Введение 3
1. Доверие к новостным сайтам как предмет социологического анализа 15
1.1. Теоретико-социологические подходы к анализу доверия 15
1.2. Новостные сайты в системе массмедиа 32
2. Доверие в структуре выбора молодежью крупного промышленного города
региональных новостных сайтов 55
2.1. Региональные новостные сайты в структуре новостных источников в
оценках молодежи 55
2.2. Доверие как фактор выбора региональных новостных сайтов молодежью
г. Екатеринбурга 81
Заключение 120
Список литературы 124
Актуальность работы. В современном мире остро встает вопрос о таком социальном феномене, как доверие, и не последнюю роль в этом играют новые медиа. Благодаря Интернету наш круг общения не ограничивается ближайшим окружением. В частности, с помощью социальных сетей Интернета современный человек включает в число своих социальных контактов людей, которых в реальности никогда не видел и знает лишь по сконструированной на просторах Интернета личности, с которыми, возможно, живет не просто в разных странах, а на разных континентах. Сегодня весь мир пронизан единой информационной сетью, новые медиа дают возможность пользователям с помощью мультимедийных платформ моментально преодолевать некогда жесткие территориальные границы, наблюдать за событиями и быть услышанными сквозь пространства, создавать и демонстрировать массовой аудитории собственный контент: «Новые медиа стали не только вариацией технологического канала производства, доставки и потребления медиапродукта, а декларативно создали новую информационную среду, иную медиакультуру»1.
Таким образом, новые медиа позволяют строить обширные сети и способствуют накоплению социального капитала. Современный мир представляет собой сложную сеть взаимоотношений и человеческих связей, где доверие выступает гарантом их прочности и, следовательно, благополучия всего общества, так как социальная система, подкрепленная доверием акторов друг к другу, функционирует более корректно. А поскольку сети становятся все более сложными и разветвленными, а взаимодействия - опосредованными, неопределенными и рискованными, значение доверия стремительно возрастает.
При этом одним из важнейших вопросов, встающих перед человеком в современной действительности, является информированность. Ученые, обсуждая теорию новых медиа, говорят «о положительном вкладе новых технологий в общественное благо. Если раньше
широковещательные/общенациональные СМИ находились в тесной связи с политическими элитами, а коммуникационные потоки имели форму широкого централизованного распространения, технологически
детерминированного в том числе территорией государства, то сегодня мультимедийные платформы позволили гражданам быть услышанными и наблюдать за происходящими событиями вне жестких структурных границ медиасистем»2. Таким образом, современный человек сталкивается не с дефицитом информации, а с ее переизбытком. В виду этого актуализируется проблема грамотной фильтрации новостей и их источников. Ограничение беспрерывного и мощного информационного потока с отсеиванием дисфункциональных «шумов» приводит к формированию собственного, «доверенного» круга источников информации и, следовательно, персональной повестки дня.
Наиболее успешно решать эту задачу позволяют онлайн-СМИ, предлагающие аудитории, с одной стороны, огромный выбор источников, а с другой - различные возможности их фильтрации в соответствии со своими информационными потребностями. Более того, аудитория новостных сайтов - это не просто активный, «думающий» потребитель контента, но и потенциально его создатель.
Все это обуславливает актуальность нашей темы, заставляя задаваться вопросами, какую роль в данной коммуникации играет доверие и какое место оно занимает в выборе того или иного новостного онлайн -издания. Ответить на них мы и постарались в нашем исследовании.
Степень научной разработанности проблемы. При анализе заявленной проблемы мы обращались к работам как отечественных, так и зарубежных авторов.
Чтобы изучить интерпретации доверия, существующие в научном дискурсе, мы рассмотрели работы И. В. Антоненко3 и А. Б. Купрейченко4, анализирующих доверие в контексте межличностных взаимодействий; В. Е. Кемерова5, предлагающего социально-философский подход; И. В. Мерсияновой, В. Н. Якимец и Е. И. Пахомовой6, доказывающих значимость доверия как необходимого условия жизнеспособности политической системы; В. Ю. Столяра7, который трактует феномен доверия в рамках социокультурного, этического и социально-экономического знания. В изучении теоретико-социологических подходов к доверию мы уделили особое внимание научным трудам таких зарубежных авторов, как Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, Н. Луман, А. Селигмен, П. Штомпка. Интерес также представляют коллективная монография А. Б. Купрейченко и И. В. Мерсияновой8, статья Т. В. Мышляевой9, работа Н. В. Фреик10.
В нашем исследовании мы посчитали целесообразным рассматривать доверие в рамках теории социального капитала, которую в первую очередь связывают с именами П. Бурдье, Дж. Коулмана, Р. Патнема, Ф. Фукуямы.
Кроме того, в данном вопросе мы обращались к публикациям современных российских авторов: Н. Д. Гуськовой и А. П. Клюевой11, И. А. Дементьева12, Ю. Духнича13, П. М. Козыревой14, А. Н. Красиловой15, И. Мачеринскене, Р. Минкуте-Генриксона и Ж. Симанавичене16. Взаимосвязь социального капитала и доверия с разных позиций рассматривают Н. М. Давыдова17, Л. И. Дискин18, В. В. Радаев19, Т. Ю. Сидорина20, Н. Е. Тихонова21, П. Н. Шихирев22. Значимая в контексте нашей работы связь доверия с репутацией проанализирована в работах Д. А. Губанова23, М. А. Шабановой24.
Информационное общество и роль массмедиа в нем рассмотрены в трудах Д. Белла, Э. Гидденса, М. Кастельса, Г. Маркузе, Э. Тоффлера. Феномен массмедиа проанализирован Н. Луманом в работе «Реальность массмедиа»25. Специфика современной журналистики и ее взаимодействия с обществом подробно описаны Д. МакКуэйлом в учебнике для журналистов «Журналистика и общество»26. Прогноз на усиление роли СМИ сделан в статье Э. Байкова «Информационные технологии в постиндустриальном обществе: перспективы развития»27 и публикации С. Балмаевой «Реальна ли власть массмедиа и в чем она?»...
В работе феномен доверия рассмотрен с точки зрения теории социального капитала, где доверие выступает в качестве важного элемента, необходимого для выстраивания акторами надежных социальных сетей и корректного функционирования всего общества, так как именно от уровня доверия зависит степень открытости к взаимодействиям, способность к диалогу, сотрудничеству, согласию. Таким образом, во взаимодействиях, коммуникации доверие играет роль стабилизатора, гаранта того, что ожидания участников будут оправданы.
Мы сделали вывод, что такой подход к пониманию доверия особенно актуален в современном мире, применительно к которому мы используем теорию информационного общества, характеризующегося процессами глобализации и информатизации. Очевидно, что это ведет к усложнению социальных связей и разрастанию социальных сетей до невероятных масштабов. В качестве основного активатора и катализатора этих процессов были рассмотрены массмедиа, а главное - новые медиа.
Мы пришли к заключению, что особое место на сегодняшний день следует отвести онлайн-СМИ, которые входят в число новых медиа, обладают их специфическими чертами, функционируют в созданной ими медиасреде и при этом являются одним из типов СМИ, формирующих повестку дня и общественное мнение современного человека, фактически - его знание о мире. В работе рассмотрены основные функции онлайн-СМИ, в число которых входят информационная, коммуникативная, функция форума, ценностно-регулирующая, культурно-образовательная, рекреативная; а также главные особенности, обусловленные средой функционирования Интернет- изданий, представляющей собой интерактивное, гипертекстуальное и мультимедийное пространство. Помимо этого, представлена классификация новостных сайтов, где за основание взят способ формирования контента: '№еЬ-версии, импортеры новостей, новостные сайты, создающие повестку дня.
Результаты эмпирико-социологического исследования позволили установить, что на сегодняшний день онлайн-СМИ являются основным источником новостной информации для молодежи Екатеринбурга. Это коррелирует с актуальной общероссийской тенденцией снижения популярности традиционных источников информации и роста аудитории онлайн-СМИ и социальных сетей.
Были определены преимущества и недостатки онлайн-СМИ с точки зрения молодежной аудитории. К наиболее значимым преимуществам респонденты отнесли легкий доступ к новостной информации, скорость обновления новостей, возможность фильтрации источников и конструирования собственной повестки дня, возможность чтения материалов «вглубь» с получением дополнительной информации по теме, возможность получения информации в разной «упаковке», интерактивные возможности комментирования, оценивания и репостинга, возможность параллельно оценить информацию из разных источников. В числе наиболее существенных недостатков были названы навязчивая реклама, слишком плотный информационный поток, низкий уровень грамотности в текстах, большое число неэтичных и не представляющих собой информативной ценности комментариев, невозможность получить новостную информацию через сетевые СМИ без наличия специальной платформы, угроза Интернет- зависимости.
Также нам удалось определить три основных «маршрута» аудитории при знакомстве с повесткой дня через новостные сайты, которые строятся на основании трех разных векторов: от сайта к новостям, от социальной сети к новостям, от новостей к сайтам. Были обнаружены корреляции между «маршрутами» аудитории и факторами выбора новостных сайтов.
В работе представлен комплекс факторов, влияющих на выбор региональных новостных сайтов, в ряду которых доверие оказалось наиболее значимым для молодежной аудитории Екатеринбурга. В число других факторов вошли следующие: содержательная составляющая, репутация, технические параметры сайта, известность, популярность сайта в личном окружении, адаптированность сайта для пользователей мобильного Интернета, положение в ленте новостного агрегатора, присутствие в социальных сетях, авторство. Было обнаружено противоречие во взглядах редакторов новостных сайтов и молодежи: согласно мнению руководителей редакций региональных Интернет-изданий, выбор молодежной аудитории новостного сайта основывается в большей степени не на доверии, а на иных факторах, причем в целом редакторы не рассматривают доверие как социальный капитал издания.
Мы выяснили, что новостные сайты у молодежной аудитории Екатеринбурга пользуются наибольшим доверием среди всех региональных источников новостной информации. Данный факт подтверждает результаты общероссийских исследований, согласно которым доверие к онлайн-СМИ на протяжении последних лет имеет положительную динамику.
Наконец, результаты исследования позволили выделить и проанализировать несколько блоков факторов доверия молодежной аудитории к региональным новостным сайтам: репутация, большое количество источников информации, известность конкретного новостного сайта, свобода в выражении мнений, неисчерпанный кредит доверия, фактор авторства, фактор солидарности, влияние окружения. Причем если относительно значимости первых 3-4 факторов респонденты были единодушны, то градация остальных факторов группами разного пола и типа занятости показала, что по своим взглядам в данном вопросе схожи работающие молодые люди и мужчины, учащиеся и женщины.
В целом, проведенная нами работа позволяет определить перспективы дальнейшего исследования проблемы доверия к онлайн-СМИ. Это могут быть направления, связанные с изучением доверия других социальнодемографических категорий аудитории. Перспективным представляется исследование вопроса доверия к новостным Интернет-изданиям не только отдельных регионов, но и федеральным и мировым. Также возможно более детальное изучение отдельных факторов доверия, представленных в нашей работе. Кроме того, мы не утверждаем, что представленный комплекс факторов является исчерпывающе полным, поэтому существуют перспективы для выделения дополнительных блоков факторов доверия аудитории к онлайн-СМИ.
1. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика / А. Амзин [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http: //kebati .ru/j ourn/journ.pdf
2. Антоненко, И.В. Доверие: социально-психологический. - М.: Социум; ГУУ, 2004. - 320 с.
3. Байков Э. Информационные технологии в постиндустриальном
обществе: перспективы развития, 2007 г., статья // [Электронный
ресурс]: http: //sbiblio. com/biblio/archive/baykov inf/ - Библиотека
учебной и научной литературы.
4. Балмаева С.Д. Реальна ли власть массмедиа и в чем она? / Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. В. И. Конькова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — Москва:
Академия, 1999.
6. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд науч. исслед. «Прагматика культуры», Ин-т эксперимент. социологии, 2002.
7. Бурдье П. Формы капитала. Перевод М.С. Добряковой. Научн. ред. -
В.В. Радаев. Экономическая социология. Т.3, №5, ноябрь 2002. // [Электронный ресурс]:
https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205039/ecsoc t3 n5.pdf - эл. журнал «Экономическая социология».
8. Вартанова Е.Л. Новые медиа как культурное пространство
современного общества // Меди@льманах. 2015. № 4. С. 8-10.
9. Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике. Заметки исследовате- ля. М.: МедиаМир, 2015.
10. Вартанова Е.Л. Социальная репрезентация и новые медиа: к вопросу о переосмыслении теории повестки дня // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. Мат-лы 52-й междунар. науч.-практ. конф. 17-19 апр. 2013 г. СПб: Ин-т Высш. шк. журн. и масс. комм. СПбГУ, 2013.
11. Вартанов С., Гуреева Н., Дунас Д., Ткачева Н. Изменение природы
новостей в цифровую эпоху: теоретическое осмысление.
Медиаальманах №6 (77), 2016. С. 12-24.
12. Волков Д., Гончаров С., Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, интернет. Июнь, 2014. ЛЕВАДА-ЦЕНТР. Аналитический центр Юрия Левады.
13. Гарфинкель Г. Понятие «доверие»: доверие как условие стабильных согласованных действий и его экспериментальное изучение // Социальн. и гуманитар. науки. Сер. 11, Социология. РЖ. 1999. №4. С. 118-166.
14. Гидденс Э. Последствия современности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6 (100) / 2010 // // [Электронный ресурс]: http:ZZcvberleninka.ru/articleZn/posledstviva-
sovremennosti - научная эл. библиотека «Киберленинка».
15. Гидденс Э. Социология // [Электронный ресурс]:
http:ZZwww.gumer.infoZbibliotek BuksZSociologZgiddZ16.php - библиотека Гумер...