Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ СТИЛЯГИ В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1950-1960-х ГОДОВ

Работа №100541

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы117
Год сдачи2020
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ 10
1.1. Культура, субкультура, контркультура как теоретические понятия 10
1.2. «Стиляга» как явление советской культуры и как теоретическое понятие 17
1.3. «Стиляжничество» в социокультурном контексте эпохи 1940 - 1960-х годов 22
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИКИ «СТИЛЯЖНИЧЕСТВА» В
КУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЯХ 1950-1960-Х ГОДОВ 43
2.1. Семиотические черты образа стиляги в повседневной культуре 43
2.2. Образ стиляги в документальных и художественных текстах советской и российской культуры 57
ГЛАВА III. ПРОЕКТ ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЯ СТИЛЯГИ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность темы состоит в том, что в современных гуманитарных науках (история, социология, антропология, философия) особое внимание сегодня вызывает советская культура 1950 - 1960-х годов, которая представляет собой некий переход от послевоенной «сталинской эпохи» к периоду «хрущевской оттепели». Исследование этой проблемы является важной задачей и для современной культурологии. Такой подход даёт возможность получить более целостное представление о культуре конкретного периода. В этом аспекте обыденное раскрывается в своей символичности, что помогает заметить упущенные ранее характеристики и черты. Кроме того, включение данного явления в контекст повседневных реалий жизни советского человека позволяет стать ближе к истории и на эмоциональном, и на художественном уровне.
Степень научной исследованности темы
На сегодняшний день изучению советской культуры избранного периода уделяется немало внимания, особое место отводится именно поздней сталинской эпохе, а также эпохе «Оттепели». Среди исследуемых вопросов многих трудах затрагивается и явление «стиляжничества». Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно широко описанный контекст их существования, само явление нуждается в подробном научном исследовании, поскольку большая часть посвящённых ему работ относится к публицистике. Разделяющий исследователя и исследуемую эпоху временной промежуток небольшой, что открывает новые перспективы изучения, а также делает возможным общение с непосредственными участниками событий. В то же время имеет место определённая временная дистанция, позволяющая взглянуть на проблему со стороны.
Теоретическую основу данной работы составили теоретико¬философские и культурологические труды, позволившие обозначить ключевые понятия и их определения. Среди авторов хотелось бы отметить зарубежных «классиков» М. Маклюэна, К. Гирца, Т. Рошака, Ж. Бодрийяра и отечественных специалистов, таких как С. Иконникова, А. Флиер, П. Гуревич, Б. Успенский, Ю. Лотман, С. Лурье, Н. Кириллова. В работах Флиера даются создающие общетеоретическую базу определения, такие как «общество», различным аспектам медиакультуры посвящены работы Н. Кирилловой, семиотикой культуры занимались Б. Успенский и Ю. Лотман.
Из специалистов-социологов необходимо упомянуть Т. Адорно - одну из ключевых фигур в социологии музыки и социологии как таковой, одного из основоположников социологии Э. Дюркгейма, рассматривавшего, кроме всего прочего, нормы и аномалии, а также Л. Ионина - специалиста в сфере социологии культуры.
Среди публикаций по теме также важно отметить труды специалистов по культуре повседневности - направлению, активно развивающемуся в течение последних десятилетий. Свидетельством интереса является появление серии «Культура повседневности» от московского издательства «Новое литературное обозрение». Именно в рамках этой серии выпускаются монографии историка Н. Лебиной, рассматривающие такие аспекты советской культуры, как мода, гастрономия, телесность, жилищные условия и др. Особая роль отводится изучению новой обрядовости, порождённой советской эпохой, а также дихотомии норма / аномалия. История материальной культуры отражена в работах Л. Беловинского, описавшего предметный мир и социальное пространство советского человека.
Среди исследователей, пишущих о музыке, отметим также социолога Т. Адорно, отечественных специалистов-музыковедов Л. Кадцына, и В. Конен, рассматривавших различные направления массовой музыки ХХ века, автора книг о джазе И. Цалера. Неоднократно к данной теме обращался также музыкальный критик А. Троицкий, исключением не стала и его недавняя книга «Субкультуры», увидевшая свет в 2019 году.
В осмыслении проблемы «стиляжничества» нельзя не упомянуть и другие публицистические работы, среди которых хотелось бы выделить серию «Намедни» Л. Парфёнова, призванную воссоздать портрет эпохи. Символическую сторону 1960-х годов описывают П. Вайль и А. Генис, а Ф. Раззаков фиксирует своеобразную хронику музыкальных вкусов советских людей. Сам феномен «стиляжничества» в разных его аспектах рассматривался В. Козловым (известный под псевдонимом Георгий Литвинов).
Особое место в исследовании нашей проблемы занимают свидетельства очевидцев, описанные в автобиографических произведениях. Рассматриваемому периоду посвящены романы «А у нас во дворе» Л. Миллер, а также «Легенды и мифы древнего Совка» А. Дидурова, произведения В. Славкина, Е. Стеблова. О стилягах и своём знакомстве с ними подробно рассказывает музыкант А. Козлов в своей книге «Козёл на саксе».
Однако несмотря на широкий спектр научных и публицистических работ данная проблема недостаточно исследована в культурологическом ключе: предпринимались различные попытки её рассмотрения, но, как правило, в рамках различных статей и отдельных частей более общих работ. Всё это и обусловило объект, предмет, цель и задачи данной диссертации.
Объект исследования - советская культура периода 1950-1960-х годов.
Предмет исследования - явление «стиляжничества».
Цель исследования - раскрыть особенности образа стиляги в контексте советской культуры 1950-х - 1960-х годов.
Задачи исследования:
1. Дать теоретико-методологические обоснования темы исследования.
2. Рассмотреть явление «стиляжничества», выделить его основные характеристики и внешние черты.
3. Охарактеризовать исторический и социокультурный контекст эпохи 1950-1960-х годов.
4. Раскрыть семиотику образа стиляги в контексте повседневной культуры.
5. Выявить особенности «образа» стиляги в художественном творчестве.
6. Разработать собственный проект интерактивного музея, посвящённого советской культуре 1950-х - 1960-х годов и феномену стиляги - «Музей стиляги».
Методология исследования включает:
1. Комплексный подход, который дает возможность целостного осмысления проблемы.
2. Междисциплинарный подход, который обусловил совмещение методов различных областей научного знания: культурологии, антропологии, социологии, истории, искусствознания и др.
3. Информационно-семиотический подход, позволяющий рассмотреть знаковые средства культуры, а также отдельные феномены как «тексты», отражающие тот или иной аспект изучаемого явления.
4. Историко-сравнительный подход, примененный для сравнительного анализа культуры прошлых эпох и современности.
5. Метод культурологической интерпретации, необходимый для осмысления вопросов претворения «образа стиляги» в художественном творчестве.
6. Социально-деятельностный подход, выводящий теоретические идеи на уровень практической проектной деятельности.
Эмпирическая база исследования
Эмпирическую базу исследования составили подборки периодики рассматриваемой эпохи (журналы «Крокодил», «Работница» и др.), кинофильмы, а также интервью участников движения и их современников.
Научная новизна исследования
1. В диссертации рассматривается явление «стиляжничества», предлагается свой взгляд на его специфику;
2. Проанализирован контекст существования явления, его особенности и место в рамках советской культуры 1940-1960-х годов, а также восприятие этого явления обществом с точки зрения дихотомии «норма - аномалия»;
3. В работе разграничены различные феномены, ранее попадавшие под определение «стиляжничество»;
4. Рассмотрены различные художественные произведения советской и российской культуры, а также образ стиляги в них;
5. Выделены ключевые черты мифа о стиляге, транслируемого официальной советской культурой;
6. Определены важнейшие различия между образом стиляги из эпохи 1940-1960-х и его переосмыслением в последующие эпохи.
Положения, выносимые на защиту
1) Необходимо разделять два понятия: стилягу как штамп и стилягу как представителя субкультуры;
2) Явление стиляг в узком смысле соответствует определению субкультуры;
3) Советские сатирические произведения, направленные на борьбу со стилягами, в итоге сформировали образ движения и популяризовали его;
5) Движение стиляг не было однородным и включало в себя представителей различных социальных групп;
6) Феномен стиляжничества воплощает бунт эстетического характера, а не политического, что отличает их от будущих диссидентов;
7) Движение стиляг прекращает своё существование в 1960-е годы в результате изменения социального и политического климата;
8) Эстетика стиляг формировалась преимущественно под влиянием западной культуры;
10) Документальные и художественные тексты второй половины ХХ века по-разному формируют образ стиляги, и более поздние произведения романтизируют его;
11) Такой новый формат познавательного досуга, как интерактивный музей повседневности, может способствовать популяризации истории.
Апробация и практическая значимость работы
Тема данной диссертации обсуждалась на заседаниях кафедры культурологии и социально-культурной деятельности УрФУ, материалы стали основой для выступления на конференции «Человек в мире культуры: проблемы науки и образования» (XIV Колосницынские чтения) (25-26 апреля 2019 г.), а также для лекций для бакалавриата 4 курса Департамента «Факультет искусствоведения и социокультурных технологий» и учеников старших классов средних общеобразовательных школ в рамках курса по истории России.
Диссертация и её идеи могут стать основой для онлайн-курса, серии лекций непосредственно по стиляжничеству, либо по истории СССР.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. В первой главе «Методико-теоретические обоснования исследования культуры» анализируются основные теоретические понятия и даётся общий культурный контекст эпохи 1940¬1960-х годов. Во второй главе «Особенности эстетики стиляжничества в культурных реалиях 1950-1960-х годов» отражены особенности внешних проявлений стиляжничества в культурных реалиях эпохи и специфика воплощения образа стиляги в художественном творчестве. В третьей главе представлен интерактивный проект «Музей стиляги», призванный познакомить целевую аудиторию с повседневной культурой эпохи и местом «стиляжничества» в ней. В заключении работы содержатся основные обобщения и выводы.
Публикации по теме исследования
1. Тетушкин Д. Н. Образ стиляги в массовом сознании советских граждан // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения): материалы научной конференции, 26-27 апреля 2019 г., Екатеринбург / под ред. Н.Б. Кирилловой и др. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2019. - С. 179-183.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1) Необходимо разделять стилягу как штамп и стилягу как представителя субкультуры. Стиляга-штамп - это конструкт официальной риторики, попавший в ряд к другим идеологически окрашенным понятиям и формулировкам эпохи 1940-1950-х: «безродный космополит», «низкопоклонство перед западом». Само наименование «Стиляжничества» как субкультуры закрепилось за её представителями со временем, и в современном русском языке оно лишено негативных коннотаций, в силу того образа стиляги, который был сформирован в 1980-2000-е годы. Возможно, в качестве обозначения субкультуры корректнее было бы использовать самоопределение «штатники», что позволило бы нам разграничить два определения одного слова.
2) Сам термин «стиляга», вероятнее всего, впервые был упомянут в известном фельетоне Д. Беляева, напечатанном в 10-м выпуске журнала «Крокодил» в 1949 году. Сами стиляги себя так не называли, чаще встречаются определения «чувак», а в более позднем варианте - «штатник».
3) Явление стиляг в узком смысле соответствует определению субкультуры поскольку отличается наличием ряда объединяющих факторов: общая семиотика, общая деятельность, любимый музыкальный стиль, возраст, выстраивание собственного пространства.
4) Сатирические произведения, изначально призванные осуждать те или иные общественные явления и выстраивавшие негативный гротескный образ модника, в итоге популяризовали явление и создали визуальный образ стиляги.
5) Движение стиляг не было однородным: в него входила как «золотая молодёжь», неидейные ценители внешнего облика стиляг, так и более продвинутые и убеждённые «чуваки», которые не только проявляли интерес к западной культуре, но и могли быть негативно настроены по отношению к действующей власти.
6) Мы не склонны определять всех стиляг как «протодиссидентов»: во- первых, из-за отсутствия политической подоплёки всего движения, во- вторых, из-за самого характера протестности: стиляги - это бунт скорее эстетического характера, нежели политического, социальный комментарий против единообразия и закрытости от Запада.
7) В эпоху Н. С. Хрущёва усиливается борьба с «вестернизированной молодежью», в частности - со стилягами.
8) К 1960-м годам движение постепенно сходит на нет по ряду причин: во-первых, многие уникальные черты стиляжничества становятся нормой для всех (как во внешнем облике, так и во вкусах), а во-вторых, усиление конфронтации с Западом, достижения советской науки и утверждение даты достижения коммунизма повлияли на патриотический настрой молодёжи.
9) Эстетика стиляг формировалась преимущественно под влиянием западной культуры: джазовой музыки, «трофейных» кинофильмов и литературы «потерянного поколения».
10) Документальные и художественные тексты второй половины ХХ века по-разному формируют образ стиляги: в 1940-1960-е годы формируется негативный «миф» о стиляге, который показан в худшем виде. В эпоху Перестройки и постсоветский период стиляга становится символом ностальгической эпохи пятидесятых и осмысляется, как и всё советское прошлое. Для ряда литераторов и кинематографистов феномен оказывается основой для постановки проблем взаимоотношения поколений.
11) В качестве проекта предлагается организация интерактивного музея повседневности 1950-1960-х годов, посвящённого стилягам. Предполагается отход от классического восприятия музейного пространства в пользу интерактивности с элементами театральной постановки. Гости музея оказываются в доподлинно воспроизведённом пространстве, которое наполнено яркими приметами эпохи, что станет фоном для самого действия: посетитель не просто рассматривает объекты из прошлого, но является непосредственным очевидцем и участником театрализованного действа, организованного актёрами, которые отыгрывают типичных персонажей эпохи.
Реализация проекта позволит лучше переосмыслить место образа стиляги в повседневности позднего сталинского и хрущёвского периода, а также поможет вызвать интерес к истории и явлениям прошлого у целевой аудитории, а нетипичный формат выставки должен пробудить эмпатию по отношению к людям прошлого.
Проблематика, поднимаемая в исследовании, актуальна и требует дальнейшего культурологического переосмысления.



1. Адорно Т.В. Избранное. Социология музыки - Москва: Университетская книга, 1999. - 446 с.
2. Адорно Т. В. Диалектика Просвещения: философские фрагменты / Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер. - Санкт-Петербург: Медиум, Ювента, 1997. - 310 с.
3. Архипова, А. Опасные советские вещи: Городские легенды и страхи в СССР / Александра Архипова, Анна Кирзюк. - Москва: Новое литературное обозрение, 2020. - 536 с.
4. Базанов С. Культурная жизнь в СССР, 1951-1965: Хроника. Москва: Наука, 1979. - 679 с.
5. Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни. - Москва: Новое литературное обозрение, 2015. - 776 с.
6. Бодрийяр Ж. Система вещей / Жан Бодрийяр. - Москва: Центр книги Рудомино, 2001. - 224 с.
7. Бондаренко П. П. Дети Кирпичного переулка. - Невский архив: историко-краеведческий сборник, 1993.
8. Вайль П. 60-е. Мир советского человека / Петр Вайль, Александр Генис. - Москва: АСТ: CORPUS, 2013. - 432 с.
9. Вайнштейн, О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. - Москва: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с.
10. Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник: Стат. Сб./Росстат. - Москва, 2015. - 190 с.
11. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917-1953. Под ред. А. Н. Яковлева. Сост. А. Н. Артизов, О. В. Наумов. Москва: Международный фонд "Демократия", 1999.
12. Володихин Д. Музыка наших дней / Д.М. Володихин. - Москва: Аванта +, 2002. - 432 с.
13. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Клиффорд Гирц. - Интерпретация культур. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 560 с.
14. Гуревич П. С. Философия культуры. Монография. - Москва: Канон +, 2014. - 424 с.
15. Дидуров А. Легенды и мифы Древнего Совка. - Москва: Издательство стандартов. - 1995. - 224 с.
16. Дымарский В. Н. Времена Хрущёва. В людях, фактах и мифах / Виталий Дымарский. - Москва: АСТ, 2011. - 352 с.
17. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. ХУШ-ХХ века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с.
18. Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство XX столетия / Л.М Кадцын. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2006. - 424 с.
19. Кнабе Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры. - Санкт- Петербург: Избранные труды. Теория и история культуры, 2006. - 50 с.
20. Козлов А. Козёл на саксе / Алексей Козлов. - Москва: Вагриус, 1998. - 448 с.
21. Конен В. Новые массовые жанры в музыке ХХ века / В.Д. Конен - Москва: Музыка, 1994. - 160 с.
22. Костырченко Г. В. Сталин против «космополитов». Власть и еврейская интеллигенция в СССР. / Г. В. Костырченко. - Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2010. - 415 с.
23. Лебина Н. Б. «Мужчина и женщина Тело, мода, культура. СССР - оттепель» / Наталия Лебина. - Москва: Новое литературное обозрение, 2015. - 172 с.
24. Лебина Н. Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю / Наталия Лебина. 3-е издание. - Москва: Новое литературное обозрение, 2018. - 488 с.
25. ЛебинаН.Б. «Пассажиры колбасного поезда»: этюды к картине быта российского города 1917 - 1991 / Наталия Лебина. - Москва: Новое литературное обозрение, 2019 - 584 с.
26. Литвинов Г. Стиляги. Как это было / Г. Литвинов Ю. Коротков - Санкт-Петербург: Амфора, 2008. - 156 с.
27. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн. - Москва; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.
- 464 с.
28. Миллер Л. А у нас во дворе. - Москва: АСТ: CORPUS, 2014. - 480 с.
29. Найман А. Г. Славный конец бесславных поколений. - Москва: Вагриус, 1999. - 384 с.
30. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Елена Омельченко. - Москва: Институт социологии РАН, 2000. - 262 с.
31. Парфёнов Л. Намедни. Наша эра. 1946 - 1960 / Леонид Парфёнов. - Москва: КоЛибри, 2014. - 288 с.
32. Пелипенко А. А. Культура как система. - Москва: Языки русской культуры, 1998. - С. 183.
33. Погодин Н. Ф. Собрание драматических произведений в пяти томах. Москва: Искусство, 1960—1961.
34. Раззаков Ф. Вторжение в СССР. Мелодии и ритмы зарубежной эстрады / Фёдор Раззаков. - Москва: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2015. - 480 с.
35. Раззаков Ф. Скандалы советской эпохи / Фёдор Раззаков. - Москва: Эксмо, 2008. - 704 с.
36. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер.
- Москва; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2002. - 624 с.
37. Рошак Т. Истоки контркультуры / Теодор Рошак. — Москва: АСТ, 2014. — 384 с.
38. Саульский Ю. Советский джаз / Юрий Саульский, Юрий Чугунов. - Москва: Советский композитор, 1987
39. Славкин В. Памятник неизвестному стиляге. Москва: Артист. Режиссер. Театр, 1996. - 314 с.
40. Стеблов Е. Против кого дружите? Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 304 с.
41. Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу / Артемий Троицкий. - Санкт- Петербург: Амфора, 2008. - 273 с.
42. Троицкий А. Субкультура. История сопротивления российской молодёжи 1815-2018 / Артемий Троицкий. - Москва: Белое яблоко, 2019. - 224 с.
43. Троицкий А. Я введу вас в мир поп / Артемий Троицкий. - Москва: Время, 2009. - 579 с.
44. Троицкий А.Back in the USSR / Артемий Троицкий. - Санкт-Петербург: Амфора, 2007. - 263 с.
45. Троицкий А.Poplex / Артемий Троицкий. - Санкт-Петербург: Амфора, 2009. - 165 с.
46. Успенский Б. А. Избранные труды, том I. Семиотика истории. Семиотика культуры, 2-е изд. Москва: Языки русской культуры, 1996. - 608 с.
47. Цалер И. Великие джазовые музыканты. 100 историй о музыке, покорившей мир / Игорь Цалер. - Москва: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2011. - 479 с.
Учебные пособия
48. Ерасов Б. С. Социальная культурология. Учебник для студентов высших учебных заведений. - Москва: Аспект пресс, 2000. - 591 с.
49. Иконникова С. Теория культуры: Учебное пособие. — Санкт- Петербург: Питер, 2008. - 592 с.
50. Ионин Л. Г. Социология культуры. - Москва Социология культуры: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. —4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427 с.
51. Кириллова Н. Медиакультура: теория, история, практика: учебное пособие / Н. Б. Кириллова. - Москва: Академический проект; Культура, 2008. - 496 с.
52. Лурье С. В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. — Москва: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. — 624 с.
53. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. - Москва: Академический проект, 2000. - 496 с.
Энциклопедии и словари
54. Философский энциклопедический словарь. - Москва: Советская энциклопедия. - 1983.
Журналы, статьи, конференции
55. Багдасарян О. Ю. «Взрослая дочь молодого человека» и «Памятник неизвестному стиляге» В. Славкина: поколение 1950-х в эпоху застоя // Политическая лингвистика. 2010. №3.
56. Багдасарян О. Ю. Поколение, образовавшее субкультуру: репрезентации стиляжничества в произведениях 1990-2000-х гг. // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 4 (157). С. 127-138
57. Беляев И. Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3. — Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.
58. Виниченко И. В. Концепция советского вкуса в моде и потребительской культуре периода «Оттепели» // ОНВ. 2011. №5 (101).
59. Виниченко И. В. Отношение советского общества к появлению альтернативной моды // ОНВ. 2013. №1 (115).
60. Виниченко И. В. Механизмы трансляции моды в СССР в период «Оттепели» // ОНВ. 2008. №6 (74).
61. Виниченко И. В. «Советская мода» в контексте социально-экономической и культурной жизни СССР 1950-60-х годов // ОНВ. 2008. №3 (67).
62. Габур В. С. Влияние моды на культурное сознание молодёжи: феномен стиляг в СССР в 1940-1960-е гг // Вестник ВятГУ. 2011. №4-1.
63. Грицай В. В. Кризисные проявления в культурной жизни советской молодежи в послевоенный период // Вестник КРУ МВД России. 2014. №4 (26).
64. Грицай В. В. Основные тенденции развития государственной политики в отношении советской молодежи и проявления неформальной культуры в ее среде в первое послевоенное десятилетие // Общество и право. 2015. №1 (51).
65. Дюркгейм Э. Норма и патология. // Рубеж, 1992. № 2. С. 82-89.
66. Ершова Ю. Я. Культура, субкультура, контркультура: дефиниция и демаркация понятий // Вестник СПбГУК. 2016. №4 (29).
67. Карпова Ю. Б. Молодежная мода в официальной советской сатире на примере журнала «Крокодил» // ТРУДЫ СПБГИК. 2010.
68. Кировский рабочий. 09.1957 г.
69. Ковальчук С. Социальная политика советского государства и неформальные молодежные объединения (1945-1953 годы) // Символ науки. 2016. №11-3.
70. Конохова А. С. Образ Запада в СССР и его влияние на мировоззрение советской молодежи в эпоху Н. С. Хрущёва // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2015. №1.
71. Косматова Е. В. Социальная повседневность 1950—1960-х годов. К историографии вопроса // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. №1.
72. Крокодил. - 1949. - № 7.
73. Крокодил. - 1953. - № 25.
74. Крокодил. - 1957. - № 24.
75. Крокодил. - 1958. - № 18.
76. Крокодил. - 1959. - № 10.
77. Крокодил. - 1960. - № 2.
78. Крокодил - 1962. - № 8.
79. Ленинградская правда. 1955. 9 июля.
80. Махортова О. В. Семиотика культуры в работах Б. Успенского // Аналитика культурологии. 2010. №18.
81. Мертон Р. Социальная структура и аномия //Социология преступности (Современные буржуазные теории) Москва, 1966. - С. 299-313.
82. Никифоров А. Л. Зарождение оппозиционных настроений среди советской молодежи в послевоенное «Сталинское» десятилетие // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2010. №1.
83. Осипов А. Г. Стиляги. Эпатажное течение в молодежной среде 1940-1960-х гг // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011.
84. Парийчук А. В. Молодёжная субкультура как игра // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289).
85. Петров В. А. Страх, или Жизнь в Стране Советов. — Санкт-Петербург.: Юридический центр Пресс. — 2008.
86. Правда. 1928. 18 апреля.
87. Работница. 1952. № 2.
88. Работница. 1952. № 3.
89. Работница. 1952. № 2.
90. Работница. 1957. № 1.
91. Работница. 1957. № 2.
92. Работница. 1961. № 12.
93. Разлогов, К. Феномен массовой культуры / К. Разлогов // Культура, традиции, образование. - Москва, 1990. - С. 6.
94. Рот-Ай, К. Кто на пьедестале, а кто в толпе? Стиляги и идея советской «молодежной культуры» в эпоху «оттепели» // Неприкосновенный запас. 2004. № 4.
95. Скакун А. С. Основные подходы к дефиниции понятий «Молодежная культура» и «Молодежные субкультуры» // Регионология. 2014. №3 (88).
96. Смена. 1954. 24 октября.
97. Ципурский Г. «Комсомолу приходится объявить беспощадную и решительную войну против всех типов стиляг». Политика в отношении «Вестернизированной» молодежи в советском Союзе при Н. С. Хрущеве // НИР. 2013. №3 (8).
98. Рафикова С. А. Субкультура или подражательство? Стиляги сибирской провинции // Культурологический журнал. 2010. №2.
99. "Среди безработных отмечено много самоубийств" // "Коммерсантъ Власть", 2006. №47.
100. Фетисова Т. А. Платформа против калош, или стиляги на улицах советского города // Вестник культурологии. 2008. №3.
101. Флиер А. Я. О функциях символа в культуре // Культура культуры. 2016. №4 (12).
102. Хлевнюк О. В. Холодный мир: Сталин и завершение сталинской диктатуры / О. В. Хлевнюк, Й. Горлицкий; [пер. с англ. глав 1,2,6 А. А. Пешкова]. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2011. — 231 с.
103. Хрущёв Н. С. О культе личности и его последствиях: Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н. С. XX съезду КПСС // Известия ЦК КПСС. 1989.
104. Ястребицкая А. Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории. 1991. Москва: Наука, 1991. С. 95.
Электронные ресурсы
Громов Д. Основные параметры и закономерности формирования
молодежных субкультур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://postnauka.ru/longreads/2491(дата обращения: 27.10.2019)
106. Гуревич П. С. Культурология. XX век / П. С. Гуревич. - URL: http : //dic.academic. ru/dic. nsf/enc_culture/671 /субкультура (дата обращения: 31.05.2020).
107. Евтушенко Е. Нигилист [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abway1234567.blogspot.com/2017/07/blog-post_76.html(дата обращения 5.05.2020).
108. Интервью И. В. Сталина газете "Правда" о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coldwar.ru/stalin/about_churchill.php(дата обращения: 1.05.2020).
109. Клоун Борис Вяткин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://images.vfl.ru/ii/1455508139/15836c3e/11477358.jpg(дата обращения: 1.05.2020).
110. Мошков К. Джаз в СССР: хронология / К. Мошков - URL: http://www.moshkow.net/sovietjazz.htm(дата обращения: 01.06.2020).
111. НИНА ДОРДА: МЕНЯ ПЕРЕВОСПИТЫВАЛА МИНИСТР КУЛЬТУРЫ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trud.ru/article/05-05-
2005/87272_nina_dorda_menj a_perevospityvala_ministr_kultury.html (дата обращения: 14.04.2020).
112. Рубцов, Н. СТИХОТВОРЕНИЯ, НЕ ВОШЕДШИЕ ПРИ ЖИЗНИ ПОЭТА В СБОРНИКИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rubtsov- poetry.ru/poetry/shout_2.htm(дата обращения: 14.04.2020).
113. Советская музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sovmusic.ru/text.php?fname=aidapare(дата обращения: 1.05.2020).
114. Тексты песен Виктора Цоя [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://lyricshare.net/ru/kino-viktor-coy/kogda-to-tyi-byil-bitnikom- accords.html(дата обращения: 14.05.2020).
Фултонская речь У. Черчилля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://youtu.be/aeacV43lvaU(дата обращения: 1.05.2020).
116. "Brother, Can You Spare a Dime?" Bing Crosby [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=eih67rlGNhU(дата обращения: 14.05.2020).
Источники на английском языке
117. Amy Helen Bell Teddy Boys and Girls as Neo-flaneurs in Postwar London // The Literary London Journal, Volume 11 Number 2, 2014.
118. Davenport, Lisa E. Jazz Diplomacy. Univ. Press of Mississippi, 2009. — p. 219.
Видео- и аудиоматериалы
119. Бродвей нашей юности // режиссёр Алексей Габрилович. - Россия, 1996.
120. Дело пёстрых // режиссёр Николай Досталь. - СССР, 1958.
121. Секрет красоты // режиссёр Василий Ордынский. - СССР, 1955.
122. Медовый месяц // режиссёр Надежда Кошеверова. - СССР, 1961.
123. Повесть о первой любви // режиссёр Василий Левин. - СССР, 1957.
124. Тени на тротуарах // режиссёры Владимир Краснопольский, Валерий Усков. - СССР, 1960.
125. Серенада солнечной долины // Брюс Хамберстоун. - США, 1941.
126. Совершенно серьёзно // режиссёры Эльдар Рязанов, Наум Трахтенберг, Эдуард Змойро, Владимир Семаков, Леонид Гайдай. - СССР, 1961.
127. Стиляги // режиссёр Валерий Тодоровский. - Россия, 2008.
128. Ход конём // режиссёр Татьяна Лукашевич. - СССР, 1962.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ