ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ КАК МЕТОДА ПСИХОДИАГНОСТИКИ 5
1.1. Исторический обзор наблюдения как метода психодиагностики 5
1.2. Наблюдение как метод психодиагностики в современном мире 9
1.3. Особенности применения наблюдения как метода психодиагностики 11
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕССКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ КАК МЕТОДА ПСИХОДИОГНОСТИКИ 16
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 16
2.2. Способы применения и этапы наблюдения как метода психодиагностики 16
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список литературы 24
Наблюдение – это один из основных методов психодиагностики. Основная задача наблюдения состоит в том, чтобы за любой изучаемой деятельностью человека наблюдать будто извне, без каких-либо вмешательств со стороны. Все, что исследователь отмечает, документируется и в последующем проходит обработку и объективную интерпретацию.
Психология, как и любая другая современная наука имеет свои методы диагностики, о которых и идет речь. Важно отметить, что с помощью особых методов можно не только собрать и проанализировать информацию, но и составить, в последующем, коррекционную программу или практические рекомендации. Любая наука зависит, в первую очередь, от своих методов изучения и психология – не исключение. Основная характеристика методов исследования считается качественность и надежность, о которой мы говорили ранее, потому данный вопрос всегда будет оставаться актуальным.
Наблюдение является одним из методов сбора данных исследования. Он включает в себя наблюдение за участником и запись соответствующего поведения для последующего анализа. Одним из примеров исследования с использованием метода наблюдения может быть случай, когда исследователь хочет изучить, как дети справляются с обменом игрушками. Он мог наблюдать за группой детей, играющих в классе, и записывать то, что они говорят или делают, что определяет, кто будет играть с желанной игрушкой.
Преимущество метода наблюдения состоит в том, что он дает прямые доказательства изучаемого явления. В приведенном выше примере исследователь получает данные о том, как детям на самом деле удается делиться или не делиться. Это более объективно, чем другие способы сбора данных, такие как, например, опрос детей или их учителей.
Данный метод уже много лет доказывает свою значимость и актуальность, однако, с развитием технологий, он приобретает все новые и новые способы реализации, из-за чего важно исследовать изменения данного способа.
Цель: Проанализировать литературу по теме наблюдения как метода психодиагностики.
Объект исследования: Наблюдение.
Предмет исследования: Наблюдение как метод психодиагностики.
Гипотеза исследования: Наблюдение является основным методом в психодиагностике.
Задачи:
1. Провести исторический обзор наблюдения как метода психодиагностики;
2. Проанализировать литературу по теме наблюдение как метода психодиагностики в современном мире;
3. Определить цель, задачи, объект и предмет исследования;
4. Проанализировать исследования и выявить способы применения и этапы наблюдения как метода психодиагностики.
Практическая значимость: Результаты данного исследования могут быть использованы психологами и психотерапевтами при работе с клиентами с использованием метода наблюдения.
По результатам теоретического анализа литературы можно сделать следующе выводы:
Психодиагностические методы – это методы, с помощью которых можно определить и оценить внутренние характеристики личности, а также ее связь с внешним миром. Количественное выражение происходит с помощью поэтапной организации факторов окружающей среды, куда попадает респондент.
Рассмотрим понятия «метод», который имеет огромное значение в изучении наблюдения. Метод – это фундамент, основной способ сбора информации. Метод – это основной способ сбора, обработки или анализа данных.
Наблюдение – это один из основных методов психодиагностики. Основная задача наблюдения состоит в том, чтобы за любой изучаемой деятельностью человека наблюдать будто извне, без каких-либо вмешательств со стороны. Все, что исследователь отмечает, документируется и в последующем проходит обработку и объективную интерпретацию.
В настоящий момент наблюдение выступает в роли самого старого психологического метода. Однако, наибольшую известность оно приобрело лишь в конце 19-того века, когда его стали использовать в направлениях: социология, психология, клиника и др.
Научное явление – это то явление, которое было замечено, зафиксировано и описано на основе психодиагностического метода наблюдение. Наблюдение может быть, как включенным, так и нет. К примеру, включенное наблюдение подразумевает собой непосредственное включение исследователя в процесс работы и во взаимодействия с респондентом, когда как не включённое – это наблюдение без прямого влияния исследователя.
Тематическое наблюдение – это наблюдение, направленно на одну конкретную цель, а также направленное на тематический сбор определенной информации. Архивное наблюдение – анализ и обработка всех полученных существенных данных.
Натуралистическое наблюдение – это еще один вид наблюдения, который характеризуется тем, что в свободной ситуации исследователь начинает спонтанно наблюдать за каким-либо явлением. При этом и само явление также происходит независимо от каких-либо факторов. Не всегда у исследователя есть под рукой блокнот для записи и используются все возможные способы зафиксировать то, что он заметил (это может быть запись в телефон, на салфетке, на чеке и др.).
Наша гипотеза подтвердилась, наблюдение является основным методом в психодиагностике.
1. Акимова М.К. Наблюдение в психодиагностике //Психологическая диагностика, 2011. №1. - С. 18-30.
2. Волков Б.С. Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. М: 2002. - 385 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. - С. 40-59.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - С. 33-56.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. “ЧеРо”, 1998. - 90 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. - 858с.
7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Университет, 2002. - 296 с.
8. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977. - 189с.
9. Загвязинский В.И. Атаканов Р. Методология и методы психологического исследования. М: Академия, 2001. - 291 с.
10. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. - 558с.
11. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко. - М.: Политиздат, 1995. - 431 с.
12. Леонтьев А.И. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1976. - С. 98-100.
13. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: Учеб. пособие/ А.Г. Маклаков СПб.: Питер, 2001. - 592с.
14. Мельников В.М. Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - 320 с.
15. Мельников В.М. Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. - 388 с.
16. Морозова Е.В. Психологическое наблюдение как метод человековедческого познания: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1995. - 17 с.
17. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн 1. - 2-ое изд. М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. - 576 с.
18. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учеб. пособие/В.В.Никандров; Ин - т биологии и психологии человека. СПб. : Речь, 2002. - 302 с.
19. Никифоров А.Т. Семёнов В.Е. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1987. - 96 с.
20. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990. - С. 141.
21. Психология: Учебник / Под ред. Крылова А.А. М.: Проспект, 2002. - 584 с.
22. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. “ПИТЕР”, г. Санкт-Петербург, 2001. - 129 с.
23. Рогов Е.И. Общая психология. М.:. ВЛАДОС, 1998. - 444 с.
24. Роговин М. С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопр. Философии, 1988. № 7. - С. 93-103.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
26. Слободчиков В.И. Психология человека, М. “ШКОЛА_ПРЕСС”, 1995 - 98 с.
27. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ.ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. - 671 с.
28. Экспериментальная психология: учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПБ.: Питер, 2003. - 256 с.