Введение 3
1 Теоретические и методологические основы организации потребительского
кредитования в банке 7
1.1 Понятие, сущность и научно-обоснованная классификация потребительских
кредитов 7
1.2 Особенности организации потребительского кредитования 18
1.3 Развитие рынка потребительского кредитования в России 34
2 Анализ организации потребительского кредитования на примере ПАО
Сбербанк 46
2.1 Характеристика ПАО Сбербанк и анализ его основных финансовых
показателей 46
2.2 Анализ кредитного портфеля ПАО Сбербанк 65
2.3 Организация потребительского кредитования банка ПАО Сбербанк 73
3 Проблемы организации потребительского кредитования в ПАО Сбербанк и
разработка основных направлений его совершенствования 81
Заключение 94
Список использованной литературы
Сектор банковского потребительского кредитования - один из самых важных как для обеспечения социально-экономического развития страны, ее экономического роста, так и для стабильной работы всей банковской системы. В последние годы на рынке розничного кредитования усиливается конкуренция, заставляющая банки постоянно анализировать собственные кредитные продукты и кредитные продукты конкурентов, разрабатывать и внедрять модифицированные их варианты, проводить постоянную работу по совершенствованию условий отдельных кредитных продуктов. В связи с этим розничное кредитование в современных условиях постоянно приобретает новые свойства. Существенно расширяется ассортимент банковских кредитов на фоне смягчения условий кредитования. В процессе кредитования банки все активнее сотрудничают с торговыми, сервисными, страховыми и другими организациями, предоставляя кредиты в комплексе с другими услугами. Кроме того, улучшается техническая база предоставления кредитов, совершенствуется организация банковской деятельности, постоянно развиваются каналы продаж кредитных продуктов, обслуживание клиентов по стандартным продуктам переводится в зоны самообслуживания, совершенствуются системы управления рисками. Все это приводит к расширению разнообразия розничных банковских продуктов, что приводит к необходимости постоянного совершенствования и дополнения классификации розничных банковских кредитов. Все это и определяет актуальность выбора темы нашей работы.
Цель работы - на основании изучения теоретических и практических основ организации банковского потребительского кредитования, выявить проблемы и разработать пути их решения.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи:
• обобщить теоретические и методологические вопросы организации потребительского кредитования;
• проанализировать условия и особенности банковских кредитов, выявить проблемы в сегменте потребительского кредитования;
• разработать практические рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в ПАО Сбербанк.
Объект исследования - ПАО Сбербанк.
Предмет исследования - экономические отношения возникающие в процессе организации потребительского кредитования в банковских организациях.
При написании работы применялись методы сравнительного и статистического анализа, классификации и ранжирования, экспертных оценок количественных и качественных показателей рассматриваемых явлений. В качестве инструментария использовались методы группировок, оценок, абстрагирования, выборки и аналогий.
Оценивая уровень научной разработанности темы работы, необходимо отметить, что к настоящему времени практически отсутствуют специальные фундаментальные работы по проблемам банковского потребительского кредита. Основная часть исследований затрагивает лишь отдельные проблемы, связанные с социально-экономическим значением и функционированием этой формы кредита. Методологической и теоретической основой исследования послужила теоретическая база, включающая исследования современных отечественных ученых по проблемам сущности кредита и ее проявления в одной из его форм - потребительском кредите, а также по проблемам, раскрывающим закономерности функционирования банковского потребительского
кредитования.
Рассматривать вопросы банковского кредитования невозможно без обращения к нормативным актам, важнейшими из которых являются Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая), федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О потребительском кредите (займе)», «О защите прав потребителей», документы Центрального банка РФ. Вопросы банковского кредитования, в том числе потребительского, рассматриваются в монографии «Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования», вышедшей в свет под редакцией профессора О. И. Лаврушина. Особенности потребительского поведения, в том числе в сфере потребительского кредитования анализируются в исследовании А. Ярашевой и др. Отдельные аспекты потребительского кредитования в России рассматриваются в работах Д.Д. Козловой, Г.С. Демидовой, Н.Е. Егоровой, Ф.М. Топсахаловой, А.Б. Урусовой, С.А. Быстрова, А.И. Полищук и других ученых, опубликованных в научной периодике. При написании работы использовались открытые статистические данные Центрального банка РФ, Федеральной службы государственной статистики, ПАО Сбербанк, справочная литература и другие источники.
Научная новизна исследования заключается в обобщении теоретических и методологических вопросов организации потребительского кредитования, проведении сравнительного анализа условий и особенностей банковских кредитов, выявлении проблем в сегменте потребительского кредитования, разработке практических рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования в ПАО Сбербанк.
Практическая значимость исследования состоит в использовании его результатов при оценке эффективности организации потребительского кредитования, формировании собственной стратегии развития в сфере кредитования физических лиц.
Эмпирической базой исследования послужили материалы ПАО Сбербанк, находящиеся в открытом доступе.
Работа состоит из введения, заключения, списка использованной литературы и трех глав.
В теоретической части исследования рассмотрены понятие, сущность и научно-обоснованная классификация потребительских кредитов. В первой главе проведено исследование эволюции развития кредитования физических лиц в России; обозначены современные особенности и векторы развития кредитования физических лиц на российском банковском рынке.
В практической части проведен анализ организации потребительского кредитования, дана характеристика ПАО Сбербанк и анализ его основных показателей. Во второй главе также проведен анализ кредитного портфеля ПАО Сбербанк. На основе анализа выявлены проблемы в сегменте потребительского кредитования на современном этапе и обозначены перспективные направления развития российского рынка.
В третьей главе дана оценка проблем организации потребительского кредитования в ПАО Сбербанк и предложены практические рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования.
В теоретической части исследования рассмотрены сущность, понятие, представлена классификация потребительских кредитов. В первой главе проведено исследование эволюции развития кредитования физических лиц в России; обозначены современные особенности и векторы развития кредитования физических лиц на российском банковском рынке.
В практической части выпускной квалификационной работе проведен анализ развития российского рынка потребительского кредитования и дана оценка места в нем ПАО Сбербанк, описаны его конкурентные позиции на российском банковском рынке. В работе проведен анализ развития потребительского кредитования в ПАО Сбербанк. На основе анализа выявлены проблемы развития потребительского кредитования на современном этапе и обозначены перспективные направления развития российского рынка.
Проблемы организации и продвижения потребительского кредитования в ПАО Сбербанк:
1. Отсутствие возможности использования заемщиками
дифференцированного вида платежей по кредиту.
2. Увеличение в динамике 2015-2017 гг. удельного веса безнадежной ссудной задолженности (V категории качества) в кредитном портфеле. В 2017 году этот показатель составил 6,9%, по сравнению с 5,9% в 2015 году.
3. Высокий уровень конкуренции на рынке потребительского кредитования.
Мероприятия по совершенствованию организации и продвижения потребительского кредитования в ПАО Сбербанк:
1. Для повышения конкурентоспособности банку необходимо ввести на выбор заемщика два вида расчета: аннуитентными и дифференцированными платежами.
2. Совершенствование систем оценки платежеспособности заемщиков, в том числе внедрение и психоскоринга - анализа поведения заемщика в социальных сетях (при условии соблюдения закона о защите персональных данных), отказаться от предоставления ссуд с высоким уровнем риска, внедрение программной системы Terrasoft XRM Bank.
3 Дифференциация кредитных продуктов и активная маркетинговая политика.
Практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью сформулированных задач и конкретной направленностью на решение проблем развития кредитования физических лиц. Выработанные в магистерской диссертации предложения и заключения могут быть использованы коммерческим банком при формировании собственной стратегии развития в сфере потребительского кредитования.
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность по российским стандартам бухгалтерской отчетности банка ПАО Сбербанк за период с 2015 по 2017 гг.
2. Годовой отчет банка ПАО Сбербанк за период с 2015 по 2017 гг.
3. Аудиторское заключение банка ПАО Сбербанк за период с 2015 по 2017 гг.
4. Ярашева А. и др. Особенности экономического поведения населения в современной России [Текст] / Азиза Ярашева, Светлана Макар, Станислав Решетников. - М., 2018. - 69 с.
5. Банковское дело [Текст]: учеб. / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015. - 592 с.
6. Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования [Текст] / под ред. проф. О.И. Лаврушина. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 162 с.
7. Даниленко С.А. Банковское потребительское кредитование [Текст]: учеб.-практ. пособие / С.А. Даниленко, М.В. Комиссарова. - 3-е изд., стер. - М.: Юстицинформ, 2016. - 384 с.
8. Агеева Н.А. Деньги, кредит, банки: учебное пособие /Н.А.Агеева. - Москва: Риор: ИНФРА-М, 2015. - 154 с.
9. Балабанова И.Т. Банки и банковская деятельность: учебник / И. Т. Балабанова. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 366 с.
10. Батракова Л.Г. Анализ процентной политики коммерческого банка: учебник / Л. Г. Батракова. - Москва: Логос, 2015. - 324 с.
11. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебник / Л. Г. Батракова. - Москва: Логос, 2014. - 288 с.
12. Белоглазова Г.Н. Банковское дело: учебник /Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - Москва: Финансы и статистика, 2013. - 592 с.
13. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник /Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. - Москва: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 422 с.
14. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки: учебник /Г.Н.Белоглазова. - Москва: Высшее образование, 2013. - 392 с.
15. Белотелова Н. П., Белотелова Ж. С. Деньги. Кредит. Банки: учебник /Н.П. Белотелова, Ж.С. Белотелова. - Москва: Дашков и К, 2013. - 484 с...