ФАНФИКШН КАК ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ФЕНОМЕН
|
Введение 4
Глава 1. Место и роль фанфикшна в современном мире 8
1.1. История изучения фанфикшна 8
1.2 История фанфикшна и основные механизмы его существования 14
Глава 2. Издание фанфикшн-произведений 26
2.1. Характеристика российских и зарубежных изданий фанфикшна 26
2.1.1. Анализ опыта российского книгоиздания фанфикшн-произведений 27
2.1.2. Анализ опыта зарубежного книгоиздания фанфикшн-произведений 31
2.2. Препятствия для издания произведений фанфикшн 33
2.2.1. Правовой статус фанфикшн 33
2.2.2. Фандомная этика как препятствие для издания фанфикшна 38
Глава 3. Потенциал фанфикшн для издателя 41
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А 63
Приложение Б 65
Приложение В
Глава 1. Место и роль фанфикшна в современном мире 8
1.1. История изучения фанфикшна 8
1.2 История фанфикшна и основные механизмы его существования 14
Глава 2. Издание фанфикшн-произведений 26
2.1. Характеристика российских и зарубежных изданий фанфикшна 26
2.1.1. Анализ опыта российского книгоиздания фанфикшн-произведений 27
2.1.2. Анализ опыта зарубежного книгоиздания фанфикшн-произведений 31
2.2. Препятствия для издания произведений фанфикшн 33
2.2.1. Правовой статус фанфикшн 33
2.2.2. Фандомная этика как препятствие для издания фанфикшна 38
Глава 3. Потенциал фанфикшн для издателя 41
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А 63
Приложение Б 65
Приложение В
В одном из обзоров книжного рынка России Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей, заявил, что «параллельно с миром больших издательств существует другой мир — мир, которому не нужны издательства, в который, даже если захотят, не смогут вмешаться» [47]. Этот огромный и параллельный мир — мир фанфикшн.
Несмотря на то, что фанфикшн (или фанфики) — любительская литература по мотивам известных художественных произведений — достаточно давно находится в поле зрения исследователей, единого определения этого явления до сих пор не выработано. Большая часть работ, посвященных фанфикшну, начинается с определения изучаемого понятия, и существует достаточно большое количество его дефиниций. Авторы стремятся отразить в своем толковании термина такие характерные черты фанфикшна, как его принадлежность фанатской культуре и массовому литературному творчеству, вторичность по отношению к оригиналу, нацеленность на некоммерческое распространение и определяющее значение эмоциональной реакции на канон при создании фанфиков. Наиболее общее и максимально полно отражающее сущность фанфикшна без концентрации на деталях определение было дано М. Ливенворт: «Фанфики — разновидность современной любительской литературы, основанная на использовании, расширении, переосмыслении художественного мира, созданного в каком - либо популярном произведении — как правило, литературном, кинематографическом, драматическом» [60, с. 93]. Именно это определение было принято в качестве рабочего в рамках настоящего исследования.
Тема выпускной квалификационной работы, несомненно, является актуальной: аудитория фанфиков огромна и продолжает расти, посещаемость интернет-ресурсов, на которых публикуются фикрайтеры, в несколько раз выше, чем посещаемость традиционных книжных интернет - магазинов2, но издатели практически не имеют доступа к этому сегменту читателей: Владимир Харитонов в одной из своих лекций эмоционально приравнял каждого читателя фанфиков к «слезам традиционного издателя» [47]. Изучение фанфикшна с точки зрения издателя не только позволит выявить и проанализировать потенциал этого явления для книжной отрасли, но и расширит понимание фанфикшна как объекта научных исследований: до настоящего времени фанфики оставались вотчиной социологии и литературоведения и не рассматривались с точки зрения издательского дела.
Объектом данного исследования выступает фанфикшн как феномен современной культуры. Предметом является потенциал фанфикшна для издательств. Цель исследовательской работы — выявить и проанализировать возможности использования фанфикшна в издательской практике.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть историю формирования современного фанфикшна, выделить его основные особенности;
2) проанализировать изданные фанфики, выявить закономерности в выборе произведений для издания;
3) изучить правовой режим фанфиков, выявить основные препятствия к их изданию;
4) выявить с помощью анкетирования степень востребованности издания фанфикшн-произведений среди читателей;
5) сформулировать направления работы с фанфикшн-литературой в издательской сфере, проанализировать оправданность их использования.
Источниковую базу исследования можно условно разделить на две группы:
- издания произведений фанфикшн;
- материалы, характеризующие бытование фанфикшна в сети интернет.
В первую группу вошли российские и зарубежные издания произведений, которые можно отнести к фанфикшну. Анализ этих изданий лег в основу второй главы исследования и помог выделить основные механизмы публикации фанфикшн в форме книги, а также определить, какие препятствия затрудняют этот процесс. Вторую группу составляют данные с сайтов-площадок для публикации фанфиков, записи в блогах поклонников фандомов. Эти материалы послужили основой для определения характерных особенностей фанфикшна, а также помогли сформулировать выводы об отношении фан-сообществ к коммерциализации их творчества. При исследовании издательского потенциала фанфикшн -литературы привлекались источники из обеих групп.
Методологической базой исследования стали следующие методы и принципы. Генетический метод, заключающийся в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемого явления в процессе его исторического движения. В данном случае метод позволил рассмотреть фанфикшн как часть историко-культурного процесса. Также был использован сравнительно-сопоставительный метод, который позволил выявить общие закономерности в издании фанфикшна; метод включенного наблюдения — автор исследования на протяжении семи лет принадлежит к сообществу фанатов, участвует в креативных практиках сообщества и отслеживает внутренние тенденции субкультуры; метод опроса — проведение анкетирования; метод сплошной выборки, обеспечивший репрезентативность материала. Основополагающими методологическими принципами исследования являются принципы научной объективности и целостности.
Степень изученности феномена фанфикшн отражена в первом параграфе первой главы выпускной квалификационной работы.
Новизна и практическая значимость работы коррелируются с её актуальностью: в связи с разнородностью и фрагментарностью научных работ о фанфиках данная диссертация является одним из необходимых шагов к заполнению многочисленных исследовательских лакун. Выводы, сделанные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы в издательской практике, а также в преподавании специальных курсов для студентов, обучающихся по направлению «Издательское дело».
Основные положения выпускной квалификационной работы прошли апробацию: различные аспекты исследования были освещены в докладах на международной студенческой конференции «Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании. III молодежный конвент» (Екатеринбург, 14-16 марта 2019 года) и на II международной научно-практической конференции «Язык. Текст. Книга» (Екатеринбург, 25 апреля 2019 года), а также в статьях, подготовленных по итогам перечисленных выступлений: «Феномен фанфикшна в эпоху цифровых технологий» [29] и «Фанфикшн: взгляд издателя» [28].
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении формулируется проблематика выпускной квалификационной работы, обосновывается ее актуальность, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, характеризуются источниковая и методологическая базы. Первая глава, согласно поставленным задачам, отводится историографическому обзору темы и характеристике специфических механизмов существования фанфикшн. Вторая глава посвящена анализу российских и зарубежных изданий фанфикшн- произведений и их правового статуса. В третьей главе, которая композиционно завершает основную часть работы, анализируются возможности использования фанфикшн в издательской сфере. В заключении определяются итоги проделанной работы в соответствии с поставленными задачами. В приложения вынесены глоссарий, содержащий разъяснения фанфикшн-терминов, а также рабочие материалы анкетирования, проведенного в ходе исследования.
Несмотря на то, что фанфикшн (или фанфики) — любительская литература по мотивам известных художественных произведений — достаточно давно находится в поле зрения исследователей, единого определения этого явления до сих пор не выработано. Большая часть работ, посвященных фанфикшну, начинается с определения изучаемого понятия, и существует достаточно большое количество его дефиниций. Авторы стремятся отразить в своем толковании термина такие характерные черты фанфикшна, как его принадлежность фанатской культуре и массовому литературному творчеству, вторичность по отношению к оригиналу, нацеленность на некоммерческое распространение и определяющее значение эмоциональной реакции на канон при создании фанфиков. Наиболее общее и максимально полно отражающее сущность фанфикшна без концентрации на деталях определение было дано М. Ливенворт: «Фанфики — разновидность современной любительской литературы, основанная на использовании, расширении, переосмыслении художественного мира, созданного в каком - либо популярном произведении — как правило, литературном, кинематографическом, драматическом» [60, с. 93]. Именно это определение было принято в качестве рабочего в рамках настоящего исследования.
Тема выпускной квалификационной работы, несомненно, является актуальной: аудитория фанфиков огромна и продолжает расти, посещаемость интернет-ресурсов, на которых публикуются фикрайтеры, в несколько раз выше, чем посещаемость традиционных книжных интернет - магазинов2, но издатели практически не имеют доступа к этому сегменту читателей: Владимир Харитонов в одной из своих лекций эмоционально приравнял каждого читателя фанфиков к «слезам традиционного издателя» [47]. Изучение фанфикшна с точки зрения издателя не только позволит выявить и проанализировать потенциал этого явления для книжной отрасли, но и расширит понимание фанфикшна как объекта научных исследований: до настоящего времени фанфики оставались вотчиной социологии и литературоведения и не рассматривались с точки зрения издательского дела.
Объектом данного исследования выступает фанфикшн как феномен современной культуры. Предметом является потенциал фанфикшна для издательств. Цель исследовательской работы — выявить и проанализировать возможности использования фанфикшна в издательской практике.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть историю формирования современного фанфикшна, выделить его основные особенности;
2) проанализировать изданные фанфики, выявить закономерности в выборе произведений для издания;
3) изучить правовой режим фанфиков, выявить основные препятствия к их изданию;
4) выявить с помощью анкетирования степень востребованности издания фанфикшн-произведений среди читателей;
5) сформулировать направления работы с фанфикшн-литературой в издательской сфере, проанализировать оправданность их использования.
Источниковую базу исследования можно условно разделить на две группы:
- издания произведений фанфикшн;
- материалы, характеризующие бытование фанфикшна в сети интернет.
В первую группу вошли российские и зарубежные издания произведений, которые можно отнести к фанфикшну. Анализ этих изданий лег в основу второй главы исследования и помог выделить основные механизмы публикации фанфикшн в форме книги, а также определить, какие препятствия затрудняют этот процесс. Вторую группу составляют данные с сайтов-площадок для публикации фанфиков, записи в блогах поклонников фандомов. Эти материалы послужили основой для определения характерных особенностей фанфикшна, а также помогли сформулировать выводы об отношении фан-сообществ к коммерциализации их творчества. При исследовании издательского потенциала фанфикшн -литературы привлекались источники из обеих групп.
Методологической базой исследования стали следующие методы и принципы. Генетический метод, заключающийся в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемого явления в процессе его исторического движения. В данном случае метод позволил рассмотреть фанфикшн как часть историко-культурного процесса. Также был использован сравнительно-сопоставительный метод, который позволил выявить общие закономерности в издании фанфикшна; метод включенного наблюдения — автор исследования на протяжении семи лет принадлежит к сообществу фанатов, участвует в креативных практиках сообщества и отслеживает внутренние тенденции субкультуры; метод опроса — проведение анкетирования; метод сплошной выборки, обеспечивший репрезентативность материала. Основополагающими методологическими принципами исследования являются принципы научной объективности и целостности.
Степень изученности феномена фанфикшн отражена в первом параграфе первой главы выпускной квалификационной работы.
Новизна и практическая значимость работы коррелируются с её актуальностью: в связи с разнородностью и фрагментарностью научных работ о фанфиках данная диссертация является одним из необходимых шагов к заполнению многочисленных исследовательских лакун. Выводы, сделанные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы в издательской практике, а также в преподавании специальных курсов для студентов, обучающихся по направлению «Издательское дело».
Основные положения выпускной квалификационной работы прошли апробацию: различные аспекты исследования были освещены в докладах на международной студенческой конференции «Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании. III молодежный конвент» (Екатеринбург, 14-16 марта 2019 года) и на II международной научно-практической конференции «Язык. Текст. Книга» (Екатеринбург, 25 апреля 2019 года), а также в статьях, подготовленных по итогам перечисленных выступлений: «Феномен фанфикшна в эпоху цифровых технологий» [29] и «Фанфикшн: взгляд издателя» [28].
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении формулируется проблематика выпускной квалификационной работы, обосновывается ее актуальность, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, характеризуются источниковая и методологическая базы. Первая глава, согласно поставленным задачам, отводится историографическому обзору темы и характеристике специфических механизмов существования фанфикшн. Вторая глава посвящена анализу российских и зарубежных изданий фанфикшн- произведений и их правового статуса. В третьей главе, которая композиционно завершает основную часть работы, анализируются возможности использования фанфикшн в издательской сфере. В заключении определяются итоги проделанной работы в соответствии с поставленными задачами. В приложения вынесены глоссарий, содержащий разъяснения фанфикшн-терминов, а также рабочие материалы анкетирования, проведенного в ходе исследования.
В результате проделанной работы нами были сделаны следующие выводы.
Несмотря на возросший интерес к теме, фанфикшн в отечественной науке изучен достаточно фрагментарно. Многие исследовательские аспекты не получили достаточного освещения в работах: так, это вопрос о правовом статусе фанфикшна, востребованности его среди читателей, а также вопрос о месте фанфикшна в издательской сфере.
Сама история фанфикшна является довольно продолжительной и изучена в достаточной степени. Хотя исследователи еще не договорились, к какому времени относить появление фанфикшна, сформулированы основные причины появления этого культурного феномена. Внутри фандомов существуют сложившиеся механизмы взаимодействия авторов и читателей фанфиков, а также публикации текстов в сети интернет. Среди множества площадок для публикации фанфиков можно выделить самые масштабные: Archive of Our Own, FanFiction.Netна международном уровне и Книга Фанфиков для публикации работ на русском языке. Предпринимаются попытки интеграции фанфикшна в сферу деятельности интернет-магазина электронных книг ЛитРес, однако механизмы поиска фанфиков среди других выставленных на сайте книг далеки от совершенства.
В рамках исследования был проанализирован российский и зарубежный опыт издания фанфикшн-произведений. В результате анализа российского издательского опыта было выявлено, что большая часть отечественных произведений была издана до 2010 года. Эти издания нарушали ряд важных пунктов авторского права, в частности, права автора на персонажей произведения. Но никаких претензий к авторам предъявлено не было. Большая часть изданных фанфиков относится к вселенной, созданной Дж. Р. Р. Толкином. Закономерности в выборе произведений для издания выявить не удалось, так как все приведенные примеры отличаются друг от друга, используют разные схемы построения сюжета, а также имели разную степень популярности в фандоме на момент издания. Изданием фанфиков занималась компания «Эксмо», к тому же тиражи книг были достаточно большими для того времени, и очень значительными на сегодняшний день. То есть издание фанфиков на тот момент было востребованным (для некоторых произведений требовались допечатка или переиздание), издательство занималось выпуском таких произведений на протяжении нескольких лет, но после 2010 г. можно встретить только один пример издания фанфиков, причем осуществленного посредством краудфандинговой кампании. Можно предположить, что издание произведений фанфикшн было приостановлено в связи с заметным в последнее время ужесточением государственной политики в области защиты авторских прав.
Анализ зарубежных примеров изданий фанфикшн показал, что, в отличие от российских изданий фанфикшна, зарубежные более осторожны в отношении авторского права. Фанфики в своей оригинальной форме там не издавались: либо фикрайтеры только начинали с фанфиков, набирая опыт и публикуя затем уже свои собственные произведения, либо в текст фанфика вносились значительные изменения, чтобы избежать нарушения закона.
Правовой статус фанфикшна на настоящий момент не определен окончательно: фактически являясь, с одной стороны, производным произведением, с другой он нарушает как исключительные, так и неисключительные права автора оригинального произведения.
Несмотря на препятствия с правовой точки зрения, а также отмеченные нами некоторые особенности этики сообщества поклонников фанфиков, издание произведений фанфикшн востребовано среди его читателей. Фанфикшн — весьма перспективное направление развития для издательского дела, к которому можно подойти с различных сторон: такие произведения можно издавать в изначальном или переработанном виде, использовать как средство продвижения оригинального произведения или рассматривать как стартовую площадку для начинающих авторов.
Интеграция фанфикшна в издательскую сферу может быть полезна не только издателям, но и фан-сообществу: фанфики, изданные в виде книги , несут в себе совершенно другую эмоцию для читателя и имеют более весомый статус; сотрудничество фикрайтеров с издателями может стать шансом превратить свое хобби в профессиональную деятельность .
В рамках дальнейшего научного исследования фанфиков перспективным представляется изучение механизмов интеграции фанфикшна в сферу деятельности интернет-продажи электронных книг. Подобное исследование поможет выявить положительные и отрицательные стороны интеграции, а также составить комплекс мер, которые бы сделали ее одновременно максимально эффективной для интернет-торговли и удобной для фикрайтеров и их читателей.
Несмотря на возросший интерес к теме, фанфикшн в отечественной науке изучен достаточно фрагментарно. Многие исследовательские аспекты не получили достаточного освещения в работах: так, это вопрос о правовом статусе фанфикшна, востребованности его среди читателей, а также вопрос о месте фанфикшна в издательской сфере.
Сама история фанфикшна является довольно продолжительной и изучена в достаточной степени. Хотя исследователи еще не договорились, к какому времени относить появление фанфикшна, сформулированы основные причины появления этого культурного феномена. Внутри фандомов существуют сложившиеся механизмы взаимодействия авторов и читателей фанфиков, а также публикации текстов в сети интернет. Среди множества площадок для публикации фанфиков можно выделить самые масштабные: Archive of Our Own, FanFiction.Netна международном уровне и Книга Фанфиков для публикации работ на русском языке. Предпринимаются попытки интеграции фанфикшна в сферу деятельности интернет-магазина электронных книг ЛитРес, однако механизмы поиска фанфиков среди других выставленных на сайте книг далеки от совершенства.
В рамках исследования был проанализирован российский и зарубежный опыт издания фанфикшн-произведений. В результате анализа российского издательского опыта было выявлено, что большая часть отечественных произведений была издана до 2010 года. Эти издания нарушали ряд важных пунктов авторского права, в частности, права автора на персонажей произведения. Но никаких претензий к авторам предъявлено не было. Большая часть изданных фанфиков относится к вселенной, созданной Дж. Р. Р. Толкином. Закономерности в выборе произведений для издания выявить не удалось, так как все приведенные примеры отличаются друг от друга, используют разные схемы построения сюжета, а также имели разную степень популярности в фандоме на момент издания. Изданием фанфиков занималась компания «Эксмо», к тому же тиражи книг были достаточно большими для того времени, и очень значительными на сегодняшний день. То есть издание фанфиков на тот момент было востребованным (для некоторых произведений требовались допечатка или переиздание), издательство занималось выпуском таких произведений на протяжении нескольких лет, но после 2010 г. можно встретить только один пример издания фанфиков, причем осуществленного посредством краудфандинговой кампании. Можно предположить, что издание произведений фанфикшн было приостановлено в связи с заметным в последнее время ужесточением государственной политики в области защиты авторских прав.
Анализ зарубежных примеров изданий фанфикшн показал, что, в отличие от российских изданий фанфикшна, зарубежные более осторожны в отношении авторского права. Фанфики в своей оригинальной форме там не издавались: либо фикрайтеры только начинали с фанфиков, набирая опыт и публикуя затем уже свои собственные произведения, либо в текст фанфика вносились значительные изменения, чтобы избежать нарушения закона.
Правовой статус фанфикшна на настоящий момент не определен окончательно: фактически являясь, с одной стороны, производным произведением, с другой он нарушает как исключительные, так и неисключительные права автора оригинального произведения.
Несмотря на препятствия с правовой точки зрения, а также отмеченные нами некоторые особенности этики сообщества поклонников фанфиков, издание произведений фанфикшн востребовано среди его читателей. Фанфикшн — весьма перспективное направление развития для издательского дела, к которому можно подойти с различных сторон: такие произведения можно издавать в изначальном или переработанном виде, использовать как средство продвижения оригинального произведения или рассматривать как стартовую площадку для начинающих авторов.
Интеграция фанфикшна в издательскую сферу может быть полезна не только издателям, но и фан-сообществу: фанфики, изданные в виде книги , несут в себе совершенно другую эмоцию для читателя и имеют более весомый статус; сотрудничество фикрайтеров с издателями может стать шансом превратить свое хобби в профессиональную деятельность .
В рамках дальнейшего научного исследования фанфиков перспективным представляется изучение механизмов интеграции фанфикшна в сферу деятельности интернет-продажи электронных книг. Подобное исследование поможет выявить положительные и отрицательные стороны интеграции, а также составить комплекс мер, которые бы сделали ее одновременно максимально эффективной для интернет-торговли и удобной для фикрайтеров и их читателей.
Подобные работы
- Особенности фанфикшн как жанра современной массовой литературы
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - СВОЕОБРАЗИЕ ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ И РЕДАКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА ЛИТРПГ)
Бакалаврская работа, книжное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Феномен книги в художественном осмыслении
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Роман Мариам Петросян «Дом, в котором…»: проблема границ пространства и его конфигураций в читательской рецепции
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2022 - ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Особенности личности и совладающее поведение у подростков в трудной жизненной ситуации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - СПЕЦИФИКА ТРАНСФОРМАЦИИ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ И ОБРАЗНОЙ СТРУКТУРЫ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА В СОВРЕМЕННОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ФЭНТЕЗИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ «ПРИСВОЕННАЯ» М. БАГИРОВОЙ И Н. БАРХАТ, «ИЛЛИРИЯ» М. СОЛОВЬЕВОЙ).
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016



