ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗах 8
1.1. Современный взгляд на лиц с ограниченными возможностями
Здоровья 8
1.2. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья 11
1.3. Организация процесса физического воспитания в ВУЗах России 14
1.4. Использование электронных образовательных ресурсов в
образовательном процессе лиц с ограниченными возможностями здоровья 22
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРСА И ЕГО
ПРАКТИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ 34
3.1. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению у
обучающихся ограничений в возможностях здоровья 34
3.2. Опыт использования электронного образовательного ресурса по
физической культуре при организации обучения в вузе 38
3.3. Результаты исследования по изучению влияния онлайн-курса на
процесс физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья 44
ВЫВОДЫ 52
РЕКОМЕНДАЦИИ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗах 8
1.1. Современный взгляд на лиц с ограниченными возможностями
Здоровья 8
1.2. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья 11
1.3. Организация процесса физического воспитания в ВУЗах России 14
1.4. Использование электронных образовательных ресурсов в
образовательном процессе лиц с ограниченными возможностями здоровья 22
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 30
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРСА И ЕГО
ПРАКТИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ 34
3.1. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению у
обучающихся ограничений в возможностях здоровья 34
3.2. Опыт использования электронного образовательного ресурса по
физической культуре при организации обучения в вузе 38
3.3. Результаты исследования по изучению влияния онлайн-курса на
процесс физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья 44
ВЫВОДЫ 52
РЕКОМЕНДАЦИИ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность проблемы. Уровень развития медицинских технологий, прогресс человечества сегодня тесно сопряжен с ростом количества людей, имеющих ограничения в состоянии здоровья. Доля лиц, не имеющих первой (основной) группы здоровья ежегодно увеличивается.
Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья различного уровня осваивают дисциплину «Физическая культура» в специально организованных медицинских группах (СМГ). Количество лиц, отнесенных к СМГ, ежегодно растет и составляет в структуре студенчества от 15% до 60% по результатам разных авторов [10].
Актуальность рассматриваемой темы подтверждает совершенствование законодательной базы, нормативно-правовые акты последних лет, направленные на улучшение социально -экономического положения и качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) [1-9].
В настоящее время происходит процесс переконефигурации системы высшего образования, примером которого является появление электронных образовательных ресурсов (ЭОРов). Информационные технологии кардинальным образом изменили жизнь человека, позволяя лицам с ОВЗ профессионально развиваться. Среда учебного заведения и современные технологии позволяют решать не только задачи освоения профессии, но и социальной адаптации, интеграции в учебный и трудовой коллектив, оказывают реабилитационное влияние на лиц с ОВЗ.
Организация образовательного процесса, адаптация основных образовательных программ, доступность среды, инклюзия образования являются современными научными проблемами в связи с увеличением числа молодых людей с ОВЗ [10, 31, 33, 35, 38, 43, 48].
Нозологическая структура, физическое развитие, физическая подготовленность лиц с ОВЗ Тюменского государственного университета на сегодняшний день не изучены, что препятствует совершенствованию процесса физического воспитания и индивидуализации образовательного процесса.
Цель исследования - разработать образовательный ресурс «Физическая культура» для лиц с ограниченными возможностями здоровья и проверить эффективность его использования.
Объект исследования - процесс физического воспитания студентов в условиях врожденной или приобретенной ограниченности физических возможностей.
Предмет исследования - влияние процесса электронного образования на физическое здоровье студентов с ОВЗ.
Гипотеза исследования - внедрение электронного образовательного ресурса «Физическая культура» позволит качественно изменить процесс физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и повысить его эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты организации процесса обучения по физической культуре лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях ВУЗа.
2. Разработать электронный образовательный ресурс «Физическая культура» для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Определить эффективность разработанного электронного образовательного ресурса.
Практическая значимость. Полученные данные позволяют качественным образом изменить процесс физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанный электронный образовательный ресурс МООК «Физическая культура» доступен каждому студенту в любой точке мира, позволяет индивидуализировать образовательный процесс, вносит логичность, связь и преемственность в процесс физического воспитания студентов с ограниченными возможностями и инвалидов.
Формирует:
1. Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
2. Способность использовать средства и методы физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).
Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья различного уровня осваивают дисциплину «Физическая культура» в специально организованных медицинских группах (СМГ). Количество лиц, отнесенных к СМГ, ежегодно растет и составляет в структуре студенчества от 15% до 60% по результатам разных авторов [10].
Актуальность рассматриваемой темы подтверждает совершенствование законодательной базы, нормативно-правовые акты последних лет, направленные на улучшение социально -экономического положения и качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) [1-9].
В настоящее время происходит процесс переконефигурации системы высшего образования, примером которого является появление электронных образовательных ресурсов (ЭОРов). Информационные технологии кардинальным образом изменили жизнь человека, позволяя лицам с ОВЗ профессионально развиваться. Среда учебного заведения и современные технологии позволяют решать не только задачи освоения профессии, но и социальной адаптации, интеграции в учебный и трудовой коллектив, оказывают реабилитационное влияние на лиц с ОВЗ.
Организация образовательного процесса, адаптация основных образовательных программ, доступность среды, инклюзия образования являются современными научными проблемами в связи с увеличением числа молодых людей с ОВЗ [10, 31, 33, 35, 38, 43, 48].
Нозологическая структура, физическое развитие, физическая подготовленность лиц с ОВЗ Тюменского государственного университета на сегодняшний день не изучены, что препятствует совершенствованию процесса физического воспитания и индивидуализации образовательного процесса.
Цель исследования - разработать образовательный ресурс «Физическая культура» для лиц с ограниченными возможностями здоровья и проверить эффективность его использования.
Объект исследования - процесс физического воспитания студентов в условиях врожденной или приобретенной ограниченности физических возможностей.
Предмет исследования - влияние процесса электронного образования на физическое здоровье студентов с ОВЗ.
Гипотеза исследования - внедрение электронного образовательного ресурса «Физическая культура» позволит качественно изменить процесс физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и повысить его эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты организации процесса обучения по физической культуре лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях ВУЗа.
2. Разработать электронный образовательный ресурс «Физическая культура» для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Определить эффективность разработанного электронного образовательного ресурса.
Практическая значимость. Полученные данные позволяют качественным образом изменить процесс физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанный электронный образовательный ресурс МООК «Физическая культура» доступен каждому студенту в любой точке мира, позволяет индивидуализировать образовательный процесс, вносит логичность, связь и преемственность в процесс физического воспитания студентов с ограниченными возможностями и инвалидов.
Формирует:
1. Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
2. Способность использовать средства и методы физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).
1. В настоящее время вопросам организации образовательного процесса, адаптации основных образовательных программ, инклюзии образования уделяется много внимания, в связи с увеличением числа молодых людей с ОВЗ, повышением доступности среды, влиянием информационных технологий и расширением границ образовательных возможностей. Физическая культура является проверенным и доступным средством, способным скорректировать нарушения (вызванные заболеванием), способом эмоциональной разгрузки, стимулом к новым достижениям и средством формирования волевых качеств студентов с ОВЗ. Среда учебного заведения и современные технологии позволяют решать задачи социальной адаптации, оказывают реабилитационное влияние на лиц с ОВЗ.
2. Разработан и внедрен в учебный процесс Тюменского государственного
университета МООК «Физическая культура» для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Онлайн-курс ориентирован на студентов не физкультурных направлений подготовки и слушателей, интересующихся вопросами физической культуры и здоровьеформирующего поведения. Учебная нагрузка курса составила 2ЗЕТ, 72 часа. ЭОР размещен на платформе Эдуардо, портале «Современная цифровая среда в РФ» и доступен по ссылке http://lms.eduardo.studio/courses/course-
v1 :Tyumen State University+101649+1 /about).
3. Исследованием установлено, что разработанный ЭОР показал свою эффективность:
- обучающиеся высоко оценили курс (4,3 балла);
- 80% отметили его практическую полезность;
- 90% студентов продемонстрировали положительный образовательный эффект;
- повысилась мотивация к занятиям (25,0 % выразили желание
продолжить занятия физической культурой в рамках учебных пар).
Достоинствами явились «самостоятельный выбор времени занятий» (82,0%), «индивидуальная скорость изучения материалов» (47,0%) и «возможность физически не присутствовать в месте обучения» (44,0%).
2. Разработан и внедрен в учебный процесс Тюменского государственного
университета МООК «Физическая культура» для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Онлайн-курс ориентирован на студентов не физкультурных направлений подготовки и слушателей, интересующихся вопросами физической культуры и здоровьеформирующего поведения. Учебная нагрузка курса составила 2ЗЕТ, 72 часа. ЭОР размещен на платформе Эдуардо, портале «Современная цифровая среда в РФ» и доступен по ссылке http://lms.eduardo.studio/courses/course-
v1 :Tyumen State University+101649+1 /about).
3. Исследованием установлено, что разработанный ЭОР показал свою эффективность:
- обучающиеся высоко оценили курс (4,3 балла);
- 80% отметили его практическую полезность;
- 90% студентов продемонстрировали положительный образовательный эффект;
- повысилась мотивация к занятиям (25,0 % выразили желание
продолжить занятия физической культурой в рамках учебных пар).
Достоинствами явились «самостоятельный выбор времени занятий» (82,0%), «индивидуальная скорость изучения материалов» (47,0%) и «возможность физически не присутствовать в месте обучения» (44,0%).
Подобные работы
- ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ И УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Образовательная инклюзия детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Управление формированием социокультурной среды вузов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Специфика работы педагога-психолога с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональная подготовка молодежи с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021



