Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДРУЖЕСТВЕННАЯ К ДЕТЯМ ГОРОДСКАЯ СРЕДА: АНАЛИЗ И ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Работа №100645

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ,
ДРУЖЕСТВЕННОЙ К ДЕТЯМ 15
1.1. Понятие и структура городской среды, основные принципы создания
дружественного детям города 15
1.2. Нормативно-правовая база формирования городской среды,
дружественной к детям 31
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ЕКАТЕРИНБУРГА,
ДРУЖЕСТВЕННОЙ К ДЕТЯМ 39
2.1. Характеристика городской среды Екатеринбурга с точки зрения
доброжелательности к детям 39
2.2. Анализ муниципальной политики по улучшению городской среды
Екатеринбурга 61
2.3. Проект «Использование технологии детского форсайта в муниципальном
образовании «город Екатеринбург» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В 106

Актуальность темы исследования. Проблема городской
дружественности к детям актуализируется тем, что интенсивное социально­-экономическое развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы, способностей. Формирование этих и целого ряда других качеств происходит в основном в детские годы не только через целенаправленную работу школы, учреждений дополнительного образования, но еще и при активном использовании детьми городской среды: игра на детской площадке, активная свободная детская мобильность и другое. Особенно это значимо для нашего общества, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
Современные исследования показывают, что до 70% информации, знаний, и компетенций, необходимых для жизни, дети в современных городах получают не в школе и семье, а посредством игр, общения со сверстниками и жизни в городской среде. Исследования дружественности городской среды к детям связаны с социологическим изучением города, с развитием международных и национальных инициатив по созданию городов, максимально ориентированных на нужды детей, таких как «Города, доброжелательные к детям»1, «Взросление в городах». С другой стороны, исследование этой темы связано с социологическим изучением детства, с тем, как городская инфраструктура влияет на развитие детей, их воспитание, становление личности. Различные критерии качества городской среды могут значительно повлиять на взросление ребенка, его миропонимание и мировоззрение.
Многие исследователи отмечают существование в городской среде отдельных безопасных участков для детей - «островков» защищенного детства. В то же время, перемещения между такими «островками» бывает довольно небезопасно для ребенка. Это вызывает сужение пространств свободной детской мобильности. Большинство перемещений в городе дети совершают в сопровождении взрослых, особенно это касается длинных маршрутов.
На активные детские мобильности влияет также неприспособленность городских общественных пространств, а именно, отсутствие велодорожек, заполнение имеющихся свободных территорий (например, придомовых пространств) автотранспортом, необорудованные детские площадки, отсутствие спортивных площадок. Все это стало причиной того, что дети стали меньше двигаться, гулять на улице, на площадках, живое общение вытесняют компьютерные игры и социальные сети.
Присутствующее до сегодняшнего времени в российском обществе представление о том, что детей воспитывают школа и родители, оказывается устаревшим. Недостаток территорий для развития детей, таких как досуговые центры, дворовые клубы для детей, кружки, секции, оказывает большое влияние на развитие и воспитание детей в подростковом возрасте. Если отношение к детям и детству останется в том состоянии, в котором оно пребывает сегодня, то следующее поколение российских людей ждёт серьёзное расслоение по уровню образования, материальному достатку, уровню возможностей и перспектив.
Для создания городов, доброжелательных детям, существует инициатива Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), которая была создана в 1996 г. Она способствует наиболее полной реализации Конвенции о правах ребенка и достижению наиболее высокого качества жизни детей в городах.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимодействия человека и городской среды еще в начале XX века интересовала исследователей различных дисциплин: социологов, философов, географов, антропологов (М. Вебер, Г. Зиммель, Л. Мэмфорд и др.). М. Веберу принадлежит представление о городе как о социально организованном институционализированном пространстве2. В концепции Г. Зиммеля метрополис предстает как паутина сетей, связей взаимопересекающихся сфер разделения труда, распределения, коммуникаций, денежной экономики, обмена товарами, интеллектуальных и культурных кругов3.
Советские исследователи Н. А. Аитов4, Т. И. Алексеева5, Н. Горин, Г6. М. Лаппо7, А. Нещадин, А. С. Сенявский8 рассматривали проблемы расселения по территории страны. Ими были изучены разнообразные аспекты функциональной типологии городов, а также причины оттока населения из малых городов в крупные.
С точки зрения социально-экологического подхода к анализу города проводят свои исследования О. Н. Яницкий и Д. Маркович9.
Экологическим проблемам городской жизни посвящены работы С. К. Саркисова, Т. И. Алексеевой, Ю. Г. Вешнинского; в публикациях В. Л. Чаплицкой рассмотрены психологические и эмоционально-эстетические аспекты формирования полноценной жилой среды обитания человека.
Вопросы основных моделей развития городской территории поднимаются Р. Парком, Э. Берджессом, Х. Хойтом, Ч. Харрисом, Э. Уллманом1.
Вместе с тем специфические российские модели использования городской территории раскрыты недостаточно.
В наше время многими исследователями поднималась и проблема благополучия человека в городе (Р.М. Шамионов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, и др.). Идеи формирования городской среды, комфортной и дружественной для определённой категории населения, не является новой. В развитых странах подобный шаг был реализован в отношении инвалидов. Изменение требований к зданиям и помещениям, дорожной инфраструктуре города (светофоры для незрячих, съезды для инвалидов-колясочников и т.д.), привело к тому, что многие города стали комфортными и дружественными для инвалидов...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, нами было проведено исследование по оценке дружественности городской среды к детям г. Екатеринбурга. В ходе проведения исследования, целью которого было на основе анализа городской среды Екатеринбурга оценить степень ее дружелюбности и разработать предложения по формированию среды, более дружественной к детям, нами был проведен теоретический обзор научной литературы по проблемам городской среды, определено понятие «Город, дружественный к детям». Сформулированные разными учеными индикаторы дружественности городской среды имеют разные основания классификации, однако в целом они могут быть представлены как три группы критериев:
• оценка безопасности среды для детей (безопасность «маршрутов» детства, наличие или отсутствие факторов риска, таких как безопасные дороги, транспорт, асоциальные личности);
• комфорт микросреды, среды микрорайона мегаполиса, (наличие оборудованных во дворе детских и спортивных площадок, скверов, парков отдыха, зеленых насаждений);
• качество территории для развития детей, наличие и качество на локальной территории детских институций, таких как культурно-досуговые учреждения, учреждения дополнительного образования.
Проблемы влияния городской среды на формирующуюся личность ребенка остаются мало исследованными и трудно решаемыми. В связи с этим возникает необходимость изучения влияния городской среды на формирование социокультурных моделей поведения подрастающего поколения. Для этих целей был проведен анализ существующих параметров качества городской среды для детей и выбраны наиболее значимые критерии ее оценки.
Анализ нормативно-правовой базы формирования городской среды, дружественной детям показал, что для повышения качества городской среды существуют две государственные приоритетные программы, которые включают в себя методические рекомендации по реализации муниципальных программ в сфере повышения качества городской среды. Помимо этого, существует ряд муниципальных программ Свердловской области, включающие в себя рекомендации по формированию городской среды. Все эти документы направлены на повышение качества жизни граждан, в том числе детей, а также имеют связь со стратегическим планированием развития муниципальных образований и регионов страны.
Политика, проводимая в сфере формирования городской среды нацелена на горожан в целом. Очень мало мероприятий проводится для повышения дружественности городской среды к детям. Так же, следует отметить что мероприятия по совершенствованию качества детской городской среды в данных программах опирается лишь на благоустройство дворов, детских площадок и общественных территорий, но в нашем понимании, и понимании многих исследователей детская городская среда затрагивает многие другие объекты города: детскую инфраструктуру, обеспеченность местами в школах и детских садах, безопасность, наличие детских мест и многое другое.
Проведенное нами исследование методом опроса подростков и родителей, имеющих несовершеннолетних детей, показало, что городская среда Екатеринбурга с точки зрения жителей города - детей и родителей, городская среда г. Екатеринбург является недостаточно дружественной к детям. Ни дети, ни родители, опрошенные нами, не считают городскую среду достаточно дружелюбной к детям. Главной причиной этого можно назвать разницу в наполнении городских районов и микрорайонов объектами детской городской среды, их безопасности, комфортности, наличием детских институций. В некоторых районах города недостаточно объектов детской инфраструктуры, в других районах города - безопасность находится на низшем уровне. В целом это делает Екатеринбург недостаточно дружественным к детям.
Помимо этого, анализ муниципальной политики по улучшению городской среды г. Екатеринбурга позволяет сформировать ряд выводов:
• низкие темпы реализации заявленных программ благоустройства. Так, в 2018 году было благоустроено менее 2% дворов и общественных территорий;
• программы, реализуемые в целях формирования современной и комфортной городской среды, нацелены лишь на благоустройство дворовых территорий и общественных пространств. Следует отметить, что городская среда включает в себя не только благоустройство данных пространств, но и множество других объектов, а также безопасность, экологичность, чистоту, комфортность этих пространств и многое другое; Стратегический план развития г. Екатеринбург до 2030 года включает в себя стратегические программы, нацеленные на улучшение экологии города и озеленение некоторых территорий в рамках направления «Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды»;
• муниципальные программы в г. Екатеринбург практически не касаются аспектов формирования детской городской среды. Они нацелены в большей степени на взрослых, либо на маленьких детей. Для подростков в данных программах практически не предусматривается мер по улучшению городской среды. Поэтому необходимо совершенствование муниципальной политики в сфере формирования городской среды, которые должны реализовываться путем проведения комплекс мер, направленных не только на благоустройство дворов и общественных территорий, но и включать в себя аспекты, позволяющие развивать городскую среду для разных категорий населения города.
В связи с выявленными проблемами недостаточной дружественности городской среды Екатеринбурга и слабой вовлеченностью подростков в проблемы городской среды нами были предложены следующие рекомендации:
1. Комплексное благоустройство приватных и общественных пространств города с целью превращения их в места, ориентированные не только на взрослых, но и на детей.
2. Совершенствование муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды г. Екатеринбург на 2018-2022 г», создание новых муниципальных программ, ориентированных на детскую городскую среду.
3. Использование технологии детского форсайта на базе Объединения детских и подростковых клубов «Социум» для вовлечения подростков в проектную деятельность, а также для улучшения качества детской городской среды Екатеринбурга.
Данные рекомендации могут способствовать повышению дружественности городской среды к детям г. Екатеринбурга.


1. Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» (приняты резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года) // Официальная страница ООН. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/worldchild.shtm (дата обращения: 25.06.2018).
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Консультант-Плюс : сайт информ.-правовой компании. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 14.12.2018).
3. Градостроительный кодекс РФ : от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от
25.12.2018) // Консультант-Плюс : сайт информ.-правовой компании. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.06.2018).
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06 окт. 2003 г. № 131-ФЗ : с изм. и доп. // Гарант : сайт информ.-правовой компании. - Режим доступа: https://base.garant.ru/186367/ (дата обращения: 20.04.2018).
5. Национальный проект «ЖКХ и городская среда» // Официальный сайт Минстроя РФ. - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/ upload/iblock/006/09_08_minstroy_nacionalpro_fin.pdf (дата обращения:
13.12.2018) .
6. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» // Официальный сайт Минстроя РФ. - Режим доступа: http: //www.minstroyrf.ru/trades/gorodskaya- sreda/strategicheskoe-napravlenie- razvitiya-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 10.09.2018).
7. Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды : распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р // Гарант : сайт информ.-правовой компании. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104984/ (дата обращения: 30.04.2018).
8. Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 гг.: приказ Минстроя России от 06.04.2017 г. № 691/пр. // Официальный сайт Минстроя РФ. - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/13335/ (дата обращения: 25.04.2019).
9. Рекомендации по организации общественного участия в
реализации проектов комплексного благоустройства городской среды // Официальный сайт Минстроя России. - Режим доступа:
http://www.minstroyrf.ru/docs/13338/ (дата обращения: 25.04.2019).
10. Об утверждении государственной программы Свердловской
области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года» : пост. Правительства Свердловской обл. от 23 окт. 2013 № 1330-ПП : с
изменениями и дополнениями. - Режим доступа: http://energy.midural.ru/ images/Upload/307/GP_29.12.2016.pdf (дата обращения: 23.12.2018).
11. О стратегии социально-экономического развития Свердловской
области на 2016-2030 годы : закон Свердловской обл. от 15 дек. 2015 № 151- ОЗ // Консультант-Плюс : сайт информ.-правовой компании. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW071&n=1
62945&req=doc#03509048240998829 (дата обращения: 11.05.2019).
12. Об утверждении муниципальной программы «Формирование
современной городской среды в г. Екатеринбург на 2017-2022 гг» : пост. Администрации г. Екатеринбурга от 29 дек. 2017 № 2613 : с изм. и доп. // Официальный портал Екатеринбург.рф. - Режим доступа:
https://екатеринбург.рф/официально/документы/постановления/п_2017/21551. (дата обращения: 19.04.2019).
13. Об утверждении муниципальной программы «Улучшение благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2017-2020 годы» : пост. Администрации г. Екатеринбурга от 29 нояб. 2016 № 2353 : с изм. и доп. // Гарант : сайт информ.-правовой компании. - Режим доступа: https://base.garant.ru/46718486/ (дата обращения: 30.04.2019).
14. Правила благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург» : решение Екатеринбургской городской Думы от 14 фев. 2017 № 3/60 // Официальный портал Екатеринбург.рф. - Режим доступа: https:// екатеринбург.рф/жителям/ благоустройство/правила (дата обращения: 27.10.2018).
15. Стратегический план развития Екатеринбурга : решение
Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 № 12/81 : с изм. и доп. // Официальный портал Екатеринбург.рф. - Режим доступа:
https://екатеринбург.рф/официально/стратегия/news?news_id=22678 (дата
обращения: 17.05.2019)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ