Глава 1. Теоретико-методические основы обеспечения конкурентоспособности
предприятия 9
1.1 Теоретические аспекты и сущность понятия конкурентоспособность
предприятия 9
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 23
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Корпоративная социальная ответственность как социально -
экономическая категория 34
2.1 Сущность и концепции КСО 34
2.2 Механизмы реализации и управления КСО 41
2.3 Нормативно - правовое обеспечение КСО 46
2.4. Методы измерения и оценки корпоративной социальной
ответственности 50
Выводы по второй главе 61
Глава 3. Корпоративная социальная ответственность как фактор
конкурентоспособности предприятия 62
3.1. Социально ответственные инвестиции и их влияние на
конкурентоспособность 62
3.2. Имидж компании как долгосрочное конкурентное преимущество 67
3.3. Влияние корпоративной социальной ответственности на
конкурентоспособность предприятия 72
3.4. Концептуальная модель конкурентного индекса КСО 88
3.5 Расчет Конкурентного индекса КСО на примере предприятия ОАО «НК
«Роснефть» 93
3.5.1. Обоснование выбора методики 93
3.5.2 Краткая характеристика предприятия 97
3.6. Рекомендации 104
3.6.1. Алгоритм работы с индексом 104
3.6.2 Макет программного документа «Рекомендации по управлению
приоритетными показателями Конкурентного индекса КСО» 105
Выводы по третьей главе 116
Заключение 120
Актуальность темы исследования. Интеграция Российского бизнеса в международное экономическое пространство обязывает отечественные предприятия с новых позиций рассматривать вопрос повышения уровня из конкурентоспособности (далее КСП). В условиях глобализации традиционные методы оценки КСП предприятия нуждаются в дополнительном инструменте, содержащем не только экономические, но и социальные аспекты. В качестве одного из этих инструментов мы рассматриваем корпоративную социальную ответственность (далее КСО). Принципы КСО направлены не только на решение социальных, экономических и экологических проблем предприятий, но и обеспечивают соблюдение этических норм корпоративного поведения и предполагают участие бизнеса в развитии человеческого капитала и общества в целом.
Несмотря на то, что в России КСО находится в стадии становления, в последние годы можно констатировать повышенный общественный интерес к оценке корпоративной социальной ответственности отечественных
предприятий. Это обусловлено, тем, что всё больше отечественных компаний выходит на международные рынки, где они сталкиваются с тем, что на глобальном уровне действуют стандарты социальной ответственности хозяйствующих субъектов.
Именно поэтому крупнейшие российские эмитенты ежегодно публикуют отчеты об устойчивом развитии, в которых отражают результаты своей деятельности в сфере экологии, социального развития и благотворительности.
Идеи КСО настолько укоренились в общественном сознании, что повлекли отказ потребителей от приобретения товаров и пользования услугами безответственных компаний, и, наоборот, стимулируют продажи товаров компаний, позиционирующих себя как социально ответственные. Вследствие этого, любая компания, которая планирует вести деятельность в глобальном масштабе, «вынуждена» быть социально ответственной, поскольку в противном случае её имидж не будет соответствовать современным общественным представлениям, в результате чего спрос на её товары (работы, услуги) будет минимальным.
Таким образом, российские компании, выходящие на глобальные рынки, также проводят работу по доведению до потребителей результатов своей деятельности в области социальной ответственности. Здесь следует особо отметить повышение актуальности вопросов КСО в современных геополитических условиях, когда взаимные политические и экономические санкции несколько снизили степень взаимопроникновения российского и европейского рынков. Очевидно, что в целях эффективного развития импортозамещения требуется кардинальное повышение глобальной конкурентоспособности отечественных предприятий, что, в свою очередь, невозможно без учета аспектов корпоративной социальной ответственности. Поэтому действительная конкурентоспособность хозяйствующего субъекта требует учитывать корпоративную социальную ответственность как один из факторов, обеспечивающий ее повышение.
Степень разработанности проблемы. Среди российских авторов особый вклад в развитие корпоративной социальной ответственности внесли следующие ученые: Юрасов И.А., Тульчинский Г.Л., Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф., Литовченко С.Е., Корсакова М.И., Чернов Е.С., Григорян Е.С., Костин А.Е. Подходы к развитию корпоративной социальной ответственности были изложены следующими авторами: Маттен Д., Мун Дж., Фридман М., Кэролл А., Стенли Р. Портер М.
Разработкой теоретических и методологических аспектов конкурентоспособности организации внесли отечественные и зарубежные ученые: Фатхутдинов Р, Гельвановский М.И., Кныш М.И., Мазилкина Е.И. Фасхиев Х.А., Ламбер Ж., Портер М., Котлер Ф.
Обобщая вышесказанное, особую актуальность приобретают вопросы повышения конкурентоспособности предприятия в аспекте КСО, поэтому чрезвычайно важно разработать концептуальную модель инструмента оценки КСП предприятия с учетом корпоративной социальной ответственности.
Цель магистерской диссертации - разработать инструментарий повышения конкурентоспособности предприятия с учетом корпоративной социальной ответственности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Обобщить теоретико-методологические подходы российских и зарубежных авторов к раскрытию понятий «конкурентоспособность предприятия» и «корпоративная социальная ответственность».
2. Предложить метод оценки корпоративной социальной ответственности
предприятия на основе изученных методов оценки
конкурентоспособности предприятия.
3. Выделить внутренние и внешние показатели корпоративной социальной ответственности предприятий с целью установки их влияния на конкурентоспособность предприятия.
4. Построить концептуальную модель инструмента оценки
конкурентоспособности предприятия с учетом корпоративной социальной ответственности.
5. Разработать алгоритм использования инструментария оценки конкурентоспособности предприятия с учетом корпоративной социальной ответственности на примере предприятия ОАО «НК «Роснефть».
Объект - инструментарий оценки конкурентоспособности предприятия.
Предмет - система планирования показателей, учитывающих взаимодействие конкурентоспособности предприятия и корпоративной социальной ответственности.
Теоретической и методологической основой исследовательской работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам взаимодействия конкурентоспособности предприятия и его корпоративной социальной ответственности.
Научная новизна:
1. Обобщены и представлены определения таких понятий как конкуренция и конкурентоспособность предприятия. Выделены основные критерии конкурентоспособности предприятия и факторы, их образующие.
2. Установлена взаимосвязь между конкурентоспособностью и корпоративной социальной ответственностью на основе выборки десяти ведущих компаний, предоставляющих отчеты о финансовой и социальной деятельности в открытом доступе.
3. Построена концептуальная модель, инструмента оценки
конкурентоспособности предприятия с учетом корпоративной социальной ответственности.
4. Предложен интегральный индекс - «Конкурентный индекс КСО», являющийся инструментом повышения конкурентоспособности предприятия, методика расчета которого синтезирует в себе наиболее значимые социально-экономические показатели, объединяющие между собой конкурентоспособность предприятия и его корпоративную социальную ответственность.
Практическая значимость работы: Предложенный нами «Конкурентный индекс КСО», учитывающий показатели корпоративной социальной ответственности, может быть применен в качестве инструмента оценки конкурентоспособности предприятий нефтегазового комплекса и других отраслей промышленности, что позволяет вносить изменения в процесс принятия управленческих решений в области инвестирования в КСО с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
В результате проведенных исследований нами было доказано, что актуальность магистерской диссертации «Инструментарий оценки конкурентоспособности предприятия с учетом корпоративной социальной ответственности» не вызывает сомнений.
На основе теоретических и методологических исследований с учетом обобщения опыта российских и зарубежных ученых, нами были решены следующие задачи:
• Обобщены теоретико-методологические подходы российских и зарубежных авторов к раскрытию понятий «конкурентоспособность предприятия» и «корпоративная социальная ответственность».
• Предложен метод оценки корпоративной социальной ответственности
предприятия на основе изученных методов оценки конкурентоспособности предприятия.
• Выделены внутренние и внешние показатели корпоративной социальной ответственности предприятий с целью установки их влияния на конкурентоспособность предприятия.
• Построена концептуальная модель инструмента оценки
конкурентоспособности предприятия с учетом корпоративной социальной ответственности.
• Разработан алгоритм использования инструментария оценки конкурентоспособности предприятия с учетом корпоративной социальной ответственности на примере предприятия ОАО «НК «Роснефть».
На основании решения поставленных задач нами была достигнута цель по разработке инструментария повышения конкурентоспособности предприятия с учетом корпоративной социальной ответственности.
На сегодняшний день отсутствует единая нормативно-правовая база оценки КСО, которая ставила бы все или подавляющее большинство компаний в одинаковые с точки зрения инвестиций в КСО и конкурентоспособности условия,
значительно затрудняет возможность установить влияние ее на
конкурентоспособность предприятия.
Установлена взаимосвязь между конкурентоспособностью и корпоративной социальной ответственностью на основе выборки десяти ведущих компаний, предоставляющих отчеты о финансовой и социальной деятельности в открытом доступе. В результате регрессионного анализа подтвердились наши гипотезы о том, что компаниям выгодно быть ответственным работодателем, вкладывая средства в создание комфортных условий труда, тем самым создавая условия для привлечения квалифицированного персонала и повышения производительности труда своих работников, что так же улучшает показатели деятельности и конкурентоспособность компании.
Нами построена концептуальная модель инструмента оценки конкурентоспособности предприятия с учетом корпоративной социальной ответственности. Исходя из этого, предложен интегральный индекс - «Конкурентный индекс КСО», являющийся инструментом повышения конкурентоспособности предприятия, методика расчета которого синтезирует в себе наиболее значимые социально-экономические показатели, объединяющие между собой конкурентоспособность предприятия и его корпоративную социальную ответственность.
Проведен расчет «Конкурентного индекса КСО» на примере предприятия ОАО «НК «Роснефть».
Таким образом, «Конкурентный индекс КСО», учитывающий показатели корпоративной социальной ответственности, может быть применен в качестве инструмента оценки конкурентоспособности предприятий нефтегазового комплекса и других отраслей промышленности, что позволяет вносить изменения в процесс принятия управленческих решений в области инвестирования в КСО с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
На сегодняшний день отсутствие единой нормативно-правовая база оценки КСО, которая ставила бы все или подавляющее большинство компаний в одинаковые с точки зрения издержек и конкурентоспособности условия, значительно затрудняет возможность установить влияние ее на конкурентоспособность предприятия.
1. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность, открытость и безопасность российской экономики /учебник под общей ред. В.К. Сенчагова, М. «Дело», 2005. - 896 с
2. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб, 2000. - 284 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 1999 - 896 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер.с англ. М.: БизнесИМА-Кросс. Плюс, 1995
5. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. - 799 с.
6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Петрозаводск: "Петроком", 1993. 319 с.
7. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособнотю:
учеб.пособие/Е.И.Мазилкина, Г.Г.Паничкина. - Москва: Омега-Л, 2007. - 325 с.
8. Амбарцумов А.А., Сетрликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие, - М.: Крон-Пресс, 1993. - с.107
9. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 224 с.
10. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998 - с. 7
11. Краткий словарь менеджера / Под ред. В.П.Грошева. - М., 1991. - 55 с.
12. Забелин П.В.,Моисеева Н.К. Основы стратегического управления.: - М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1997. - 195 с.
13. Маркетинг / Под ред. Кредисова А.И. - К.: Украина, 1995. - 399 с.
14. Портер М.. Международная конкуренция. М.: Экономика. 2002. - 256 с.
15. Ожегов С.И. и Шведкова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: -М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.
16. Зулькарпаев И. У., Ильясова Л. Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4 С.17-27.
...