ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 7
1.1 Интернационализация образовательных программ как объект
исследования 7
1.2 Существующие модели повышения качества экспорта
образовательных программ 12
1.3 Анализ существующих методик оценки эффективности экспорта
образовательных программ 22
2 РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 29
2.1 Информационно-бухгалтерское обеспечение оценки
эффективности экспорта образовательных программ 29
2.2 Анализ факторов и механизмов, влияющих на развитие экспорта
российского образования в Китайской Народной Республике 35
2.3 Разработка методики оценки эффективности экспорта
образовательных программ 44
3 НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 55
3.1 Направления развития экспорта образовательных программ (на
примере ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» 55
3.2 Разработка положения о Китайско-российском институте ФГАОУВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента
России Б.Н. Ельцина» как основного центра ответственности по
экспорту образовательных программ в КНР 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Экспорт образовательных программ высших учебных заведений как одно из направлений диверсификации экономики государства имеет стратегическое значение для РФ, что подтверждается включением одноименной программы в состав национального проекта «Образование». Кроме того, развитие международных связей на уровне подготовки молодежи призвано также обеспечить распространение русской культуры за пределы границ РФ, а также выстроить международную культурную, социальную и бизнес коммуникацию между странами-участниками образовательного процесса.
Целью данной выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является развитие теоретических и практических аспектов методики оценки эффективности экспорта образовательных программ.
Для достижения поставленной цели будут последовательно решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретико-методические аспекты оценки эффективности экспорта образовательных программ;
- развита методика оценки эффективности экспорта образовательных программ;
- представлены направления использования авторской методики оценки эффективности экспорта образовательных программ.
Объектом исследования в данной магистерской диссертации является исследования является специализированные структурные единицы университета, ответственные за экспорт образовательных программ, а также основные страны-участницы процесса интернационализации вузовской деятельности.
Предметом исследование являются теоретические и методические аспекты проведения оценки эффективности экспорта образовательных программ.
Методы исследования. Методический инструментарий заявленной в названии работы проблематики основывается на общенаучных методах познания (диалектический, анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, индукция, аналитическое моделирование и пр.), позволяющих максимально объективно в интегрированной форме представить результаты исследования. В ходе выполнения работы использованы экспертный метод, системный анализ, экономико-статистические методы, аналитико-расчетный метод, графоаналитический метод и др.
Степень разработанность проблемы. Вопрос оценки экономической эффективности экспорта образовательных программ в отечественной научной литературе проработан достаточно скудно, так в числе основных исследователей, подготовивших труды на данную тематику, можно отметить: С.Л. Зарецкую, Г.А. Лукичева, Е.Н. Иванова, Е.Е. Иванов, В.Д. Остапченко, Р.В. Козырькову, Г.А. Краснова, Т.Л. Клячко, Б.В. Казарина, Е.Е. Кобелева, Л.Н. Ваулину, А.О. Жукова, В.О. Скрипачева, Ю.А. Полушковского, М.Р. Разинькову, М.К. Бондареву, А.В. Меликяна, А.А. Александрова.
Из числа иностранных авторов можно отметить труды П. Скотта. Однако до настоящего времени не было четко сформулировано методики оценки эффективности экспорта образовательных программ, адаптированную к специфике деятельности российских высших учебных заведений.
Научная новизна исследования заключается в развитии методических аспектов оценки экономической эффективности экспорта образовательных программ.
При этом на защиту выносятся следующие положения научной новизны:
- предложена методика консолидированной качественной оценки эффекта от экспорта образовательных программ, позволяющая получить более точное оценочное суждение об уровне эффекта от реализации международных образовательных услуг;
- развита методика оценки эффективности экспорта образовательных программ, что позволит получать объективные адаптированное к специфике деятельности конкретного университета данные, а также сформировать информационную основу реализации административных процедур по управлению вузовскими международными отношениями;
- разработано положение о Китайско-Российском институте УрФУ, что позволит регламентировать деятельность основного структурного подразделения УрФУ, ответственного за реализацию совместных образовательных программ с университетами КНР.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения трех глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретико-методические аспекты оценки эффективности экспорта образовательных программ, в частности интернационализация образовательных программ рассмотрена в качестве объекта экономического исследования; представлены существующие модели повышения качества экспорта образовательных программ, в заключении первой главы проанализированы существующие методики оценки эффективности экспорта образовательных программ.
Во второй главе представлены направления развитие методики оценки эффективности экспорта образовательных программ, в частности кратко охарактеризовано информационно-бухгалтерское обеспечение оценки эффективности образовательных программ; проанализированы факторы и механизмы, влияющие на развитие экспорта российского образования в Китайской Народной Республике, а также сформулирована непосредственно авторская методика оценки эффективности экспорта образовательных программ.
В третьей главе предложены направления использования авторской методики оценки эффективности экспорта образовательных программ, для этого изначально были представлены направления развития экспорта образовательных программ (на примере ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», затем разработано положения о Китайско-российском институте ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» как основного центра ответственности по экспорту образовательных программ в КНР.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) автором были рассмотрены теоретические и практические вопросы развития методики оценки эффективности экспорта образовательных программ.
Для этого были последовательно решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретико-методические аспекты оценки
эффективности экспорта образовательных программ;
- развита методика оценки эффективности экспорта образовательных программ;
- представлены направления использования авторской методики оценки эффективности экспорта образовательных программ.
Представляя содержание сформулированных выше задач, более детально отметим следующее. В ходе рассмотрения теоретико-методических аспектов оценки эффективности экспорта образовательных программ, на первом этапе интернационализация образовательных программ была рассмотрена в качестве объекта экономического исследования в результате было выявлено, что с развитием международного рынка образовательных услуг появляются новые страны, активно участвующие в экспорте и импорте образовательных услуг. Если во второй половине XX века сформировалась устойчивая группа ведущих стран (США, Великобритания, Франция) и догоняющих стран (Австралия, Канада), то в настоящее время появились новые игроки на мировом рынке образовательных услуг, которые не относятся ни к странам - лидерам, ни к догоняющим странам. В связи с этим, предложена авторская группировка стран в зависимости от их участия в мировом экспорте и импорте образовательных услуг, согласно которой выделены страны - лидеры, доминирующие страны, отстающие и вступающие в конкуренцию страны. Затем были представлены существующие модели повышения качества экспорта образовательных программ, в ходе чего были выявлены и кратко охарактеризованы основные пути рекрутинга иностранных студентов, в частности: массовые открытые онлайн курсы, иностранные студенты как рекрутеры, сетевое взаимодействие образовательных учреждений и совместные образовательные программы. В заключения достижения первой задачи, автор проанализировал существующие методики оценки эффективности экспорта образовательных программ в результате были рассмотрены существующие методики оценки эффективности экспорта образовательных программ. В ходе подготовки параграфа было выявлено, что все существующее множество методик оценки эффективности экспорта образовательных программ, с учетом субъекта получения эффекта можно условно разделить на две группы: оценка эффективности на макроуровне и оценка эффективности на микроуровне.
С целью развития методики оценки эффективности экспорта образовательных программ, на первом этапе было рассмотрено информационно - бухгалтерское обеспечение оценки эффективности экспорта образовательных программ, были рассмотрены и кратко охарактеризованы основные отчетные формы публичного бухгалтерского учета - бухгалтерский баланс, а также специальные формы получения финансовых и плановых данных о результатах деятельности университета в целом и отдельных структурных подразделений - смета поступлений/выплат структурного подразделения университета и программа развития университета. Далее автором был представлен анализ факторов и механизмов, влияющих на развитие экспорта российского образования в Китайской Народной Республике, в частности Китайская Народная Республика была представлена в качестве основного стратегического направления развития экспорта образовательных программ российскими университетами, что подтверждается существенной нормативной базой и совместными декларациями руководства обеих стран. Кроме того, явно прослеживается тенденция к ежегодному увеличению китайских студентов в российских вузах, что свидетельствует о развитии социально-экономического партнерства России и КНР.
На заключительном этапе решения второй задачи, автором была разработана методика оценки эффективности экспорта образовательных программ было выявлено, что авторскую методику оценки эффективности образовательных программ можно представить в виде следующей последовательности действий и приемов:
1) разработка системы показателей оценки эффекта от экспорта образовательных программ на основе данных управленческого учета и учета контингента высших учебных заведений;
2) разработка и обоснования нормативных значений для каждого показателя, включенного в систему с дефрагментацией множества значений по 3 группам: первая группа - множество лучших значений, вторая группа - множество средних значений и третья группа - множество худших значений показателей с позиции их качественной характеристики уровня влияния на эффект от экспорта образовательных программ;
3) проведение консолидирующей рейтинговой оценки эффекта от экспорта образовательных программ с выделением 3 рейтинговых групп;
4) калькулирование затрат на экспорт образовательных программ с последующей их качественной оценкой (на основе соотношения с плановым финансированием по действующей программе развития вуза) исходя из 3 типов соотношений: нормальные; низкие; высокие;
5) расчет и интерпретация показателя эффективности экспорта образовательных программ.
С целю формулировки направлений использования авторской методики оценки эффективности экспорта образовательных программ, на начальном этапе были сформулированы направления развития экспорта образовательных программ на примере ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, в результате были получены следующие результаты:
1) рассмотрены особенности экспорта в основные страны-партнеры (страны расположения университетов, с которыми у УрФУ подписано соглашение о сотрудничестве) университета;
2) оценена эффективность экспорта образовательных программ в страны-партнеры университета;
3) сформулирован вывод о целевых направлениях экспорта образовательных программ УрФУ.
В заключении работы было разработано положение и Китайско- российском институте ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» как основного центра ответственности по экспорту образовательных программ в КНР.
Таким образом, в результате подготовки выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты, обладающие самостоятельной научной новизной:
- предложена методика консолидированной качественной оценки эффекта от экспорта образовательных программ, позволяющая получить более точное оценочное суждение об уровне эффекта от реализации международных образовательных услуг;
- развита методика оценки эффективности экспорта образовательных программ, что позволит получать объективные адаптированное к специфике деятельности конкретного университета данные, а также сформировать информационную основу реализации административных процедур по управлению вузовскими международными отношениями;
- разработано положение о Китайско-Российском институте УрФУ, что позволит регламентировать деятельность основного структурного подразделения УрФУ, ответственного за реализацию совместных образовательных программ с университетами КНР.
Следовательно, заявленная цель была достигнута, а все поставленные задачи - выполнены.
1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». - Текст: электронный. - URL: http://ivo.garant.rU/#/document/70103036 /paragraph/1/doclist/2066/showentries/0/highlight/402-%D0%A4%D0%97:5 (дата обращения 03.02.2021).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» - Текст: электронный.- URL:
http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=L AW ;n=173164;fld=134; dst=100103;rnd=0.4430416 361428797 (дата обращения 03.02.2021).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015 г.) - Текст: электронный. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_ 165 887, (дата обращения 03.02.2021).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2013
г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Текст: электронный. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req
=doc;base=LAW;n=152929;dst=0;ts=1863D7510FBF3048CF8172A47AC9F69B;rn d=0.6809850314166397 (дата обращения 03.02.2021).
5. Постановление Правительства России № 662 от 05.08.2013 «Об осуществлении мониторинга системы образования» - Текст: электронный. - URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения 03.02.2021).
6. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах
бухгалтерской отчетности организаций». - Текст: электронный // Гарант [сайт]. - URL: http: //ivo .garant.ru/#/document/12177762/paragraph/10686/doclist/2140
/showentries/0/highlight/66%20%D0%BD:7 (дата обращения 03.02.2021).
7. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99». - Текст: электронный // Гарант [сайт]. - URL: http://ivo.garant.rU/#/document/12115839 /paragraph/11555/doclist/1847/showentries/0/highlight/%D0%9F%D0%91 %D0%A3 %209:1 (дата обращения 03.02.2021).
8. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н «Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99». - Текст: электронный // Гарант [сайт]. - URL:
http: //ivo. garant.ru/#/document/12115838/paragraph/12306/doclist/2028/showentries/ 0/highlight/%D0%9F%D0%91%D0%A3%2010:3 (дата обращения 03.02.2021).
9. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» - Текст: электронный. - URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения 03.02.2021).
10. Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) - Текст: электронный. - URL:
https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=319308&dst=101042&dem o=1 (дата обращения 03.02.2021).
11. Агабабьян Э.М. Экономический анализ сферы услуг /Э.М. Агабабьян - М.: Москва, 2001. - 269 с.
12. Алексанкова А.А. «Методика разработки инновационной программы вуза по экспорту образовательных услуг»: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : Санкт-Петербург, 2003.- 151 c.
13. Арефьев А.Л., Арефьев П.А., Дмитриев Н.М. Стратегия России в экспорте образования. - Текст: непосредственный // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. - 2019. - № 4. - С. 388-410.
14. Боревская Н.Е. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / Н.Е. Боревская, Н.И. Зверев, В.П. Ващенко, Л.М. Гохберг, Л.И. Ефремова, Ю.В. Дмитриева, М.В. Ларионова, Г.А. Краснова и др. Российский Совет по международным делам.- Москва: Спецкнига, 2013. - 72 с.
15. Гусейн-заде Р.Г., Деревянченко А.А. Экспорт образования в эпоху инноваций. - Текст: непосредственный // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - № 4. - С. 53-65
16. Дедкова Е.Г., Гудков А.А., Коростелкина И.А., Быкова Е.В.
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ И ВУЗЫ Текст:
непосредственный // Вестник Прикамского социального института. - 2019. - № 1 (82). - С. 168-175
17. Зарецкая С.Л. Международная составляющая современного высшего образования Глобализация и образование / С.Л. Зарецкая - М.: 2001. - 211 с.
18. Иванов Е.Н. Российская цивилизация в глобальном мире / Е.Н. Иванов, Е.Е. Иванов - Текс: непосредственный // Глобализация и национальные интересы России: матер. Рос. науч. практ. конф. - 2004. - С. 41-42
19. Илышева Н.Н. Анализ финансовой отчетности: учебник / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. - М.: Финансы и статистика. 2020. - 372 с.
20. Казакова Н.А. Анализ финансовой отчетности. Консолидированный бизнес: учебник для вузов / Н.А. Казакова. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 223 с.
21. Казарин Б.В. и Кобелева Е.Е. Внутрисистемные факторы в системе «учащийся - образовательное учреждение» и их влияние на эффективность экспорта образовательных услуг - Текст: непосредственный // Успехи современного естествознания. - 2011. - №5. - С.136-139
22. Клячко, Т.Л., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России . - Текст: непосредственный // Экономика науки. - 2015. - Т. 1, № 2. - С. 102-108.
23. Ковалев В.В. Анализ баланса. 4-е издание, переработанное и дополненное / В.В. Ковалев, Вит. В. Ковалев . - М.: Проспект, 2017 - 912 с.
24. Краснова Г.А. Модель поддержки экспорта российского образования. - Текст: непосредственный // Государственная служба. - 2020. - Т. 22. - № 2 (124). - С. 107-118.
25. Краснова Г.А., Байков А.А., Арапова Е.Я. Модель экспорта образования: онлайн-обучение. - Текст: непосредственный // Аккредитация в образовании. 2018. № 3 (103). С. 17-19.
26. Краснова Г.А., Байков А.А., Арапова Е.Я. Модель экспорта образования: сетевое взаимодействие вузов. - Текст: непосредственный // Аккредитация в образовании. - 2018. - № 4 (104). - С. 50-52.
27. Макарова М.В. Экономическая эффективность экспорта российского образования в 2016-2018 годах. - Текст: непосредственный // Век качества. - 2019. - № 3. - С. 149-157.
28. Меликян А.В. Институциональные факторы, влияющие на результаты экспортной деятельности росиийских вузов - Текст: непосредственный // Управление международным сотрудничеством в вузе. - 2017. - №6. - С.60-80
29. Миронова С.В., Тимченко Н.С. Экспорт высшего образования в россии: обзор теоретических подходов и практических решений. - Текст: непосредственный // Социодинамика. - 2020. - № 11. - С. 65-80.
30. Н. Буркель, С. Творогова, С. Шендерова. Инновации и изменения в транснациональном образовании. Совместные программы между европейскими и российскими вузами. Представительство Европейского Союза в Российской Федерации. 2014 г.
31. Нагорнова М.Г. Государственная политика экспорта высшего образования в современной России. - Текст: непосредственный // Аллея науки. - 2020. - Т. 1. № 8 (47). - С. 454-456.
32. Нагорнова М.Г. Зарубежный опыт экспорта высшего образования - Текст: непосредственный // Экономика и социум. - 2020. - № 7 (74). - С. 610-613.
33. Об утверждении инструкции о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июл. 2011 г. № 210 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. - № 8/25073.
34. О. Жуков, В.О. Скрипачев, Ю.А. Полушковский, М.Р. Разинькова, М.К. Бондарева, Е.В. Окунев. Методические подходы к информационной оценке качества экспорта российского образования - Текст: непосредственный // INTERNATIONAL JOURNAL OF OPEN INFORMATION TECHNOLOGIES. - 2019. - №11. - С.15-19
35. Панкрухин А. Цена образования - Текст: непосредственный // Alma Mater. - 1997. - № 5. - С. 26-35.
36. Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. Отчет по результатам всероссийского социологического исследования. Федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр социологических исследований». М., 2016.
37. Синянская Е.Р. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет / Е.Р. Синянская, О.В. Баженов. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. - 359 с.
38. Скотт П. Глобализация и университет - Текст: непосредственный // Alma mater. - 2000. - № 4.- С. 3-4.
39. Словарь современных экономических и правовых терминов / В.Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. - Минск : Амалфея, 2002. - 711 с.
40. Степанов М.С. Потенциальные страновые приоритеты экспорта российского образования // Ходорович А.М., Радыш И.В., Крупнов А.И., Маслова О.В. // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 5-1. - С. 208-217.
41. Тетерятников К.С., Камолов С.Г., Потоцкая Е.Д. Организационно-правовые механизмы экспорта образования в Российской Федерации. - Текст: непосредственный // Международная экономика. - 2020. - № 4. - С. 56-66
42. Ходорович А.М. Медико-биологическая адаптация иностранных граждан в условиях мегаполиса: Учеб. Пособие / А.М. Ходорович, И.В. Радыш, А.И. Крупнов, О.В. Маслова - М.: РУДН, 2008. - 210 с.
43. Штыхно Д.А. Экспорт образования как потенциальный фактор развития регионов Российской Федерации - Текст: непосредственный // Федерализм. - 2018. - № 4 (92). - С. 195-203.
44. Щукина Т.В. Интернационализация высшего образования: предпосылки необходимости экспорта, нормативно-правовое регулирование и политико-экономические проблемы. - Текст: непосредственный // Право и практика. - 2019. - № 4. - С. 75-82.
45. Щукина Т.В. Экспорт российского высшего образования за рубеж: нормативно-правовое регулирование и стратегические цели развития . - Текст: непосредственный // Вопросы экономики и права. - 2019. - № 136. - С. 23-26.
46. Ткаченко Е.Н. Экспорт образования как фактор
конкурентоспособности национальной образовательной системы в современных условиях. - Текст: непосредственный // Этносоциум и межнациональная культура. - 2020. - № 2 (140). - С. 26-31
47. Более 70% пользователей онлайн-курсов Вышки находятся за пределами России - Текст: электронный // Coursera: [сайт] - URL: https://www.hse.ru/news/edu/205018599.html(дата обращения: 01.02.2021 г.).
48. D. Kavakas. Students as consumers: identifying study abroad destination choice influences for marketing purpose. - Текст: электронный - URL: http://www.aieaworld.org/assets/docs/Listserv_Summaries/studentsasconsumers.pdf. (дата обращения: 01.02.2021 г.).
49. D. Obst, M. Kuder, C. Banks. Joint and Double Degree Programs in the
Global Context: Report on an International Survey. - Текст: электронный The Institute of International Education [сайт] - URL: www.iiebooks.org. (дата
обращения: 01.02.2021 г.).
50. Joint and Double Degree Programs in the Global Context: Report on an International Survey Prepared by Daniel Obst, Matthias Kuder, and Clare Banks. - Текст: электронный - URL: http://www.iie.org/(дата обращения: 01.02.2021 г.).
51. M. Waxman-Lenz, L. Cynamon Mayers. 88 ways to recruit international students. International Education Advantage. - Текст: электронный - URL: http://cdn2.hubspot.net/hub/166727/fLle-15863200-pdf. (дата обращения: 01.02.2021 г.).
52. Michael Waxman-Lenz . Cloudy outlook for 2+2 programmes in China - Текст: электронный - URL: http://monitor.icef.com/2014/05/cloudy-outlook-for-22- programmes-in-china/, 1 May 2014. (дата обращения: 01.02.2021 г.).
53. Информационное бюро ЮНЕСКО. - Текст: электронный - URL:
http: //www.uis. unesco .org/DataCentre/Pages/globalranking 123. aspx (дата
обращения: 01.02.2021 г.).
54. Информационное бюро ЮНЕСКО. - Текст: электронный - URL:
http: //www.uis. unesco .org/DataCentre/Pages/globalranking67.aspx (дата
обращения: 01.02.2021 г.).
55. Информационное бюро ЮНЕСКО. - Текст: электронный - URL:
http: //www.uis. unesco .org/DataCentre/Pages/globalranking7 6 .aspx (дата
обращения: 01.02.2021 г.).
56. Информационное бюро ЮНЕСКО. - Текст: электронный - URL:
http: //www.uis. unesco .org/DataCentre/Pages/globalranking7 8 .aspx (дата
обращения: 01.02.2021 г.).
57. Информационное бюро ЮНЕСКО. - Текст: электронный - URL:
http: //www.uis. unesco .org/DataCentre/Pages/globalranking93 .aspx (дата
обращения: 01.02.2021 г.).
58. Меморандум о реализации Плана действий по российско- китайскому взаимодействию в гуманитарной сфере до 2020 года. Москва, 6 декабря 2012 года. - Текст: электронный - URL: (дата обращения: 01.02.2021 г.).
59. Официальный сайт Phystech.Academy [сайт]- Текст: электронный - URL: https://phystech.academy (дата обращения: 01.02.2021 г.).
60. Официальный сайт ВТО [сайт]- Текст: электронный - URL: https://www.wto.org(дата обращения: 01.02.2021 г.).