Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема расширения функциональности музея в современном мире. Применение арт-терапии в Русском музее

Работа №130974

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы42
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Социальные функции музея.
§ 1. Социальные функции протоформ музея
§ 2. Определение музея как социального феномена и его задач ............. 8
Глава II. Арт-терапия как инструмент музейной практики ............................. 16
§1. Определение арт-терапии
§ 2. История развития арт-терапии.
§ 3. Области применения арт-терапии
Глава III. Программы и формы применения арт-терапии на примере Русского
музея
§1. Работа со специальными группами посетителей на законодательном
уровне
§2. Программы, разработанные в рамках Русского музея ..................... 28
Заключение
Список источников
Список литературы

В данной выпускной квалификационной работе речь пойдет о функциях музея, как социального института в современном мире, о применении арт-терапии в художественном музее и о принципах арт-терапии на конкретном примере Государственного Русского музея. Эта тема является актуальной, так как в нынешнее время музеи находятся в поисках новых
видов деятельности, которые привлекут новые группы посетителей; одним из этих средств стала арт-терапия, которую мы будем рассматривать. Арт-терапия как феномен психотерапии довольно новая область научной деятельности, в связи с этим данный аспект и его различные формы представляются интересными для рассмотрения.
Цель работы – изучение проблематики функциональности музея в современном мире, новые методы в работе с аудиторией и адаптация к новым группам посетителей. Задачи, поставленные перед выпускной
квалификационной работой – проследить связь между периодами в мировой культуре и функциями и задачами музея; рассмотреть арт-терапию в первоначальной среде – психотерапии, ее возникновение, применение за рубежом и отечественный опыт; приспособление арт-терапии к музейной среде, рассмотреть разработанные программы и методики в Русском музее, действующие в наши дни.
Первая глава посвящена становлению музея, как социального института, описания его функций и роли в обществе, начиная с древнейших времен и по нынешнее время. В данной главе описано развитие
функциональности музея от первоначальных просветительских задач до обширного спектра возможностей и функций, которые музей взял на себя позднее и выполняет в наши дни. Большая часть посвящена воспитательно-образовательной и коммуникативной функциям, которые занимают главенствующие позиции в современном мире. Это объяснимо тем, что привлечение новой аудитории и работа с постоянными посетителями обеспечит процветание музея и его востребованность. Вторая глава посвящена истории развития арт-терапии, основные ее направления, методы, формы и группы людей, на которых она направлена. В третьей главе рассмотрены основные программы и методики арт-терапии, применяемые в Русском музее.
Основные источники и литература, использованные в процессе работы можно разделить на две группы. Первая – нормативные акты, конвенции, законы, принятые на международном уровне и законы Санкт-Петербурга, касающиеся людей с ограниченными возможностями. Вторая группа – это работы исследователей второй половины XX века, посвященные функциям музея, музейным протоформам, развитию социальных функций на протяжении существования музея и его современных задач. Также была
изучена работа Платоновой О. В. – специалиста по арт-терапии в Русском музее, в которой описаны программы из опыта этого музея.
Историография данной темы довольна обширна. Функции и задачи музея рассматривались все время его существования. Но рассмотрим работы, выделяющие задачи, которые наиболее интересны для данной темы. Впервые о музее, как об образовательном учреждении в воспитательно-образовательной функции заговорили в эпоху Просвещения, во время переломного периода в мировой культуре. Музей стал восприниматься как школа, в которой учат с раннего возраста. В последнее время также появляется много научных публикаций, исследований по вопросам деятельности музея как социального института.
В русской культуре переосмысление значения музея произошло не так давно – в 1980-х годах, когда в свет вышли работы с новыми идеями музейной работы, так называемой «гуманистической педагогики», авторами которой стали А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс. Последний стал также автором теории коммуникации. Музей как институт пытается участвовать и привносить решения в серьезные социокультурные вопросы, показывая тем самым новое восприятие его миссии, которая заключается в активном внедрении в общество. В современном мире характерно повышение актуальности роли музея в организации досуга, данное обстоятельство позволило музееведам выделить новую функцию этого института, которая является производной от воспитательной и образовательной функций, но некоторые исследователи считают эту функцию самостоятельной.
Специалисты в музейной деятельности такие как А. И. Фролов и А. М. Разгон выделили также хранительную деятельность, которую некоторые ученые считают основополагающей, и исследовательскую функции музея.
Существует и, так называемая, специфическая функция по Н. А. Никишину – социальная коммуникация, или музейная коммуникация. Ее суть заключается, непосредственно, в передаче информации между музеем и обществом. Но в последние годы ей уделяют значительное внимание, например, Д. Портер, Р. Стронг. выделяет интегрирующую социальную функцию, которая способствует социальной сплоченности и ответственности, воспроизводству социальных отношений, с помощью которой обеспечивается устойчивость общественных отношений, трансляции и культурной идентификации личности. Исследователь Н. А. Никишин выделяет такие функции, как функцию социальной адаптации, функцию социальной памяти, функцию социального предвидения, функцию социального проектирования, функцию социальной рефлексии. Как мы увидим, все эти функции связаны напрямую с работой музея по воздействию на социальные отношения и на общество в целом.
Существуют и другие определения этого феномена, например, дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, которые приведены в Российской музейной энциклопедии. В их трактовке музей – это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, - музейных предметов».
Многие авторы, например, А. В. Бакушинский, Д. Камерон, Н.Ф. Федоров, Н.Н. Романов и другие, считают музей школой, форумом, в котором прежде всего учат детей искусству и дают общеобразовательные знания. Н. Ф. Федоров называл музей храмом, собором, хранилищем, который является так называемой «высшей инстанцией общества», также институтом социальной памяти или «высшим учреждением единства», и, безусловно, способом передачи прошлого в настоящем.
В 1990-х годах в отечественном музееведении стало популярным определение «культурно-образовательная деятельность», которое предполагало образование, которое будет проходить в музейной среде, «организованные сотрудничеством различных музейных специалистов целенаправленные информационные и воспитательные потоки», подразумевающее развитие интеллекта личности, также его личностных и духовных качеств и отношения к миру через призму системы ценностей.
К проблеме социального становления личности учащегося средствами музейной среды, обращаются в своих исследованиях и другие авторы (Э.Андерсон, Н.Р.Вдовина, О.И.Карпухин, Ю.В.Романов, Н.Ф.Хилько, В.Г.Ходецкий). Более того, применительно к студентам они достаточно четко определяют существенные различия музейного и вузовского учебно - воспитательного процесса

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе была рассмотрена проблематика функциональности музея в древнем и современном мире, произведен анализ развития функций протоформ музея и социальных задач современного музея. Также была изучена арт-терапия как инструмент психологической работы со специальными группами посетителей и арт-терапевтические программы из опыта Русского музея.
В целом можно сказать, что художественный музей – особенная среда экспонирования, исследования и хранения художественного, исторического, эмоционального опыта человечества, выраженного символическим языком
изобразительного искусства. И поэтому он понятен всем – детям с проблемами развития, подросткам с асоциальным поведением, пожилым людям, столкнувшимися с тяжелыми условиями или людям с психическими или физическими отклонениями. В настоящее время музейная арт-терапия воспринимается как метод психологической работы, который использует возможность изобразительного искусства и музейной среды для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии человека.
Эффективность осуществления музейных арт-терапевтических программ обеспечиваются комплексным решением психологических и эстетических задач.
Рассмотрев некоторые разделы арт-терапевтических занятий из опыта Русского музея, можно сделать вывод: арт-терапевты определяют количество занятий и их интенсивность, исходя из психологических, физических и интеллектуальных особенностей групп, принимающих участие в такого рода терапии.
В рамках музейного арт-терапевтического подхода художественное творчество рассматривается как явление внутреннее, связанное с высшими эстетическими чувствами и стремлением к творчеству, с одной стороны и
проявлением в стрессовых состояниях как способ нормализации психологического состояния с другой.
Арт-терапия была рассмотрена в контексте зарубежной и отечественной психотерапии, ее развитие и становление самостоятельной областью знаний. Художественный музей как можно лучше подходит для реализации данного вида терапии. Одним из музеев, претворяющих эту практику в жизнь, является Русский музей, в котором были разработаны методики и программы с применением арт-терапии. Несмотря на то, что применение арт-терапии в музейном пространстве началось относительно недавно – пару десятилетий назад, оно проходит достаточно успешно. Стать участником арт-терапевтической программы может обширный круг аудитории разного возраста: как дети, так и пожилые люди. После сравнения медицинской и музейной арт-терапии, можно отметить, что музейная арттерапия также может проходить в медицинских учреждениях, но главным отличием являются материал и методы, с помощью которых она проводится.
На примере Русского музея мы можем видеть, что арт-терапевтические занятия активно задействуют коллекции музея. Список произведений, включенных в программы, формируется с учетом психологических, физических и эмоциональных особенностей участников групп.
Художественный музей с такой богатой коллекцией – наилучшее место для проведения арт-терапевтических занятий, так как предоставляется возможность работы с большим количеством различных групп.
Арт-терапия является современной эффективной методикой в музейно-педагогической практике. Это направление становится все более популярным и востребованным в музейных сообществах. Несомненно, арт-терапия займет
значимое место в ряду музейных инструментов в работе с аудиторией


1. Отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества»
[Электронный ресурс] URL: http://www.muzped.net/ (Дата обращения:
22.04.16.)
2. Этический кодекс ИКОМ для музеев. ИКОМ России. Принят
участниками 15-й Генеральной Ассамблеи ИКОМ 4 ноября 1986 года в
Буэнос-Айресе. // Перевод с англ. Гнедовский М. Б. Москва. 2014.
3. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III)
Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
4. Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс
Санкт-Петербурга»
5. Конвенция о правах инвалидов, принята резолюцией 61/106
Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006, ратифицирована
Федеральным законом от 03.05.2012 № 46 «О ратификации Конвенции
о правах инвалидов»
6. Саламанская декларация ЮНЕСКО 1994г. «О принципах, политике и
практической деятельности в сфере образования лиц с особыми
потребностями»
7. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и
музеях в Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26 мая 1996 г.
Список литературы
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.:
«Карапуз», 2009. 312 с.
2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением: клиническая
терапия творчеством, духовной культурой // Московский
терапевтический журнал: сб.ст. Под ред. Снегиревой Т.В М., 1999. С.
20-42.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. // История развития
высших психических функций: сб. ст. М.: «Смысл», 2005. С. 3-181.40
4. Горбунова Т. Г., Евглевская Е. В., Тишкин А. А. Музеология и основы
музейного дела. Библиографический указатель. (1929-2006 гг.)
Барнаул, 2006. 39 с.
5. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.,
2001. 224 с.
6. Копытин А. И. Арт-терапия – новые горизонты. М.: «Когито-центр»,
2006. 338 с.
7. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: «Питер», 2002.
368 с.
8. Лещенко А.Г., Урядникова А.В. О новом словаре "Ключевые понятия
музеологии" // Вестник РГГУ. - 2012. - № 11. - С. 215-223.
9. Ларионов С. К. Путешествие к самому себе: программа
психологической помощи и поддержки людей с зависимым поведением
методом арт-терапии // Искусство для здоровья и социальных
изменений: сб. ст. Под ред. О. В. Платоновой. СПб.: Борей-Арт, 2005.
С. 90-98.
10.Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании.
СПб., 2001. 320 с.
11.Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С.Т. Шацкого.
М.: Прометей, 1993. 173 с.
12.Назарова Н. Р. Об исследовании процесса становления арт-терапии в
России // Арт-терапия. Диалог: Россия – Великобритания: сб.ст. Под
ред. Н. Ю. Жвитиашвили. СПб.: Островитянин, 2008. С. 140-153.
13.Никишин Н. А. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века.
М.: Прогресс-Традиция, 1999. 216 с.
14.Никишин Н. И., Поляков Т. П. Музейная экспозиция // На пути к музею
XXI века: сб.ст. Под редакцией Майстровской М. Т. Москва. 1997. С.
150-163.
15.Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
СПб., 2008. 359 с.41
16.Платонова О. В. Арт-терапия в среде художественного музея:
программы, проекты, методики. СПб., 2010. 220 с.
17.Речицкая Е. Г., Горбунова Е. А., Яхнина Е. З. Педагогические
технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных)
школах I и II вида. Часть 1 // Задачи, принципы и содержание
воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II
вида (Е.Г. Речицкая): сб. ст. Под редакцией Речицкой Е. Г. М.:
«Владос», 2009. С. 20-30.
18.Столяров Б. А. Музейная педагогика: История, теория, практика. М.:
Высшая школа, 2004. 215 с.
19.Сундиева А. А., Коссова И. М., Каулен М. Е. Музейное дело России 2-е
издание. М.: «Вк-Кодекс», 2010. 614 с.
20.Суслова А. В. Музей без порогов. Из опыта работы Государственного
Русского музея с инвалидами с нарушениями опорно-двигательного
аппарата // Искусство для здоровья и социальных изменений: сб. ст.
Под ред. О. В. Платоновой. СПб., 2005. С. 171-180.
21.Суханова Т. А. Любительское художественное творчество в России ХХ
века. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 496 с.
22.Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика. М.:
Высшая школа, 2009. 184 с.
23.Шляхтина Л. М. Современный музей: идеи и реалии // Вопросы
музеологии № 2: сб. ст. СПб., 2011. С. 14-19.
24.Шляхтина Л. М., Фокин С. В. Основы музейного дела: учебное пособие
для студентов педагогических и гуманитарных вузов. М.: СпецЛит.
2000. 158 с.
25.Шулепова Э. А., Каулен М. Е., Суднева А. А. Музееведческая мысль
России XVIII-XX веков: сб. ст. // Ф. И. Шмит. Музеи детского
творчества. Почему и зачем дети рисуют: педологический и
педагогический опыт. М., 2010. С. 138-159.42
26.Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. М.: Русское слово, 2003.
532 с.
27.Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной
педагогике. М., 2001. 137 с.
28.Юхневич М. Ю. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного
движения. М., РИК. 2006. 174 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ