Введение 3
1 Теоретические основы управления карьерой в сфере образования 11
1.1 Карьера, карьерный рост: теоретический аспект 11
1.2 Специфика реализации карьерных траекторий в сфере образования.. ..24
1.3 Особенности управления карьерой в сфере образования 34
2 Анализ и исследование системы среднего педагогического образования как
фактора формирования карьерной компетенции студентов 52
2.1 Характеристика организации среднего педагогического образования
(ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж») 52
2.2 Анализ карьерного пространства сферы образования Свердловской
области 63
2.3 Анализ механизмов формирования карьерной компетенции учащихся
педагогических колледжей 87
3 Разработка пакета конкретных практических рекомендаций по формированию карьерной компетенции студентов учреждений среднего педагогического
образования 115
3.1 Совершенствование системы управления формированием карьерной
компетенции учащихся педагогических колледжей 115
3.2 Разработка проекта «Информационно-развивающий портал «Карьера в
образовании»» 120
3.3 Управление рисками и оценка эффективности проекта 137
Заключение 142
Список использованных источников 146
Приложение А 154
Приложение Б 155
Приложение В 157
Приложение Г
Актуальность темы исследования. Проблема развития профессиональной карьеры относится к различным сферам деятельности человека, в том числе к педагогической. Современному педагогу необходимо соответствовать не только требованиям общества, но и профессиональному стандарту, а также квалификационным рамкам, определяемым образовательной организацией.
Согласно Государственной Программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. кадровый ресурс объявляется «основным ресурсом образования», что обосновывает первоочередную необходимость кардинальных изменений в системе профессионального карьерного развития учителя [9]. Национальная доктрина образования в РФ на 2000-2025 годы в числе приоритетных задач выдвигает создание «условий для творческого роста, повышения квалификации и современной переподготовки учителей всех уровней образования» [49].
В Плане мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» от 30 апреля 2014 г. говорится о возможности укрепления потенциала системы образования за счет обновления кадрового состава организации и привлечения молодых учителей.
Введение Президентом РФ на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 г.) национальной системы учительского роста предполагает выстраивание профессиональной карьеры педагогических работников [15].
Таким образом, государственная политика в области образования демонстрирует заинтересованность страны в профессиональном развитии педагогических кадров [63].
Однако, несмотря на то, что в настоящее время имеется эталонная характеристика учителя, заданная профстандартом, инструментарий реализации траектории профессионального карьерного развития конкретного учителя остается неразработанным. Все это актуализирует проблему подготовки педагогических работников к построению своей профессиональной карьеры.
М.В. Александрова в своем исследовании определяет карьеру педагога как осознанное отношение к собственному движению по ступеням профессионализации, которое характеризует уровни его достижений в профессиональной и управленческой видах деятельности и как повышение статуса педагога в социально-образовательной среде [3, с. 26].
С одной стороны, карьера педагога может развиваться и сама по себе, в соответствии с установленным и закрепленным в законе «Об образовании» порядком аттестации, и присвоением соответствующей квалификационной категории. С другой стороны, педагог может и не видеть перспектив своего развития в данной организации. И это уже задача руководителя создать условия, чтобы показать, как может развиваться его карьера, позаботиться о том, чтобы у сотрудников была возможность для продуктивной профессионально-педагогической и (или) профессионально-управленческой деятельности. Поэтому на первый план выходит проблема управления [18, с. 68].
Управление профессиональной карьерой учителя имеет свою специфику, так как в образовательных учреждениях возможности вертикального карьерного развития представлены довольно ограниченно [30, с. 137]. Штатная структура предусматривает ограниченное количество руководящих должностей в образовательных учреждениях, а значит, минимальную длину вертикальной карьеры и низкий показатель потенциальной мобильности [70, с. 14]. Поэтому в сфере образования основной акцент делается на развитие горизонтальной карьеры.
Начинается деловая карьера с формирования осознанных представлений работника о своих карьерных целях и трудовом будущем. Иначе говоря, деловая карьера - это индивидуально осознанная позиция работника, подкрепленная его трудовым поведением, и направленная на должностной и профессиональный рост и профессиональное развитие в образовательной деятельности.
Однако, в России у выпускников педагогических учреждений отсутствует осознание того, что в сфере образования можно построить карьеру. Лучшие выпускники не идут работать в школы: ежегодно 1-2 новых учителя появляются лишь в 60 % школ, в остальных педагогический состав не пополняется молодежью [7, с. 141].
Однако, как показывает практика, у большинства выпускников отсутствуют карьерные компетенции, способствующие успешной самореализации в профессиональной деятельности: умение адаптироваться в новом коллективе, брать на себя ответственность, быть мобильными, конкурентоспособными, обладать организаторскими и лидерскими качествами и т. д. Вместе с тем, современные образовательные учреждения имеют возможность создать условия для карьерного развития студентов.
К сожалению, современная система непрерывного педагогического образования не обеспечивает возможности для карьерного роста, так как в ней:
- отсутствует целенаправленная система профессионального обучения карьере на различных этапах профессионального развития;
- недостаточно разработана система кадровой политики в образовательных учреждениях;
- не проводится диагностика и отбор талантливых педагогических работников для обучения на курсах резерва руководящих кадров образования;
- отсутствует система комплексного сопровождения становления карьеры учителя в процессе его профессионального развития [36, с. 122].
В результате этого у педагогов существует лишь интуитивное представление о карьере, большинство учителей не выстраивают свою профессиональную карьеру, а студенты не владеют информацией о возможностях карьерного роста в системе образования.
Таким образом, необходимо систематизировать представления о карьере педагогических работников, возможностях и путях карьерного роста в сфере образования, включающую умение прогнозировать будущую карьеру.
Перечисленные факторы обуславливают актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования являются практика формирования карьерной компетенции студентов учреждений среднего педагогического образования.
Предметом исследования выступают управленческие отношения, возникающие в процессе формирования карьерной компетенции студентов учреждений среднего педагогического образования.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является научное обоснование теоретических положений и разработка пакета конкретных практических рекомендаций по формированию карьерной компетенции студентов учреждений среднего педагогического образования .
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть и систематизировать теоретические основы управления карьерой в сфере образования;
- проанализировать карьерное пространство сферы образования, а также механизмы формирования карьерной компетенции учащихся педагогических колледжей;
- разработать пакет конкретных практических рекомендаций по развитию карьерной компетенции студентов педагогических колледжей.
Степень научной разработанности темы. Методологическая и теоретическая база исследования основывается на исследованиях ученых в области управления персоналом и менеджмента. Исследованием проблемы управления карьерой занимались такие авторы как Егоршин А.П., Зайцев Г.Г., Кибанов А.Я., Киселева Е.В., Коноваленко М.Ю., Могилевкин Е.А., Резник С.Д., Охотский Е.В., Сотникова С.И.
Управление карьерой в образовательных учреждениях и деловую карьеру педагога изучали такие авторы как Александрова М.В., Жданко Т.А., Крисковец Т.Н., Канунникова Е.В., Ксенофонтова А.Н., Кудина М.В., Кутняк С.В., Симановская О.М., Сорокина Е.Л., Тарасенко В.В., Яровых Ю.В.
Изучению системы образования как фактору карьеры, карьерных траекторий и карьерной компетентности студентов, в том числе студентов педагогических специальностей, посвящены работы таких авторов, как Кутняк С.В., Лисовская Н.Б., Плотникова Н.Н., Тенюнина И.А., Янченко И.В.
В научной литературе, посвященной управлению карьерой, вопросы, касающиеся составления карьерных траекторий, разработаны недостаточно подробно. Кроме того, исследования, посвященные изучению карьеры работников образования или профессиональному росту студентов, касаются в основном сферы школьного образования или учреждений высшего профессионального образования. Система среднего профессионального образования оказалась вне фокуса внимания современных исследователей.
Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна диссертационного исследования и результатов, выносимых на защиту и полученных лично автором, состоит в следующем:
- уточнено определение понятия «карьерная компетенция», под которым понимается основанная на личностных особенностях, ценностях и мотивах, модель поведения студента, направленная на проектирование индивидуального карьерного маршрута, реализацию карьерных достижений и организацию своей деятельности в соответствии с карьерными целями;
- разработан авторский вариант модели карьерной компетенции студентов педагогических специальностей (описание поведенческих индикаторов и уровней выраженности компетенции), которая содержит такие компоненты, как мотивация к реализации профессиональной карьеры, анализ и планирование карьерного развития, реализация практических действий по построению карьеры в сфере образования;
- разработана модель карьерных траекторий учащихся системы среднего профессионального образования, которая отражает направления горизонтальной и вертикальной карьеры, доступные выпускникам учреждений среднего педагогического образования, а также возможные образовательные траектории.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в изучении специфики построения карьеры в сфере образования с учетом места в ней учреждений среднего педагогического образования, выявлении механизмов управления формированием карьерной компетенции учащихся системы среднего педагогического образования.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертационного исследования и результатов, выносимых на защиту и полученных автором, состоит в следующем:
- проведен глубокий оценочный анализ карьерного пространства в сфере образования Свердловской области, позволяющий оценить возможности практической реализации различных карьерных траекторий выпускниками системы среднего педагогического образования;
- применительно к сфере образования адаптированы международные методики А. Мехробиана по выявлению мотивации достижений и Э. Шейна «Якоря карьеры», позволяющие диагностировать сформированность отдельных компонентов карьерной компетенции студентов;
- разработана система мероприятий для формирования карьерной компетенции студентов, которая включает в себя создание карьероформирующей среды, систематический мониторинг карьерных ориентаций студентов, разработку локальных нормативно-правовых документов образовательного учреждения;
- применена проектная технология, включающая разработку Дерева проблем и Дерева целей, матрицы компетенций и ответственности членов проектной команды, сетевую модель проекта, оценку рисков, при разработке проекта «Информационно-развивающий портал «Карьера в образовании»», который направлен на формирование у студентов педагогических специальностей понимания своих карьерных перспектив в сфере образования, т.е. способствование развитию карьерной компетенции студентов.
Методы исследования. Для проведения диссертационного исследования использовались такие теоретические методы, как анализ, синтез, конкретизация, сравнение и обобщение. Карьерная траектория изучалась методом структурного и системного анализа. Также применялся информационный анализ документов.
Материалом для исследования послужили теоретические разработки в аспекте рассматриваемой проблемы, законодательные, нормативно-правовые документы в сфере образования.
К эмпирическим методам исследования, использованным при написании работы, относятся методы социально-психологического тестирования, анкетирование студентов, экспертный опрос.
Эмпирическая база. В диссертационном исследовании использованы данные о вакансиях, опубликованные на портале областного Департамента по труду и занятости, представленных на сайтах по поиску работы, также изучены материалы по штатной численности муниципальных образовательных организаций (по данным Министерства образования и молодежной политики Свердловской области). Проведен анализ отчетных документов за 2019-2020 гг., отражающих деятельность таких структурных подразделений ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж», как Приемная комиссия, Центр содействия трудоустройству выпускников, Отдел по организации учебных и производственных практик. Также эмпирической базой для диссертационного исследования стали данные, получены в ходе собственных исследований (анкетирования студентов и экспертных интервью).
Структура диссертации. Для достижения поставленных целей исследования была разработана следующая его структура. Диссертационное исследование состоит из трех глав, каждая из трех параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы.
Во введении представлены цели и задачи исследования, объект, предмет исследования, новизна и практическая значимость, гипотезы, теоретическая база, методология.
Первая глава диссертации посвящена теоретическим основам изучаемой темы, в данной главе проанализирована научная литература по вопросам управления карьерой, карьерного роста; проанализирована специфика карьерных траекторий в сфере образования, структура карьерной компетенции, а также изучены механизмы управления карьерой учащихся образовательных учреждений системы среднего педагогического образования.
Вторая глава диссертации посвящена анализу и исследованию возможностей реализации успешной карьеры в сфере образования. Для этого изучена характеристика организации среднего педагогического образования (ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж»), история организации, организационная структура, кадровый состав, образовательные услуги, материально-техническое обеспечение и т.д. Также проведен анализ карьерного пространства системы образования, а также проведен анализ механизмов формирования карьерной компетентности учащихся педагогических колледжей.
В третьей главе диссертации на основании проведенных исследований разработаны конкретные практические рекомендации по развитию карьерной компетенции учащихся педагогических колледжей для реализации профессиональной карьеры в сфере образования.
В заключении содержатся выводы по проведенному исследованию.
Настоящая магистерская диссертация содержит 26 таблиц, 23 рисунка и 70 источников в списке литературы.
Диссертационное исследование посвящено разработке пакета конкретных практических рекомендаций по формированию карьерной компетенции студентов учреждений среднего педагогического образования.
Задачи, поставленные в начале работы, выполнены. Для достижения поставленных задач были реализованы следующие методы. Был проведен теоретический анализ специфики карьерного роста и карьерной компетентности в сфере образования, оценка возможностей управления карьерным ростом в отношении выпускников педагогических учебных заведений, а также обзор научной литературы и соответствующих публикаций в периодических изданиях.
Кроме того, был проведен глубокий оценочный анализ карьерного пространства в сфере образования Свердловской области: были проанализированы данные о вакансиях, опубликованные на портале областного Департамента по труду и занятости; дана оценка вакансиям в сфере образования, представленная на сайтах по поиску работы; собраны материалы по штатной численности муниципальных образовательных организаций (по данным Министерства образования и молодежной политики Свердловской области). Также было проведено экспертное интервью среди тех педагогических работников, кто успешно и в значительной мере реализовал свои карьерные потребности в сфере образования: были выявлены и оценены факторы, способствующие формированию так называемой мотивации достижений в контексте специфики педагогической деятельности.
Был проведен анализ механизмов формирования карьерной компетентности учащихся педагогических колледжей, который включал в себя: анализ отчетных документов за 2019-2020 гг., отражающих деятельность таких структурных подразделений Свердловского педагогического колледжа, как Приемная комиссия, Центр содействия трудоустройству выпускников, Отдел по организации учебных и производственных практик; психологическое исследование среди студентов с использованием международной методики А.Мехробиана по выявлению мотивации достижений, социологический опрос студентов с использованием методики «Якоря карьеры» (Э.Шейн).
Предложены рекомендации по совершенствованию существующей системы формирования карьерной компетенции учащихся педагогических колледжей; разработан план мероприятий («Дорожная карта») по формированию карьерных компетенций студентов системы среднего педагогического образования; разработан проект по созданию Информационно-развивающего портала «Карьера в образовании»». Была использована проектная технология, включающая в себя формирование проблемной («Дерево проблем») и целевой («Дерево целей») структур проекта, матрицы ответственности, оценку рисков, временной график, смету расходов.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Карьерный рост обусловлен, в первую очередь, профессиональной подготовкой, так как именно в ней осуществляется карьероориентированное развитие студента, происходит осознание соответствия своих способностей и возможностей выбранной специальности, планируется будущая профессиональная деятельность. Нами был сделан вывод о необходимости формирования карьерных компетенций уже на этапе профессиональной подготовки. В связи с этим нами была разработана модель карьерной компетенции студентов, которая включает такие критерии, как мотивация к реализации профессиональной карьеры, анализ и планирование карьерного развития, реализация практических действий по построению карьеры.
Анкетирование студентов-выпускников педагогического профиля продемонстрировало осознанный выбор педагогической профессии. При этом они выражают готовность продолжать карьерную траекторию в сфере образования после окончания колледжа: работать по своей специальности (учителем начальных классов) в образовательных учреждениях или продолжить обучение в педагогическом вузе по педагогическим специальностям.
Студенты-выпускники продемонстрировали среднюю степень развития карьерных компетенций. Студенты отмечают, что помочь им в формировании карьерных траекторий помимо посещения мероприятий по карьере (таких как Ярмарки вакансий), могут специализированные сайты, посвященные вопросам карьеры, а также самостоятельный поиск вакансий и изучение рынка труда.
Нами были предложены мероприятия для формирования карьерной компетенции студентов как системы. Эти мероприятия включают в себя создание карьероформирующей среды, систематический мониторинг карьерных ориентаций студентов, разработку локальных нормативно-правовых документов колледжа, а также развитие информационных механизмов формирования карьерных компетенций студентов.
Одним из ключевых мероприятий «дорожной карты» по формированию карьерных компетенций студентов системы среднего педагогического образования является создание Информационно-развивающего портала «Карьера в образовании», размещенного как раздел сайта ГАПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж».
Проект направлен на решение проблемы слабого развития карьерной компетенции выпускников и студентов педагогических специальностей колледжа к работе и профессиональной реализации в сфере образования.
Данный проект предлагается реализовывать силами коммерческой компании по разработке сайтов. Бюджет на данный проект 456 тыс. руб., источником финансирования являются собственные средства колледжа. В бюджете проекта учитывается вознаграждение исполнителя по договору, а также оплата труда проектной команды, состоящей из сотрудников колледжа.
Реализация проекта имеет социальную эффективность: повышение привлекательности сферы образования для студентов, ориентированных на профессиональную самореализацию и карьерный рост; обеспечение образовательных организаций молодыми кадрами и более осознанное и мотивированное обучение студентов.
Принятые в промышленных отраслях алгоритмы расчета экономической эффективности проектных мероприятий и выявление их корреляционного влияния на ключевые показали финансово-экономической деятельности предприятия в данном случае не применимы в полной мере. Экономическая эффективность представленного социального по своей сути проекта может носить так называемый косвенный, отложенный и прогностический характер. Между тем, проводя предпрооектный анализ и формируя «Дерево проблем», были выявлены последствия, связанные с нежеланием значительной выпускников педагогических колледжей рассматривать школу как возможность реализации своих карьерных потребностей в долгосрочной перспективе.
Уход выпускников в иные, непедагогические сферы профессиональной деятельности можно рассматривать как понижение коэффициента полезного действия учебного заведения, осуществлявшего их профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию. Однако, в том случае, когда предлагаемые мероприятия приведут к реальному снижению доли выпускников, нежелающих работать в школе и, напротив, к увеличению доли тех, кто выбирает для себя карьерную траекторию в сфере образования, будет возможно оценить экономический эффект проектных мероприятий.
1. Абдуллина А.Д., Рабцевич А.А. Управление карьерой работника в современных организациях / А.Д. Абдуллина, А.А. Рабцевич // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 3. С. 87-89.
2. Александрова М.В. Концептуальная модель управления карьерой педагога в территориальной образовательной системе // Гуманитарный вектор. 2008. № 1. С. 38-40.
3. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: монография / М.В. Александрова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород. 2007. 238 с.
4. Андрюхина Л.М., Власова О.И., Днепров С.А., Пермякова Т.В. «Педагогические работники среднего профессионального образования: образовательный потенциал и потребность в профессиональном развитии (по материалам всероссийского социологического исследования)» // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 32-44.
5. Антропова А.Ю. Реализация модели формирования ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1 (13). С. 136-139.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов: практикум / Т. Ю. Базаров. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 240 с.
7. Быданова Е.Н. Анализ компетенций выпускников российских вузов // Социологические исследования. 2008. № 5. С.140-142.
8. Воробьева И.В. Престиж профессии учителя // // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4 (126). С. 247-254.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р).
10. Дипломатова З.Ю., Иванов В.Н. Карьерный рост учителя в условиях внедрения профессионального стандарта педагога // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2019. № 2 (102). С. 82-90.
11. Евстигнеева Н.В. Карьерное пространство на российском рынке труда // Человек. Сообщество. Управление. 2007. № 2. С. 79-95.
12. Егоршин А. П. Карьера одаренного менеджера: учеб. пособие [для рук. предприятий и орг., спец. по упр. персоналом, преподавателей и аспирантов]. / А. П. Егоршин. М.: Логос. 2017. 406 с.
13. Жданко Т.А. Управление личной карьерой будущего педагога: практическое руководство для бакалавров и магистрантов: учебное пособие по самоменеджменту для бакалавров и магистрантов направления подготовки 050100 Педагогическое образование. Иркутск: Иркутский гос. лингв. ун-т.
2015. 93 с.
14. Жданко Т.А. Характеристика образовательно-профессионального пространства вуза // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2010. № 1. С. 42-48.
15. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. иИЕ: http://kremlin.ru/events/president/news/51001(дата обращения: 02.04.2020).
16. Золотарева А.В. Научно-методическое обеспечение
профессионального и карьерного роста педагога сферы дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 89-98.
17. Зырянова Н.И., Федоров В.А. Развитие кадрового потенциала
профессиональных образовательных организаций: применение
профессионального стандарта педагога профессионального обучения // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 23-30.
18. Канунникова Е.В. Деловая карьера педагога: управление и обеспечение // Челябинский гуманитарий. 2015. № 1 (30). С. 67-72.
19. Кашлач В.М. Становление профессиональной мобильности педагога в процессе профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 28-34.
20. Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом: учебно-практическое пособие / под ред. А.Я. Кибанова. М.: Проспект. 2018. 64 с.
21. Киселева Е.В. Планирование и развитие карьеры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.В. Киселева. Вологда: Легия.
2016. 332 с.
22. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. М.: Academia. 2004. 301 с.
23. Коноваленко М. Ю. Моделирование деловой карьеры / М. Ю. Коноваленко. М.: Наука-Спектр. 2008. 175 с.
24. Константиновский Д.Л. Формирование ориентаций молодежи в сфере образования // Вестник Института социологии. 2016. № 4 (19). С. 13-27.
25. Кончатова Я.А. Управление карьерой как инструмент мотивации персонала / Я.А. Кончатова // Молодой ученый. 2017. № 5. С. 180-183.
26. Красностанова М.В., Кузнецов И.И., Шахова М.С. Экономика карьеры: профессиональные траектории современных молодых специалистов // Креативная экономика. 2015. № 9 (11). С. 1423-1440.
27. Красношлыкова О.Г., Приходько Е.В. Мотивация
профессионального роста педагогов в современных условиях // Профессиональное образование в России и зарубежом. 2016. № 2 (22). С. 47-54.
28. Крисковец Т.Н. Инновационные направления развития профессиональной карьеры преподавателя в условиях процесса глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 20 (113). С. 17 - 21.
29. Крисковец Т.Н. Развитие организационного образовательного менеджмента в рамках формирования национальной системы учительского роста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 62-67.
30. Крисковец Т.Н. Социально-исторические особенности и современная специфика управления профессиональной карьерой учителя //
Вестник ЧГРУ. 2012. № 3. С. 135-147.
31. Крисковец Т.Н. Стратегические основы профессионального карьерного развития учителя // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 3 (31). С. 145-148.
32. Ксенофонтова А.Н., Леденева А.В. Освещение проблемы развития профессиональной карьеры учителя // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 3 (215). С. 28-33.
33. Кудина М.В. Особенности профессиональных намерений в структуре карьерного роста специалиста образования // Омский научный вестник. 2007. № 5 (59). С. 197-200.
34. Кутняк С.В. Формирование карьерных компетенций студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 84-90.
35. Кутняк С.В. Исследование возможностей карьерного роста современного учителя // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. 2009. № 1 (9). С. 92-100.
36. Кутняк С.В. Становление карьеры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 125. С. 120-127.
37. Лачугина Ю.Н. Карьера сотрудника в организации / Ю.Н. Лачугина.
Ульяновск: УлГТУ. 2010. 74 с.
38. Лисовская Н.Б. Технологии формирования карьерной готовности в период обучения в высших учебных заведениях (зарубежный опыт) // Мир науки, культуры, образования. №4 (35). 2012. С. 187-189.
39. Макарова Л.Н., Гущина Т.И. Этапы личностного и профессионального роста современного педагога // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Т. 15. 2016. № 3. С. 74-80.
40. Макарова Л.Н., Гущина Т.И. Механизмы формирования системы профессионального роста педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 6-13.
41. Маслова С.Ю. Управление профессиональной карьерой как способ повышения эффективности деятельности организации / С.Ю. Маслова // Экономика, управление, финансы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь, 2017 г.). Пермь: Меркурий. 2017. С. 1-2.
42. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг / Е. А. Могилевкин. СПб.: Речь, 2007. 336 с.
43. Никитина Н. В. Муниципальная система сопровождения карьерного роста дошкольных работников: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Никитина Наталья Владимировна. Великий Новгород, 2009.
44. Отчет о результатах самообследования деятельности
государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» от 17.04.2020 г. НВЕ: https://sopkekb.ru/wp-
content/uploads/2020/04/Очет-по-результатам-самообследования-за-2019.pdf (дата обращения: 02.09.2020).
45. Отчет о результатах самообследования деятельности
государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж» от 14.04.2019 г. НВЬ: https://sopkekb.ru/wp-
content/uploads/2019/04/Очет-по-результатам-самообследования-за-2018.pdf(дата обращения: 02.04.2020).
46. Плотникова Н.Н. Динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 98-102.
47. Портал Департамента по труду и занятости Свердловской области. НВЕ:https://www.szn-ural.ru/ (дата обращения: 10.03.2020).
48. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА. 2015. 736 с.
49. Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. № 751.
50. Резник С.Д. Персональный менеджмент. Практикум: учеб. пособие по спец. 061100 «Менеджмент орг.» / под общ. ред. С. Д. Резника. 4-е изд., доп. М.: ИНФРА-М. 2016. 558 с.
51. Рафикова Р.Р. Управление трудовой карьерой молодых специалистов // Молодой ученый. 2019. № 2. С. 178-180.
52. Садон Е.В. Профессиональные компетенции как фактор становления профессиональной карьеры будущего специалиста: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Садон Елена Владимировна. Владивосток. 2009.
53. Сайт Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. 1ЖЕ:https://minobraz.egov66.ru/ (дата обращения: 10.03.2020).
54. Сайт Яаботабб.ги: поиск работы в Екатеринбурге. ПРЕ:
https://www.rabota66.ru/ (дата обращения: 10.03.2020).
55. Сандлер Д.Г., Сущенко А.Д. Экономические мотивации выбора магистрантами образовательных, научных и профессиональных траекторий // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 2. С. 547-559.
56. Соколова А. Образование для карьеры // Высшее образование для карьеры. 2008. № 9. С. 160-162.
57. Соколова Н. Л. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования / Н. Л. Соколова, Т. Ю. Цибизова // Научный диалог. 2018. № 1. С. 295-299.
58. Сорокина Е.Л., Елинская Я.А. К вопросу о современных стратегиях
непрерывного дополнительного профессионального образования взрослых // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 30 января 2017 г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии,
педагогики и социальной работы. 2017. С. 166-169.
59. Социально-профессиональный портрет педагога: Науч. докл. / И.И. Соколова, Н.М. Александрова, А.С. Мищенко [и др.]. СПб.: Учреждение РАО ИПО. 2009. С. 3-15.
60. Старченко С.А. Проблемы и ориентиры развития педагогического образования в колледже // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 66-73.
61. Тарасенко В.В. Управление карьерой управленческого персонала образовательной организации: современные проблемы и возможные решения // Вестник университета. 2019. № 9. С. 26-32.
62. Тенюнина И.А. Модель становления траектории
профессионального развития студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 160-166.
63. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07 мая 2018 г. № 204. URL:http://kremlin.ru/events/president/news/57425(дата обращения: 02.04.2020).
64. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М. 2015. 638 с.
65. Файн М.Б. Индивидуальная образовательная траектория педагога как средство достижения его профессионального развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 348-351.
66. Филинкова Е.Б. Мотивация принятия решения учителями о переходе от педагогической деятельности к управленческой // Сибирский психологический журнал. 2012. № 44. С. 89-100.
67. Филинкова Е.Б. Роль удовлетворенности трудом в формировании готовности педагогов к переходу к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 129-140.
68. Чернухина Е.Е., Мартынова Е.В. Профессиональное самоопределение современной студенческой молодежи // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №4. С. 399-404.
69. Янченко И.В. Диагностика сформированности карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 42-46.
70. Яровых Ю.В. Карьерный рост педагога: типологизация, проблемы, перспективы // Вестник ТПГУ. 2014. № 5 (146). С. 13-17.