Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Законодательное регулирование семейного образования в Российской Федерации

Работа №100765

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Концепция семейного образования 5
1.1. Понятие и сущность семейного образования 5
1.2. Особенности реализации семейного образования в международной практике 9
1.3. Концепция развития семейного образования в Российской Федерации 13
Глава 2. Правовое обеспечение семейного образования в РФ 20
2.1. Правовое обеспечение семейного образования на федеральном и региональном уровнях 20
2.2. Семейное образование в Российской Федерации: недостатки обучения 27
2.3. Изучение проблем семейного образования и способы их устранения 30
Глава 3. Разработка памятки «Порядок действий общеобразовательной организации при переходе обучающегося на семейную форму обучения» для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций 37
3.1. Памятка для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций 37
3.2. Организация перехода на семейное образование. Инструкция к действиям родителей
обучающихся 41
Заключение 45
Список литературы 48

«По мере общественного развития самообразование предстает все более социально значимым явлением: оно начинает оказывать непосредственное влияние на труд, быт, структуру свободного времени, условия жизни представителей всех возрастных и социальных групп. Для информационного общества самообразование - это способ самоорганизации[1], средство либерализации всей системы управления образованием, а в более широком контексте - источник социальных инноваций и даже трансформаций»[2].
В современных социально-экономических условиях довольно сложно включиться в быстрый темп развития общества, понять, что на данный момент является актуальным, и как реализовать себя в будущем. Существует множество путей, с помощью которых можно «влиться» в общество, но самым эффективным можно назвать путь самообразования и семейного образования. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет в качестве основополагающего начала государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей
образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (п. 7 ч. 1 ст. 3)
Выбор такой формы обучения, как семейное образование, является прерогативой родителей, но при этом, обязательно учитывается мнение несовершеннолетнего обучающегося. На любом из этапов обучения, по желанию родителей и, естественно, с учетом мнения обучающегося, имеет право продолжить обучение в образовательном учреждении.
В связи с тем, что в «Федеральном законе об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (в данный момент утратил свою силу) не было прописано о семейном образовании и самообразовании, т.к. законодатели не учли такой формы получения образования в принципе, что и вызвало у родителей, на тот момент, массу негодований. В последующем, при создании нового законопроекта, были учтены все возможные виды получения обучения и разделены на 2 группы: получение образования учащимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и получение образования вне этих организаций. Ко второй группе и отнесли семейное образование и самообразование.
Долгое время отсутствовала четко прописанная нормативная база, определяющая семейное образование в Российской Федерации. Кроме этого, не было законодательного регулирования в данной сфере образования и на федеральном, региональном и местном уровнях. Соответственно, это существенно осложняло жизнь и родителям учеников, и учителям. В школах не создавалось уставов, учебных планов, методических разработок для проведения обучения, а без такой документации нет смысла ссылаться на Федеральный закон «Об образовании», который существовал в тот момент без изменений. Положение о семейном обучении утратило силу еще в 2004 году и все это время, как вид обучения, оно находилось в «подвешенном состоянии».
При редакции Федерального закона «Об образовании» внесли достаточное количество поправок, которые имели и имеют немаловажное значение. Они объясняют нюансы образования, последовательность, в которой происходит организация всего процесса и т.д.
На данный момент на территории РФ семейное образование внедряется в соответствии с такими нормативными актами как: Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067), нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о семейном образовании, локальные акты образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.
По информации за 2016 год можно сказать, что в городе Екатеринбурге, например, только около 6 школ открыто и добропорядочно практикуют семейное образование. В остальных городах цифра варьируется, но с небольшой разницей. Отсюда можно сделать вывод, что организациям, учреждениям и, в частности, населению, довольно сложно перестраиваться на какие-либо новые направления, в связи с принятием или изменением существующих нормативно-правовых актов. Хотя, прошло уже немало времени с утверждения нового «Закона об образовании в Российской Федерации», в связи с чем, семейное образование является хорошей альтернативой привычному всем получению образования в образовательных учреждениях.
Объект исследования: семейное образование в Российской Федерации.
Предмет исследования: законодательное регулирование семейного образования в Российской Федерации.
Цель исследования: исследование правового регулирования и практики применения законодательства о семейном образовании.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать понятие «семейное образование» на основе анализа научной литературы и правовых документов.
2. Проанализировать правовые документы в сфере реализации семейного образования, с целью выявить преимущества и недостатки современного российского законодательства в этой сфере.
3. Изучить семейное образование на основании правовых документов в международной и российской практике, и сравнить их.
4. Разработать обучающий модуль по теме «Семейное образование» для родителей и педагогов общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: качественное применение семейного образования на практике будет только в том случае, если законодатель устранит все или большинство недочетов в нормативных документах.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: анализ научных и правовых источников, диагностические методы (беседа), приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения разработанных дидактических материалов в профессиональную деятельность педагога общеобразовательной организации и родителей при переходе их несовершеннолетнего ребенка на семейную форму обучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные трансформации в образовании, связанные с идеей получения образования в семье и законодательным закреплением понятия семейное образования, приобрели системный характер. Вслед за ступенью нормативно-организационных изменений, отмеченных в законодательных и нормативно-правовых документах, наступила стадия содержательных модификаций в образовании.
На основе научной литературы, нормативно-правовых документов в ходе исследования теоретически обосновано понятие «семейное образование». В определении термина должны отражаться следующие положения: форма получения образования вне школы и изучение общеобразовательной программы с прохождением ежегодной аттестацией. Можно с полной уверенностью сказать, что определение «семейное образование» установленное Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» полностью отражает вышеуказанные положения. Делая упор на предшествующий зарубежный и отечественный опыт, выделяются особенности семейного образования:
- индивидуальный темп обучения, благодаря которому ребенок сможет освоить весь материал либо более глубоко освоить какое-либо направление в обучении, к которому у него есть предрасположенность;
- ребенок живет по своим естественным биологическим часам, то есть, если родители и дома не будут создавать «режим школы», а именно все четко расписывать по времени, то ребенку будет проще, в каком-то плане, осваивать материал, так как он будет отдохнувшим приступать к освоению материала;
- при семейной форме образования будет гораздо проще выявить склонности и таланты ребенка, которые в домашних условиях можно развивать и направлять;
- родители смогут лучше контролировать процесс развития ребенка, а именно его состояние здоровья и, если что, предпринять нужные меры вовремя, а также уровень его социализации, организация и совместный поход с ребенком по каким-либо кружкам и секциям.
Правовые документы регионального уровня должны отражать методику введения семейного образования. На основании исследования нормативной базы Свердловской области в сфере реализации семейного образования, которая имеет свои недостатки, предложены следующие изменения и дополнения:
- создание закона «Об образовании в Свердловской области» Постановления правительства Свердловской области № 873 «Об утверждении порядка финансирования расходов, связанных с освоением программ общего образования в форме семейного образования», в которых установлены образовательные права детей, которые обучаются на семейном образовании, обязанности исполнительных органов Свердловской области, образовательных организаций, родителей детей, с учетом создания необходимых условий, организации учебного процесса и предоставления психолого-медико-педагогической помощи;
- своевременное принятие нормативных актов, что приведет к должному исполнению семейного образования;
- создание особого информационного сайта, который будет постоянно обновляться, что позволит быстро найти точную информацию.
На основе проведенной беседы с педагогами общеобразовательных организаций, была создана памятка «Порядок действий общеобразовательной организации при переходе обучающегося на семейную форму обучения» и рекомендации к ее правильной реализации, с целью усовершенствовать компетенции руководителей и преподавателей общеобразовательных организаций на различных уровнях системы общего образования. Освоение памятки предполагает знакомство педагогических работников с порядком действий в случае перехода обучающегося на семейное образование, анализ современных правовых документов для подготовки необходимых документов. Что несомненно позволит повысить уровень знаний у педагогов в области семейного образования, чтобы предотвратить возникновение барьеров, влияющих на профессиональную готовность и пригодность педагога.
Подводя итоги можно отметить, идея семейного образования изменяет образование в целом, данная практика порождает дискуссии и острые споры в научных и педагогических сообществах. Система образования России, от детского сада до вуза, ориентирована на развитие социализации, сохранение ценности каждого человека, гражданина и его права на получение образования, нужного для независимого вхождения в социум и получения в дальнейшем специальности. Таким образом, мы поддерживаем веру в развитие и возрастающий интерес к семейному образованию. Российское образование в ходе своих изменений и трансформаций примет идею образования в семье как основу для изменений, а люди, связавшие свои цели с этой деятельностью, смогут ее воплотить в жизнь.



1. Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика. 2002. N 6. С. 20 - 29.
2. Щуклина Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект // Общественные науки и современность. N 5. 1999 г.
3. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир //Образование: мировой бестселлер - Изд.: Просвещение, 2006 г.
4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001 г.
5. Берлинская декларация, принятая на первой Всемирной
конференции по домашнему образованию
(GlobalHomeEducationConference), Берлин), 2012 г.
6. Г. Ньюфельд, Г. Матэ, «Не упускайте своих детей», М.: 2012.
7. Парфентьев П.А. Обучение в семье - вклад в образование будущего // Международный открытый электронный журнал. Higher Education Discovery. - Изд.: Аккредитация в образовании, 2012 г.
8. Шамолина И. Семейное образование - актуализация
педагогического потенциала семьи. //Круглый стол «Всемирный конгресс семей», 2015 г.
9. Алла Ганичева, Ольга Зверева. Семейная педагогика и домашнее воспитание. //Изд.:Асайеш1а, 2000 г.
10. См. так же: Алла Ганичева, Ольга Зверева. Семейная педагогика и домашнее воспитание. //Изд.: Academia, 2000 г.
11. Конкурс поддержки молодых ученых, 2015 г.
12. Игорь Чайковский — разработчик системы и практик семейного образования более двадцати лет. Руководитель ассоциации родителей «Свободное развитие». Автор интернет-проекта, посвященного домашнему обучению. Семейное обучение, 2016 г.
13. См. так же: Игорь Чайковский. Семейное обучение, 2016 г.
14. http: //минобрнауки. рф/документы/3775
15. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
16. http://www.semkod.ru/razdel-4/glava-12/st-63-sk-rf.KoMMeHTapnfi к Ст. 63 Семейного кодекса РФ
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 февраля 2012 г. N 107 г. Москва "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения".
18. http://www.familyeducation.ru/?module=articles&c=Vzgliad&b=4&a=1
1 Опыт регионов
19. Радугина О. А. Образовательная культура общества как целостный социальный феномен // Философия и общество. 2011. Выпуск № 1 (61). - С. 130-141.
20. http://www.iro.yar.ru/index.php?id=275 ПРО: Профессиональная
школа родителей
21. https://riss.ru/demography/demography-science-journal/5272/ Семейно¬домашнее образование: родители как учителя и воспитатели своих детей.
22. Овчарова Р.В. Психология родительства. / Р.В. Овчарова,- М.Академия, 2005, - 362 с.
23.Зайцева О.В. Особенности ценностной сферы родителей, реализующих семейную форму образования. / О.В.Зайцева,-научная электронная библиотека, 2017.
24. Антонов А.И. Социология семьи./ А.И.Антонов, В.М. Медков, - М.:МГУ: Издательство международного университета бизнеса и управления.2013. - 304 с.
25. Белоусов К.Ю. Развитие семейного образования в России. / К.Ю. Белоусов, М.Н.Яшина// Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 1, с.62-65.
26. Якунина А.Н. Мониторинг семейного образования: постановка проблем. Домашнее образование. / А.НЯкунина// Стандарты и мониторинг в образовании - 2013. - №3. - с.28-35.
27. Кощиенко И.В. Семейное воспитание как вариативная форма обучения./ И.В.Кощиенко// народное образование. Педагогика. - 2015.
28. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»
29. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
30. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г.№ 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
31.Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-03 «Об образовании в Свердловской области».
32. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
33. Карпов А. Семейное обучение как система. /
А.Карпов.//Издательство: Ресурс.- 2015.
34. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб. Союз:1999.
35. Божович Л.И. Избранные психологические труды:
Пробл.формирования личности/ Под ред. Д.И.Фельдштейнв. М.: Междун. педакадемия., 1995.
36. Вайнер М.А. Анализ международного и российского опыта по проблемам семейного образования и воспитания./Педагогика: Вестник РМАТ., 2014.
37. Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование: теория, практика, образование. / Национальный психологический журнал., 2010.
38. Антонов А.И. Социология семьи. - М., 2007.
39. Белоусов К.Ю. Развитие семейного образования в России./ К.Ю, Белоусов, М.Н. Яшина.//Журнал: общество: социология, психология, педагогика., 2016.
40. Колосова Е.М. Домашнее образование в середине XIX века// Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 7., с.68-71.
41. Мазалова М.А. Общая характеристика исследования развития
элитного семейного воспитания и домашнего образования в России// Журнал: Вектор науки Тольяттинского государственного
университета.2013.
42. Ашин Г.К. Теоретические основы элитологии образования / Г.К.Ашин, Л.Н.Бережнова, П.Л.Карабущенко, Р.Г.Резаков. - М.: 1998. - с.431


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ