Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ «ПРОЦЕССУАЛЬНОГО» ЭФФЕКТА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ НА ГЕНЕРАЛИЗАЦИЮ УСТАНОВКИ

Работа №100959

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические и экспериментальные основы проблемы установки 7
1.1. Основные этапы развития понятия «установка» и
теория установки Д.Н. Узнадзе 7
1.2. Обоснование и разработка метода изучения установки 20
1.3. Проблема количественного определения эффекта
установки 27
1.4. Понятие о генерализации и иррадиации установки 29
Глава 2. Проблема субъективного измерения и психофизическое шкалирование 32
2.1. Субъективные шкалы измерения 35
2.2. Методы психофизического шкалирования 37
Глава 3. Эмпирическое исследование «процессуального» эффекта в эксперименте на генерализацию установки 43
3.1. Методические предпосылки организации эмпирического
исследования 43
3.2. Описание методик и процедуры эксперимента 45
3.3. Полученные результаты и их обсуждение 48
Заключение 54
Список литературы 56

Изучению бессознательных процессов в психологии придаётся большое значение, и связано это в первую очередь, с влиянием этих процессов на практически любую психическую деятельность. В самой психологии, идеи об определяющем влиянии бессознательного на психическую жизнь, либо лежат в основании, либо оказали заметное влияние на множество психологических направлений. Теория установки занимает достойное место в ряду теорий о бессознательных детерминантах психики. Понятие установки, во многом объясняет ход, направленность и характер деятельности человека. Понятие установка прошло путь от объяснения «досадных помех», ошибок испытуемых, влияющих на ход экспериментов, до основы общепсихологической системы представлении - теории установки, выделяющей в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки.
На сегодняшний день установка понимается как целостное состояние индивида (психофизиологическое, психическое), модус личности, готовность осуществлять деятельность определенным образом.
Актуальность проблемы установки в контексте регуляции деятельности заключается в том, что с одной стороны установка стабилизирует деятельность, сохраняет её направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях, но при этом, также является причиной инертности, косности деятельности, затрудняя приспособление к новой ситуации. Прежде всего это касается ситуаций, сопровождающихся высокой психической напряженностью, дефицитом времени, когда необходимо быстро, «здесь и теперь» изменить поведение в соответствующем направлении. Известные феномены проявления установочного эффекта - это задержка выполнения действия, персеверации, ошибки (иллюзии) восприятия, тенденция к завершению прерванных действий [2], Представляется, что нахождение путей преодоления этой инертности и повышение надёжности и эффективности осуществляемой деятельности, является важной задачей в разработке проблемы установки.
В рамках классической школы установки Узнадзе Д.Н. и его последователи пытались доказать тот факт, что установка представляет собой скорее целостный, нежели узко ограниченный локальный процесс. В этих целях был проведен ряд экспериментальных исследований. В результате было доказано, что обобщенный характер установки проявляется в иррадиации и генерализации фиксированной установки (подробнее о них пойдет речь в следующих главах). В рамках данной работы для нас представляет особый интерес именно генерализация фиксированной установки. Под генерализацией Узнадзе понимал тот факт, что фиксированная на определенном материале, установка без всякого затруднения транспонируется (т.е. переносится) на другой материал . Чтобы проверить факт генерализации выработанной у испытуемого установки, в классических экспериментах Узнадзе были использованы круги и квадраты: проверялось, может ли установка на равенство в случае кругов распространиться и на квадраты. В результате опытов оказалось, что явление генерализации следует считать и в этих опытах бесспорным фактом.
Ценность конкретной психологической теории во многом определяется экспериментальными фактами, подтверждающими её положения В настоящее время в общей и социальной психологии становится все более актуальным поиск новых подходов для более детального исследования вопросов связанных с установочной регуляцией деятельности.
Данная работа является продолжением серии экспериментально-теоретических исследований по количественному и качественному анализу проявления эффекта установки [9 - 13], в частности, определяемого методом психофизического шкалирования. В предыдущих исследованиях была установлена адекватность применения психофизического подхода (в варианте метода оценки величины) для определения количественных и качественных характеристик эффекта установки (ЭУ). Причем, были получены данные, свидетельствующие о наличии специфического эффекта установки, отражающего процессуальные (динамические) моменты оценочной деятельности, названный «процессуальным», в отличие от классической процедуры , связанной с фиксацией установки на восприятие статичных (по величине) объектов.
При оценке достоверности и значимости этих данных, возникает ряд вопросов:
- Проявится ли обобщенный характер фиксированной установки на восприятие стимулов в однонаправленной последовательности (методика «Возрастающий ряд») в эксперименте на генерализацию установки?
- Как проявится «процессуальный» эффект при оценке стимулов разного качества в методике «Совмещенные ряды ?
Эти важные, с теоретической и методической точки зрения, вопросы и определили формулировку гипотез, объекта, предмета, цели и задач данного исследования:
Гипотезы:
1. В эксперименте на генерализацию, оценочная установка по методике «Возрастающий ряд», фиксированная на одном стимульном материале - круги, будет транспонироваться (переноситься) на другой, качественно отличный стимульный материал - квадраты, что проявится в ассимилятивных и контрастных иллюзиях, но первые будут преобладать над вторыми.
2. Взаимодействие двух разнонаправленных «процессуальных» установок, фиксированных на разном стимульном материале, приведет к увеличению случаев отсутствия иллюзий и уменьшению количества ассимилятивных иллюзий в методике «Совмещенные ряды».
В качествве объекта выступили испытуемые обоего пола в возрасте от 18 до 25 лет, все студенты департамента психологии УрФУ, в качестве предмета - качество проявления «процессуального» эффекта установки.
Цель: Исследовать феномен и особенности проявления
«процессуального» эффекта установки в эксперименте на генерализацию установки.
Цель определила следующие задачи:
1. Проанализировать литературные данные по теме исследования;
2. Создать инструментарий для проведения эксперимента на генерализацию «процессуальной» установки;
3. Модифицировать методику «Возрастающий ряд», где для оценки будут представлены стимулы разного качества (круги и квадраты);
4. Модифицировать методику «Совмещенные ряды», где для оценки будут представлены стимулы разного качества (круги и квадраты);
5. Подобрать соответствующие цели методы математической обработки данных и дать количественную и качественную оценку полученным результатам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение, необходимо отметить, что данная работа посвящена изучению субъективных факторов, влияющих на динамику перцептивной деятельности, направленной на восприятие стимулов и их оценку. В качестве такого субъективного фактора рассматривается установка, изучаемая в рамках теории установки, разработанной Д. Н. Узнадзе [27] и его последователями. Экспериментальные исследования по психологии установки основываются на разработанный Д. Н. Узнадзе метод фиксированной установки (суть метода изложена в теоретической части).
Наша работа является продолжением серии экспериментально-теоретических исследований по количественному и качественному анализу проявления эффекта установки [11, 12, 13, 14, 15, 16]. Ранее были получены данные, свидетельствующие о влиянии сложности структуры стимульного материала на проявление эффекта установки определяемого методом психофизического шкалирования. В частности, в исследованиях Г.А. Глотовой, А.П. Касатова [11, 16] было показано, что при оценке четко структурированных стимулов-кругов в последовательности «на возрастание» преобладают эффекты установки по ассимилятивному типу, тогда как в классической методике Д.Н. Узнадзе при оценке пар неравных кругов преобладают контрастные иллюзии.
В нашей работе рассматривались конкретные факторы, которые могут определять обобщенный, целостный характер установки, характеризующей динамическую, процессуальную сторону оценочной деятельности. Для этого мы попытались исследовать феномен и особенности проявления «процессуального» эффекта установки в эксперименте на генерализацию установки.
На основе полученных результатов, в рамках выдвинутых гипотез, целей и задач проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Гипотеза о том, что в эксперименте на генерализацию, оценочная установка по методике «Возрастающий ряд», фиксированная на одном стимульном материале - круги, будет транспонироваться (переноситься) на другой, качественно отличный стимульный материал - квадраты, что проявится в ассимилятивных и контрастных иллюзиях, но первые будут преобладать над вторыми подтвердилась.
2. Гипотеза о том, что взаимодействие двух разнонаправленных «процессуальных» установок, фиксированных на разном стимульном материале, приведет к увеличению случаев отсутствия иллюзий и уменьшению количества ассимилятивных иллюзий в методике «Совмещенные ряды» подтвердилась на недостаточном уровне достоверности и требует дополнительного исследования.


1. Амиреджиби Д.Т. Проблема метода исследования установки. В сб.- Д.Н.Узнадзе - классик советской психологии. Психологические исследования посвященные 100-летию со дня рождения Д.Н.Узнадзе. Тбилиси, 1986.
2. Асмолов А.Г. - Ранние этапы развития понятия установки. В сб. Психологические исследования. М., вып. N6, 1974.
3. Асмолов А.Г. , Михалевская М.Б. От психофизики "чистых ощущений"
- к психофизике "сенсорных задач". В кн. Проблемы и методы психофизики, М., 1974.
4. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
5. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. СПб, 2005.
6. Григолава В В. К вопросу восприятия неосознаваемых признаков предмета. // Психологические исследования посвященные 85-летию со дня рождения Д.Н.Узнадзе. Под ред. А.С. Прангишвили. - Тбилиси, 1973.
7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб:Питер,2000.
8. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1997.
9. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М,1977.
10. Зинченко В. П. Зависимость образования установки от осознания связи между признаками установочных объектов. // Доклады АПН РСФСР, 1958, №2.
11. Касатов А.П. О возможности количественного определения эффекта установки методом психофизического шкалирования. В сб. Проблемы восприятия, Свердловск, 1991.
12. Касатов А.П. Эффект установки: методы измерения величины и качественные особенности проявления в зависимости от условий эксперимента. В сб. Психологический вестник Уральского госуниверситета. Екатеринбург, 2000.
13. Касатов А.П., Бобова С.С. Психофизический подход к определению процессуальных особенностей проявления эффекта установки. - В сб. Психологический вестник уральского госуниверситета. Екатеринбург, 2000.
14. Касатов А. П. , Обвинцева А.В. Качественные особенности проявления эффекта установки, измеренного методами оценки величины и кроссмодального подбора. В сб. Психологический вестник Уральского Госуниверситета. Вып. 2, Екатеринбург, 2001.
15. Касатов А. П., Базанова Е.Л. Исследование закономерностей проявления процессуального эффекта установки методом психофизического шкалирования в варианте оценки величины. В сб. Психологический вестник Уральского Госуниверситета. Вып.2, Екатеринбург, 2001.
16. Касатов А.П., Глотова Г.А. Исследование процессуального и статического эффектов установки в контексте взаимодействия установок различных уровней // сб. Психологический вестник уральского госуниверситета. Екатеринбург, 2002. с. 8-11.
17. Кинцурашвили А. Т. К вопросу об измерении эффекта фиксированной установки . В сб. Экспериментальные исследования по психологии установки. М., 1971. Т. 5. С. 80—89.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ