ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ
|
Введение 3
1 Теоретические и методологические основы организации потребительского
кредитования в банке 7
1.1 Понятие, сущность и научно-обоснованная классификация потребительских
кредитов 7
1.2 Особенности организации потребительского кредитования 18
1.3 Развитие рынка потребительского кредитования в России 34
2 Анализ организации потребительского кредитования на примере ПАО
Сбербанк 46
2.1 Характеристика ПАО Сбербанк и анализ его основных финансовых
показателей 46
2.2 Анализ кредитного портфеля ПАО Сбербанк 65
2.3 Организация потребительского кредитования банка ПАО Сбербанк 73
3 Проблемы организации потребительского кредитования в ПАО Сбербанк и
разработка основных направлений его совершенствования 81
Заключение 94
Список использованной литературы
1 Теоретические и методологические основы организации потребительского
кредитования в банке 7
1.1 Понятие, сущность и научно-обоснованная классификация потребительских
кредитов 7
1.2 Особенности организации потребительского кредитования 18
1.3 Развитие рынка потребительского кредитования в России 34
2 Анализ организации потребительского кредитования на примере ПАО
Сбербанк 46
2.1 Характеристика ПАО Сбербанк и анализ его основных финансовых
показателей 46
2.2 Анализ кредитного портфеля ПАО Сбербанк 65
2.3 Организация потребительского кредитования банка ПАО Сбербанк 73
3 Проблемы организации потребительского кредитования в ПАО Сбербанк и
разработка основных направлений его совершенствования 81
Заключение 94
Список использованной литературы
Сектор банковского потребительского кредитования - один из самых важных как для обеспечения социально-экономического развития страны, ее экономического роста, так и для стабильной работы всей банковской системы. В последние годы на рынке розничного кредитования усиливается конкуренция, заставляющая банки постоянно анализировать собственные кредитные продукты и кредитные продукты конкурентов, разрабатывать и внедрять модифицированные их варианты, проводить постоянную работу по совершенствованию условий отдельных кредитных продуктов. В связи с этим розничное кредитование в современных условиях постоянно приобретает новые свойства. Существенно расширяется ассортимент банковских кредитов на фоне смягчения условий кредитования. В процессе кредитования банки все активнее сотрудничают с торговыми, сервисными, страховыми и другими организациями, предоставляя кредиты в комплексе с другими услугами. Кроме того, улучшается техническая база предоставления кредитов, совершенствуется организация банковской деятельности, постоянно развиваются каналы продаж кредитных продуктов, обслуживание клиентов по стандартным продуктам переводится в зоны самообслуживания, совершенствуются системы управления рисками. Все это приводит к расширению разнообразия розничных банковских продуктов, что приводит к необходимости постоянного совершенствования и дополнения классификации розничных банковских кредитов. Все это и определяет актуальность выбора темы нашей работы.
Цель работы - на основании изучения теоретических и практических основ организации банковского потребительского кредитования, выявить проблемы и разработать пути их решения.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи:
• обобщить теоретические и методологические вопросы организации потребительского кредитования;
• проанализировать условия и особенности банковских кредитов, выявить проблемы в сегменте потребительского кредитования;
• разработать практические рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в ПАО Сбербанк.
Объект исследования - ПАО Сбербанк.
Предмет исследования - экономические отношения возникающие в процессе организации потребительского кредитования в банковских организациях.
При написании работы применялись методы сравнительного и статистического анализа, классификации и ранжирования, экспертных оценок количественных и качественных показателей рассматриваемых явлений. В качестве инструментария использовались методы группировок, оценок, абстрагирования, выборки и аналогий.
Оценивая уровень научной разработанности темы работы, необходимо отметить, что к настоящему времени практически отсутствуют специальные фундаментальные работы по проблемам банковского потребительского кредита. Основная часть исследований затрагивает лишь отдельные проблемы, связанные с социально-экономическим значением и функционированием этой формы кредита. Методологической и теоретической основой исследования послужила теоретическая база, включающая исследования современных отечественных ученых по проблемам сущности кредита и ее проявления в одной из его форм - потребительском кредите, а также по проблемам, раскрывающим закономерности функционирования банковского потребительского
кредитования.
Рассматривать вопросы банковского кредитования невозможно без обращения к нормативным актам, важнейшими из которых являются Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая), федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О потребительском кредите (займе)», «О защите прав потребителей», документы Центрального банка РФ. Вопросы банковского кредитования, в том числе потребительского, рассматриваются в монографии «Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования», вышедшей в свет под редакцией профессора О. И. Лаврушина. Особенности потребительского поведения, в том числе в сфере потребительского кредитования анализируются в исследовании А. Ярашевой и др. Отдельные аспекты потребительского кредитования в России рассматриваются в работах Д.Д. Козловой, Г.С. Демидовой, Н.Е. Егоровой, Ф.М. Топсахаловой, А.Б. Урусовой, С.А. Быстрова, А.И. Полищук и других ученых, опубликованных в научной периодике. При написании работы использовались открытые статистические данные Центрального банка РФ, Федеральной службы государственной статистики, ПАО Сбербанк, справочная литература и другие источники.
Научная новизна исследования заключается в обобщении теоретических и методологических вопросов организации потребительского кредитования, проведении сравнительного анализа условий и особенностей банковских кредитов, выявлении проблем в сегменте потребительского кредитования, разработке практических рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования в ПАО Сбербанк.
Практическая значимость исследования состоит в использовании его результатов при оценке эффективности организации потребительского кредитования, формировании собственной стратегии развития в сфере кредитования физических лиц.
Эмпирической базой исследования послужили материалы ПАО Сбербанк, находящиеся в открытом доступе.
Работа состоит из введения, заключения, списка использованной литературы и трех глав.
В теоретической части исследования рассмотрены понятие, сущность и научно-обоснованная классификация потребительских кредитов. В первой главе проведено исследование эволюции развития кредитования физических лиц в России; обозначены современные особенности и векторы развития кредитования физических лиц на российском банковском рынке.
В практической части проведен анализ организации потребительского кредитования, дана характеристика ПАО Сбербанк и анализ его основных показателей. Во второй главе также проведен анализ кредитного портфеля ПАО Сбербанк. На основе анализа выявлены проблемы в сегменте потребительского кредитования на современном этапе и обозначены перспективные направления развития российского рынка.
В третьей главе дана оценка проблем организации потребительского кредитования в ПАО Сбербанк и предложены практические рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования.
Цель работы - на основании изучения теоретических и практических основ организации банковского потребительского кредитования, выявить проблемы и разработать пути их решения.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи:
• обобщить теоретические и методологические вопросы организации потребительского кредитования;
• проанализировать условия и особенности банковских кредитов, выявить проблемы в сегменте потребительского кредитования;
• разработать практические рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в ПАО Сбербанк.
Объект исследования - ПАО Сбербанк.
Предмет исследования - экономические отношения возникающие в процессе организации потребительского кредитования в банковских организациях.
При написании работы применялись методы сравнительного и статистического анализа, классификации и ранжирования, экспертных оценок количественных и качественных показателей рассматриваемых явлений. В качестве инструментария использовались методы группировок, оценок, абстрагирования, выборки и аналогий.
Оценивая уровень научной разработанности темы работы, необходимо отметить, что к настоящему времени практически отсутствуют специальные фундаментальные работы по проблемам банковского потребительского кредита. Основная часть исследований затрагивает лишь отдельные проблемы, связанные с социально-экономическим значением и функционированием этой формы кредита. Методологической и теоретической основой исследования послужила теоретическая база, включающая исследования современных отечественных ученых по проблемам сущности кредита и ее проявления в одной из его форм - потребительском кредите, а также по проблемам, раскрывающим закономерности функционирования банковского потребительского
кредитования.
Рассматривать вопросы банковского кредитования невозможно без обращения к нормативным актам, важнейшими из которых являются Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая), федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О потребительском кредите (займе)», «О защите прав потребителей», документы Центрального банка РФ. Вопросы банковского кредитования, в том числе потребительского, рассматриваются в монографии «Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования», вышедшей в свет под редакцией профессора О. И. Лаврушина. Особенности потребительского поведения, в том числе в сфере потребительского кредитования анализируются в исследовании А. Ярашевой и др. Отдельные аспекты потребительского кредитования в России рассматриваются в работах Д.Д. Козловой, Г.С. Демидовой, Н.Е. Егоровой, Ф.М. Топсахаловой, А.Б. Урусовой, С.А. Быстрова, А.И. Полищук и других ученых, опубликованных в научной периодике. При написании работы использовались открытые статистические данные Центрального банка РФ, Федеральной службы государственной статистики, ПАО Сбербанк, справочная литература и другие источники.
Научная новизна исследования заключается в обобщении теоретических и методологических вопросов организации потребительского кредитования, проведении сравнительного анализа условий и особенностей банковских кредитов, выявлении проблем в сегменте потребительского кредитования, разработке практических рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования в ПАО Сбербанк.
Практическая значимость исследования состоит в использовании его результатов при оценке эффективности организации потребительского кредитования, формировании собственной стратегии развития в сфере кредитования физических лиц.
Эмпирической базой исследования послужили материалы ПАО Сбербанк, находящиеся в открытом доступе.
Работа состоит из введения, заключения, списка использованной литературы и трех глав.
В теоретической части исследования рассмотрены понятие, сущность и научно-обоснованная классификация потребительских кредитов. В первой главе проведено исследование эволюции развития кредитования физических лиц в России; обозначены современные особенности и векторы развития кредитования физических лиц на российском банковском рынке.
В практической части проведен анализ организации потребительского кредитования, дана характеристика ПАО Сбербанк и анализ его основных показателей. Во второй главе также проведен анализ кредитного портфеля ПАО Сбербанк. На основе анализа выявлены проблемы в сегменте потребительского кредитования на современном этапе и обозначены перспективные направления развития российского рынка.
В третьей главе дана оценка проблем организации потребительского кредитования в ПАО Сбербанк и предложены практические рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования.
В теоретической части исследования рассмотрены сущность, понятие, представлена классификация потребительских кредитов. В первой главе проведено исследование эволюции развития кредитования физических лиц в России; обозначены современные особенности и векторы развития кредитования физических лиц на российском банковском рынке.
В практической части выпускной квалификационной работе проведен анализ развития российского рынка потребительского кредитования и дана оценка места в нем ПАО Сбербанк, описаны его конкурентные позиции на российском банковском рынке. В работе проведен анализ развития потребительского кредитования в ПАО Сбербанк. На основе анализа выявлены проблемы развития потребительского кредитования на современном этапе и обозначены перспективные направления развития российского рынка.
Проблемы организации и продвижения потребительского кредитования в ПАО Сбербанк:
1. Отсутствие возможности использования заемщиками
дифференцированного вида платежей по кредиту.
2. Увеличение в динамике 2015-2017 гг. удельного веса безнадежной ссудной задолженности (V категории качества) в кредитном портфеле. В 2017 году этот показатель составил 6,9%, по сравнению с 5,9% в 2015 году.
3. Высокий уровень конкуренции на рынке потребительского кредитования.
Мероприятия по совершенствованию организации и продвижения потребительского кредитования в ПАО Сбербанк:
1. Для повышения конкурентоспособности банку необходимо ввести на выбор заемщика два вида расчета: аннуитентными и дифференцированными платежами.
2. Совершенствование систем оценки платежеспособности заемщиков, в том числе внедрение и психоскоринга - анализа поведения заемщика в социальных сетях (при условии соблюдения закона о защите персональных данных), отказаться от предоставления ссуд с высоким уровнем риска, внедрение программной системы Terrasoft XRM Bank.
3 Дифференциация кредитных продуктов и активная маркетинговая политика.
Практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью сформулированных задач и конкретной направленностью на решение проблем развития кредитования физических лиц. Выработанные в магистерской диссертации предложения и заключения могут быть использованы коммерческим банком при формировании собственной стратегии развития в сфере потребительского кредитования.
В практической части выпускной квалификационной работе проведен анализ развития российского рынка потребительского кредитования и дана оценка места в нем ПАО Сбербанк, описаны его конкурентные позиции на российском банковском рынке. В работе проведен анализ развития потребительского кредитования в ПАО Сбербанк. На основе анализа выявлены проблемы развития потребительского кредитования на современном этапе и обозначены перспективные направления развития российского рынка.
Проблемы организации и продвижения потребительского кредитования в ПАО Сбербанк:
1. Отсутствие возможности использования заемщиками
дифференцированного вида платежей по кредиту.
2. Увеличение в динамике 2015-2017 гг. удельного веса безнадежной ссудной задолженности (V категории качества) в кредитном портфеле. В 2017 году этот показатель составил 6,9%, по сравнению с 5,9% в 2015 году.
3. Высокий уровень конкуренции на рынке потребительского кредитования.
Мероприятия по совершенствованию организации и продвижения потребительского кредитования в ПАО Сбербанк:
1. Для повышения конкурентоспособности банку необходимо ввести на выбор заемщика два вида расчета: аннуитентными и дифференцированными платежами.
2. Совершенствование систем оценки платежеспособности заемщиков, в том числе внедрение и психоскоринга - анализа поведения заемщика в социальных сетях (при условии соблюдения закона о защите персональных данных), отказаться от предоставления ссуд с высоким уровнем риска, внедрение программной системы Terrasoft XRM Bank.
3 Дифференциация кредитных продуктов и активная маркетинговая политика.
Практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью сформулированных задач и конкретной направленностью на решение проблем развития кредитования физических лиц. Выработанные в магистерской диссертации предложения и заключения могут быть использованы коммерческим банком при формировании собственной стратегии развития в сфере потребительского кредитования.
Подобные работы
- Рынок потребительского кредитования в России: основные тенденции развития (Российский новый университет)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ (на примере банка Совкомбанк)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Разработка элективного курса «Развитие рынка потребительского кредитования в России» (на примере колледжа НФ ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОПЕРАЦИОННОГО ОФИСА «ЧЕЛЯБИНСКИЙ» ФИЛИАЛА «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ» АО «АЛЬФА - БАНК»
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в
РФ на примере АО «Альфа-Банк»
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВТБ24 (ПАО))
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ НА РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Обеспечение привлекательности рынка потребительского кредитования в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023





