Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ-УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА «УРАЛЬСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА» (ПО НАПРАВЛЕНИЯМ «РОБОТОТЕХНИКА» И «3Д-МОДЕЛИРОВАНИЕ»)

Работа №100934

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы154
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических
особенностей участников проекта «Уральская инженерная школа» 5
1.1. Психологические аспекты сопровождения проекта «Уральская
инженерная школа» 5
1.2. Психологические особенности участников: личностные,
креативность, интеллект 10
1.2.1 Теоретические аспекты изучения креативности 10
1.2.2 Теоретические аспекты изучения интеллекта 19
1.2.3 Взаимосвязь интеллекта креативности и черт личности 25
1.3. Работа с одаренностью в системе дополнительного образования как
средство реализации потенциала подрастающего поколения 31
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей участников проекта «Уральская инженерная школа» 45
2.1. Процедуры и методы проведения эмпирического исследования ... 45
2.2. Анализ результатов исследования 53
2.3. Рекомендации по организации взаимодействия «ученик-учитель»
для педагогов секций «робототехника» и «ЗД-моделирование» проекта «Уральская инженерная школа» 70
Заключение 75
Литература 79
Приложение 1 85
Приложение 2 108
Приложение 3 110
Приложение 4 149
Приложение 5 151
Приложение 6 153
Приложение 7 155


Обстановка промышленного производства в России характеризуется значительно уступающей развитым государствам производительностью труда и, как следствие, слабой конкурентоспособностью продукции. Проблема обостряется растущим темпом научно-технического прогресса, наметившимся переходом мировой индустрии к четвертой технологической революции. Будущая индустрия отличается новой степенью роботизации производства, обширным внедрение цифровых и аддитивных технологий. Задача включиться в данный процесс является принципиально важной для сохранения экономической независимости страны.
Новая индустрия, разумеется, требует нового качества кадрового обеспечения. Современные инженеры должны быть готовы к работе в условиях возрастающей сложности технологических процессов.
Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются в последнее время на самом высоком правительственном уровне. В этой связи была создана комплексная государственная программа «Уральская инженерная школа» (далее - УИШ). Одним из направлений этой программы стала подготовка инженерных кадров со школьных лет в ветви дополнительного образования. Исследование личностных особенностей детей и педагогов, участвующих в этой программе является принципиально важным для эффективной работы системы обучения, создания в дальнейшем комплексной системы мониторинга и формирования инженеров, с помощью которых наша страна выйдет на новый уровень технологий.
Целью исследования является изучение психологических особенностей и личностных показателей участников проекта УИШ
Объектом нашего исследования являются показатели личностных особенностей, креативности и интеллекта участников проекта УИШ
Предметом исследования определили связи между личностными особенностями, креативностью и интеллектом у участников проекта УИШ
Гипотезы исследования:
1. Существует связь между особенностями личности ребенка и его показателями креативности, интеллекта.
2. Существуют определенные различия психологических особенностей по полу.
3. Отдельные психологические показатели педагогов значимо связаны с полученными показателями детей.
Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы решались следующие задачи:
1. Изучить управленческие и организационные аспекты реализации проекта УИШ.
2. Проанализировать теоретические аспекты изучения личностных особенностей креативности и интеллекта.
3. Исследовать особенности работы с одаренностью в системе дополнительного образования.
4. Проанализировать психологические особенности актуальные для учета педагогической работы участников.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 18 рисунков и 1 таблицу.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Впервой главе раскрываются теоретические основы изучения креативности, интеллекта и личностных особенностей, анализируется их взаимосвязь. А так же раскрывается основной смысл проекта УИШ.
Вторая глава посвящена исследованию личностных особенностей, интеллекта и креативности участников проекта УИШ.
Взаключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная исследовательская работа имеет большое теоретическое значение. Анализируя исследования за последние 100 лет, направленные на поиск характера взаимосвязи между интеллектом, креативностью и личностными особенностями, можно сделать вывод, что все характеристики личности между собой связаны, но данные о том, как именно они связаны, часто противоречили друг другу в зависимости от выборки, которая участвовала в исследовании. Результатом данного исследования стали ранее еще не открытые взаимосвязи между креативностью и личностными особенностями.
Так же данная работа имеет не меньшее практическое значение. Результаты исследования помогли решить педагогические вопросы, связанные с организацией эффективного обучения в сфере дополнительного образования. На основе данного исследования создаются карты индивидуальности для каждого ребенка, с целью помочь педагогам найти подход к каждому ребенку и сделать для него обучение легче и интереснее.В основе карты лежат рекомендации по развитию креативности, рекомендации по работе с детьми в зависимости от их интеллектуального уровня и их индивидуальных черт характера.
В ходе исследования были достигнуты все поставленные задачи, а именно:
1. Изучить управленческие и организационные аспекты реализации проекта УИШ.
2. Проанализировать теоретические аспекты изучения личностных особенностей креативности и интеллекта.
3. Разработать карту индивидуальности для обобщения информации по диагностике участников проекта УИШ.
4. Проанализировать психологические особенности актуальные для учета педагогической работы участников.
Вы ходе выполнения 1 и 2 задачи были сделаны следующие выводы:
Комплексная государственная программа «Уральская инженерная школа» создана для поиска потенциальных инженеров, их обучения и подготовки к будущей профессии. Одним из направлений этой программы является развитие дополнительного технического образования. В данном русле были созданы секции «робототехники» и «ЗД-моделирования» в 13 городах Свердловской области. Для эффективной работы этих секций требуется исследование психологических особенностей участников проекта УИШ, а именно исследование креативности, интеллекта и личностных особенностей.
Исследователи, занимающиеся вопросом диагностики и развития креативности, выделяют различные критерии и показатели креативности, которые не противоречат друг другу, а отражают точку зрения автора. Наиболее часто для оценки креативности используют такие показатели, как оригинальность, беглость, гибкость. Креативность поддается развитию. Однако, для этого необходимо создание благоприятных условий - креативной среды.
Исследование интеллекта имеет более чем вековую историю, но термин до сих пор не получил четко очерченных границ. За последние десятилетия изучение интеллекта было в двух направлениях: целостность интеллекта и множественность интеллекта. Промежуточной между иерархическими моделями и одноуровневыми моделями является модель Р. Кэттелла.
Данные характеристики являются основными показателями одаренности.На сегодняшний день существует много противоречивых подходов к пониманию феномена одаренности. Поэтому в нашей стране создали рабочую концепцию одаренности для практической работы психологов и преподавателей. Исследование одаренности актуально в данной работе именно потому что, одаренные дети являются потенциальными будущими инженерами, способные вывести страну на новый уровень технологического прогресса.
При анализе результатов исследования были сделаны следующие выводы:
1. Дети с любым набором личностных характеристик могут быть креативны
2. Уровень развития интеллекта больше зависит от стажа занятий, чем от возраста испытуемых
3. Уровень развития креативности больше зависит от стажа обучения, чем от возраста испытуемых
4. Уровень развития креативности по определенным критериям у преподавателей выше, чем у их учеников
5. Дети, чьи работы на олимпиадах были отмечены организаторами, отличаются определенными психологическими характеристиками от детей, чьи работы не были отмечены.Дети, относящиеся к категории успешных, более уверены в себе, стабильнее в своих интересах, эмоционально устойчивее, самостоятельнее и самодостаточнее,у них хорошо развито воображение.
В результате проведения исследования была достигнута цель и подтверждены все гипотезы.
Гипотезы исследования:
1. Существует связь между особенностями личности ребенка и его показателями креативности, интеллекта.
Связь между некоторыми особенностями личности и показателями креативности существует:
- склонность к художественному восприятию мира статистически связана с показателем креативности «разработанность»;
- высокая эго-напряженность статистически связана с 3 показателями креативность «разработанность», «абстрактность названий» и «сопротивление замыканию».
Связи между особенностями личности и интеллектом выявлено не было.
2. Отдельные психологические показатели педагогов значимо связаны с полученными показателями детей
- уровень интеллекта педагогов статистически связан с уровнем интеллекта учеников.
3. Существуют определенные различия психологических особенностей по полу:
- девочки более предрасположены к художественному видению мира;
- мальчики в целом более импульсивны, невнимательны и подвижны.
Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленной психолого-педагогической диагностики одаренности на базе программы «Уральская инженерная школа».



1. Аверин В. А. (1994). Психология детей и подростков: Монография. Санкт-Петербург: изд. СПб Педиатрии. мед.ин-та. С. 178
2. Акимова М. К. (1977). Интеллект и его измерение // Проблемы
психологической диагностики. Таллинн. С. 110-132.
3. Акимова М. К. (1977). Интеллект и его измерение // Проблемы
психологической диагностики. Таллинн. С. 150-170.
4. Алексеева Л. Г., Галкина Т. В. (1994). Изучение влияния тестовой
ситуации на результаты исследования креативной личности // Методы психологической диагностики. Вып. 2. С. 82-108.
5. Алексеенко И.Г. и др. Система работы с одаренными детьми и учащимися в условиях современных экономических социокультурных трансформаций.- Майкоп, 1997.
6. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей.- М., 1962.- С. 18-19.
7. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Б.Д.Богоявленской.- М., 1997.- С.275-294.
8. Базилевич, ЕМ. Развитие креативности студентов в изобразительной деятельности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.М.Базилевич. - Хабаровск, 2003. С.218
9. Бине А. (1998). Измерение умственных способностей. СПб: Союз. С.432
10. Богоявленская Д.Б. Одаренность: предмет и метод // Магистр.- 1994.- №2-3. С.32.
11. Богоявленская, Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества [Текст] / Д.Б.Богоявленская // Вопросы психологии. - 1999. -№2. -С.35-41.
12. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [ Текст] / Д.Б.Богоявленская. - М.: Академия, 2002. С. 320
13. Брунер Дж. (1977). Психология познания. М.: Прогресс. - 412 с.
14. Варламова, Е.П. Психология творческой уникальности [Текст] / Е.П.Варламова, С.Ю.Степанов. - М.: Институт психологии РАН, 2002. С.256
15. Величковский Б. М., Капица М. С. (1987). Психологические проблемы изучения интеллекта // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука. С. 120-141.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ