Введение 3
1 Теоретические аспекты исчисления и взимания налога на добавленную
стоимость 6
1.1 История возникновения косвенного налогообложения, экономическое
содержание налога на добавленную стоимость 6
1.2 Подходы к исчислению и взиманию налога на добавленную стоимость,
механизм исчисления и уплаты 12
1.3 Роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе РФ и
формировании доходной части бюджета РФ 31
2 Анализ проблем механизма взимания налога на добавленную стоимость 42
2.1 Анализ эффективности налоговых проверок 42
2.2 Оценка качества администрирования налога на добавленную стоимость .. 48
3 Проблемы исчисления и взимания налога на добавленную стоимость и пути
решения 61
3.1 Проблемы взимания налога на добавленную стоимость и пути решения . 61
3.2 Проблемы исчисления налога на добавленную стоимость и пути решения
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях создание прочной финансовой системы государства невозможно без создания системы эффективного налогового контроля, который призван обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав налогоплательщиков. НДС выступает одним из регуляторов перераспределения общественных благ и одним из основных и стабильных источников пополнения федерального бюджета. Поэтому вопросы, связанные с совершенствованием организации налогового контроля в сфере НДС, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля, представляются весьма актуальными.
Цель диссертации - на основе изучения теоретических основ по вопросам налогового контроля над исчислением и уплатой НДС, анализа эффективности налоговых проверок, выявить проблемы в организации деятельности ИФНС за исчислением и уплатой НДС и разработать рекомендации по их решению.
Цель исследования обусловлена необходимостью решения следующих теоретических и практических задач:
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих теоретических и практических задач:
- изучить историю возникновения косвенного налогообложения и экономическое содержание НДС;
- рассмотреть подходы к исчислению и взиманию НДС, механизм исчисления и уплаты;
- оценить роль НДС в налоговой системе РФ и формировании доходной части бюджета РФ;
- проанализировать эффективность налоговых проверок;
- дать оценку качества администрирования НДС;
Объектом исследования работы является ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга.
Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, возникающие между налоговым органом и экономическими субъектами по поводу организации контрольной деятельности ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга в процессе исчисления и уплаты НДС.
Теоретической базой для написания выпускной работы послужили труды ученых-экономистов по проблемам теории и практики налогообложения НДС, таких как А.Л. Апель, М.Ю. Березин, А.В. Брызгалин, М.Е. Косов, Чернин Д.Г., Артемьев Н.К., Караваева И.В, Н. И. Химичева, А. И. Шепелев, И. А. Майбуров, Е. В. Малыш, Г. Б. Поляк.
Информационной базой исследования послужили такие источники как нормативно-правовые акты, НК РФ, федеральные законы, материалы ФНС России, Минфина России, Федеральной службы государственной статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные различия в налоговом администрировании прямых и косвенных налогов, определение НДС, сформулированы основные особенности НДС, упорядочены методы исчисления НДС, а также выводы и положения, обоснованные в магистерской диссертации, позволяют расширить и углубить теоретические основы контроля над исчислением и уплатой НДС.
Практическая значимость исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию налогового законодательства РФ, направленных на повышение налоговой дисциплины и эффективности налогового контроля, снижение масштабов незаконного предъявления НДС к вычету.
Научная новизна исследования. Диссертантом представлена разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства РФ, направленных на повышение налоговой дисциплины и эффективности налогового контроля, снижение масштабов незаконного предъявления НДС к вычету и снижения теневой экономики.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи исследования, указываются объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены понятия, сущность, история развития НДС, раскрывается сущность налогового контроля: его роль и формы организации и особенности взимания НДС.
Вторая глава посвящена, проведению исследования практики налогового контроля при налогообложении НДС, анализ механизма взимания НДС, анализ деятельности налоговых органов за исчислением и взиманием НДС на протяжении 2017-2019 гг.
В третьей главе рассмотрены проблемы исчисления и взимания НДС и пути их решения.
В заключении сделаны соответствующие выводы.
Методологической базой исследования выступили нормативно -правовые акты, регулирующие налогообложение в РФ, статистическая отчетность по налогам и сборам и публикации в периодической печати.
Методологический инструментарий: в работе применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовался сравнительно-экономический анализ, а также статистические методы обработки информации.
На основе проведенного исследования можно делать следующие выводы:
На данный момент налог на добавленную стоимость является федеральным косвенным налогом и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Исчисление данного налога производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, как и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. В настоящее время основная ставка НДС в Российской Федерации составляет 20 %.
НДС не редко называют европейским налогом, потому как он внес огромный вклад в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. Присутствие НДС в налоговой системе является неотъемлемым условием вступления в Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). Но до сих пор механизмы использования НДС в этих государствах имеют существенные различия. Так, например, ставки налога в странах - членах ЕЭС колеблются от 2,1 % до 27 %. На сегодняшний день НДС применяется более чем в 120 странах мира [43, с. 15].
Сформулированы три отличительные особенности НДС, это [19, с. 82]:
- в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога;
- облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара;
- обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, добавленной к цене закупок плательщиком.
На долю НДС в течение последних пяти лет приходится порядка трети бюджетных доходов, в 2019 г. его доля в структуре федерального бюджета страны составляет - 35 %. Соответственно, от полноты поступления НДС во многом зависит исполнение федерального бюджета Российской Федерации.
Однако, НДС занимает ведущие позиции по налоговой задолженности в консолидированном бюджете РФ. Кроме того, по сравнению с прямым налогом на прибыль задолженность по налогу на добавленную стоимость уменьшилась на 33,53 % на 21.03 %, т.е. с 375664249 млн. руб. в 2016 г. до 249710904 млн. в 2019 г.
Необходимо отметить следующую закономерность по налоговой задолженности в консолидированном бюджете РФ за налоговые периоды 2016-2019 гг. Размер урегулируемой задолженности учитывающей показатели реструктурированной задолженности и отсроченных налоговых платежей по налогу на прибыль организаций, снизился на 61,37 % (в абсолютных показателях - 37059 млн. руб.), а по налогу на добавленную стоимость - только на 60,85 %. В свою очередь размер недоимки по налогу
на прибыль организаций за аналогичный период увеличился на 14,65 %, а по налогу на добавленную стоимость уменьшился - на 1,33 % (в абсолютных показателях - 2495 млн. руб.). В целом за анализируемый период размер общей налоговой задолженности по всем налогам и сборам уменьшился к 2019 г. на 4,32 % (в абсолютных показателях - 35743 млн. руб.), что имеет положительную динамику.
Поэтому так остро стоит вопрос об эффективном администрировании налога на добавленную стоимость. Для оценки качества администрирования НДС применяется коэффициент эффективности, который показывает, какая доля базы эффективно облагается налогом. Коэффициент эффективности в России в целом занимает стабильное положение, за анализируемый период изменения данного коэффициента не значительные - в среднем за четыре года на 0,05 %. Такие значения коэффициент эффективности, говорят о среднем качестве налогового администрирования, то есть необходимо разрабатывать комплекс мер по повышению уровня налогового администрирования в стране.
Исходя из проведенного анализа деятельности ФНС России и её территориального органа ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга следует вывод, что система ФНС в целом достаточно эффективно проводит работу по выявлению недобросовестных налогоплательщиков, увеличивая доначисления и одновременно снижая суммы недоимок по налогам и сборам. Результатом чего является увеличение поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ. Однако, в процессе исследования выявлены существенные недостатки в системе администрирования налога. Все эти проблемы актуальны на сегодняшний день. Поэтому, ведущим направлением в области администрирования налога на добавленную стоимость должна стать прозрачность ведения бухгалтерского документооборота в фирмах, введение автоматизированных систем, позволяющих в автономном режиме производить сопоставления и анализ деятельности организации. Также, необходимо внедрение мер, позволяющих снизить коррупционную составляющую в деятельности инспекций. Ужесточение контрольных и предпроверочных мероприятий на стадии регистрации организаций, организация рабочего процесса непосредственно в самих налоговых органах, так как это позволит оптимизировать и повысит эффективность камеральных и выездных проверок в целом.
1. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2014 год» от 24 декабря 2013 г. № 176-ФЗ (принят ГД, ФС РФ 24.12.2013, действующая редакция).
2. Налоговый кодекс РФ. Часть I, II. от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 30.03.1999 № 51-ФЗ, от 31.07.1998 № 147-ФЗ действующая редакция).
3. Отчет 1-НМ ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга за 2017— 2019 гг.
4. Отчет 2-НК ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга за 2017-2019 гг.
5. Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 13.02.2020) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»
6. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
7. . Абажуров Е. А. Проблемы налогов / Е. А. Абажуров. - Москва: Пресс. - 185 с. «Экономика и право». 2017. С. 1-6.
8. Адамов, Д.К. Порядок проведения налоговых проверок / Д.К. Адамов //Финансы, 2013. - № 3. С. 11-23.
9. Адамов, Н. Тенденции совершенствования налогового администрирования и зарубежный опыт / Н. Адамов, А. Смирнова // «Финансовая газета». - 2013. - № 23. С. 15 - 18.
10. Ахмадеев Р.Г., Михаил Е.К. Налоги на конечное потребление в странах ОЭСР и России Бюджетно-налоговая система // 2017 С. 1-12.
11. Брызгалин А.В. Правовые основы налогового администрирования // Хозяйство и право. 2017. №3. С. 3-17.
12. Букина И.С. Опыт оценки эффективности налогового администрирования за рубежом // Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва).2015 С: 151-164.
13. Ванюшин М.Г. Контроль ИФНС за правильным исчислением и взиманием НДС: проблемы и пути их решения // Журнал «Молодежь и наука». 2018 С. 126
14. Галин, И. С. Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок / И. С. Галин // Налоговед, 2013. - № 7. С. 79 - 86.
15. Голикова О.В. Методика оценки эффективности контрольной работы налоговых органов // 2015 С. 1-6.
16. Голубев А. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. / А. Г. Голубев. — Москва: Юрайт, 2016. — 336 с.
17. Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система РФ: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. И. Гончаренко. — Москва: Юрайт, 2015. - 78 с.
18. Горинова, И.В. О проведении налоговых проверок / И.В. Горинова // Налоговый вестник, 2010. - № 8. С. 37-49.
19. Григорьев, А.Г. Методика проведение налоговых проверок / А.Г. Григорьев // Налоговый вестник, 2013. - № 1. С. 16 - 21.
20. Еланчук О. А. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства. / О. А. Еланчук. - Москва: Святогор, 2014. - 76 с.
21. Зуйкова, Л.П. Новые правила проведения проверок, взыскания штрафов, уплаты налогов / Л.П. Зуйкова // Экономико-правовой бюллетень, 2009. - № 10. С 3 - 8.
22. Иванова Елена Владимировна Методика оценки эффективности налогового администрирования // Финансовый журнал. 20 16. №4.
23. Исааков Ф. В. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ф. В. Исааков. — Москва: Юрайт, 2015. — 353 с.
24. Кашин В. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов / В.В.Кашин. - Москва: ЮНИТИ, 2010. - 186 с.
25. Колчин С.П. Налогообложение. Москва: Юрайт, 2010. - 258 с.
26. Коновалова А.Л. НДС. Российский и зарубежный опыт // IV Международная научно-практическая конференция «Высокие интеллектуальные технологии в науке и образовании», 2018. С. 1-4.
27. Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014г. - 143 с.
28. Котова, Ю. Как налоговики проверяют отчетность? / Ю. Котова // «Арсенал предпринимателя», 2014. - № 8.- С. 90 - 98.
29. Кудряшов, С.Н. Проверка деклараций по НДС / С.Н. Кудряшов //
«Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и
налогообложение», 2015. - № 2-4. С. 7 - 14.
30. Курбатова, О. В. Принципы налоговой системы / О. В. Курбатова // Налоги. - 2012. - Москва: Юрайт. - 161 с.
31. Кучеров Е. А. Налоговое право России / Е. А. Кучеров. - Санкт-Петербург: Кнорус, 2015. - 192 с.
32. Лермонтов, Ю. Камеральные и выездные налоговые проверки. Спорные вопросы проведения / Ю. Лермонтов // «Финансовая газета», 2014. - № 21. С. 5 - 7.
33. Лермонтов, Ю.М. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ и вступивших в силу с 1-го января 2009 г.) / Ю.М. Лермонтов».Москва, С. 189 - 237.
34. Литвинов, О. С. Налоговая проверка предприятия // Журнал «Российский налоговый курьер», 2017. - № 11. 113 с.
35. Лукаш Ю. А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути её повышения: учебное пособие / Ю.А. Лукаш. - Москва: Флинта, 2012. - 282 с.
36. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение: практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — Москва: Юрайт, 2015. — 353 с.
37. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Лыкова. — Москва: Юрайт, 2015. - 282 с.
38. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Лыкова. — Москва: Юрайт, 2015. - 98 с.
39. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение / И. А. Майбуров. - Москва: Юнити-Дана, 2007. - 186 с.
40. Майбуров И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования / И. А. Майбуров - Москва: Цифрус. - 129 с.
41. Малис Н. И. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. И. Малис. — Москва: Издательство Юрайт, 2015. — 388 с.
42. Малыш, Е. В. Налоги и налогообложение : учеб.-метод. пособие / Е. В. Малыш ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 112 с.
43. Мальцев А.Г. Применение автоматизированных систем при осуществлении камерального контроля налоговых деклараций по НДС // 2016 С.1-6.
44. Мищенко А.Д. Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации
45. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. М.: ИН-ФРА, 2013. 298 с.
46. Ордынская Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник и практикум для СПО / Е. В. Ордынская. — Москва: Юрайт, 2015. — 406 с.
47. Панин, В.А. Оформление результатов налоговой проверки / В.А. Панин // Журнал «Российский налоговый курьер», 2014. - № 2. С. 4 -75.
48. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 354 с.
49. Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации / В.Г. Пансков // «Финансы и статистика», 2014.- С. 32 - 39.
50. Пармин, В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пармин. — Москва: Юрайт, 2016. - 360 с.
51. Поляка Г. Б. Налоги и налогообложение: учебник и практикум /. Г. Б. Поляка. — Москва: Издательство Юрайт, 2015. — 474 с.
52. Романовский М. В. Налоги и налогообложение / М. В. Романовский. - Москва: Инфра, 2005. - 303 с.
53. Савиных И. А. Налоги и налогообложение / И. А. Савиных. - Москва: Юнити-Дана, 2007. - 78 с.
54. Скрипченко, В. Налоги и налогообложение / В. Скрипченко. - СПб. : ИД «Питер»; М.: Издательский дом «БИНФА», 2007. - 356 с.
55. Скрипченко, В. Налоги и налогообложение / В. Скрипченко. - СПб. : ИД «Питер»; Москва: Издательский дом «БИНФА», 2007. - 56 с.
56. Слобцова, О.И. Федеральная налоговая служба о налоговых проверках / О.И. Слобцова // «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2015. - № 1. С. 1 - 5.
57. Смелова Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник и практикум для СПО / Е. В. Смелова. — Москва: Юрайт, 2015. — 406 с.
58. Соколова, М. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник и практикум для СПО / Е. В. Ордынская ; под ред. Е. С. Фоминой. — Москва: Юрайт, 2015. — 406 с.
59. Старицына К.А. Риски в налоговом планировании / К.А. Старицына / К. А. Старицына - Москва: Инфра, 2011. - 67 с.
60. Тарасова М. А. Налоги и налогообложение. учебник / М. А. Тарасова. - Москва: КноРус, 2012. - 124 с.
61. Титова, С.И. Камеральная проверка по налогу на прибыль / С.И. Титова // «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2014. - № 2. С. 36 - 48.
62. Тихомиров, Б.Я. Совершенствования налогового контроля / Б.Я. Тихомиров // Налоговед, 2014. - № 3. С. 7 - 9.
63. Урчакова А. С. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Урчукова. — Москва: Вершина, 2015. — 388 с.
64. Учётная политика предприятия для целей бухгалтерского учёта на 2015 год / под ред. А.В. Брызгалина // «Налоги и финансовое право», Москва: Юрайт,2015. -185 с.
65.Черник Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. — Москва: Юрайт, 2016. — 364 с.
66. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 89 с.
67. Шаталов С.Д. Налоги и налогообложение / И. А. Савиных. - Москва: Юнити-Дана, 2007. - 78 с.
68. Швецов Ю. Г. Бюджетно-налоговая система РФ: состояние кризиса / Ю.Г. Швецов // Финансовый бизнес. - 2012. - № 5. - С. 53-57.
69. Щербакова И.Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. №3.
70. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 576с.
71. Alan A.T. The Value Added Tax: International Practice and Problems // International Monetary Fund. 2015 С. 108-433.
72. Официальный сайт Министерства финансов: http://minfin.ru(дата обращения 15.05.2020).
73. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. :
http://www.nalog.ru(дата обращения 01.06.2020).
74. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. 1Ж1.: www.gks.ru(дата обращения 01.06.2020).