Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАК ИНСТИТУТ ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ: ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ

Работа №100442

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы88
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 11
1.1. Культурная память как магистральная тема музейной деятельности 11
1.2. Культурная память и идеология: формы соотношения и отражения в
музейном пространстве 19
1.3. Репрезентация культурной травмы в музейном пространстве на примере
музеев о холокосте 24
1.4. Музей истории ГУЛАГа в Москве: опыт музейной репрезентации
российской культурной травмы 37
ГЛАВА II. ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАК ОСНОВА
КОММУНИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ 43
2.1. Музей как пространство коммуникации 43
2.2. Мультимедиатехнологии в современных музейных экспозициях 49
Глава III. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ВЫСТАВКИ «ВСПОМНИМ», ПОСВЯЩЁННОЙ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 87

В современной науке исследование феномена памяти в смысловых значениях, применимых к историческому процессу, не теряет своей актуальности. Направление, зародившееся в ХХ веке, продолжает динамично развиваться, так как история человечества, содержащая эмпирический и теоретический материал для memory studies, благодаря своей многоаспектности позволяет обеспечить проблемное поле данной научной сферы многими вопросами, требующими ответов со стороны науки.
Культурную память можно по праву считать магистральной темой музейной деятельности, так как работа большинства музеев сегодня связана с осмыслением в разных формах опыта прошлого (в том числе, культурных травм), его интерпретации, визуализации и актуализации. Нередко научные исследования по той или иной теме становятся основой концепции и визуального решения выставки.
Изучением исторической и коллективной памяти занимался М. Хальбвакс, основоположник рассматриваемой нами научной сферы. Термин «культурная память» напрямую связан с трудами А. Ассман, Я. Ассмана, А. Хюссена, П. Хаттона. Поскольку память не является исключительно индивидуальным, личным опытом, но также частью коллективного, — культурная память стала темой исследования в историографии (Пьер Нора). Среди отечественных специалистов по теме культурной памяти можно выделить труды К. Э. Разлогова, А. И. Миллера В. A. Куренного и др. Отражение взаимосвязи культурной памяти, культурной травмы и музейной экспозиции можно найти в работах А. В. Смирнова, А. С. Завадского, Т. П. Полякова, Д. А. Комлевой и иных специалистов. Научное осмысление присутствия в экспозициях современных музеев технических средств мультимедиа как условия для продуктивной музейной коммуникации представлено в работах Ю. B. Пустовойт, Е. Р. Рождественской, М. Ю. Кряжевских.
Однако, несмотря на интерес к данной проблеме в научном сообществе, в работах практически не находит прямого отражения взаимосвязь культурной памяти о Великой Отечественной войне как отечественной культурной травме и практик современного музейного учреждения. Музеи сегодня обладают многими идейными и материальными ресурсами, которые способствуют выстраиванию успешной и двусторонней коммуникации с различными категориями посетителей по многим темам, в том числе и по такой трудной для однозначной трактовки темы, как Великая Отечественная война. Есть работы, которые посвящены музейной репрезентации зарубежных культурных травм (еврейский холокост), иные работы отражают присутствие культурных травм из истории России в музейном пространстве (сталинские репрессии); работы о взаимосвязи музейных практик и культурной памяти в общем и целом. Но трудно найти работу, которая была бы посвящена отражению важной для истории России культурной травмы — Великой Отечественной войны — в современном музейном пространстве сегодня. Эти факторы и определили попытку решения данной проблемы с точки зрения практикующего специалиста культурно-досуговой сферы.
Объект данного исследования — современный исторический музей.
Предмет — формы репрезентации памяти о культурной травме в пространстве современного исторического музея, обеспечивающие успешную музейную коммуникацию с посетителями.
Цель данной работы состоит в выявлении механизмов трансляции культурной памяти в процессе коммуникации с посетителями современного исторического музея на примере мультимедийной выставки «Вспомним» в екатеринбургском парке «Россия — Моя история».
Эта цель определила следующие задачи:
1. Выявить взаимосвязь культурной памяти и практик современного исторического музея;
2. Проследить взаимосвязь культурной травмы, идентичности и мемориальной политики;
3. Охарактеризовать опыт репрезентации культурной травмы в музее с помощью современных выставочных технологий;
4. Проанализировать использование мультимедийных технологий в музейном пространстве и их влияние на формы коммуникации с посетителями сегодня;
5. Разработать проект мультимедийного выставочного проекта «Вспомним», подразумевающего под собой репрезентацию культурной памяти о Великой Отечественной войне в музейном пространстве с использованием мультимедиатехнологий.
Теоретическо-методологической базой магистерской диссертации являются труды зарубежных и отечественных авторов в области теории и истории культурной памяти. Осознавая дискуссионность используемых понятий, отметим, что в работе идет речь о нескольких видах памяти, которые мы трактуем следующим образом:
Социальная память — определённое собрание (система) убеждений, относящихся к прошлому, принадлежащих к сфере социального сознания, в котором собственные воспоминания смешиваются с сообщениями, полученными от других. Это — общее, коллективное прошлое, интегрирующее отдельные воспоминания в единую картину .
Коллективная память — это транспоколенческая, долговременная память общества . Память и коллектив поддерживают друг друга: коллектив является носителем памяти, а память, в свою очередь, стабилизирует коллектив. Коллективная память склоняется к сильной аффектации по отношению к историческим датам, вырабатывая «иммунитет» против альтернативного восприятия истории.
Культурная память — специфическая для каждой культуры форма передачи и осовременивания культурных смыслов . Культурная память представляет собой обобщающее понятие для всякого знания, которое управляет поступками и переживаниями в специфических рамках взаимодействия внутри определённого общества и подлежит повторяющемуся заучиванию. Культурная память включает в себя «обосновывающие воспоминания», утверждающие законность и оправданность существующего порядка вещей. Её существование предполагает устойчивые объективации, наличие специальных носителей. Для её создания, хранения, трансляции в обществе создаются особые институты.
Историческая память — один из модусов более общей культурной памяти. Её функция создание идеального образа прошлого таким, каким оно должно было бы быть, чтобы оправдать легитимность существующего институционального порядка и пробудить чувство гордости за принадлежность к данной «мы-группе», ощущающей свое единство .
В работе были использованы следующие методы:
> Междисциплинарный подход позволил дать характеристику культурной памяти, культурной травмы и их взаимосвязи с историей с привлечением данных и методов культурологии, социологии, истории, философии;
> Сравнительно-исторический метод стал основой для анализа репрезентации разных культурных травм в музейном пространстве;
> Музейно-образный метод дал возможность выявить специфику экспозиций современных исторических музеев, использующих мультимедиатехнологии;
> Социально-культурное проектирование стало основой для разработки проекта в рамках диссертации.
Научная новизна работы состоит в следующем:
1. Выявлена взаимосвязь партиципаторного подхода в организации музейной деятельности и применения мультимедиатехнологий в современных музеях;
2. Проанализировано выставочное пространство, репрезентирующее культурную память, представляющее собой пример тотального включения мультимедиатехнологий в экспозицию без демонстрации каких-либо артефактов.
Практическая значимость
Выводы и теории, полученные в результате исследования культурной, коллективной и исторической памяти, могут в полной мере стать теоретическим и методологическим обоснованием экспозиций и выставочных проектов, отрабатывающих историческую тему и реализуемых соответствующими музейными учреждениями. Также в качестве практического применения исследования представлен проект мультимедийной выставки «Вспомним» на основе подготовленного теоретического материала. Выставка посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, её материал представлен с помощью технологий мультимедиа, и экспозиция является единственным проектом, представляющим историю отечественной культурной травмы в музее с помощью современных технологий.
Апробация результатов исследования:
Основные положения диссертации были представлены в докладах на следующих международных, всероссийских и межвузовских конференциях:
1. Международная научная конференция «Человек в мире культуры: проблемы науки и образования» (XIV Колосницынские чтения). Екатеринбург, 26-27 апреля 2019 г.
2. Симпозиум «Искусство в городе: теория, практика, управление». Екатеринбург, 23-25 мая 2019 г.
3. Межвузовский научный семинар молодых учёных «Медиакультура и медиаобразование: реалии и перспективы». Екатеринбург, 22 ноября 2019 г.
Публикации по теме исследования:
1. Бердюгина Е. Б. Утраченный символ города как новое «место памяти»: опыт Екатеринбурга 2018-2019 гг. / Е. Б. Бердюгина // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения) : материалы Международной научной конференции, 26-27 апреля 2019 г., Екатеринбург / под ред. Н. Б. Кирилловой и др. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — С. 305-309.
2. Бердюгина Е. Б. Медиатизация музейного пространства как способ репрезентации культурноисторической памяти: опыт мультимедийных экспозиций о России / Е. Б. Бердюгина // Медиакультура и медиаобразование: реалии и перспективы [Электронный ресурс] : Материалы Межвузовского научного семинара молодых учных, 22 ноября 2019 г., Екатеринбург / Урал. федер. ун -т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Н.Б. Кирилловой, И.Я. Мурзиной [и др.]. — Электрон. дан. — Екатеринбург : ООО «Институт образовательных стратегий, 2019. — 1 электрон. опт. диск (СО-КОМ). — С. 16-21.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурная память априори включена во все направления деятельности работы исторического музея; она накапливается, фиксируется, производится и презентуется в наглядном виде посредством организации экспозиций и проведения других форм музейной работы, коммеморации.
2. Политика памяти является инструментом формирования национально- государственной идентичности, конструирования культурной памяти о прошлом в идеологических целях.
3. Воздействие на эмоциональное состояние посетителя и его вовлечение постоянный двусторонний диалог с современным музейным пространством, которые подразумевает партиципаторный подход, обеспечивают идентификацию посетителя с группой, пережившей культурную травму.
4. Присутствие современных аудиовизуальных мультимедиатехнологий в музее обеспечивает многостороннее развитие музейной коммуникации.
5. Создание мультимедийной выставки «Вспомним» в историческом парке «Россия — Моя история. Свердловская область», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, обеспечит актуализацию памяти среди молодого поколения об отечественной культурной травме благодаря применению партиципаторного подхода в организации экспозиции, основанного на мультимедийной подаче нарратива.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Первая глава посвящена изучению взаимосвязи культурной памяти и музейной деятельности, анализу идеологической составляющей исторических экспозиций и музейной репрезентации культурной травмы. Во второй главе исследуются формы взаимодействия, коммуникации с посетителями, обеспеченные техническими новациями современных музеев, а также анализ присутствия мультимедиатехнологий в выставочном пространстве сегодня. В третьей главе представлен проект мультимедийной выставки «Вспомним», которая будет открыта в 2020 году в Мультимедийном историческом парке «Россия — Моя история. Свердловская область» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В заключении подводятся общие итоги работы. Приложение содержит фотографии некоторых залов и афишу выставки «Вспомним».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Взаимосвязь культурной памяти и практик современного исторического музея благодаря проделанной исследовательской работе нам представляется очевидной, так как как исторические музеи были, есть и, вероятнее всего, останутся в будущем институциями, «местами памяти», в которых культурная память накапливается, фиксируется, производится и презентуется в наглядном виде посредством организации экспозиций и проведения других форм музейной работы, коммеморации. Культурная память априори включена во все направления деятельности работы, что подтверждает её определение как магистральной темы музейной деятельности. Особенно это прослеживается в деятельности исторического музея, который фактом своего существования утверждает актуальность коммеморативных практик для того, чтобы не предать забвению важные события из истории какой-либо группы, наполняющие культурную память.
Опыт переживания травматогенных событий и последующее осмысление культурной травмы могут вполне обоснованно выступить фактором формирования новой национальной идентичности или укрепления уже существующей. В этом случае следует говорить о политике памяти и различных практиках, её обеспечивающих. В контексте конструирования национально-государственной идентичности известен целый ряд примеров, где в качестве основы был взят опыт переживания исторической памяти о травматическом прошлом (например, о роли той или иной нации во Второй мировой войне). К искусственному конструированию культурной памяти, обеспечивающему достижение необходимых политических целей, могут апеллировать и структуры, открыто или негласно формирующие государственную идеологическую систему (мнемотические акторы). Манипуляции мнемотических акторов с коллективной памятью являются наиболее эффективными стратегиями в области «политики идентичности», позволяющими создавать, уничтожать или корректировать те или иные образы прошлого, изменяя тем самым у социальной общности образ себя и окружающих.
Культурная травма, с учётом событий, которые произошли во всемирной истории за последние сто с небольшим лет, становится одной из востребованных тем в рамках музейных коммеморативных практик. Об этом свидетельствует успешная деятельность еврейских музеев и музеев холокоста в США, Г ермании и России. Большинство экспозиций современных музеев, репрезентирующих в своих стенах культурную травму как часть культурной памяти, создано с применением принципов партиципаторного подхода. Воздействие на эмоциональное состояние посетителя и его вовлечение постоянный двусторонний диалог с музейным пространством, которые подразумевает партиципаторный подход, обеспечивают идентификацию посетителя с группой, пережившей культурную травму. Нарратив, реалистично реконструирующий обстановку и атмосферу травматогенных событий, нередко представленный с помощью средств мультимедиа, предлагает посетителю условно почувствовать себя жертвой травмы, провоцируя новый уровень музейной коммуникации (взаимодействие экспозиции и посетителя), что в свою очередь может способствовать формированию морально-нравственных установок неповторения культурной травмы в будущем как у одного посетителя, так и у социума в принципе.
Всё больше увеличивающееся присутствие современных аудиовизуальных мультимедиатехнологий в музее обеспечивает качественное развитие музейной коммуникации. Отвечая потребностям современной аудитории в переживании эмоций, чувств, связанных с формированием и развитием актуальной культуры потребления, интерактивный музей обладает большим потенциалом изобретения новых форм музейной коммуникации, транслируя таким образом культурную память с помощью привычного современному человеку языка мультимедиа.
Присутствие мультимедийных технологий в экспозиционном пространстве может быть осуществлено двумя вариантами: включением множественными способами в нарратив, состоящий из артефактов, или же использованием аудиовизуальных технологий в качестве самостоятельных экспозиций без артефактов. Как показывает практика, большинство музейных институций выбирают в своей деятельности первый вариант, но также сейчас есть реализованные музейные проекты (например, парки «Россия — Моя история»), экспозиции которых подразумевают тотальное включение мультимедийных технологий в выставочное пространство.
Создание мультимедийной выставки «Вспомним» в историческом парке «Россия — Моя история. Свердловская область», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, обеспечит актуализацию памяти среди молодого поколения об отечественной культурной травме благодаря применению партиципаторного подхода в организации экспозиции. История войны, рассказанная её участниками от первых лиц и визуализированная посредством актуальных медиатехнологий в музейной деятельности, погрузит посетителя в контекст событий 1941-1945 годов, воздействуя на его эмоции и чувства. Условная идентификация посетителей и людей, испытавших на себе травму Великой Отечественной войны, будет способствовать формированию ориентации на неповторение травматогенных событий в будущем, а также сохранению культурной памяти о ВОВ среди подрастающего поколения.
Перспективой данного исследования может стать разработка методологического подхода в организации музейной экспозиции, основанного на присутствии мультимедиатехнологий как самостоятельных экспонатов, заменяющих собой традиционный музейный предмет.



1. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 01.04.2020).
2. Указ Президента РФ от 8 июля 2019 г. № 327 «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы».
3. Государственной программы Свердловской области «Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 №1268-1111.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) Глава 70. АВТОРСКОЕ ПРАВО.
5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция).
Однотомные издания и монографии:
6. Александер Дж. Смыслы социальной жизни / Дж. Александер // Культурсоциология. — М.: Праксис, 2013. — 640 с.
7. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика / А. Ассман; пер. с нем. Б. Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 328 с.
8. Ассман А. Забвение истории — одержимость историей / А. Ассман; составление, пер. с нем. Б. Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 552 с.
9. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой / А. Ассман; пер. с нем. Б. Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. — 232 с.
10. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 368 с.
11. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. С. Зенкина. — Москва: Рудомино, 1995. — 172 с.
12. Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке: Коллективная монография / Новый ин-т культурологии; отв. ред. Н. А. Кочеляева. — М.: Совпадение, 2015. — 168 с.
13. Методологические вопросы изучения политики памяти: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Миллер А. И., Ефременко Д. В. — М.-СПб: Нестор-История, 2018. — 228 С.
14. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. — С. 17-50.
15. Политика аффекта. Музей как пространство публичной истории / Под редакцией А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 400 с.
16. Поляков Т. П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия / Т. П. Поляков // М.: Институт Наследия, 2018. —588 с.
17. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов ; Под отв. ред. С. Л. Удовик. — М. ; Киев : Рефл-бук : Ваклер, 2001. — 656 с.
18. Саймон Н. Партиципаторный музей / пер. с англ. А. Глебовской. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. — 439 с.
19. Сувалко А. С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств [Текст]: препринт WP20/2013/05 / А. С. Сувалко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 48 с.
20. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс // М.: Новое издательство, 2007. — 348 с.
21. Хаттон П. История как искусство памяти / пер. с англ. В. Ю. Быстрова. — СПб.: Владимир Даль, 2003. — 424 с.
Электронные ресурсы:
22. Айерман Р. Культурная травма и коллективная память / пер. с англ. Николая
Поселягина) [Электронный ресурс]. — URL:
https : //www. nlobooks .ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/141 _nlo_5_20 16/article/12171/ (дата обращения: 27.05.2020).
23. Алексеева Д. Музей Холокоста в Вашингтоне — диалог со свидетелями
[Электронный ресурс] // Публикация на информационном портале «Теплица социальных технологий» от 17.02.2013. — URL: https://te-
st.ru/2013/02/17/ushmm/(дата обращения: 30.05.2020).
24. Алленова Е. Деление зрителя на сегменты, или Музейная коммуникация / Е. Алленова [Электронный ресурс]. — URL: https://artguide.com/posts/1589(дата обращения: 3.06.2020).
25. Аникин Д. А. Травматизация прошлого: методология исследования и
основные подходы [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. — 2018. — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/travmatizatsiya-proshlogo-
metodologiya-issledovaniya-i-osnovnye-podhody (дата обращения: 28.05.2020).
26. Аникин Д. А., Головашина О. В. Травмы культурной памяти: концептуальный анализ и методологические основания исследования [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. — 2017. — №425. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/travmy-kulturnoy- pamyati-kontseptualnyy-analiz-i-metodologicheskie-osnovaniya-issledovaniya(дата обращения: 23.05.2020).
27. Архитектурный проект для Музея ГУЛАГа [Электронный ресурс]. — URL: https://archsovet.msk.ru/article/gorod/arhitekturnyy-proekt-dlya-muzeya-gulaga(дата обращения: 26.05.2020).
28. Браточкин А. Культурная травма и медиа [Электронный ресурс]. — URL: http://gefter.ru/archive/15301(дата обращения: 21.05.2020).
29. Будрайтскис И., Непреенко Г. Победила ли «историческая Россия»?
[Электронный ресурс] // Публикация от 25.03.2016 на информационном портале “Colta”. — URL: https://www.colta.ru/articles/raznoglasiya/10454-
pobedila-li-istoricheskaya-rossiya (дата обращения: 22.05.2020).
30. В Москве открылся Музей истории ГУЛАГа [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/kc9-oGW17Hc(дата обращения: 26.05.2020).
31. Видеозапись дискуссии «Музейная коммуникация или о чем молчит музей»
13 июля 2018 года в Г осударственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. — URL: http://icom-
russia.com/data/events/video-zapis-diskussii-muzeynaya-kommunikatsiya-ili-o- chem-molchit-muzey-/(дата обращения: 3.06.2020).
32. Головашина О.В. Как боль становится общей? Культурная травма как
процесс [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. — 2018. — № 4. — URL: http: //st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/golovashina_0. pdf (дата обращения:
25.05.2020).
33. Д. Хлевнюк Сценарии работы с трудным прошлым: социология
исторической памяти [Электронный ресурс]. — URL:
https://newsvideo.su/video/11967411(дата обращения: 25.05.2020).
34. Завадский А., Исаев Е., Кравченко А., Склез В., Суверина Е. Публичная
история: между академическим исследованием и практикой [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. — 2017. — №112 (2). URL:
http://nlobooks.ru/node/8550(дата обращения: 2.06.2020).
35. Как музеи покоряют цифровую среду [Электронный ресурс]. — URL:
http://mmbook-hse.ru/books/27/sections/212/(дата обращения: 03.06.2020).
36. Клементьева Н. В. Информационные технологии в современном музейном пространстве [Электронный ресурс] // Научное обозрение. — 2018. — №1.
1Ж1/ https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/informatsionnye-tehnologii-v-
sovremennom-muzeynom-prostranstve (дата обращения: 02.06.2020).
37. Комлева Д. А. Политика сохранения исторической памяти о репрессиях в
Государственном Музее истории ГУЛАГа (на примере выставки 2018 года) / Д. А. Комлева // [Электронный ресурс]. — ПИТ:
https:ZZwww.elibrary.ruZitem.asp?id=38226416 (дата обращения: 27.05.2020).
38. Кряжевских М. Ю. Модель коммуникационного пространства музея [Электронный ресурс] // Вестник ЧелГУ. — 2012. — №4 (258). — ПИТ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZmodel-kommunikatsionnogo-prostranstva- muzeya (дата обращения: 05.06.2020).
39. Культурология ХХ век. Энциклопедия. [Электронный ресурс] ZZ ПИТ: https:ZZgufo.meZdictZculturologyZ%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%84 %В0%В0%В0%ВА%В1%82 (дата обращения: 11.05.2020).
40. Куренной В. Цифровые медиа и культурная память: парадоксы новой
медиасреды [Электронный ресурс]. — ПИТ: https:ZZyoutu.beZL-w33mE0F80
(дата обращения: 13.05.2020).
41. Кучева А. В. Концепция культурной травмы и возможность её применения к интерпретации исторических событий [Электронный ресурс] // Манускрипт.
— 2016. — №8 (70). — ПИТ: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/kontseptsiya- kulturnoy-travmy-i-vozmozhnost-ee-primeneniya-k-interpretatsii-istoricheskih- sobytiy (дата обращения: 22.05.2020).
42. Музей истории ГУЛАГа в Москве закроют на несколько месяцев на реэкспозицию [Электронный ресурс]. — ПИТ: https:ZZtass.ru/kultura/5221324 (дата обращения: 25.05.2020).
43. Наварро О. История и память в современном музее: несколько замечаний с точки зрения критической музеологии [Электронный ресурс] // Вопросы музеологии. — 2010. — №2. —ПИТ: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/istoriya-i- рашуа1-у-8ОУгешеппош-ши7ее-пе8ко1ко-7ашесНашу-8-1:осЬк1-7гешуа- кпйсйезкоу-шигеоЬдй (дата обращения: 05.06.2020).
44. Николаи Ф. В., Мордвинов А. А. «Настоящее прошедшее» и кризис
темпоральности эпохи модерна в работах А. Хюссена [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. — 2014. — №1. НВЬ:
ййрз://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/паз1оуазсйее-ргозйе4зйее-1-кг171з-1ешрога1позй- ерой1-шобегпа-у-гаЬо1ай-а-йуиззепа (дата обращения: 18.05.2020).
45. Обновление Музея ГУЛАГа: как переосмыслили историю репрессий в СССР [Электронный ресурс]. — НИТ: ййрз://’№№№.1йе-уШаде.ги/уШаде/сйу/р1с1:иге- з!огу/224965-ди1ад (дата обращения: 27.05.2020).
46. Отзыв от 03.09.2018 г. Варвары Павловой, пользователя портала Flamp.ruи посетителя Мультимедийного исторического парка «Россия — Моя история. Свердловская область» в Екатеринбурге [Электронный ресурс]. — НИТ: ййрз://ека1ег1пЬигд.Аашр.ги/йгш/гозз1уа_шоуа_1з1ог1уа_шиШше41]]пу]]_1з1ог1с heskijj_paгk-70000001028849970/оtzyу-4572845#cоmmeпts (дата обращения: 08.06.2020).
47. Проект «Россия — Моя история» преодолел отметку в 10 миллионов
посетителей [Электронный ресурс]. — НИТ:
ййрз://1:е4ргезз.ги/пе’№з/14/зос1е1:у/2381230 (дата обращения: 8.06.2020).
48. Пустовойт Ю. В. Классифицирование мультимедийных технологий в
экспозиционно-выставочном пространстве современного музея
[Электронный ресурс] // Культурное наследие России. — 2019. — №1. — НИТ: ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/к1азз1111ыгоуате-ши1йшеШупуй-
1еЬпо1од1у-у-екзро7Йз1оппо-ууз1ауосЬпош-ргоз1гапз1уе-зоугешепподо-ши7еуа (дата обращения: 08.06.2020).
49. Ражева А. А. Корпоративная память как актуальный управленческий ресурс
промышленного предприятия [Электронный ресурс] // Финансы: Теория и Практика. — 2013. — №4. — НИТ: https: //cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-pamyat-kak-aktualnyy- upravlencheskiy-resurs-promyshlennogo-predpriyatiya(дата обращения: 05.06.2020).
50. Рождественская Е., Маркова О. Еврейский музей и центр толерантности в Москве [Электронный ресурс] // URL: http://cultureofremembrance.pl/wp- content/uploads/2017/12/jewish-museum-and-tolerance-center-moscow.pdf(дата обращения: 30.05.2020).
51. Романов Р. В., Иванова Г. М. Музей ГУЛАГа [Электронный ресурс] // Россия
и современный мир. — 2015. — №2 (87). — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-gulaga(дата обращения: 08.06.2020).
52. Ростовцев Е. А, Сидорчук И. В. Музей и историческая память в современной
России [Электронный ресурс] // Вопросы музеологии. — 2014.
№2 (10). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-i-istoricheskaya-
pamyat-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 05.06.2020).
53. Самарина Н. Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и культурного наследия [Электронный ресурс] // Вопросы музеологии. — 2013. — №2 (8). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-kommunikatsiya- v-kontekste-kulturnoy-pamyati-i-kulturnogo-naslediya(дата обращения: 06.06.2020).
54. Сектор Российской музейной энциклопедии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp778(дата обращения: 2.06.2020).
55. Симбирцева Н. А., Биттер М. В. Современный музей как пространство
реализации проектной деятельности [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. — 2018. — №7. — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-muzey-kak-prostranstvo-realizatsii- proektnoy-deyatelnosti(дата обращения: 3.06.2020).
56. Смирнов А. В. Современный музей: коммуникация или коммеморация [Электронный ресурс] // Международный журнал исследований культуры. — 2016. — №3 (24). — URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovremennyy-muzey- kommunikatsiya-ili-kommemoratsiya(дата обращения: 05.06.2020).
57. Содаро Э. Мемориальные музеи: возникновение новой формы [Электронный
ресурс]. — URL:
https:ZZwww.nlobooks.ru/magazinesZneprikosnovennyy_zapasZ128_nz_6_2019Zart icle/21885Z (дата обращения: 28.05.2020).
58. Стоимость билетов, экскурсий и других услуг парка [Электронный ресурс].
— URL: https:ZZmyhistorypark.ruZstoimost-biletov-ekskursiy-i-drugikh-uslug-
parka-ekaterinburgZ?city=ekaterinburg (дата обращения: 4.06.2020).
59. Супрунчук А. П. Музей — пространство для ретрансляции культурной
памяти на примере современных еврейских музеев [Электронный ресурс] ZZ Studia Humanitatis. — 2015. — № 3. — URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/muzey-prostranstvo-dlya-retranslyatsii-kulturnoy- pamyati-na-primere-sovremennyh-evreyskih-muzeev (дата обращения:
30.05.2020).
60. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память / М. Хальбвакс //
[Электронный ресурс]. — URL:
https:ZZmagazines.gorky.media/nzZ2005Z2Zkollektivnaya-i-istoricheskaya- pamyat.html (дата обращения: 19.05.2020).
61. «Это на самом деле музей о России»: архитектор Еврейского музея в Москве
о музеях без вещей и важности еврейского опыта [Электронный ресурс]. — URL: https:ZZdaily.afisha.ruZarchiveZgorodZarchiveZralph-appelbaum-interviewZ
(дата обращения: 27.05.2020).
Статьи из журналов и газет:
62. Smelser, N. Psychological Trauma and Cultural Trauma ZZ Cultural Trauma and Collective Identity. — Berkeley. — 2004. — рр. 31-59.
63. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская. М.: Музейные решения, 2012. — С. 8- 20.
64. Акулич Е. М. Музей как социокультурный институт / Е. М. Акулич // Социологические исследования. — 2004. — № 10. — С. 88-96.
65. Александер Д. Культурная травма и коллективная идентичность / Д. Александер // Социологический журнал. — 2012. —Т. 0. — № 3. — С.5-40.
66. Ассманн А. Существует ли глобальная память о Холокосте? Расширение и границы нового сообщества памяти / А. Ассман // Историческая экспертиза.
— 2017. — № 4. — С. 9-30.
67. Батюта Е. А., Каменский С. Ю., Рамзина С. А. «Музейная антропология»: конструирование идентичности посетителя во взаимодействии с новым музеем / Е. А. Батюта, С. Ю. Каменский, С. А. Рамзина // Вестник Гуманитарного университета. — 2014. — № 1. С. 178-186.
68. Белькевич Д. Музей в поисках аудитории / Д. Белькевич // Искусство. — №2.
— 2012. С.136-149.
69. Бонами З. А. Игры разума с предметом. В поисках дефиниции музейной коммуникации / З. А. Бонами // Музей — памятник — наследие. — 2018. — 1(3). — С. 41-50.
70. Васильев А. Г. Memory studies: единство парадигмы — многообразие объектов / А. Г. Васильев // Новое литературное обозрение. — 2010. — №117 (5/2012). — С. 461-480.
71. Каулен М. Е., Черкаева О. Е., Чувилова И. В. Роль музеев в формировании исторического сознания / М. Е. Каулен, О. Е. Черкаева, И. В. Чувилова // Культурологический журнал. — 2011. — № 6. — С. 3-9.
72. Ландер И.Г., Кубах А.Х. Видеомаппинг как новая форма творчества, его виды и возможности // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XI междунар. науч. - практ. конф. Часть II. — Новосибирск: СибАК, — 2012. — С.88-95.
73. Мороз О., Суверина Е. Trauma studies: история, репрезентация, свидетель / О. Мороз, Е. Суверина // Новое литературное обозрение. — 2014. — № 1. — С. 54-70.
74. Нестеренко А. Н. Историческая память и современность / А. Н. Нестеренко // Вестник Российской академии наук. — 2012. — Т. 82. — № 3. — С. 284-288.
75. Никонова А. А. Медиация, интерпретация, творчество: границы
трансформации музейного пространства / А. А. Никонова // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета. — 2015. — № 2. — С. 73¬
78.
76.Овруцкий А. В. Социальные модели потребления / А. В. Овруцкий // Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 5. — С. 55-64.
77. Пустовойт Ю. В. Педагогические аспекты применения цифровых технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея / Ю. В. Пустовойт // Научный поиск. — 2018. — № 4 (30). — С. 20-23.
78. Рагозина Т. Э. Проблема культурной памяти как способ рефлексии над социальной формой // Культура и цивилизация (Донецк). Выпуск № 1(5). — Донецк: ГОУВПО «ДонНТУ», 2017. — С. 42-55.
79. Рождественская Е. Ю. Репрезентация культурной травмы: музеефикация холокоста / Е. Ю. Рождественская // Логос. — 2017. — № 5 (120). — С. 87-114.
80. Романовская Е. В., Фоменко Н. Л. Идентичность и коммеморация / Е. В. Романовская, Н. Л. Фоменко // Власть. — 2015. — № 7. — С. 81-84.
81. Смирнов А. В. Партиципаторный музей как пространство репрезентации культурной травмы / А. В. Смирнов // STUDIA CULTURALE. — 2019. — №40. — С. 162-171.
82. Супрыгина Г. Г. Еврейский музей в Берлине / Г. Г. Супрыгина // Вестник Томского государственного университета. История. — 2008. — № 2. — С. 69¬84.
83. Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) / П. Штомпка // Социологические исследования. — 2001. — № 1. — С. 6-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ