Взаимосвязь стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста (Череповецкий государственный университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 33» , МБДОУ «Детский сад № 116» (г. Череповец).
Выборка: дети в возрасте 5,3-6,8 лет (старший дошкольный возраст). Было обследовано 106 детей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Концептуальные подходы к исследованию понятия «стиль родительского отношения»……………………….……………………………………………...…10
1.2 Психосоматические проявления и их особенности в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..21
1.3 Родительское отношение как основная детерминанта психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………28
Выводы по 1 главе……………………………………………………….…………38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования…40
2.2 Результаты выявления взаимосвязи стиля родительского отношение и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...45
2.3 Программа по коррекции стиля родительского отношения и преодоления у
детей старшего дошкольного возраста психосоматических проявлений………63
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….…73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...…80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….89
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 33» , МБДОУ «Детский сад № 116» (г. Череповец).
Выборка: дети в возрасте 5,3-6,8 лет (старший дошкольный возраст). Было обследовано 106 детей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Концептуальные подходы к исследованию понятия «стиль родительского отношения»……………………….……………………………………………...…10
1.2 Психосоматические проявления и их особенности в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………………………..21
1.3 Родительское отношение как основная детерминанта психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………28
Выводы по 1 главе……………………………………………………….…………38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования…40
2.2 Результаты выявления взаимосвязи стиля родительского отношение и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...45
2.3 Программа по коррекции стиля родительского отношения и преодоления у
детей старшего дошкольного возраста психосоматических проявлений………63
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….…73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...…80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….89
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между стилем родительского отношения и психосоматическими проявлениями у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Предметом исследования выступает взаимосвязь стиля родительского отношения с психосоматическими проявлениями у детей старшего дошкольного возраста.
В результате изучения литературы по теме исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы.
Существуют особенности взаимосвязи между стилем родительского отношения и психосоматическими проявлениями у детей старшего дошкольного возраста, а именно:
1. Негармоничный стиль родительского отношения (прежде всего, матери) обуславливает наличие психосоматических проявлений у ребенка,
2. Уровень соматизации ребенка может быть определен конкретными характеристиками негармоничного стиля материнского отношения, в частности:
- авторитарный стиль материнского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста преневротических проявлений;
- неоднозначный и либеральный стили родительского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста соматовегетативных проявлений.
3. В условиях полной семьи дети дошкольного возраста имеют психосоматические проявления, если стили материнского и отцовского отношения противоречат друг другу.
Цель и поставленные гипотезы позволили установить следующие задачи исследования:
1. оценить существующие подходы к понятию «стиль родительского отношения» и основным типологиям стилей родительского отношения;
2. выявить особенности психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста и определить основные детерминанты таких проявлений;
3. определить роль стиля родительского отношения как основной детерминанты психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. определить психосоматический статус детей и выделить группы здоровых детей и детей с психосоматическими проявлениями;
5. выявить стиль родительского отношения у матерей и отцов здоровых детей и детей с психосоматическими проявлениями;
6. оценить особенности взаимосвязи стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста;
7. разработать психокоррекционную программу для коррекции стиля родителького отношения и преодоления у детей старшего дошкольного возраста психосоматических проявлений.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки
исходной гипотезы был применен комплекс методов‚ включающий анализ общепсихологической и социально-психологической литературы по проблеме исследования, эмпирические и психодиагностические методы, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Предметом исследования выступает взаимосвязь стиля родительского отношения с психосоматическими проявлениями у детей старшего дошкольного возраста.
В результате изучения литературы по теме исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы.
Существуют особенности взаимосвязи между стилем родительского отношения и психосоматическими проявлениями у детей старшего дошкольного возраста, а именно:
1. Негармоничный стиль родительского отношения (прежде всего, матери) обуславливает наличие психосоматических проявлений у ребенка,
2. Уровень соматизации ребенка может быть определен конкретными характеристиками негармоничного стиля материнского отношения, в частности:
- авторитарный стиль материнского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста преневротических проявлений;
- неоднозначный и либеральный стили родительского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста соматовегетативных проявлений.
3. В условиях полной семьи дети дошкольного возраста имеют психосоматические проявления, если стили материнского и отцовского отношения противоречат друг другу.
Цель и поставленные гипотезы позволили установить следующие задачи исследования:
1. оценить существующие подходы к понятию «стиль родительского отношения» и основным типологиям стилей родительского отношения;
2. выявить особенности психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста и определить основные детерминанты таких проявлений;
3. определить роль стиля родительского отношения как основной детерминанты психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. определить психосоматический статус детей и выделить группы здоровых детей и детей с психосоматическими проявлениями;
5. выявить стиль родительского отношения у матерей и отцов здоровых детей и детей с психосоматическими проявлениями;
6. оценить особенности взаимосвязи стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста;
7. разработать психокоррекционную программу для коррекции стиля родителького отношения и преодоления у детей старшего дошкольного возраста психосоматических проявлений.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки
исходной гипотезы был применен комплекс методов‚ включающий анализ общепсихологической и социально-психологической литературы по проблеме исследования, эмпирические и психодиагностические методы, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Психосоматические проявления - расстройства функций и систем, обусловленные психическими, в частности аффективными нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах.
Родительское отношение широко представлено в литературе, существует много типов классификации отношения родителей к ребенку. Из представленных была выбрана и дополнена для реализации задач выпускной квалификационной работы классификация Д. Бомринд, которая выделяла 3 основных стиля родительского отношения. Позже данная классификация была дополнена.
Проведя анализ, выявили, что в классификацию можно внести дополнительный стль – неоднозначный. Он характеризуется тем, что родитель не может избрать в отношении ребенка одну тактику поведения.
Также в работе опирались на классификацию отдельных характеристик стиля родительского отношения, представленную в работах Э.Г. Эйдемиллера.
На основании рассмотренного материала были сделаны предположения о взаимосвязи стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
Во втором параграфе работы мы провели анализ особенностей психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста. Поскольку ребенок дошкольного возраста еще недостаточно самостоятелен, то большое влияние на него оказываюет родительское отношение. Дети еще не научились выражать свои чувства и эмоции, поэтому их выод происходит посредством психосоматических проявлений.
Во второй главе работы представлено эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить взаимосвязь стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
Программа исследоваия состояла из 4-х этапов, которые включали в себя диагностические процедуры и разработку психокоррекционной программы. На первом этапе мы провели диагностику психосоматического статуса детей, что позвоио выделить две группы для дальнейшего исследования. В первую группу вошли 54 здоровых ребенка, а во вторую – 52 ребенка с психосоматическими проявлениями.
На втором этапе работы мы выявили особенности стиля родительского отношения в целом, отдельно стили материнского и отцовского отношения. В исследовании приняли участие 106 детей, 106 матерей и 83 отца. Особенности стиля определялись с точки зрения родителей и с точки зрения детей.
По результатам проведенной диагностики получили данные о том, что негармоничный стиль родительского отношения влияет на возникновение психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
Также данные диагностики позволили увидеть, что в большей степени на психосоматические проявления у детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние стиль материнского отношения, нежели отцовского. Данные достоверно доказаны с помощью методов математической статистики. Это позволило подтвердить первую гипотезу.
По результатам диагностики также получили данные, что в семьях, где стиль материнского отношения авторитарный дети имеют преневротические проявления, а в семья с неоднозначным стилем – соматовегетативные. Таким образом, был сделан вывод, что авторитарный стиль материнского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста преневротических проявлений.
Второе предположение о том, что неоднозначный и либеральный стили родительского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста соматовегетативных проявлений подтвердилось частично. В семьях с либеральным стилем материнского отношения дети одинаково часто имеют и преневротические вроявления и соматовегетативные.
На последнем этапе диагностической работы родители были разделены на 5 групп. Проведенное исследование, позволило сделать вывод, что если в условиях полной семьи стили материнского и отцовского отношения противоречат друг другу, то дети более подвержены психосоматическим проявлениям. Действительно, если мать и отец имеют противоречивые стили родительского отношения (гармоничный и негармоничный), то дети больше подвержены психосоматическим проявлениям. Также это позволило нам еще раз подтвердить первую гипотезу о том, что именно материнское отношение в большей степени оказывает влияние на психосоматические проявления детей старшего дошкольного возраста.
При анализе данных также выявили, что если мать и отец имеют негармоничные стили (например, авторитарный и авторитарный), то они усиливают друг друга, вызывая тем самым психосоматические проявления у детей.
Таким образом, по результатам диагностической работы делаем вывод о том, что существует взаимосвязь стиля родительского отношения и психосоматических провлений у детей старшего дошкольного возраста.
На последнем этапе работы была разработана программа по коррекции стиля родительского отношения и преодоления у детей старшего дошкольного возраста психосоматических проявлений. Программа включала в себя три блока. Первый блок предполагает работу с родительской подсистемой, второй блок – с детской подсистемой, а третий блок направлен на гармонизацию отношений родителей и детей и предполагает работу с детско-родительской системой в целом.
Работа с родительской системой предполагает повышение компетентности родителей в вопросах детерминант психосоматических проявлений у детей и в вопросах эффективного взаимодействия с ребенком. Кроме того, во время занятий родители учатся понимать своего ребенка, принимать его, а также принимать себя, как родителя.
Работа с детской системой включает игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения, тревожности, на свободное проявление чувств, на развитие эмпатии и т.д
Родительское отношение широко представлено в литературе, существует много типов классификации отношения родителей к ребенку. Из представленных была выбрана и дополнена для реализации задач выпускной квалификационной работы классификация Д. Бомринд, которая выделяла 3 основных стиля родительского отношения. Позже данная классификация была дополнена.
Проведя анализ, выявили, что в классификацию можно внести дополнительный стль – неоднозначный. Он характеризуется тем, что родитель не может избрать в отношении ребенка одну тактику поведения.
Также в работе опирались на классификацию отдельных характеристик стиля родительского отношения, представленную в работах Э.Г. Эйдемиллера.
На основании рассмотренного материала были сделаны предположения о взаимосвязи стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
Во втором параграфе работы мы провели анализ особенностей психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста. Поскольку ребенок дошкольного возраста еще недостаточно самостоятелен, то большое влияние на него оказываюет родительское отношение. Дети еще не научились выражать свои чувства и эмоции, поэтому их выод происходит посредством психосоматических проявлений.
Во второй главе работы представлено эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить взаимосвязь стиля родительского отношения и психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
Программа исследоваия состояла из 4-х этапов, которые включали в себя диагностические процедуры и разработку психокоррекционной программы. На первом этапе мы провели диагностику психосоматического статуса детей, что позвоио выделить две группы для дальнейшего исследования. В первую группу вошли 54 здоровых ребенка, а во вторую – 52 ребенка с психосоматическими проявлениями.
На втором этапе работы мы выявили особенности стиля родительского отношения в целом, отдельно стили материнского и отцовского отношения. В исследовании приняли участие 106 детей, 106 матерей и 83 отца. Особенности стиля определялись с точки зрения родителей и с точки зрения детей.
По результатам проведенной диагностики получили данные о том, что негармоничный стиль родительского отношения влияет на возникновение психосоматических проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
Также данные диагностики позволили увидеть, что в большей степени на психосоматические проявления у детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние стиль материнского отношения, нежели отцовского. Данные достоверно доказаны с помощью методов математической статистики. Это позволило подтвердить первую гипотезу.
По результатам диагностики также получили данные, что в семьях, где стиль материнского отношения авторитарный дети имеют преневротические проявления, а в семья с неоднозначным стилем – соматовегетативные. Таким образом, был сделан вывод, что авторитарный стиль материнского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста преневротических проявлений.
Второе предположение о том, что неоднозначный и либеральный стили родительского отношения способствует возникновению у детей старшего дошкольного возраста соматовегетативных проявлений подтвердилось частично. В семьях с либеральным стилем материнского отношения дети одинаково часто имеют и преневротические вроявления и соматовегетативные.
На последнем этапе диагностической работы родители были разделены на 5 групп. Проведенное исследование, позволило сделать вывод, что если в условиях полной семьи стили материнского и отцовского отношения противоречат друг другу, то дети более подвержены психосоматическим проявлениям. Действительно, если мать и отец имеют противоречивые стили родительского отношения (гармоничный и негармоничный), то дети больше подвержены психосоматическим проявлениям. Также это позволило нам еще раз подтвердить первую гипотезу о том, что именно материнское отношение в большей степени оказывает влияние на психосоматические проявления детей старшего дошкольного возраста.
При анализе данных также выявили, что если мать и отец имеют негармоничные стили (например, авторитарный и авторитарный), то они усиливают друг друга, вызывая тем самым психосоматические проявления у детей.
Таким образом, по результатам диагностической работы делаем вывод о том, что существует взаимосвязь стиля родительского отношения и психосоматических провлений у детей старшего дошкольного возраста.
На последнем этапе работы была разработана программа по коррекции стиля родительского отношения и преодоления у детей старшего дошкольного возраста психосоматических проявлений. Программа включала в себя три блока. Первый блок предполагает работу с родительской подсистемой, второй блок – с детской подсистемой, а третий блок направлен на гармонизацию отношений родителей и детей и предполагает работу с детско-родительской системой в целом.
Работа с родительской системой предполагает повышение компетентности родителей в вопросах детерминант психосоматических проявлений у детей и в вопросах эффективного взаимодействия с ребенком. Кроме того, во время занятий родители учатся понимать своего ребенка, принимать его, а также принимать себя, как родителя.
Работа с детской системой включает игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения, тревожности, на свободное проявление чувств, на развитие эмпатии и т.д



