ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 7
1.1 Сущность и основные положения ценообразования и ценовой политики
коммерческой организации 7
1.2 Современные подходы к формированию ценовой политики 22
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ В ИССЛЕДУЕМОЙ ОТРАСЛИ
2.1 Особенности ценообразования на предприятиях по производству
электротехнического оборудования
2.2 Анализ отрасли и рынка предприятий по производству
электротехнического оборудования
2.3 Развитие методики ценообразования при анализе основных показателей
финансово-хозяйственной деятельности предприятий отрасли
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
3.1 Направления совершенствования системы ценообразования на
производственных предприятиях отрасли
3.2 Расчет экономического эффекта от внедрения методики формирования
прайсов на силовые трансформаторы
3.3 Преимущества использования факторного анализа при оценке
эффективности системы ценообразования на предприятиях отрасли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на текущий момент роль и значение электротехнической отрасли в экономике любой страны чрезвычайно велико. По оценкам аналитиков, в ближайшие несколько лет в России ожидается ежегодный рост энергопотребления. Электроэнергетика обеспечивает жизнь современного человека, функционирование и развитие промышленности. Затраты на энергоресурсы формируют экономическую среду, в которой существуют промышленные предприятия и население. Цены и правильно выработанная ценовая политика влияют на значения экономических и маркетинговых показателей деятельности предприятия, таких как прибыль, объемы реализации продукции, доля рынка, сроки окупаемости инвестиций и др. От эффективного формирования цены зависит финансовый успех предприятия.
Основными направлениями реформирования предприятий отрасли является формирование новых моделей оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности, предоставление большей свободы их субъектам (генерирующим станциям, транспортным и распределительным электрическим сетям и др.) в определении стратегий своей финансово-хозяйственной деятельности. Процесс формирования новой модели отечественного энергетического рынка, целью которой является построение
В новых условиях, характеризующихся повышением конкуренции и появлением новых факторов риска, электроэнергетические компании, как самостоятельные субъекты рынка, оказались вынужденными искать новые подходы к управлению. Важнейшим способом повышения эффективности финансово-экономической деятельности электроэнергетических компаний, укрепления их рыночных позиций, является применение современных методов финансового менеджмента, включающего в себя развитие и совершенствование методов финансового планирования, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования.
Цель работы совершенствование методов ценообразования на предприятиях по производству электротехнического оборудования - разработка рекомендаций по изменению подхода к методике ценообразования.
Предприятие должно повышать результативность существующего ценообразования для сохранения рынков сбыта и достижения необходимого уровня значений ключевых экономических показателей. Совершенствование механизма ценообразования позволит преодолеть негативные факторы, сдерживающие развитие предприятия. Работа в этом направлении требует комплексного и согласованного решения вопросов управления ценами, в результате чего предприятие сможет добиться укрепления своих позиций на рынке сбыта. Это может быть достигнуто за счет принятия эффективных и обоснованных решений, связанных с внедрением новых методических подходов к ценообразованию, формированием системы цен, как можно более полным учетом внешних и внутренних факторов, общих условий деятельности предприятия и организации процесса ценообразования.
Степень научной разработанности проблемы. Для повышения эффективности процесса ценообразования необходимо развитие существующей методической базы, которая в условиях современной экономики достаточно разработана в теории в российской практике управления, но недостаточно отражает специфичность существующих процессов ценообразования на продукцию, производимую российскими предприятиями электротехнической отрасли.
Решение поставленной проблемы потребовало изучения теории ценообразования, а также практических аспектов деятельности предприятия как с точки зрения внутренней экономики бизнес-процессов, так и с точки зрения рыночной активности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методологические основы ценовой политики предприятия; оценить конкурентоспособность ценообразования предприятий в отрасли;
- рассмотреть пути совершенствования системы ценообразования на предприятиях по производству электротехнического оборудования;
- рассчитать экономический эффект от их внедрения.
Объект исследования является финансово-хозяйственная и управленческая деятельность предприятий, производящих электротехническое оборудование.
Предмет исследования - процесс разработки и реализации ценовой стратегии развития предприятий, производящих электротехнического оборудования.
При написании работы и проведении анализа и оценки методики ценообразования предприятия использовались следующие методы оценки: расчет основных финансовых показателей в динамике с 2014 по 2018 гг., были применены такие приемы исследования, как факторный анализ выручки, анализ коэффициентов, рассчитан прогноз изменения цены реализуемой продукции и выведены коэффициенты по основным группам материалов для расчета прайс- листов рамках выбранного продукта.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1) Разработана методика для оптимально быстрого пересчёта цен по типопредставителям, отслеживания динамики их изменений в условиях современной экономической ситуации в стране и своевременного пересчета прайс-листов.
2) Предложен новый метод для расчета прайс-листов на силовые трансформаторы, который позволит сократить трудозатраты и повысить эффективность ценообразования на продукцию предприятий электротехнической отрасли.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения основных положений, результатов и рекомендаций в практической деятельности предприятий, производящих электротехническое оборудование, что обеспечит эффективность политики ценообразования.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 62 наименования. Основное содержание работы изложено на 92 страницах печатного текста, содержит 19 рисунков, 27 таблиц, 2 приложения.
В первой главе раскрыто понятие сущности и основные положения ценообразования и ценовой политики коммерческой организации, рассмотрены современные подходы к формированию ценовой политики.
Во второй главе проведен анализ отрасли, дана организационно-экономическая характеристика АО «Группа «СВЭЛ» проведено позиционирование предприятия на рынке силовых трансформатор в электротехнической отрасли, анализ внешней среды предприятия, проведена оценка финансового состояния предприятия, выявлены особенности ценообразования организации и направления развитие методики ценообразования при анализе основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий отрасли.
В третьей главе определены основные направления совершенствования системы ценообразования на производственных предприятиях отрасли, рассчитан экономический эффект от внедрения методики формирования прайс- листов на измерительные трансформаторы и преимущества использования факторного анализа при оценке эффективности системы ценообразования на предприятиях отрасли.
По теме магистерской диссертации опубликованы 5 статей.
Цель данного диссертационного исследования являлась совершенствование методов ценообразования на предприятиях по производству электротехнического оборудования - разработка рекомендаций по изменению подхода к методике ценообразования.
Для достижения поставленной цели исследования нами были сформулированы следующие основные задачи:
- рассмотреть теоретические и методологические основы ценовой политики предприятия;
- оценить конкурентоспособность и особенности методики ценообразования предприятий в отрасли;
- рассмотреть пути совершенствования системы ценообразования на предприятиях по производству электротехнического оборудования;
- рассчитать экономический эффект от их внедрения.
При решении указанных задач нами были получены следующие результаты.
Рассмотрены Макроэкономические показатели развития экономики России и как они отразились в деятельности организаций в электротехнической отрасли производства, оценили стратегические показателей, влияющих на емкость рынка.
Проведен анализ рынка предприятий по производству электротехнической отрасли. Выделили доля рынка Измерительных трансформаторов анализируемого предприятия и основных конкурентов и динамику изменения одного из ключевых показателей эффективности чистой прибыли с 2014 по 2018 годы.
Оценено финансовое состояние компании АО «Группа «СВЭЛ» за последние 5 лет, Подводя итоги, можно сказать, что компания АО «Группа «СВЭЛ» в 2018 году находится в устойчивом финансовом состоянии, но ей не хватает средств для погашения текущей задолженности без ущерба для функционирования самого предприятия, старая нехватка собственных оборотных средств для ведения основной своей деятельности, значительные активы компании не используются.
Проведен первичный SWOT анализ для определения текущей ситуации на предприятии, для выявления возможностей и угроз, которые существуют сейчас и могут возникнуть в будущем. Сделали выводы, что приоритетным направлением развития становится цель завоевания новых сегментов рынка, расширение производства и увеличение разнообразия продукции, а также активно продолжать завоёвывать международный рынок. Для достижения данных целей необходимо использовать все возможности и преимущества для уменьшения влияния слабых сторон на деятельность компании. Утвердить и осуществлять стратегию развития компании, включающую в себя изменения во всех процессах деятельности, что позволит компании выйти на новый уровень.
Предложен новый метод для расчета прайс-листов на силовые трансформаторы, который позволит сократить трудозатраты и повысить эффективность ценообразования на продукцию для предприятий электротехнической отрасли.
Для расчета коэффициентов необходимых для введения новой методики расчета прайс-листа на силовые трансформаторы на примере продукта Измерительный трансформатор необходимо разделить все изделия в составе на основные группы материалов, из которых состоит трансформатор. Для своевременного изменения цен в условиях экономической ситуации в стране необходимо строго отслеживать изменения по всем группам материала для составления точного прогноза роста цен на товары и услуги компании.
Основную долю во всем прайс-листе занимают цветные металлы, изоляционные материалы и черные изделия. Для лучшего понимания состава групп материалов в трансформаторе добавили подгруппы материалов для проведения анализа.
Вывели показатели прогнозных изменений цен на сырьевых рынках с марта по июль 2020 г., для расчета изменения цен на продукцию компании в условиях быстро меняющейся ситуации на рынках.
В реализации выделили наиболее продаваемый тип трансформатора тока ТОЛ, который влияет на результирующий показатель выручки компании. Данный типопредставитель разбиваем по группам материалов, внутри групп выделяем основные изделия в составе трансформатора.
Рассчитав прогнозные цены с учетом изменений цен на закупные материалы, определили, что себестоимость на трансформатор к июню месяцу увеличится на 981,00 руб., если переводить в проценты, то на 10,8 %. Отклонение выше 5 %, что говорит о необходимости пересчитывать прайс, для корректного пересчета проанализируем суммарные отклонения цен за 4 месяца. Отклонение выше 5 %, что говорит о необходимости пересчета прайса, для корректного пересчета проанализируем суммарные отклонения цен за 4 месяца.
Определили, что в условиях прогрессирующего изменения закупочных цен, текущая стоимость по рассчитанному прайс-листу неконкурентная и продукт убыточен для предприятия.
Выгрузив нормативную базу для расчета прайс-листа, добавляем признак группу материалов и подгруппы. Это необходимо для автоматического пересчета цен на основные материалы в составе трансформаторов. К текущим ценам на изделия добавляем прогнозные суммарные отклонения цен по группам материалов. После пересчета формируем сводную с рассчитанными ценами нового прайс-листа и текущим, выводим показатель темп прироста в процентах.
Таким образом, относительная величина прироста, то есть отношение абсолютного прирост к предыдущему прайс-листу по типу измерительных трансформаторов габарита ТОЛ с мощностью 10 000 ВТ составляет 10,8 %.
Данную методику пересчета прайс-листа можно оптимизировать и использовать для всех прайс-листов на силовые трансформаторы.
Разработан калькулятор для быстрого пересчёта цен по типопредставителям, для отслеживания динамики их изменений в условиях современной экономической ситуации в стране и своевременного пересчета прайс-листов.
Данный калькулятор позволит в кратчайшие сроки выявить необходимость пересчета прейскурантных цен, в случае отклонений действующей стоимости продажи от рыночной. Это позволит без глубокого анализа рынка, а лишь с учётов прогнозных изменений закупочных цен пересчитывать прогнозную стоимость изделий и отслеживать динамику их изменений в условиях современной экономической ситуации в стране.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что прежде, чем установить окончательную цену, фирма должна выбрать метод ценообразования, учесть степень государственного регулирования, издержки производства, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Таким образом, успех фирмы зависит от грамотного анализа всех ценообразующих факторов и правильного выбора ценовой политики. Поэтому дальнейшее изучение цены как экономической категории и процесса ценообразования останется одной из важнейших задач экономической науки
Сформулированные предложения должны, по нашему мнению, в случае их реализации обеспечить новый метод для расчета прайс-листов на силовые трансформаторы, который позволит сократить трудозатраты и повысить эффективность ценообразования на продукцию силовые трансформаторы для предприятия.
В диссертационной работе определен ожидаемый экономический эффект от применения предложенной методики ценообразования.
Таким образом, цель диссертационной работы достигнута, поставленные в ней задачи решены.
1. Конституция Российской Федерации, М., Юридическая литература, 1995 г.
2. Российская Федерация. Законы [Текст] : федеральный закон РФ : принят Гос. Думой 25.02.1999 № 39 «Об инвестиционной деятельности Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений». - Российская газета, № 115 от 4.03.1999
3. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник / В.В. Бочаров. - СПб: Питер, 2017. - 384 с.
4. Деева А.И. Ценообразование: Учебное пособие / А.И. Деева. - М.: Экзамен, 2017. - 436 с.
5. Игонина Л.Л. Ценообразование: Учебное пособие / Л.Л. Игонина; Под ред. В.А. Слепова. - М.: Юристъ, 2016. - 480 с.
6. Ценообразование: Учеб. пособие /Под ред. М.В. Чиненова. - Москва: КноРус, 2016. - 368 с.
7. Лимитовский М. А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках : учеб.-практ. пособие / М. А. Лимитовский. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 486 с.
8. Меркулов Я.С. Ценообразование: учебное пособие /Я.С. Меркулов. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 420 с.
9. Нешитой А. С. Ценообразование: Учебник/А.С. Нешитой. - 6-е изд., перераб. и испр. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2017. - 372 с.
10. Теплова Т. В. Ценоообразование : учеб. для бакалавров / Т. В. Теплова. - Москва : Юрайт, 2014. - 724 с.
11. Хазанович Э. С. Ценоообразование: Учеб. пособие / Э. С. Хазанович. - Москва: КноРус, 2015. - 320 с.
12. Янковский К. П. Ценообразование: учебное пособие / К.П. Янковский. - Москва: Питер, 2017 г. - 368 с.
13. Уткнн Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: ЭКМОС, 2002
14. Управленческий учёт / Под ред. А.И. Шеремета. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.
15. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 218 с. - (Высшее образование).
16. . Соколов А.Ю. Управленческий учёт накладных расходов. - М.: Финансы и статистика. 2004. - 448 с.: ил.
17. Махошикова Г.А., Желтякова И.А., Пузыня 11.10. Цены и
ценообразование. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.: ил.
18. Болтина Л. В. Оценка инновационности стратегии социально-экономического развития региона / Л. В. Болтина ; Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 2014. - 22 с.
19. Липсец И.В. Ценообразование : учебное — практическое пособие/И.В Липсец — М: Издательство Юрайт, 2011 — 399 с.
20. Ценовая политика предприятия. 2-е изд./В.М. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2003. - 288 с.
21. Липсиц И.В. Ценообразование: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2008. - 527 с.
22. Азоев Г.Л. Анализ деятельности конкурентов. Учебное пособие / Г.Л. Азоев. -М.: ГАУ, 1995. - 75 с.
23. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 142 с.
24. Баздникин А.С. Цены и ценообразование [Текст]: учебник. - М.: Юрайт, 2012. - 370 с.
25. Баскакова О.В., Сейко Л. Ф. Экономика предприятия (организации) [Текст]: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 372 с.
26. Биншток, Ф. И. Ценообразование [Текст]: учебное пособие / Ф. И. Биншток. - М.: Инфра-М, 2001. - 197с.
27. Бирюк В.В., Мятишкин Г.В., Угланов Д.А. Показатели энергетической эффективности производственного процесса / Тезисы докладов 5-ой Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы современного социально-экономического развития». Выпуск 5. Самара, МИР, 2010. С. 96-97.
28. Бунчева Е. А. Методы ценообразования применяемые на фирмах [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. No 33.
29. Вертоградов В. А. Управление продажами [Текст]: учебник. - М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2003. - 128 с.
30. Волкова О.Н. Целевое ценообразование как инструмент стратегического управления затратами [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. 2006. No 7.
31. ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»
32. Гаранян А.С. Ценообразование - «ценовая война» [Текст] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4.
33. Есипова В. Е. Цены и ценообразование [Текст]: учебник/ 3-е изд. СПб: Издательство «Питер», 1999. - 464 с.
34. Колесников А.М., Пришибилович Т. Б. Формирование инвестиционной стратегии предприятия: Монография / Федеральное агентство по образованию; Санкт-Петерблгсюш гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. СПб., 2007.
35. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] : пер. с англ./ Общ.ред и вступ.ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990.- 736с.
36. Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к
обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6, с. 19-24.
37. Ламакин Г.Н. Основы менеджмента в электроэнергетике: Учебное пособие. 4.1. Тверь: ТГТУ, 2006.
38. Латыпова Р.Р. Разработка имитационной модели грузоперевозок в условиях риска II Вестник Казан, технол. ун-та. 2011. № 22. С. 167-171.
39. Липсиц И.В. Управление ценообразованием в фирме: мировой опыт и Российская практика.
40. Липсиц И.В. Ценообразование [Текст]: учебник. - М.: Юрайт, 2011. - 399 с.
41. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Максимова // Маркетинг. 1996. № 3, с. 33.
42. Масленников П.П., Черненко А.Ф. О термине «Рыночные инструменты» в обеспечении конкурентоспособности предприятия [Текст] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
43. Масленников П.П., Черненко А.Ф. Стоимость услуг как показатель конкурентоспособности в сфере международных автотранспортных грузоперевозок [Текст] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2.
44. Маховикова Г.А., Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование [Текст]: учебник. - СПб.: Питер, 2009. - 176 с.
45. Морякова А.В., Кривенцева М.А. Управление ценообразованием на предприятии: экономическое содержание, задачи, методы [Текст] // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013. № 4. 98
46. Орлова Е.В., Ульмасова И.С. Методы ценообразования и их использование на высококонкурентном рынке [Текст] // Молодой ученый. 2014. № 3.
47. Орлова Е.В., Ульмасова И.С. Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация [Текст] // Молодой ученый. 2015. № 14.
48. Петиненко И.А., Редчикова Н.А. Ценовая политика фирм в условиях неопределенности окружающей среды: противоречивость формирования и реализации [Текст] // Вестник томского государственного университета. 2010. № 4.
49. Петрякова М.Ю., Гиеева Я.Д., Демцура С.С. Управление ценообразованием в фирме [Текст] // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 1.
50. Попов, Е. Ценообразование: методы установления цен и их
классификация [Текст] / Е. Попов, О. Крючкова // Маркетинг. - 2002. - №5. - с. 111 - 120.
51. Попов, Е. Ценообразование: методы установления цен и их
классификация [Текст] / Е. Попов, О. Крючкова // Маркетинг. - 2002. - № 6. - с. 102 - 114.
52. Савчук В.В., Троян И.Е. Ценообразование в компании [Текст] // Финансовый директор. 2008. № 10.
53. Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005
- 156 с.
54. Слепнева, Т. А. Цены и ценообразование [Текст]: учебное пособие для вузов / Т. А. Слепнева, Е. В. Яркин. - М.: Инфра-М, 2001. - 238с.
55. Смирнова Н.А., Лисичкина Н.В., Пьянова Н.В. Оценка эффективности системы ценообразования коммерческой организации [Текст] // Научные записки ОрелГИЭТ. 2014. № 1.
56. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия [Текст]: учебник/ 3-е изд. СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
57. Финансовый менеджмент: Учебник/ под ред. д.э.н. проф. А.М.Ковалевой.
- М.: ИНФРА-М, 2005. - 284 с.
58. Цены и ценообразование [Текст]: учебник для вузов / Под ред. В. Е. Есипова. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 463с.
59. Шевчук Д.А. Ценообразование [Текст]: учебник. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. - 240 с.
60. Шнайдер В.В., Коростелева Л.А. Теоретические аспекты механизма ценообразования в современных условиях ведения бизнеса [Текст] // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4.
61. Экономика организаций (предприятий) [Текст]: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 608с.
62. Официальный сайт организации АО «Группа»СВЭЛ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://svel.ru/ru