ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА 11
1.1. Культурное пространство: структура, сущность и общекультурный
статус 11
1.2. Специфика культурного пространства г. Екатеринбурга 20
ГЛАВА II. STREET ART КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 27
2.1. История и современные формы проявления стрит - арта 27
2.2. Городское пространство как территория существования стрит - арта. 50
2.3. Особенности проявления стрит - арта в г. Екатеринбурге 53
2.4. Эмпирическое исследование: опрос молодежи Екатеринбурга об их
отношении к стрит - арту 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 121
Процессы, протекающие в городах, оказывают воздействие на жизнь всего общества и отдельной личности. Образ города - это во многом и образ создавшей его культуры, наиболее точно выражающий ее суть и сущность.
Культурное пространство города - особое, уникальное явление - это пространство реализации человеческих желаний, возможностей, задатков, осуществления социальных программ, целей и идей. Одной из форм свободного самовыражения человека в культурном пространстве города стало Street Art (уличное искусство), довольно молодое явление, изначально обладающее протестной составляющей. Уличное искусство - это, прежде всего, донесение идеи художника широкому кругу обычных, неподготовленных зрителей; именно это позволяет художникам развивать больше не эстетические качества своего произведения, а его публичность, тиражировать свое творчество с максимальной отдачей и обратной связью от общества.
Стоит отметить, что существование искусства всегда зависит от публичности и в особенности, уличное искусство. Тем не менее, искусство всегда находится в поиске пространства для презентации. Где же находится пространство, которое мы считаем «публичным»? На улице, в театре, торговом центре? В парке, на природе? Еще несколько лет назад, художники уличного искусства, выражая себя в общественных местах, считались варварами, а само искусство - вандализмом. В XXI веке об уличном искусстве стала говорить медиа - сфера. Street Art начал приобретать новый статус, и на сегодняшний день занимает свое почетное место в культуре городской среды.
Однако же в России любой «самостоятельный жест» не вызывает одобрения в обществе, даже art-объекты (граффити, стикер - арт, постеры, флэшмобы, видеопроекции и уличные инсталляции) не выражающие никакого политического или религиозного подтекста, никакого отрицания человеческих ценностей, имеющие глубокий философский смысл, не принимаются большинством жителей города.
Поэтому исследование уличного искусства в культурном пространстве города, его истории и современных форм проявления, видится нам актуальным, особенно на сегодняшний день. Для нашего исследования значимо выяснить специфику культурного пространства города Екатеринбурга, то, каким образом художники направления Street Art выражают себя на улицах уральской столицы. Также в исследовании представленной темы важно уделить особое внимание проходящему в Екатеринбурге Всероссийскому фестивалю уличного искусства «Стенеграффия» и изучить первую в России Галерею уличного искусства «Свитер», где художники Street Art представляют свои работы, которые с улицы плавно перешли под крышу.
Степень научной разработанности проблемы. Стрит - арт в культурном пространстве города постепенно становится объектом теоретического исследования. Культурология крайне редко обращалась к изучению данного аспекта существования в целом граффити и стрит - арт культуре. Проблема существования различных форм и направлений стрит - арта и отношения жителей и самих художников к данной деятельности на сегодняшний день транслируется через множество интервью с наиболее известными стрит - райтерами. Некоторые труды, в которых представлены теоретические исследования культурного пространства, городского культурного пространства и такого течение в изобразительном искусстве как стрит - арт, оказались важными для данной работы. В частности, это труд Н. Самутиной «Не только Бэнкси: стрит - арт в контексте современной городской культуры»1. В данной работе освещается несколько злободневных вопросов стрит - арта: неопределимый барьер и различия между стрит - артом и современным искусством в его институциональной форме, анализируются попытки вписать стрит - арт в раздел официального искусства, наличие или отсутствие жестких границ между граффити и стрит - артом и основная мысль статьи - эфемерность стрит - арта, вопрос архивирования и сохранности произведений уличного искусства. Вышеизложенные вопросы автор статьи освещает в контексте трех последовательных концептуально продуманных проектов. Эти три проекта рассказывают о городском существовании, каждый в своей технике и форме, но схожие в смысле понимания задач и сущности уличного искусства.
Нестандартная точка зрения на тему стрит - арта как феномена культуры представлена Д. Голынко-Вольфсон в статье «Стрит - арт: теория и практика обживания уличной среды»2.
Большое значение для нас представляют работы зарубежных исследователей, а именно Charles Landry «Creative City»3 (Чарльз Лендри «Креативный город»). Автор теоретически и практически описывает, каким образом города превратить в «человечные» центры творчества, анализирует городские проблемы и их креативные решения, рассматривает креативное мышление художника, творческую трансформацию города и многое другое.
Также автор работы «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» Ричард Флорида затрагивает актуальные вопросы, исследуя создателей стрит - арта на улицах городов как креативный класс, называя их «профессионалы без галстука на работе»4.
Основополагающими для данного исследования стали следующие труды: А.А. Боев «Единое культурное пространство - пространство единой культуры»5, где раскрывается вопрос о существовании и восприятии культурного пространства. Книга известного английского искусствоведа Brandon Taylor «ART today»6 (Брэндон Тейлор «Актуальное искусство 1970- 2005 гг.»), посвященная описанию времени, когда мир переживал огромные изменения. Интернет, высокие технологии, социальные противоречия - все это породило новые тенденции в культуре, живописи, скульптуре, в кино и фотографии. Автор размышляет о том, что уже успело стать классикой, и о том, что только начинает признаваться искусством...
В ходе исследования, обратившись к изучению трудов российских авторов, исследовавших понятия «культурное пространства» и «городское культурное пространство», было выяснено, что культурное пространство города - это территория, объединяющая ценности общества, его отношение к миру в рамках определенной культуры. Культурное пространство всегда непосредственно связано и не воспринимается вне сознания человека и его деятельности. Если же говорить о понятии городское культурное пространство, его можно охарактеризовать, как многоуровневую систему, главная задача которой - воспроизведение и оживление городского образа жизни. Оно соединяет в себе политическую жизнь, науку, материальное производство жизнедеятельности человека, учреждения культуры, художественное творчество и социальную инфраструктуру. Другими словами, городское культурное пространство - это живой, пульсирующий культурный процесс.
В нашем исследовании особое внимание было уделено культурному пространству Екатеринбурга, которое соединяет в себе историческую преемственность и настоящую, современную жизнь горожан и социальных групп. Екатеринбургское социокультурное пространство является местом объединения различных сообществ и субкультур. Именно жители города трансформируют культурное пространство, создавая культурные объекты - парки отдыха, здания, памятники и др., наделяя их определённой ценностью и смыслом.
Проведя анализ истории, тенденций, направлений и современных форм проявления стрит - арта в России, и, безусловно, уделив внимание истории зарождения зарубежного стрит - арта, мы выявили следующее.
На сегодняшний день в России работают стрит-арт художники, придерживающиеся трех разных традиций, исторически сложившиеся в уличном искусстве: англо-американской, французской и отечественной, берущей начало от футуризма. Все три направления в большей или меньшей степени влияют на деятельность стрит-райтеров.
Сбор, обобщение и анализ работ самых ярких российских художников street art, позволил определить, что у большинства из них превалирует влияние именно французской традиции, т.е. создание смыслообразующих и декоративно привлекательных art-объектов.
Сегодня Street art в России бурно развивается, привлекая все больше внимания со стороны публики, художественных институций и СМИ. Все больше организуется проектов и фестивалей с легальной платформой, где художник может высказаться на заданную тему. В то же время каждый художник не теряет связь с миром и улицей, с актуально-социальными и остро- политическими проблемами, в протестной форме высказывая свое мнение и возможно, мнение общества.
Исследовав тему стрит - арта в Екатеринбурге, посредством изучения деятельности первой на Урале галереи уличного искусства «Свитер» и опыта работы Всероссийского фестиваля уличного искусства «Стенограффия», мы определили, что городское культурное пространство Екатеринбурга является одним из популярных для многих известных российских и иностранных художников стрит - арта.
В Екатеринбурге существует своя специфика и некоторые особенности стрит - арта, проявляющиеся в следующем: 1) освещение значимых тем и создание множества art-объектов, просвещающих и погружающих зрителей в историю России и Екатеринбурга (например, портреты Екатерины I и В.Н. Татищева, тема Победы в ВОВ, сохранения экологии, дружбы народов и др.); 2) возможности художника создавать легальные и не легальные работы;3) особенности используемых техник: трафарет, интервенция, спрей-арт и постер-арт претендующие на декоративную привлекательность, а не «бомбинг» и «граффити»; 4) профессиональной способности работы с администрацией и властями города, нахождении пути сотрудничества и поддержки молодых уличных художников и проектов Street art; 5) сохранении протестной, бунтарской сущности уличного искусства в умах урожденных екатеринбургских художников и в содержании их работ; 6) грамотной возможности продажи art-объектов Street art и впоследствии заработка для стрит - райтера.
Все это показывает баланс и сочетание всех граней и возможностей стрит - арта, отмечаемый специалистами и представителями этого направления искусства в городе Екатеринбург. Все городские art - объекты привлекают острое и повышенное внимание зрителей, а в особенности более интересны и актуальны работы художников, работающих в традициях французского течения.
Проведенное социологическое исследование позволило определить отношение молодежи Екатеринбурга к стрит - арту. В частности, было выявлено, что в данном городе стрит - арт поддерживается администрацией города, но только в одном направлении (французская традиция) и по ограниченной тематике (исключающей социально-политическую критику). Жители города также приветствуют проявления эстетически- привлекательного и достойного стрит - арта, но при этом не разводят понятия «граффити» и «стрит - арт» и не разделяют существующие направления. Результаты проведенного опроса выявили еще одну проблему - отсутствие разъяснительной работы со стороны художников, арт-критиков, искусствоведов смысловой и теоретической составляющей стрит - арта жителям города как потенциальным зрителям. Кроме того, выявились проблемы с недостаточной практикой взаимодействия самих художников с публикой, критиками и потенциальными последователями их творчества среди молодежи. Такого рода встречи, беседы, разъяснительная работа с практикующими граффитчиками о том, как правильно формулировать и доносить свои мысли и идеи до зрителей через смысловые изображения, применение художественных решений, о границах арт-искусства и вандализма и т.п. были бы весьма полезны.
Представленное исследование лишь одна из первых попыток осмысления сущности и специфики уральского стрит - арта. Многие вопросы и проблемы еще ждут своего дальнейшего изучения. В частности, было бы важно проследить работу уральских художников при создании нелегальных объектов и, безусловно, расширить круг опрашиваемых в нашем социологическом исследование, т.е. обратить внимание на мнение старшего поколения жителей Екатеринбурга по отношению к стрит - арту.
1. Тейлор Б. Art Today. Актуальное искусство 1970-2005гг. / Б. Тейлор; пер. с англ. Э. Меленевская. - Москва : СЛОВО/SLOVO, 2006. - 369 с.
2. Дери М. Скорость убегания: Киберкультура на рубеже веков / М. Дери. - Екатеринбург : Ультра. Культура, 2008. - 478 с.
3. Зиммель Г. Большие города, их общественное, политическое и экономическое значение / К. Бюхер, Г. Майер, Г. Зиммель и др. - Санкт- Петербург : Просвещение, 1905. - 236 с.
4. Каган М.С. Человеческая деятельность ( Опыт системного анализа) / М. С. Каган. - Москва : Политиздат, 1974. - 328 с.
5. Лотман Ю. М. Семиосфера: культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Наука, 2000. - 526 с.
6. Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века / Ф. Т. Маринетти. - Москва : Прогресс, 1986. - 193 с.
7. Матюшин М. Опыт художника новой меры. Семиотика и авангард: Антология / М. Матюшин. - Москва : Академический проект, Культура, 2006. - 523 с.
8. Сорокин П. А. Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (главы из книги) / П. А. Сорокин // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. - Москва : Социология ; РЖ, 2010. - № 3. - 269 с.
9. Стрит-арт Екатеринбурга, фотоальбом. - Екатеринбург: Траст, 2010. - 288 с.: ил.
10. Фрисби Д. Разрушение города: социальная теория, мегаполис и экспрессионизм. Хрестоматия по дисциплине «Современная урбанистика» / Д. Фрисби. - Екатеринбург : Просвещение, 2008. - 215 с.
11. Хайдеггер М. Искусство и пространство. Время и бытие / М. Хайдеггер. - Москва : Республика, 1993. - 523 с.
2. Отдельный том из многотомного издания
12. Зиммель Г. Избранное: в 2-х т. Т. 2. Москва: Юрист, 1996. - 607 с.
3. Статьи из журналов и газет
13. Акиндалова Т. А. Искусство XX века в поисках новой парадигмы / Т.А. Акиндалова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. Философия, политология, психология, право, международные отношения. - Санкт - Петербург, 2003. - № 9. - 53 с.
14. Бакштейн И. Тезисы о современном искусстве / И. Бакштейн // Эстетика словестного творчества. - Москва : Искусство, 2007. - №3. - 16 с.
15. Бахтин М. М. Искусство и ответственность / М. М. Бахтин // Эстетика словестного творчества. - Москва : Искусство, 1979. - 302 с...