективным задачам последующей работы.



1. Сайфуллина С.Ф. Проблемы инновационного развития предприятий // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 3 - стр. 171-173 иКЬ:’№№№.гае.ги/и8е/?8ес1юп=соп1еп1&ор=зйо’№_агйс1е&агйс1е
2. Агабеков, С. И. Концентрация человеческого капитала - фактор инновационного роста / С. И. Агабеков // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 2012. № 4. С. 21-35.
3. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. П.П. Завлина и др. - М.: Экономика, 2000. - С. 40.
4. Симоненко В.Д., Скиба Т.Н. Инновационный менеджмент. - Брянск: Технология, 2010. - С. 95.
5. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 2011.-304 с.
6. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.:
Экономика, 2009. - 89 с.
7. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 2011.- 167 с.
8. Инновационный менеджмент: Справ. пособие / Под ред. Н.И. Завлина,
А.К. Казанцева, Л.Э. Мендели. М.: ЦИСН, 2011. - 268 с.
9. Соколов Д.В., Титов А.Б., Шабанова М.М. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. СПб.: ГУЭФ, 2012. - 245 с.
10. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2009. - 512 с.
11. Чернова О.А. Содержание инновационных процессов в контексте регионального развития, 2011, с. 155-160.
12. Балашов.И., Рогова Е.М. Инновационная активность российских
предприятий: проблемы измерения и условия роста. Издательство Санкт-Петербургского государственного политехнического
университета, 2010.,
13. Фалмер Роберт М. Энциклопедия современного управления. - М.:
ВИПКэнерго, 2012. - С. 108.
14. Клименюк В.Н. Управление развитием и использование научного потенциала. Киев, 2010. - 265 с.
15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2010. 448 с.
16. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 5. С. 75-79.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ