Глава 1. Психология альтруизма и добровольчества стр. 8
1.1 Альтруизм как психолого-социальный феномен стр. 8
1.2 Психологические аспекты добровольческой деятельности стр. 16
Глава 2. Участие в добровольческом движении как фактор развития личности студента стр. 25
2.1 Особенности эмоционально-ценностной сферы личности в период
студенчества стр. 25
2.2 Модель важных личностных качеств студента в контексте волонтерской
деятельности стр. 35
Глава 3. Исследование личностных качеств студентов-психологов, участвующих в волонтерском движении стр. 45
3.1 Описание процедуры и методов исследования стр. 45
3.2 Обработка и анализ результатов исследования стр. 48
3.3. Психологические корреляты важных личностных качеств студентов-
добровольцев стр. 72
3.4. Обсуждение результатов эмпирической части исследования стр.90
Выводы стр. 92
Заключение стр. 95
Список литературы стр. 98
Приложение
Традиционно тема психологии студенчества привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. В настоящий момент в психолого¬педагогической литературе представлены разнообразные по тематике исследования, направленные на изучение возрастных особенностей студентов, специфики их социализации, в том числе профессионального самоопределения. Однако такой феномен студенческой жизни как участие в различных социально-значимых благотворительных проектах практически не представлен в литературе. В то же время актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны, спецификой процесса профессионального и личностного роста молодых людей, обучающихся в вузах, а с другой, конкретными фактами социальной реальности. При определении проблемы исследования в качестве такого ключевого факта для нас стало функционирование Всероссийского студенческого, психологического, добровольческого движения, которое активно поддерживается Центром экстренной психологической помощи МЧС России. Основные направления его работы направлены на повышение уровня психологической культуры общества, а также на осуществление психологической поддержки людям различных социально-демографических групп, находящихся в сложных, кризисных жизненных ситуациях. В настоящий момент это самое крупное добровольческое студенческое движение в стране, представленное в ведущих вузах всех федеральных округов. Данный факт свидетельствует о понимании государственными структурами важности развития этого вида деятельности у молодежи. Примечательно, что со стороны вузов наблюдается поддержка студентов, которые выражают свою активную позицию посредством участия в социально важных проектах. Поскольку, участите студентов-психологов в конкретных благотворительных мероприятиях, компенсирует дефицит практикоориентированных курсов и позволяет нарабатывать профессиональный опыт. А также, несомненно, важную роль играют средства массовой информации, которые транслируют обществу моду на участие в жизни добровольческих организаций.
Представляется логичным привести современное определение добровольчества, сформулированное специалистами, чья профессиональная деятельность в настоящее время сосредоточена в сфере реализации различных социальнозначимых и благотворительных проектов. Так, президент российского центра развития добровольчества Бодренкова Г.П. определяет данное понятие следующим образом: «добровольчество - это деятельность, в равной степени выгодная для людей, ищущих помощь, как и для самих добровольцев, потому что: добровольчество - это способ строить социальные отношения; применять на практике свои моральные и религиозные принципы; получать новые навыки; найти поддержку и друзей; почувствовать себя способным что-то совершить; почувствовать себя хорошо, испытать радость» [13, с. 88].
Если обратиться к этимологии слова «доброволец», то очевидно, что оно состоит из двух слов, а именно «добро» и «воля». Данные понятия стали для нас знаковыми при выборе направления нашего исследования и дали основание сосредоточиться на изучении эмоционально-мотивационной сферы личности студента-добровольца, а также специфике поведенческих проявлений личности.
Теоретико-методологической основой для организации нашего исследования выступили работы, посвященные проблеме мотивации к учебной деятельности у студентов (А.Н, Леонтьев, Божович), а также сфокусированные на процессе профессиональной самоидентификации в период обучения в высшей школе (А.А, Реан, В.Т. Лисовский). Отдельным информационным блоком стали исследования отечественных и зарубежных авторов по теме различных аспектов духовно-нравственной сферы человека (А. Маслоу, Э. Эриксон, В.И. Слободчиков).
Структура студенческого сообщества довольно сложна. Она может быть организована по разным основаниям. Во-первых, по форме обучения (очная, заочная, очно-заочная), во-вторых, по отношению к обучению (отличники, средне успевающие, не успевающие студенты), в-третьих, по возрастным категориям (студенты младших курсов, старшекурсники и выпускники), в-четвертых, студенты, сосредоточенные на выполнении требований стандартизованной учебной программы, и студенты, которые наряду с учебой принимают участие в работе добровольческого движения («студенты-добровольцы»).
В основной состав выборки нашего исследования, которую мы назвали «студенты-добровольцы», вошли студенты I и III курсов, не имеющие задолженностей по обучению и регулярно работающие волонтерами.
В связи с вышесказанным, целью данной работы является исследование личностных особенностей молодых людей студенческого возраста, принимающих участие в волонтерском движении.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по теме исследования;
2) Определить специфику альтруизма и добровольчества, их взаимосвязь в контексте деятельности на безвозмездной основе;
3) Выявить специфические личностные качества студента-добровольца и разработать модель личностного профиля студента-добровольца;
4) Провести сравнительное исследование личностных особенностей студентов-добровольцев и студентов, не принимающих участия в добровольческом движении;
5) Проанализировать и систематизировать полученные результаты.
Объект исследования - феномен личности студента-добровольца.
Предмет исследования - психологические особенности студентов- психологов, участвующих в добровольческом движении.
В основу исследования легла следующая гипотеза: у студентов- добровольцев выражены такие личностные характеристики, как эмпатия, ценностные ориентации и альтруизм.
Гипотеза исследования конкретизируется в следующих
предположениях:
1) уровень эмпатии является более выраженным у студентов-добровольцев, уровень проявления ценностных ориентаций, таких как комформность, универсализм, доброта и самостоятельность - более высок у студентов- добровольцев, чем у студентов, не принимающих участия в добровольческом движении;
2) существуют различия по ряду свойств личности у студентов-добровольцев и студентов-«не волонтеров» в блоках коммуникативных, регуляторных, эмоциональных свойств.
С учетом цели, предмета и гипотезы для исследования были выбраны следующие методики:
1) Методика «Ценностный опросник» Ш. Шварца [51];
2) Методика многофакторного исследования личности Р.Б.Кеттелла [45];
3) Методика диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова [49], в которой использовался метод семантического дифференциала. А именно - техника «Личностный опросник - семантический дифференциал» ЛОСД (Г.А. Глотова, 2009) [16]. В качестве дескрипторов методики «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М. Юсупова выступили позиция «Я», позиция «Альтруист», «Эгоист», «Успешный человек».
Исследование проводилось в феврале - марте 2015 года. Помимо вышеперечисленных методик, каждому респонденту был предложен вопросник участника данного исследования (см. Приложение 4). Он был составлен нами для оценки степени вовлеченности студентов в волонтерское движение. Мы сделали критерий «частота посещений», а также «чувство принадлежности студента» одним из основных при отборе студентов для эмпирической части данного исследования. Так, частота посещения и участия в собраниях волонтерской организации студентом один раз в неделю и чаще стала для нас основанием принадлежности к волонтерскому движению.
Важно отметить, что понятия «волонтер», «доброволец», а также «волонтерская» и «добровольческая деятельность», являются синонимами, в связи с чем, все они представлены в тексте работы.
Эмпирическая база исследования: Студентов, принимающих участие в волонтерском движении, мы опрашивали в волонтерском отряде департамента психологии Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Выборка волонтеров составила 40 человек. Выборку студентов-«не волонтеров» также составили студенты-психологи УрФУ в количестве 40 человек.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой из них, заключения, списка литературы, состоящего из 56 наименований и 8-ми приложений.
В рамках данной работы нами была предпринята попытка исследовать личностные особенности студентов, принимающих участие в волонтерском движении.
В соответствии с поставленными в теоретической части работы задачами был проведен анализ подходов к понятию альтруизма и добровольчества, а также рассмотрены психологические особенности студенческого возраста, в том числе эмоционально-ценностная сфера и поведенческая. Результатом теоретико-методологического анализа литературы стала разработка теоретической «модели важных личностных качеств студента-добровольца», в которую мы заложили три блока, а именно эмоционально-мотивационную сферу, когнитивную и поведенческую (практическую). Став теоретической основой для организации нашего исследования, описанная выше модель была дополнена и уточнена за счет результатов эмпирической части работы.
Так, выполненное нами исследование содержит в себе:
1) многомерный анализ данных (сопоставление представлений о эмпатийности с некоторых позиций, таких как позиция «Я», «Альтруист», «Эгоист», «Успешный человек»);
2) анализ содержания ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов для каждой исследуемой группы;
3) анализ различий между некоторыми личностными факторами у студентов-добровольцев и студентов-психологов.
Однако приведенное выше содержание работы направлено на проверку выдвинутых гипотез в начале нашего исследования.
Таким образом, нам не удалось подтвердить предположения о том, что уровень эмпатии является более выраженным у студентов-добровольцев. Полученные результаты продемонстрировали стремление к очень высокому уровню эмпатийности в обеих исследуемых группах. Это связано в первую очередь с тем, что наличие эмпатии является профессионально-важной компетенцией не только добровольца, но и психолога, выражающегося в способности к сопереживанию, а также в умении слушать и слышать. При рассмотрении данного феномена с различных позиций было выявлено, что студенты, принимающие участие в волонтерском движении, считают более склонными к высокому уровню эмпатийности только успешных и альтруистичных людей. Такие же результаты были продемонстрированы в группе студентов-психологов.
При анализе литературы по теме исследования было выявлено, что система ценностей лежит в основе самоопределения личности. В студенческом возрасте формируется мировоззрение, а также определяются сами ценностные ориентации, которых будущий специалист будет придерживаться в течение долгого времени. Как показало наше исследование, ценности, которые были выдвинуты в предполагаемой гипотезе исследования, а именно ценность «доброта» и «безопасность», подтвердили свое положение, только на уровне индивидуальных приоритетов. К этому уровню относятся те ценности, которые являются руководящими в жизни человека, т.е. принципы, которых он придерживается. Стоит отметить, что в группе студентов-добровольцев данные ценности значительно преобладают над показателями, полученными в ходе исследования другой группы. Также было выявлено, что ценность «гедонизм» является статистически важной в рамках нашей работы. Высокие показатели по «гедонизму» означают не только стремление добровольцев к личным удовольствиям, но и важность положительного подкрепления, связанного с хорошо выполненной работой.
В начале исследования также была выдвинута гипотеза о различиях ряда свойств у студентов-добровольцев и студентов-психологов, в блоках коммуникативных, регуляторных, эмоциональных свойств. Они также получили свое подтверждение в ходе эмпирической части исследования.
Полученные результаты полностью подтвердили выдвинутую нами в начале исследования гипотезу. Можно сделать вывод по итогам нашего исследования о специфической направленности личностных особенностей молодых людей, принимающих участие в волонтерском движении.
Перспективой данного исследования мы видим более глубокий анализ содержания личностных особенностей студентов, принимающих участие в волонтерском движении, т.к. нами были задействованы студенты только первого и третьего курсов. В частности представляют большой интерес результаты учащихся на втором и третьем курсах.
1. Альтруизм// Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. -с. 24.
2. Альтруизм// Большая советская энциклопедия, гл. ред. С.И. Вавилов, том 2, Акты - Ариетта, второе издание, Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1950, с. 187-188.
3. Альтруизм// Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006. - с. 28-29 - (Большая Университетская библиотека).
4. Альтруизм// Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - с. 10.
5. Альтруизм// Крысько В.Г. Социальная психология: словарь- справочник. - Мн.: Харвест, 2004. - с. 17-18 - (Библиотека практической психологии).
6. Альтруизм// Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. -с. 19 - (Словари).
7. Альтруизм// Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: - М.: Изд-во Эксмо, 2005. -с. 35.
8. Альтруизм// Человек. Философско-энциклопедический словарь. - М.: Наука, 2000. -с. 25-27.
9. Альтруизм//Малая советская энциклопедия, гл. ред. Б.А. Введенский, том 1, А - Буковина, третье издание, Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1958, с. 314.
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., 1978.
11. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания., изд-во Ленинградского Университета; 1968, 338 с.
12. Бодренкова Г.П. Добровольчество// Научно-популярный журнал «Социальная работа». - гл. редактор: А. Дашкина; 1 - 2006г.; изд. Общероссийская общественная организация Союз социальных педагогов и социальных работников; с. 52-56. (Бодренкова Г.П. Добровольчество// Научно-популярный журнал «Социальная работа». - гл. редактор: А. Дашкина; 1 - 2006г.; изд. Общероссийская общественная организация Союз социальных педагогов и социальных работников; с. 52-56.).
13. Бодренкова Г.П. Развитие добровольчества в Российской Федерации: опыт и перспективы// СОТИС - социальные технологии исследования. Федеральный научно-практический журнал; гл. редактор: В.А.Румянцев; 5’2010, с. 85-93. (Бодренкова Г.П. Развитие добровольчества в Российской Федерации: опыт и перспективы// СОТИС - социальные технологии исследования. Федеральный научно-практический журнал; гл. редактор: В.А.Румянцев; 5’2010, с. 85-93).
14. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России// СОТИС - социальные технологии исследования. Федеральный научно-практический журнал - Конференция по добровольчеству; гл. редактор: В.А.Румянцев; 4’2010; с. 14-20. (Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России// СОТИС - социальные технологии исследования. Федеральный научно-практический журнал - Конференция по добровольчеству; гл. редактор: В.А.Румянцев; 4’2010; с. 14-20.).
15. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. - М.: Академический Проспект. Трикста, 2006. - 256 с.- («Соибеашиз»).
...