ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Основные подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению самооценки…6
1.2. Самооценка личности как психологический феномен: понятие, свойства, структура и виды…13
1.3. Теоретические аспекты становление модели адекватной самооценки…..25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДИАГНОСТИКЕ САМООЦЕНКИ
2.1. Особенности социально-психологического статуса респондентов и поэтапной организации исследования…33
2.2. Этапы, методы и методики исследования………………………………….34
2.3 Анализ и обобщение результатов…50
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОГРАММЫ КОРРЕКТИРОВКИ САМООЦЕНКИ
3.1 Исследование связи особенностей межличностных отношений и личностной успешности в зависимости от уровня самооценки и тревожности………54
3.2. Программа и рекомендации по снижению тревожности и формированию адекватной самооценки…………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….62
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..…66
Целью нашего исследования стало выявление особенностей самооценки и теоретическое обоснование ее роли в жизни и деятельности человека.
Объектом исследования являются психологические особенности уровня самооценки.
Предметом исследования стало формирование адекватной самооценки.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению проблемы
самооценки человека и ее роли в жизни и деятельности.
2. Выявить особенности формирования самооценки
3.Теоретически обосновать модель формирования адекватной
4. Провести анализ связи уровня личностной самооценкой
5. Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что формирование адекватной самооценки будет более эффективным при соблюдении разработанных в работе рекомендаций.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы сбора теоретической информации - анализ психолого- педагогической литературы по теме исследования; анализ методик изучения самооценки и тревожности; методы обработки эмпирических данных - обработка результатов.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение. Во введении определены объект, предмет, сформулирована цель, задачи, методы исследования, выдвинута гипотеза. В первой главе были рассмотрены основные подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению самооценки, раскрыта суть самооценки, рассмотрены теоретические аспекты становление модели адекватной самооценки. Вторая глава посвящена рассмотрению особенностям поэтапной организации и методикам исследования, изучены: методика Айзенка, шкала самоутверждения Розенберга, шкала депрессии А. Бека, шкала тревоги А. Бека, методика самооценки Будасси для измерения самооценки в социуме. В третьей главе описана организация проведения эмпирического исследования связи особенностей межличностных отношений и личностной успешности в зависимости от уровня самооценки и тревожности, дана программа и рекомендации по снижению тревожности и формированию адекватной самооценки.
Список литературы включает 45 источника. Приложения содержат тексты методик с инструкциями к ним и сводную таблицу первичных результатов.
Работа над самооценкой носит комплексный характер. Практически невозможно нормализовать её без проработки своего образа мышления. Эта работа может носить самостоятельный характер или проводиться совместно со специалистом – психологом или психотерапевтом.
В данной работе был рассмотрено такая особенность личности, как самооценка. Целью исследования стало выявление особенностей самооценки и теоретическое обоснование ее роли в жизни и деятельности человека. Для реализации поставленной цели были решены ряд задач.
В первой главе были рассмотрены основные подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению самооценки, раскрыта суть самооценки и выделено главное определение. Изученные классификации видов самооценки позволили рассмотреть адекватную самооценку и неадекватную, которая делится на завышенную и заниженную самооценку, которые формируются под воздействием эмоциональной и когнитивной сфер. В нашем исследовании было обращено внимание на формирование самосознания на различных этапах развития личности. Были выявлены закономерности и факторы, влияющие на развитие самооценки. Дано теоретическое обоснование модели формирования самооценки.
Во второй главе были рассмотрены этапы, особенности организа ции и проведения диагностики. В качестве тестового материала были изучены: методика Айзенка для выявления отклонений в восприятии собственной личности; шкала самоутверждения Розенберга; шкала депрессии А. Бека; шкала тревоги А. Бека; методика самооценки Будасси для измерения самооценки в социуме.
Третья глава посвящена исследованию связи особенностей межличностных отношений и личностной успешности в зависимости от уровня самооценки и тревожности, а также предложены рекомендации по снижению тревожности и формированию адекватной самооценки
Гипотеза подтвердилась, цель и задачи достигнуты.
1. Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Автореферат канд. психол. наук. М., 2018. – 96 с.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05, 19.00.13 М.2019. – 495 с.
3. Азимова Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. Прогресс. М.: 2019. № 7, С. 45-48.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. - 384 с.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 20200. - 282 с.
6. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 121 с.
7. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Добросвет, 2018. – 251с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.]: Питер, 2018. - 398 с.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии № 4. 2019. С.18-22
10. Болотова А. К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 327c.
11. Большакова Т. Общение и духовное становление личности школьника. [Электронный ресурс] // Воспитательная работа в школе. 2017. № 3. С. 9-15. Режим доступа: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/34809614 (Дата обращения 01.07.2022)
12. Большой психологический словарь /под редакцией Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2017. — 672с.
13. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 2018. № 4. С. 99-100.
14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике, 3-е издание, перераб. И доп. СПб.: Питер, 2019. – 45с.
15. Выготский Л. C. Психология искусства [Текст] / Общ. ред. Вяч. Иванова; [Предисл. А. Н. Леонтьева]; Коммент. Л. С. Выготского, Вяч. Вс. Иванова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Искусство, 2018. - 576 с
16. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки Региональное отделение «Ассоциация скаутов Томской области» Вестник ТГПУ. 2019. Выпуск 1 (79), С.34-38
17. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество Росиии, 2018. – 350с.
18. Головин. С.Ю. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 2015. – 800 с.
19. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 479c.
20. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. Изд.3 – М.: Педагогика, 2021. – 368 с.
21. Дюбина Т.Г. Социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05. М., 2016. 210 с.
22. Захарова А.В., Психология формирования самооценки. – Минск, 2020. –71с.
23. Ильин Е.Н., Психология общения и межличностных отношений. СПб: Питер-пресс. –2021.– 41с.
24. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я.Райгородского. Самара: «БАХРАХ-М», 2017. С.45-96.
25. Л ю б я к и н А.А. Учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки «Психология». - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. - 432 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2017. - 307 с.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев; под редакцией и с предисловием Д. А. Леонтьева. - 5-е, испр. и доп. изд. - Москва: Смысл, 2020. - 526 с.
28. Липкина А.И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина, д-р психол. наук. - Москва: Знание, 2016. - 64 с.
29. Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. Режим доступа: http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm. (Дата обращения 07.07.2022)
30. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по псих. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2014 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 432с.
31. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
32. Колышко А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2014. 102 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.]: Питер, 2012. – 705 с.
34. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии [Текст] / Акад. наук РФ. Ин-т философии.-Москва: Изд-во Акад. наук РФ, 2019. - 354 с.
35. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2016. С.82-103.
36. Столин В.В. Самосознание личности: [Пер. с рус.] / В. Столин. - М.: Прогресс, Б. 2015. - 286 с.
37. Фрейд 3. Психология бессознательного / Зигмунд Фрейд; [пер. с нем. Г. В. Барышниковой]. - Москва: Изд-во АСТ : Хранитель, 2007. - 605 с.
38. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова ; Ин-т психологии. - Москва: Наука, 2017. - 144 с.
39. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара., 2013. 78 с.
40. Aaron T. Beck, Beck Anxiety Inventory, BAI), ( Beck AT, Epstein N, Brown G, Steer RA (1988). «An inventory for measuring clinical anxiety: Psychometric properties». Journal of Consulting and Clinical Psychology. 56 (6): 893–897. doi:10.1037/0022-006x.56.6.893..)
41. Beck A. T. et al. An Inventory for Measuring Depression //Archives of general psychiatry. – 1961. – Т. 4. – №. 6. – С. 561-571.
42. https://psylab.info/%D0%A8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%B0
43. https://www.b17.ru/tests/556/
44. Rosenberg, M. Society and the adolescent self-image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965.
45. Schmitt D., Allik J. Simultaneous Administration of the Rosenberg Self-Esteem Scale in 53 Nations: Exploring the Universal and Culture-Specific Features of Global Self-Esteem. Journal of Personality and Social Psychology, 2005, Vol. 89, No. 4, 623–642