ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ
АВТОМАТИЗАЦИИ 6
1.1 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.2 МЕТОДЫ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ 13
1.3 анализ источников информации и возможностей их
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 20
2 АВТОМАТИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
MOMCHECKED 30
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 30
2.2 АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ КОМПАНИИ 45
2.3 применение методов машинного обучения для
ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В КОМПАНИИ MOMCHECKED 47
2.4 АВТОМАТИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ В
КОМПАНИИ MOMCHECKED 58
3 методология внедрения методов машинного обучения
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ДЕТСКОГО РИТЕЙЛА 62
3.1 разработка методики внедрения методов
МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 62
3.2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Детский ритейл является одним из самых быстроразвивающихся и конкурентных рынков как в России, так и в других развитых странах мира. И чтобы преуспеть на этом рынке, необходимо моментально реагировать на изменения, а самое главное - постоянно работать над повышением технологичности продаж. Но технологичность не всегда означает только постоянное внедрение новых и совершенных программных средств. Важная составляющая успеха - это создание полноценной единой информационной среды для сервиса детского комиссионного магазина, которая автоматизирует бизнес-процессы подразделений компании, связанных со сбором и обработкой большого объема данных.
Такая система позволяет исключить лишние и дублирующие звенья в цепи обработки и передачи данных, которые требуют существенных ресурсов на поддержание ее работоспособности. Как результат - уменьшение совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой при одновременном повышении эффективности ее использования. Это позволит поддержать развитие торговой компании в необходимых направлениях и рыночной нише, а также обеспечит необходимое масштабирование бизнеса.
Актуальность темы «Автоматизация аналитической деятельности компании с применением методов машинного обучения» на примере ООО «Прайд» обусловлена тем, что сегодня детским интернет-магазинам для сохранения своей конкурентоспособности на рынке детского ритейла, необходимо анализировать бизнес-процессы, устранять их недостатки, искать пути оптимизации и совершенствования бизнес-процессов.
Основной целью выпускной квалификационной работы является автоматизация аналитической деятельности интернет-магазина Мошсйескей с применением методов машинного обучения.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
• изучить возможности машинного обучения для автоматизации обработки данных;
• изучить деятельность организации и построить ее полную модель;
• составить модель бизнес-процессов TO-BE;
• рассчитать эффективность модели TO-BE.
Объектом данного исследования является информационная система детского комиссионного интернет-магазина Momchecked.
Предмет исследования - аналитическая деятельность компании с возможностью использования машинного обучения
Инструментарием для выполнения данной работы послужили такие программные продукты, как:
• Microsoft Word;
• Microsoft Excel;
• ARIS Express 2.4b.
Практическая значимость исследования заключается в практическом применении предлагаемого способа на предприятии и получении экономической выгоды от результата внедрения информационной системы.
Ключевой новизной диссертации является рассмотрение инновационных методов автоматизации аналитической отчетности предприятий, позволяющие повысить скорость обработки информации и снизить издержки компании за счет высвобождения рабочего времени сотрудников.
Новизна используемой темы доказывается тем, что именно сейчас особенно активно разрабатывается и применяется автоматизация аналитической отчетности с помощью методов машинного обучения.
В работе использованы общепринятые методы экономической статистики, прогнозирование, системный подход, графический и сравнительный анализ, статистические данные, материалы научной литературы, учебников отечественных и зарубежных авторов.
Информационно-эмпирической базой данного исследования являются ГОСТы, нормативные акты, стандарты и политики деятельности отдела информационных технологий на предприятии, документация отдела, а также результаты собственного исследования его деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
В первом разделе приведены общие сведения о применении машинного обучения. Описываются пять основных методов машинного обучения:
• нейронные сети;
• дерево решений;
• « случайный лес»;
• кластеризация;
• поиск ассоциативных правил.
Во втором разделе представлена практическая часть. Описана полная модель ООО «Прайд». Составлена и проанализирована модель бизнес-процессов AS-IS, а также пути ее совершенствования, эффективность модели TO-BE и использования методов машинного обучения на предприятии.
В третьем разделе представлены способы масштабирования данного метода машинного обучения для рынка детского ритейла, а также приведено экономическое обоснование данного проекта.
В заключении приводятся выводы, сделанные по результатам исследования.
Сфера детского ритейла на сегодняшний день является одной из наиболее стабильно развивающихся отраслей, ввиду широкого спроса на детскую одежду и товары для детей среди потребителей.
Все большее количество людей обращается в детский комиссионный интернет-магазин, стараясь, с одной стороны, сэкономить на детском гардеробе в погоне за интересными брендами, а с другой, воспользовавшись сервисом по продаже вещей, вернуть часть потраченных средств.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель, которая включала в себя:
• изучение методов машинного обучения как инструментов совершенствования бизнес-процессов;
• построение полной модели организации ООО «Прайд»;
• анализ текущих бизнес-процессов;
• совершенствование бизнес-процессов с помощью методов машинного обучения.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы для достижения цели был решен ряд задач.
Изучена возможность использования методов машинного обучения для автоматизации аналитической отчетности компании. Методы машинного обучения позволяют автоматизировать процесс обработки аналитической отчетности компании. Применение методов машинного обучения заключается в проведении серии вычислительных экспериментов, с целью анализа, интерпретации и сопоставления результатов моделирования с реальным поведением изучаемого объекта и, при необходимости, последующем уточнении входных параметров. В качестве исходных данных были использованы данные по клиентам и их предыдущим заказам, которые послужили входными данными.
Был описан путь совершенствования бизнес-процессов компании с применением машинного обучения. Предложенный путь совершенствования основывается внедрении методов машинного обучения на этапе сегментирования клиентов, создавая персонализированные предложения для клиентов. Изменения в процессе были отображены в модели ТО-ВЕ.
Таким образом, выявленный путь совершенствования бизнес-процессов в дальнейшем может быть использован Моmchecked для усовершенствования системы работы с клиентами, что приведет к увеличению прибыли.
1. ГОСТ 19.701-90. Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения;
2. ГОСТ 20886-85 «Организация данных в системах обработки данных. Термины и определения» от 30.06.1986;
3. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения».
4. ГОСТ Р 55751-2013. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики».
5. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити- Дана, 2003;
6. Алексеева М.Б., Балан С.Н. Основы теории систем и системного анализа: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2002;
7. Алиев В. С., Чистов Д. В. Бизнес планирование с использованием программы Project Expert (полный курс) [Текст]: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРАМ, 2011. - 432 с. - (Высшее образование).
8. Алиев, В. С. Практикум по бизнес- планированию с использованием программы Project Expert [Текст]: учеб. пособ. / В.С. Алиев. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2010. - 288 с.
9. Александров О. А. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие О. А. Александров, Ю. Н. Егоров, М.: ИНФРА-М, 2010. - 288 с.-(Высшее образование).
10. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. - М.: Стандарты и качество, 2005;
11. Архитектура информационных систем [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 230400 "Информационные системы и технологии" / Под ред. Б. Я. Советов, А. И. Водяхо, В. А. Дубенецкий, В. В. Це
12. Бабич, Владимир Николаевич. Инновационная модель бизнес-процесса: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 230400 - Информационные системы и технологии / В. Н. Бабич, А. Г. Кремлев ; Урал. федер. ун-т им. первого
13. Баканов М.И. Теория экономического анализа [Текст]/ М.И. Баканов, Шеремет А.Д. - М.: Финансы и статистика, 2000 - 416 с.;
14. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000;
15. Беляцкий Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: Учеб. пособие. - Мн.: Новое знание, 2001...