ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ
СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ……………………………………..………….5
1.1. Цели, задачи спортивной тренировки…………………………………...…5
1.2 Средства спортивной тренировки…………………………………………..7
1.3 Структура тренировочного процесса………………..…………………….10
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ...13
2.1 Структура построения спортивной тренировки спортсменов
в различных видах спорта………………………………………………..…….13
2.2. Организация тренировочного процесса легкоатлетов..…………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...28
Проблематика спортивной тренировки и структуры ее построения в разных видах спорта, была, есть и остается актуальной и требует дальнейшего углубленного решения. На сегодняшний день общие теоретические положения спортивной подготовки разработаны в целом. Основой для теоретического обобщения послужили факты, результаты наблюдений и экспериментальных исследований, полученные в основном в спорте с объективной оценкой результатов. В то же время остается неисследованным, в частности, в какой степени общие положения и закономерности, выявленные в теории спорта, справедливы для подготовки высококвалифицированных спортсменов в видах спорта с различной оценкой результатов.
Данная проблематика обусловлена отсутствием необходимой информации в плане имеющихся данных о том, насколько общие положения теории спорта о построении спортивной подготовки, полученные на основе объективной оценки результатов являются справедливыми или не справедливыми. Тренировочный процесс в некоторых спортивных видах должен подчиняться и регулироваться общими законами спортивной подготовки, и некоторыми специфическими, которые могут относиться к спортивным играм в целом, а также регулироваться теми закономерностями, которые производят свое действие только в некоторых видах спорта, в силу специфики соревновательной деятельности в них.
Структура спортивной подготовки включает разные виды подготовки: общефизическую подготовку, специальную физическую, техническую, умственную, тактическую, теоретическую, а также может включать внетренировочные и внесоревновательные факторы. В зависимости от специфической составляющей спорта соотношение различных видов тренировок способно варьироваться, и для того, чтобы увеличить эффективность тренировки, нужно четко понимать цели и уметь определять наиболее необходимые и важные виды тренировок для достижение определенной цели и показателей в спорте.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности построения спортивной тренировки в различных видах спорта.
Объект исследования: спортивная тренировка (на примере построения тренировочного процесса легкоатлетов).
Предмет исследования: процесс построения спортивного тренировочного процесса в различных видах спорта.
Гипотеза исследования: предположим, что спортивная тренировка и особенности ее построения могут сказаться на уровне подготовленности спортсменов в различных видах спорта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные аспекты построения тренировки: выявить цели, задачи, средства, а также структуру тренировочного процесса.
2. Определить основную структуру построения спортивной тренировки спортсменов в различных видах спорта, на примере легкоатлетов.
Методология исследования – состоит в обобщении и анализе научных трудов отечественных и зарубежных авторов по теме спортивной тренировки и структуре построения тренировочного процесса в различных видах спорта, а именно, общие закономерности спортивной тренировки: Н.Г.Озолина, Л.П.Матвеева, В.И.Зациорского, М.Я.Набатниковой, В.Н.Платонова, А.А.Тер-Ованесян, В.П.Филина.
Методы исследования: наблюдение, изучение документальных источников, изучение литературы, экспериментальный.
Практическая значимость результатов исследования заключается в определении прикладных положений по реализации результатов работы, в частности подходов к выбору специально-подготовительных средств тренировки, в разработке вариантов построения тренировочных занятий.
Следующие тенденции имели и продолжают иметь прогрессивное значение в формировании современных научных и прикладных представлений о спортивной подготовке.
Переход от преимущественно фрагментарных представлений об отдельных компонентах спортивной подготовки к интегративному рассмотрению ее как целостного процесса, отдельные компоненты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если раньше в различных руководствах и научных публикациях по спортивной подготовке явно доминировало своего рода расчлененное описание ее элементов (отдельных тренировочных упражнений и методов их выполнения, конкретных параметров нормирования нагрузки и т.д.), то в последние десятилетия все больше внимания уделяется общему порядку развертывания тренировочного процесса на всех его этапах, периодах, циклах.
Углубляется рассмотрение связей круглогодичной и многолетней спортивной подготовки с другими сферами жизнедеятельности спортсмена. В этом аспекте спортивная подготовка предстает как один из компонентов или, точнее, подсистема более широкой системы, которая, помимо тренировок, органично включает в себя систему спортивных соревнований, а также совокупность внетренировочных и внесоревновательных факторов спортсмена тренировка. Обе эти тенденции хорошо вписываются в русло системного подхода, который, как хорошо известно, получил всеобщее признание как интегративный метод современного научного познания. Он, конечно, не исключает аналитико-избирательных подходов, но выдвигает акцент не на поэлементном, а на целостном восприятии рассматриваемых объектов в их реальной недифференцированности с особым вниманием к упорядочивающим, систематизирующим принципам. Естественно, этот подход должен быть ведущим в обобщающей теории спорта. Среди его проблем одно из центральных мест занимают проблемы системного построения спортивной подготовки. В виде циклов различной продолжительности процесс спортивной тренировки разворачивается как в больших, так и в относительно малых временных масштабах. Соответственно, в дополнение к макроциклам он различает средние циклы (мезоциклы, которые часто бывают ежемесячными или почти ежемесячными) и малые циклы (микроциклы недельной или немного иной продолжительности). Не вдаваясь в подробное рассмотрение факторов, зависимостей и обстоятельств, определяющих эти циклы (мы все еще говорим об этом), в принципе, важно отметить естественную природу цикличности процесса спортивной тренировки и необходимость целенаправленной оптимизации его как микро-, мезо- и присущие ему макроциклы разворачиваются в единстве с системой спортивных соревнований. Именно на это ориентирован принцип циклического построения спортивной тренировки.
В сжатой форме его основные положения обязывают: при построении спортивной подготовки исходить из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и в то же время последовательно изменять их, как того требуют законы циклической трансформации тренировочного процесса; принимая решения о целесообразности использования в нем тех или иных средств и методов, учитывайте, среди прочего, насколько они соответствуют особенностям фаз, этапов и периодов тренировочных циклов, потому что любые средства и методы подготовки, какими бы хорошими они ни были сами по себе, теряют эффективность, если применяется в неподходящее время и не к месту: то же самое относится к нормированию тренировочных и соревновательных нагрузок и к регулированию их динамики.
1. Авдеев М.М. Сочетание работы различной преимущественной направленности в занятиях и микроциклах при тренировке квалифицированных ватерполистов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1984. - 24 с.
2. Айрапетьянц Л.Р. Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок высококвалифицированных волейболистов в годичном цикле подготовки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981. - 22 с.
3. Биохимия спорта: Учебник для ин-тов физ.культуры / Под общ. ред. Яковлева H.H. М.: Физкультура и,спорт, 1974. 340 с.
4. Бондарчук А.П. Педагогические основы системы подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-метателей: (Теория, методика, практика): Дис. . д-ра пед. наук в форме науч. докл. М., 1987. - 48 с.
5. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 311 с.
6. Введение в теорию физической культуры: Учеб, пособие для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 128.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, IS77. - 215 с.
8. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
9. Виру A.A., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения.- М.: Физкультура и спорт, 1988. 142 с.
10. Бзссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1973. - 143 с.
11. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: Учебник для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1979.1. С. 235-254.
12. Игнатьева В.Я. Оценка соревновательной и тренировочной деятельности гандболистов высших разрядов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. M., 1982. - 23 с.
13. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 2018. – 172с.
14. Михайлов В.В., Минченко В.Г. Распределение тренировочной нагрузки в годичных циклах подготовки спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 2018. № 3. С. 23-26.
15. Теория и методика физической культуры / Под ред. В.М. Шияна. - М.: Просвещение, 2018. – 216с.
16. Теория спорта: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа, 2017. – 172с.
17. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2019 – 162с.
18. Построение тренировочных занятий в спортивной подготовке. https://docs.yandex.ru/(дата обращения: 19.04.2022)
19. Основы спортивной тренировки. http://shorbalakovo.ucoz.net/(дата обращения: 29.04.2022)