СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 9
2 ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
2.1 Состав сооружений магистральных нефтепроводов 11
2.2 Свойства нефти 13
2.2.1 Дистилляционные характеристики нефти 14
2.2.2 Давление паров 14
2.2.3 Вязкость нефти 14
2.2.4 Температура застывания 15
2.2.5 Плотность 15
2.3 Разливы 15
2.3.1 Российские месторождения 16
2.3.2 Разливы на нефтяных месторождениях 17
2.3.3 Разливы, связанные с чрезвычайными ситуациями природного
характера 20
2.3.4 Аварии, связанные с криминальными врезками, военными действиями
и террористическими актами 20
2.4 Правовые акты в области борьбы с разливами нефти 22
3 ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С РАЗЛИВАМИ НЕФТЕПРОДУКТОВ 28
3.1 Наблюдение 28
3.2 Контроль трубопровода 28
1.1. Виды контроля 29
3.2.2 Методы диагностирования 30
З.ЗМероприятия, осуществляемые на участке магистрального нефтепровода в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности 32
3.4 Планы ликвидации разливов нефти 33
3.4.1 Общие требования и структура планов ликвидации разливов нефти..33
3.5 Специфика ведения АСР при устранении аварий, связанных с
нефтяными разливами 38
3.6 Последовательность проведения работ при устранении аварий,
связанных с нефтяными разливами 38
3.7 Организация управлением ликвидацией чрезвычайной ситуацией,
вызванной аварией с разливом нефти 39
3.8 Организация всех видов обеспечения привлекаемых подразделений,
для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации 41
3.9 Организация первоочередного жизнеобеспечения при ликвидации ЧС
связанного нефтяным разливом 42
3.10 Организация безопасности при осуществлении работ по устранению
последствий аварий на нефтепродуктопроводах 43
3.11 Рекомендации международной ассоциации представителей нефтяной
промышленности по охране окружающей среды 45
3.12 Технологии и средства ликвидации разливов нефти 46
3.12.1 Поведение нефти, разлитой на поверхность водоемов 47
3.12.2 Процессы выветривания нефти с водной поверхности 48
3.13 Методы ликвидации нефтяных разливов на море 53
3.13.1 Сбор нефти механическими способами 54
3.13.2 Применение диспергентов 56
3.13.3 Применение сорбентов 57
3.14 Технологии ликвидации разливов нефти на суше 58
3.14. Технологии локализации и ликвидации разлива нефти на грунт 58
3.14.2 Сбор аварийной нефти 59
3.14.3 Рекультивация нефтезагрязненных земель 61
3.15 Технологии утилизации отходов 63
4 РЕШЕНИЯ ПРИНЯТЫЕ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ РАЗЛИВА
НЕФТИ НА МАГИСТРАЛЬНОМ НЕФТЕПРОВОДЕ НА СЕВЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 65
5 «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ» 67
5.1 Оценка коммерческого потенциала и перспективности проведения
научных исследований с позиции ресурсоэффективности и ресурсосбережения 68
5.2 Анализ конкурентных технических решений 69
5.3 Технология QuaD 69
5.4 SWOT-анализ 70
5.5 Планирование научно-исследовательских работ 74
5.5.1 Структура работ в рамках научного исследования 74
5.6 Определение трудоемкости выполнения работ 75
5.7 Разработка графика проведения научного исследования 76
5.8 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) 80
5.9 Расчет материальных затрат НТИ 80
5.10 Основная заработная плата исполнителей темы 81
5.11 Дополнительная заработная плата исполнителей темы 82
5.12 Отчисления во внебюджетные фонды (страховые отчисления) 82
5.13 Накладные расходы 83
5.14 Формирование бюджета затрат научно-исследовательского проекта. 84
5.15 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой,
бюджетной, социальной и экономической эффективности исследования 85
6 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 89
6.1 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 90
6.1.1 Анализ выявленных вредных факторов при разработке и эксплуатации
проектируемого решения 90
6.2 Анализ выявленных опасных факторов 94
6.3 Механические опасности 94
6.4 Термические опасности 94
6.5 Высокий уровень давления в оборудовании 95
6.6 Статическое электричество 95
6.7 Экологическая безопасность 96
6.7.1 Мероприятия по снижению аварийности и экологического ущерба . 96
6.8 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 97
6.9 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности. ... 99
6.10 Режим труда и отдыха при ведении работ 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ А 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 105
В соответствии с законодательством Российской Федерации разливы нефти и нефтепродуктов являются чрезвычайными ситуациями и их последствия подлежат ликвидации.
Локализация и ликвидация нефтяного загрязнения должна осуществляться многофункциональным комплексом задач, использованием технологического оборудования и использованием различных подходов к той или иной аварии. Использование технических средств независимо от характера аварийного разлива нефтепродуктов, должны быть направлены в первую очередь на локализацию нефтяного пятна, это позволит избежать дальнейшего увеличения площади загрязнения.
Магистральные нефтепроводы (МНП) - сеть трубопроводов, предназначенных для доставки нефтепродукта. На сегодняшний день является экономически выгодным видом транспорта. Однако этот сложнейший комплекс с находящимся в нем опасным веществом - нефтью, представляет повышенную угрозу для человека и окружающей среды. Многолетний опыт использования нефтепроводов показал, что, несмотря на высокие показатели в области проектирования, строительства и эксплуатации МНП, полностью устранить отказ систем не удается. В результате чего происходят техногенные аварии, которые загрязняют окружающую среду, приводят к пожарам, разрушению конструкций, человеческим жертвам, финансовым, экономическим и материальным потерям. Таким образом, возникает необходимость своевременного и достоверного прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС, которые возникают на трубопроводном транспорте.
В России основное количество нефти попадает в окружающую среду при транспортировке нефти в результате многочисленных аварий на нефтепроводах. На нефтепроводах ежегодно отмечается 50-60 тысяч случаев прорывов, «свищей» и пр., что приводит к значительным потерям нефти. Только на месторождениях Западной Сибири прорывы нефтепроводов случаются до 35 тыс. раз в год.
Знания поведения нефти на водоемах, ее характеристики, а также методов устранения аварии позволяет оперативно принять решение для наиболее быстрого и эффективного способа ликвидации последствий аварий. О этом и пойдет речь в моей дипломной работе.
В результате проделанной работы был изучен материал по способам и методам ликвидации аварийных разливов нефти. На основании этого был предложен вариант ликвидации аварии разлива нефти на севере Томской области, при разливе на болото.
Основной задачей при ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродуктов на поверхность болота - ни при каких обстоятельствах не допустить загрязнения береговой полосы, так как в этом случае затраты на ликвидацию последствий аварии возрастают многократно.
Эффективное решение этой задачи возможно при следующих условиях:
- Аварийный разлив нефтепродуктов должен быть обнаружен в кратчайшие сроки непосредственно после возникновения аварийной ситуации.
- В качестве нефтесборочных судов должны использоваться не дорогие специализированные корабли, а мобилизоваться любые суда, имеющие соответствующее водоизмещение и находящиеся в непосредственной близости от места аварии.
- Весовые характеристики оборудования, применяемого для сбора и утилизации нефтепродуктов, должны позволять доставлять его вертолетами к месту аварии на мобилизованные суда.
- Одно и тоже оборудование должно уверенно работать с любыми типами нефтепродуктов в любых погодных условиях, приемлемых для движения используемых судов, и при любой толщине пленки нефтепродукта свыше 100 мкм.
- Основной характеристикой применяемого оборудования должна быть производительность, измеряемая в единицах очищаемой площади водной поверхности в единицу времени.