Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лоббирование в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития (Экономика государственного и муниципального сектора, Государственный Университет Управления)

Работа №100602

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

государственное регулирование экономики

Объем работы45
Год сдачи2022
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОББИРОВАНИЯ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЛОББИРОВАНИЯ 5
1.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2. ПРАКТИКА ЛОББИРОВАНИЯ В РОССИИ 22
2.1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ЛОББИРОВАНИЯ 22
2.2. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Актуальность исследуемого вопроса обуславливается тем, что для современного развития демократических государств и обществ требуются специальные условия для того, чтобы иметь возможность оказывать влияние на правотворческий процесс. По этой причине является крайне важным развитие форм представительства интересов различных социальных групп во влиянии на институты публичной власти и их деятельность. Одной из таких форм представительства является лоббирование.
В первую очередь лоббирование требует теоретического и практического осмысления. Кроме того, в настоящее время также требуется и специальная юридическая регламентация лоббирования в системе позитивного права. Эти обстоятельства имеют очень большое значение, поскольку не только среди простых обывателей, но и в публичном пространстве широко распространена точка зрения о том, что лоббирование обладает исключительно негативным аспектом. Разумеется, что лоббизму присущи не только позитивные характеристики, но и негативные. Более того, иногда лоббизм даже имеет откровенно криминальный фон, который в некоторых случаях сводит на нет весь его положительный потенциал в качестве инструмента цивилизованного согласования интересов.
Исследованием лоббирования занимались такие специалисты, как А.В. Малько, В.В. Исаков, С.Г. Белобродов, В.В. Красинский, В.В. Смирнов, Т.В. Васильев, С.Е. Заславская, О.А. Шомко, А.Э. Бинецкий, А.С. Косопкин, И.Ю. Богдановская, К.В. Киселев, Т.И. Нефедова, Ю.Ю. Кузнецов, Э.Д. Лозанский, С.А. Авакьян и др.
Целью работы стало изучение специфики лоббирования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и признаки лоббирования.
2. Рассмотреть зарубежный опыт регулирования лоббистской деятельности.
3. Проанализировать особенности становления и современного состояния российской модели лоббирования.
4. Выявить проблемы регулирования лоббистской деятельности.
Выявить перспективы и возможности совершенствования механизмов регулирования лоббистской деятельности.
Объект исследования – лоббизм как политический институт.
Предмет исследования – особенности регулирования и функционирования лоббизма в Российской Федерации
Исследовательская работа построена в рамках системного подхода, поскольку предмет исследования представляет собой комбинированное, многофункциональное явление. Данное исследование также опирается на приёмы сравнительного и структурно-функционального анализа.
Структура работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лоббистская деятельность как механизм отстаивания интересов является одним из каналов взаимодействия общества и власти. Данный политический институт обеспечивает информирование государства об актуальных социальных проблемах, устойчивость коммуникации с гражданским обществом, формирование обратной связи, прозрачность процесса принятия решений, преодоление конфликта интересов. Институт лоббизма позволяет легально отстаивать интересы профессиональным лоббистам и рядовым гражданам на региональном, национальном и международном уровнях. Лоббистские методы и технологии доступны для всех субъектов взаимодействия с властью, вне зависимости от характеристик политической системы и традиций, количества обладаемых ресурсов и способов влияния. Функционирование института лоббизма обеспечивает устойчивый и доступный канал взаимодействия общества и государства с использованием лоббистских методов. К таким относят только те технологии, с помощью которых интересы отстаиваются в органах государственной власти с использованием законодательно закрепленных легальных механизмов влияния, предметом которого являются общественно-значимые инициативы.
Исследование показало, что в мире существует ряд примеров зарубежных стран, где лоббистская деятельность имеет четкую нормативно-правовую основу и приносит ощутимую пользу как государству, так и обществу. В частности, в США лоббизм законодательно оформился еще в 1876 году и был определен как легальный вид деятельности по продвижению различных законопроектов как на федеральном, так и на местном уровнях. Лоббисты находятся под пристальным вниманием общественных организаций и органов государственной власти. За нарушение отчетности лоббист может быть наказан штрафом до 200 тыс. долларов или тюремным сроком – до 5 лет.
Для того, чтобы вести лоббистскую деятельность, необходимо получить соответствующую лицензию и быть включенным в специальный реестр. При этом закон обязывает публиковать на специальном портале данные о финансовых потоках, лицах и компаниях, чьи интересы отстаиваются и каким конкретно образом. Это, с одной стороны, «обеляет» лоббирование, с другой – дает рядовому гражданину понять: кто, в чьих интересах и какие цели преследует в рамках политического процесса. Подобная ситуация обременяет конкретных политиков и политические партии в целом большей ответственностью за принимаемые решения.
Существуют следующие легальные формы реализации лоббизма:
1. Финансирование фондов избирательных кампаний (средства кандидату (партии) можно перечислять только через его избирательный фонд или штаб).
2. Финансирование PR-кампании в СМИ.
3. Обеспечение должностного лица высокооплачиваемой работой после истечения его полномочий.
4. Информирование должностных лиц о важности конкретного законопроекта или иной инициативы.
Противозаконным является прямой подкуп политика, в том числе в виде подарков.
Что касается России, на сегодняшний день процесс институционализации лоббизма еще не завершен. Он функционирует в правовом поле РФ, но не имеет четкой структуры и рамок определения данной деятельности. Для повышения эффективности лоббирования необходимо принять законодательство в данной сфере, это приведет к развитию гражданского общества и активизации участия различных групп населения в политическом процессе. Институт лоббизма должен функционировать как простой, универсальный, эффективный и доступный для всех заинтересованных групп, вне зависимости от количества имеющихся ресурсов, механизм отстаивания интересов и информирования органов власти об актуальных проблемах общества.



1. Балахнин В.В. Политология : учебно-методическое пособие к семинарским занятиям и самостоятельной работе / В. В. Балахнин, Н. Л. Сергеева ; Сибирский государственный университет путей сообщения. - Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета, 2020. - 64, [1] с.
2. Баранов А.В. Сравнительная политология : учебно-методическое пособие / А. В. Баранов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кубанский государственный университет. - Краснодар : Кубанский государственный университет, 2020. - 172 с.
3. Диманс С.Л. Лоббизм: поиск институциональности : монография / С. Диманс, В. Левичева ; Институт Справедливый мир. - Москва : Ключ-С, 2022 (Москва). - 269, [1] с.
4. Зелепукин Р.В., Тисленко Д.И. Лоббизм и его криминальные проявления. М.: Юрлитинформ, 2016. – 181 с.
5. Золотухина Т.А. Законотворческая деятельность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование [Текст] : монография / Т. А. Золотухина. - Москва : Юрлитинформ, 2018. - 349 с.
6. Каневский П.С. Институт лоббизма в XXI веке : сравнительный анализ / П. С. Каневский ; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Социологический факультет. - Москва : Канон-плюс, 2020. - 350 с.
7. Красинский В.В. Правовая оценка российского лоббизма // Юридический мир. – 2016. №11. – С. 28-35.
8. Ландерова А.А. Политический менеджмент. - Саратов : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2021.
9. Любимов А.П. Политическое право и практика лоббизма. М.: Либеральная миссия, 2014. – 245 с.
10. Магнитов С.Н. Лоббизм. – М.: Белые альвы, 2016. – 70 с.
11. Пантелеева М., Меньшенина Н. Gr и лоббизм. – М.: Юрайт. – 2017. – 650 с.
12. Покрищук. Д.В. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. Информационно-аналитический материал «Разработка нормативно-правовой базы лоббистской деятельности на территории Российской Федерации». 2017. С. 4
13. Семченков А. С. Взаимоотношения с государственными структурами и технологии лоббирования [Текст] : учебное пособие / А. С. Семченков ; Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, Гуманитарный институт, Кафедра "Политология, история и социальные технологии". - Москва : МАКС Пресс, 2017. - 125 с.
14. Смирнова Е.Е. Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления : практикум / Е. Е. Смирнова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Поволжский государственный технологический университет". - Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2021. - 67 с.
15. Спектор Е. И. Особенности и перспективы правового регулирования лоббизма в России // Журнал российского права. – 2017. – №12 (241). – С. 15-18.
16. Сучкова А. А. Институционализация лоббистской деятельности в России как фактор повышения эффективности взаимодействия общества и государства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 111–116.
17. Сушинский С. Лоббирование от «А» до «Я». – Р/нД.: Феникс. – 2016. – 263 с.
18. Теория государства и права : учебник для обучающихся по программам бакалавриата (40.03.01 Юриспруденция), специалитета (40.05.01, 40.05.02, 40.05.03, 40.05.04), магистратуры (40.03.01 Юриспруденция), аспирантуры (40.06.01)] / [Андреева П. Н., Беляева Г. С., Власенко Н. А. и др.] ; под редакцией доктора юридических наук, доктора педагогических наук Е. Е. Тонкова, доктора юридических наук М. В. Мархгейм. - Москва : Юрлитинформ, 2021. - 436, [1] с.
19. Толмачева И.В. Лоббизм в России [Текст] : дискуссии Московского Экономического Форума, 2013-2017 / Ирина Васильевна Толмачёва. - [Б. м.] : Издательские решения, 2018. – 78 с.
20. Толстой П. А. Практикум по лоббизму в России. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. – 240 с.
21. Толстой П.А. Профессиональный словарь лоббистской деятельности. – М.: Канон, 2015. – 217 с.
22. Толстых П.А. GR. Полное руководство по разработке государственно-управленческих решений, теории и практике лоббирования [Текст] / Павел Толстых. - Москва : Перо, 2019. - 1245 с.
23. Фельдман П. Я. Нужен ли в России закон о лоббизме? // Власть. – 2014. -№2. – С. 119-123.
24. Шапкин И. Н. Лоббистские союзы российского бизнеса: типы, организационные принципы и основные формы деятельности (вторая половина XIX – начало XX века // Историко-экономические исследования. – 2015. – Т. 16. – №3.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ