РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ
ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 14
1.1. Сетевое взаимодействие в системе среднего общего образования: понятие,
структура, функции 14
1.2. Особенности нормативного регулирования сетевого взаимодействия в системе
среднего общего образования 42
1.3. Особенности осуществления сетевого взаимодействием на уровне среднего
общего образования в условиях северного региона 53
2. УПРАВЛЕНИЕ СЕТЕВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРАЙ 64
2.1. Система среднего общего образования на территории муниципального
образования городской округ город Урай: общая характеристика 64
2.2. Модели эффективных практик сетевого взаимодействия «школа-школа», «школа-
колледж», «школа-вуз», «школа-предприятие», «школа-учреждение дополнительного образования» в условиях северного города 73
2.3 Проблемы управления сетевым взаимодействием на уровне среднего общего образования в экспертных оценках 104
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА УРАЙ 114
3.1. Проектирование сетевого взаимодействия в образовательном пространстве
города Урай 114
3.2. Организация сетевой модульной программы профориентационной
направленности для старшеклассников в образовательном пространстве города Урай 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 157
ПРИЛОЖЕНИЕ А 166
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 167
ПРИЛОЖЕНИЕ В 168
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 169
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 185
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 192
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 199
ПРИЛОЖЕНИЕ З 206
ПРИЛОЖЕНИЕ И
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ
ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 14
1.1. Сетевое взаимодействие в системе среднего общего образования: понятие,
структура, функции 14
1.2. Особенности нормативного регулирования сетевого взаимодействия в системе
среднего общего образования 42
1.3. Особенности осуществления сетевого взаимодействием на уровне среднего
общего образования в условиях северного региона 53
2. УПРАВЛЕНИЕ СЕТЕВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРАЙ 64
2.1. Система среднего общего образования на территории муниципального
образования городской округ город Урай: общая характеристика 64
2.2. Модели эффективных практик сетевого взаимодействия «школа-школа», «школа-
колледж», «школа-вуз», «школа-предприятие», «школа-учреждение дополнительного образования» в условиях северного города 73
2.3 Проблемы управления сетевым взаимодействием на уровне среднего общего образования в экспертных оценках 104
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА УРАЙ 114
3.1. Проектирование сетевого взаимодействия в образовательном пространстве
города Урай 114
3.2. Организация сетевой модульной программы профориентационной
направленности для старшеклассников в образовательном пространстве города Урай 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 157
ПРИЛОЖЕНИЕ А 166
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 167
ПРИЛОЖЕНИЕ В 168
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 169
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 185
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 192
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 199
ПРИЛОЖЕНИЕ З 206
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Система образования, являясь одной из основных сфер деятельности человека, претерпевает многочисленные реформы. Процесс модернизации образования в Российской Федерации связан с принятием ряда нормативных документов, таких как, к примеру, закон «Об образовании в РФ» № 273, Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204.
Указанные нормативные акты являются основными регуляторами деятельности в сфере образования, ключевая задача которых - повышение качества услуг, предоставляемых образовательными организациями, «создание современной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» 1, а также закрепление новых подходов к организации учебного процесса.
Одним из таких подходов, закрепленных в ФЗ «Об образовании в РФ» № 273, является сетевая форма реализации образовательных программ, предполагающая использование «ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Сетевая форма организации процесса обучения позволяет аккумулировать усилия и возможности нескольких организаций, которые могут функционировать не только в сфере образования, так как при её реализации «наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут учувствовать научные организации, медицинские организации, организации культуры физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами».
Следует отметить, что с одной стороны, «управление системой образования включает в себя: формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования»1. С другой - ряд нормативно-правовых актов закрепляет необходимость формирования инновационной инфраструктуры, которая, в частности, предполагает развитие инструментов взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ .
Принимая во внимание указанные выше аспекты, содержащиеся в нормативных документах федерального значения, следует отметить тенденцию к построению системы взаимосвязанных объектов, осуществляющих на различных уровнях согласованную деятельность в сфере образования, направленную на достижение общих целей.
Регламентация деятельности и осуществление управления данной системой, в свою очередь, может происходить в рамках сетевой модели, позволяющей реализовать корреляцию различных объектов, осуществляющих деятельность в рамках сферы образования, а также иных областях жизнедеятельности.
Целесообразность практического применения сетевой модели управления в сфере образования обусловлена рядом преимуществ, к примеру, данная модель позволяет обеспечивать гибкую взаимосвязь между элементами внутренней и внешней среды, в силу чего сетевые технологии применимы как для формирования структуры внутриорганизационных отношений, так и для выстраивания линий сотрудничества между образовательными учреждениями различного уровня и иными организациями
Рассматривая данную сферу на уровне среднего общего образования, следует подчеркнуть, что необходимость использования сетевой модели обусловлена следующими факторами:
1. Экономия бюджета за счет объединения усилий нескольких организаций для достижения общей цели, отвечающей интересам всех участников интеграции;
2. Возможность для обучающихся углубленного изучения отдельных образовательных программ межотраслевых, а также участия в проведении прикладных исследований;
3. Возможность для осуществления профориентационной деятельности за счет приобретения обучающимися практических навыков в рамках предполагаемой будущей профессии.
Кроме того, следует учитывать, что на выбор модели управления и соответствующих ей подходов к организации учебного процесса в системе среднего общего образования значительное влияние оказывают характеристики и особенности конкретного региона РФ, на территории которого находится данное образовательное учреждение. Отметим также, что около 70 % территории РФ занимают северные субъекты, «которые вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие и доходы бюджетной системы страны» , поэтому особую актуальность приобретает проблема реализации сетевого управления образованием на уровне среднего общего образования в рамках северного региона.
Города, входящие в состав северных регионов РФ, обладают рядом схожих особенностей, таких как: малая плотность населения, в состав которого входят коренные малочисленные народы Севера; сложная транспортная схема; суровые природно-климатические условия; огромные территории богатые природными ресурсами .
В свою очередь, реализация сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования может выступать в качестве одного из путей решения социально-экономических и географических проблем, обусловленных особенностями северного города, к примеру: значительная удаленность от центральных регионов РФ, наличие в северных городах крупных корпораций (градообразующих предприятий), в работе которых задействована большая часть населения.
Однако, недостаточная полнота системы нормативно -правовых актов, позволяющих регламентировать сетевое управление в сфере образовании, отсутствие единых технологий использования сетевых взаимодействий в процессе обучения на уровне среднего общего образования, а также дефицит регулярной практики реализации сетевого взаимодействия в условиях городов, относящихся к северным регионам, препятствует реализации сетевой модели взаимодействия в сфере образования. Таким образом, в силу перечисленного выше тема исследования представляется актуальной.
Объектом диссертационного исследования является сетевое взаимодействие в системе среднего общего образования.
Предметом - управление сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования городского округа город Урай.
Цель исследования- теоретико-прикладное исследование проблем управления сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования, разработка комплекса рекомендаций для его развития в условиях северного региона (муниципальное образование городской округ город Урай).
Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению управления сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования;
2. . Выявить особенности нормативного регулирования сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования;
3. Охарактеризовать сетевое взаимодействие в системе среднего общего образования, осуществив его понятийный анализ, рассмотрение структуры и классификацию видов;
4. Охарактеризовать систему среднего общего образования города Урай;
5. На уровне эмпирического исследования выделить модели эффективных практик сетевого взаимодействия: «школа-школа», «школа- колледж (техникум)», «школа-вуз», «школа - предприятие», «школа- учреждение культуры» в условиях северного города Ханты -Мансийского автономного округа-Югры;
6. На основе экспертного анализа охарактеризовать наиболее эффективные практики и проблемы управления сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования городского округа город Урай;
7. Сформулировать комплекс рекомендаций по реализации сетевого взаимодействия;
8. Разработать проект управленческого решения в рамках взаимодействия школ города Урай при реализации сетевой дополнительной образовательной программы.
Теоретико-методологическая база исследования:
Анализ авторских подходов и теорий функционирования сетевых структур: А.Л. Барабаши (теория безмасштабных сетей); Дж. Коулман (рассмотрение сети сквозь призму социального капитала); Р. Эмерсон(теория социального обмена); Г.В. Градосельская (рассмотрение матрицы сети на основе теории графов); Теория социальных полей;Теория стейкхолдеров (stakeholder concept).
Информационная база исследования: федеральные, региональные и локальные законодательные и нормативные акты в сфере образования; данные отечественных и зарубежных исследований, официальных сайтов органов власти; результаты экспертного опроса представителей образовательного менеджмента городского округа город Урай; результаты анкетирования педагогических работников образовательных организаций среднего общего образования городского округа город Урай.
Методы эмпирического исследования: анализ документов, экспертный опрос, анкетирование, календарное, сетевое, ресурсное планирование.
теоретико-методологическом обосновании и прикладном исследовании потребностей и возможностей образовательной системы муниципального образования городского округа город Урай в реализации сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования, а также создании системы рекомендаций и реализации проектирования сетевого градообразующих предприятий и образования
Практическая значимость образовательной системы муниципального образования городского округа город Урай в реализации сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования. Выдвинутые в диссертации теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы при совершенствовании организации процесса реализации сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования в городе Урай.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе анализа сетевых концепцией, теории стейкхолдеров и ряда концептуальных положений социологии образования было выявлено, что феномен сетевых взаимодействий характерен для системы образования, но имеет свою специфику. Показано, что в России функционирование сетевых структур на уровне среднего общего образования возможно, как в рамках межсекторного взаимодействия, так и между организациями, представляющими один сектор экономики. Для системы среднего общего образования характерно существование сетевых структур в формате сетевого взаимодействия образовательных организаций и учреждений иного профиля деятельности.
2. В нормативно-правовых актах, регулирующих процесс реализации сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования, прописан порядок сетевой формы осуществления образовательных программ только при функционировании «горизонтальной сети» в рамках модели «школа-школа», не учтены особенности реализации сетевой формы осуществления образовательных программ, предполагающей взаимодействие школы с организациями иного профиля или вида образования, в рамках таких моделей как «школа-организация дополнительного образования», «школа- предприятие», «школа-организация культуры».
3. Исследование выявило, что ряд особенностей регионов Севера (значительная доля среди населения коренных-малочисленных народов севера, удаленность от центральных регионов, наличие градообразующих предприятий нефтегазового профиля) позволяет развивать различные виды сетевого взаимодействия, прежде всего однонаправленные и полинаправленные смешанные сети.
4. Образовательная политика на территории города Урай определяет
сетевое взаимодействие как значимый фактор повышения качества образования, вариативности образовательных программ, реализации индивидуализации обучения, применения технологий интенсификации процесса обучения (проведение образовательных погружений). Вместе с тем, было выявлено существование серьезных нормативных, организационных и финансовых барьеров для реализации задач развития сетевого взаимодействия: отсутствие достаточного опыта реализации сетевых
образовательных программ; сложность в осуществлении финансового обеспечения образовательного процесса; несогласованность между нормативно-правовыми базами образовательных организаций среднего общего образования и иных образовательных организаций (организации дополнительного образования), а также учреждений иных профилей деятельности (учреждения культуры, представители градообразующих предприятий; отсутствие у потенциальных внешних партнеров реальной заинтересованности в помощи школе.
5. Среди средств реализации сетевых образовательных программ наиболее распространенными у педагогических работников являются электронные образовательные ресурсы и дистанционные технологии (о них информированы 92% и 84% опрошенных соответственно). Наименее распространены практики использования материально-технических и кадровых ресурсов для реализации сетевого взаимодействия между организациями различного профиля (с их применением не сталкивались 80% и 64% респондентов соответственно). В ходе исследования выявлено, что при реализации внеучебной деятельности у образовательных организаций города уже есть опыт ситуативного сотрудничества с иными организациями: около 86% респондентов отмечают, что на данный момент в целях осуществления внеучебного процесса в образовательных организациях уже используются ресурсы иных организаций в сфере культуры (50%) и дополнительного образования (52%). Это дает возможность при реализации сетевого взаимодействия в рамках данной территории ориентироваться на расширение полинаправленных смешанных офлайн связей.
6. На основании теоретического и эмпирического исследования были сформулированы рекомендации по реализации сетевого взаимодействия для представителей Управления образования и молодежной политики администрации города Урай (включая специалистов МАУ Городской методический центр) и руководителей школ города. Данные рекомендации направлены на решение проблем взаимодействия между органами управления образованием муниципального и регионального уровня; функционирования региональных площадок для обмена опытом организации сетевого взаимодействия; изучения и обобщения опыта сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования; нормативного определения и закрепления на муниципальном уровне процедур выбора формы и модели реализации сетевого взаимодействия; организации мероприятий (конференций, семинаров и др.), способствующих восполнению дефицита правовых компетенций руководителей общеобразовательных организаций; мониторинга и диагностики сетевых связей конкретных школ города и др.
7. Исследование показало, что наиболее перспективным видом сетевых связей в образовательном пространстве на территории города Урай города может быть модель взаимодействия школ с учреждениями дополнительного образования и представителями градообразующих предприятий, направленная на осуществление профориентационной деятельности.
8. При реализации проектирования сетевого взаимодействия между школами города Урай, представителями градообразующих предприятий и организациями дополнительного образования автором был предложен принципиально новый подход к формату работы с обучающимися в рамках реализации профориентационной деятельности: учет индивидуальных потребностей обучающихся; практико-ориентированное обучение; возможность взаимодействия с представителями профессионального сообщества; возможность замерить результат.
Указанные нормативные акты являются основными регуляторами деятельности в сфере образования, ключевая задача которых - повышение качества услуг, предоставляемых образовательными организациями, «создание современной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» 1, а также закрепление новых подходов к организации учебного процесса.
Одним из таких подходов, закрепленных в ФЗ «Об образовании в РФ» № 273, является сетевая форма реализации образовательных программ, предполагающая использование «ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Сетевая форма организации процесса обучения позволяет аккумулировать усилия и возможности нескольких организаций, которые могут функционировать не только в сфере образования, так как при её реализации «наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут учувствовать научные организации, медицинские организации, организации культуры физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами».
Следует отметить, что с одной стороны, «управление системой образования включает в себя: формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования»1. С другой - ряд нормативно-правовых актов закрепляет необходимость формирования инновационной инфраструктуры, которая, в частности, предполагает развитие инструментов взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ .
Принимая во внимание указанные выше аспекты, содержащиеся в нормативных документах федерального значения, следует отметить тенденцию к построению системы взаимосвязанных объектов, осуществляющих на различных уровнях согласованную деятельность в сфере образования, направленную на достижение общих целей.
Регламентация деятельности и осуществление управления данной системой, в свою очередь, может происходить в рамках сетевой модели, позволяющей реализовать корреляцию различных объектов, осуществляющих деятельность в рамках сферы образования, а также иных областях жизнедеятельности.
Целесообразность практического применения сетевой модели управления в сфере образования обусловлена рядом преимуществ, к примеру, данная модель позволяет обеспечивать гибкую взаимосвязь между элементами внутренней и внешней среды, в силу чего сетевые технологии применимы как для формирования структуры внутриорганизационных отношений, так и для выстраивания линий сотрудничества между образовательными учреждениями различного уровня и иными организациями
Рассматривая данную сферу на уровне среднего общего образования, следует подчеркнуть, что необходимость использования сетевой модели обусловлена следующими факторами:
1. Экономия бюджета за счет объединения усилий нескольких организаций для достижения общей цели, отвечающей интересам всех участников интеграции;
2. Возможность для обучающихся углубленного изучения отдельных образовательных программ межотраслевых, а также участия в проведении прикладных исследований;
3. Возможность для осуществления профориентационной деятельности за счет приобретения обучающимися практических навыков в рамках предполагаемой будущей профессии.
Кроме того, следует учитывать, что на выбор модели управления и соответствующих ей подходов к организации учебного процесса в системе среднего общего образования значительное влияние оказывают характеристики и особенности конкретного региона РФ, на территории которого находится данное образовательное учреждение. Отметим также, что около 70 % территории РФ занимают северные субъекты, «которые вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие и доходы бюджетной системы страны» , поэтому особую актуальность приобретает проблема реализации сетевого управления образованием на уровне среднего общего образования в рамках северного региона.
Города, входящие в состав северных регионов РФ, обладают рядом схожих особенностей, таких как: малая плотность населения, в состав которого входят коренные малочисленные народы Севера; сложная транспортная схема; суровые природно-климатические условия; огромные территории богатые природными ресурсами .
В свою очередь, реализация сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования может выступать в качестве одного из путей решения социально-экономических и географических проблем, обусловленных особенностями северного города, к примеру: значительная удаленность от центральных регионов РФ, наличие в северных городах крупных корпораций (градообразующих предприятий), в работе которых задействована большая часть населения.
Однако, недостаточная полнота системы нормативно -правовых актов, позволяющих регламентировать сетевое управление в сфере образовании, отсутствие единых технологий использования сетевых взаимодействий в процессе обучения на уровне среднего общего образования, а также дефицит регулярной практики реализации сетевого взаимодействия в условиях городов, относящихся к северным регионам, препятствует реализации сетевой модели взаимодействия в сфере образования. Таким образом, в силу перечисленного выше тема исследования представляется актуальной.
Объектом диссертационного исследования является сетевое взаимодействие в системе среднего общего образования.
Предметом - управление сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования городского округа город Урай.
Цель исследования- теоретико-прикладное исследование проблем управления сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования, разработка комплекса рекомендаций для его развития в условиях северного региона (муниципальное образование городской округ город Урай).
Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению управления сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования;
2. . Выявить особенности нормативного регулирования сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования;
3. Охарактеризовать сетевое взаимодействие в системе среднего общего образования, осуществив его понятийный анализ, рассмотрение структуры и классификацию видов;
4. Охарактеризовать систему среднего общего образования города Урай;
5. На уровне эмпирического исследования выделить модели эффективных практик сетевого взаимодействия: «школа-школа», «школа- колледж (техникум)», «школа-вуз», «школа - предприятие», «школа- учреждение культуры» в условиях северного города Ханты -Мансийского автономного округа-Югры;
6. На основе экспертного анализа охарактеризовать наиболее эффективные практики и проблемы управления сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования городского округа город Урай;
7. Сформулировать комплекс рекомендаций по реализации сетевого взаимодействия;
8. Разработать проект управленческого решения в рамках взаимодействия школ города Урай при реализации сетевой дополнительной образовательной программы.
Теоретико-методологическая база исследования:
Анализ авторских подходов и теорий функционирования сетевых структур: А.Л. Барабаши (теория безмасштабных сетей); Дж. Коулман (рассмотрение сети сквозь призму социального капитала); Р. Эмерсон(теория социального обмена); Г.В. Градосельская (рассмотрение матрицы сети на основе теории графов); Теория социальных полей;Теория стейкхолдеров (stakeholder concept).
Информационная база исследования: федеральные, региональные и локальные законодательные и нормативные акты в сфере образования; данные отечественных и зарубежных исследований, официальных сайтов органов власти; результаты экспертного опроса представителей образовательного менеджмента городского округа город Урай; результаты анкетирования педагогических работников образовательных организаций среднего общего образования городского округа город Урай.
Методы эмпирического исследования: анализ документов, экспертный опрос, анкетирование, календарное, сетевое, ресурсное планирование.
теоретико-методологическом обосновании и прикладном исследовании потребностей и возможностей образовательной системы муниципального образования городского округа город Урай в реализации сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования, а также создании системы рекомендаций и реализации проектирования сетевого градообразующих предприятий и образования
Практическая значимость образовательной системы муниципального образования городского округа город Урай в реализации сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования. Выдвинутые в диссертации теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы при совершенствовании организации процесса реализации сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования в городе Урай.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе анализа сетевых концепцией, теории стейкхолдеров и ряда концептуальных положений социологии образования было выявлено, что феномен сетевых взаимодействий характерен для системы образования, но имеет свою специфику. Показано, что в России функционирование сетевых структур на уровне среднего общего образования возможно, как в рамках межсекторного взаимодействия, так и между организациями, представляющими один сектор экономики. Для системы среднего общего образования характерно существование сетевых структур в формате сетевого взаимодействия образовательных организаций и учреждений иного профиля деятельности.
2. В нормативно-правовых актах, регулирующих процесс реализации сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования, прописан порядок сетевой формы осуществления образовательных программ только при функционировании «горизонтальной сети» в рамках модели «школа-школа», не учтены особенности реализации сетевой формы осуществления образовательных программ, предполагающей взаимодействие школы с организациями иного профиля или вида образования, в рамках таких моделей как «школа-организация дополнительного образования», «школа- предприятие», «школа-организация культуры».
3. Исследование выявило, что ряд особенностей регионов Севера (значительная доля среди населения коренных-малочисленных народов севера, удаленность от центральных регионов, наличие градообразующих предприятий нефтегазового профиля) позволяет развивать различные виды сетевого взаимодействия, прежде всего однонаправленные и полинаправленные смешанные сети.
4. Образовательная политика на территории города Урай определяет
сетевое взаимодействие как значимый фактор повышения качества образования, вариативности образовательных программ, реализации индивидуализации обучения, применения технологий интенсификации процесса обучения (проведение образовательных погружений). Вместе с тем, было выявлено существование серьезных нормативных, организационных и финансовых барьеров для реализации задач развития сетевого взаимодействия: отсутствие достаточного опыта реализации сетевых
образовательных программ; сложность в осуществлении финансового обеспечения образовательного процесса; несогласованность между нормативно-правовыми базами образовательных организаций среднего общего образования и иных образовательных организаций (организации дополнительного образования), а также учреждений иных профилей деятельности (учреждения культуры, представители градообразующих предприятий; отсутствие у потенциальных внешних партнеров реальной заинтересованности в помощи школе.
5. Среди средств реализации сетевых образовательных программ наиболее распространенными у педагогических работников являются электронные образовательные ресурсы и дистанционные технологии (о них информированы 92% и 84% опрошенных соответственно). Наименее распространены практики использования материально-технических и кадровых ресурсов для реализации сетевого взаимодействия между организациями различного профиля (с их применением не сталкивались 80% и 64% респондентов соответственно). В ходе исследования выявлено, что при реализации внеучебной деятельности у образовательных организаций города уже есть опыт ситуативного сотрудничества с иными организациями: около 86% респондентов отмечают, что на данный момент в целях осуществления внеучебного процесса в образовательных организациях уже используются ресурсы иных организаций в сфере культуры (50%) и дополнительного образования (52%). Это дает возможность при реализации сетевого взаимодействия в рамках данной территории ориентироваться на расширение полинаправленных смешанных офлайн связей.
6. На основании теоретического и эмпирического исследования были сформулированы рекомендации по реализации сетевого взаимодействия для представителей Управления образования и молодежной политики администрации города Урай (включая специалистов МАУ Городской методический центр) и руководителей школ города. Данные рекомендации направлены на решение проблем взаимодействия между органами управления образованием муниципального и регионального уровня; функционирования региональных площадок для обмена опытом организации сетевого взаимодействия; изучения и обобщения опыта сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования; нормативного определения и закрепления на муниципальном уровне процедур выбора формы и модели реализации сетевого взаимодействия; организации мероприятий (конференций, семинаров и др.), способствующих восполнению дефицита правовых компетенций руководителей общеобразовательных организаций; мониторинга и диагностики сетевых связей конкретных школ города и др.
7. Исследование показало, что наиболее перспективным видом сетевых связей в образовательном пространстве на территории города Урай города может быть модель взаимодействия школ с учреждениями дополнительного образования и представителями градообразующих предприятий, направленная на осуществление профориентационной деятельности.
8. При реализации проектирования сетевого взаимодействия между школами города Урай, представителями градообразующих предприятий и организациями дополнительного образования автором был предложен принципиально новый подход к формату работы с обучающимися в рамках реализации профориентационной деятельности: учет индивидуальных потребностей обучающихся; практико-ориентированное обучение; возможность взаимодействия с представителями профессионального сообщества; возможность замерить результат.
В рамках магистерской диссертации, было проведено исследование, цель которого состояла в изучении проблем управления сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования и разработке в рамках комплекса рекомендаций проекта, направленного на развитие сетевого взаимодействия в образовательном пространстве города Урай.
В рамках теоретико-методологического анализа, реализованного в первой главе данного исследования, было выявлено, что функционирование сетевых структур в системе образования представляет собой сетевое взаимодействие, которое, в свою очередь, было рассмотрено как как эффективный способ организации деятельности образовательных организаций среднего общего образования, нацеленный на преодоление различного рода дефицитов: кадровые, материально-технические и др.
Также было установлено, что сетевое взаимодействие является эффективным инструментом осуществления таких приоритетных направлений и задач, стоящих перед сферой образования как: повышение вариативности образовательных программ, реализация индивидуализации бучения, проведение профориентационной работы со школьниками и др.
С другой стороны, в рамках теоретико-методологического анализа было выявлено, что существует проблема недостаточного развития практик сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования, что связано с некоторыми барьерами, в частности - недостаток нормативно-правового обеспечения реализации указанного вида взаимодействия.
В рамках эмпирической части исследования было проведено анкетирование педагогических работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных организациях городского округа города Урай, и интервьюирование представителей образовательного менеджмента данной территории. Результаты анкетирования и проведения экспертного интервью выделены в рамках второй главы и заключаются в следующем: отмечена необходимость реализация сетевого взаимодействия в 152
образовательном пространстве данной территории, которое должно быть направлено на реализацию приоритетных направлений (индивидуализация обучения, работа с одаренными детьми, профориентация и др.), однако, существование некоторых барьеров (недостаток нормативно-правового обеспечения процесса, отсутствие регулярного сотрудничества региональных и муниципальных представителей сферы образования в части реализации сетевого взаимодействия, отсутствие разработанных критериев для организации мониторинга эффективности реализации сетевого взаимодействия и др.) не позволяют реализовать данный вид взаимодействия на регулярной основе.
На основе теоретических и эмпирических результатов проведенного исследования разработаны и представлены рекомендации для различных субъектов системы среднего общего образования города Урай (Управление образования и молодежной политики городского округа город Урай, МАУ Городской методический центр и руководителя общеобразовательных организаций города) по организации сетевого взаимодействия.
Рекомендации для представителей системы муниципальных органов управления образования
1. Необходима разработка и закрепление функций по управлению (организации и развитию) сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования за конкретными специалистами Управления и МАУ Городской методический центр.
2. Следует реализовать взаимодействие органов управления образованием муниципального и регионального уровня. Департамент образования и молодежной политики ХМАО -Югры может взять на себя полномочия по разработке и совершенствованию нормативно-правовых актов регионального уровня (в частности, разработку методики финансирования сетевых образовательных программ), способствующих осуществлению деятельности образовательных организаций в сфере сетевого взаимодействия.
3. Управление образования совместно региональным органом исполнительной власти (Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры) могут инициировать создание региональных площадок для обмена опытом сетевого взаимодействия различных муниципалитетов региона и организации встреч общеобразовательных организаций с потенциальными организациями-партнерами из различных территорий округа.
4. Управление образования совместно региональным органом исполнительной власти (Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры) также могут организовать аналитическую работу по изучению и обобщению опыта сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования, а также нормативно-правового и методического сопровождения общеобразовательных организаций, вступающих в сетевые связи. Работа в данном направлении может быть реализована в следующих аспектах: оценка потребностей образовательных организаций в различных формах сетевого взаимодействия; выявление уровня наличия и степени достаточности инфраструктурных, материально-технических, кадровых и иных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ в сетевой форме; выделение степени эффективности и результативности сложившихся практик сетевого взаимодействия.
5. Целесообразно совместное формулирование приоритетных направлений образовательных программ, планируемых к реализации в сетевой форме органами местного самоуправления и региональными органами государственной власти в сфере образования. Такие приоритеты должны быть связаны со стратегиями социально-экономического развития и развития образования ХМАО-Югры и Программой развития образования муниципального образования городского округа город Урай.
6. Необходимо нормативно определить и закрепить на муниципальном уровне процесс реализации сетевого взаимодействия в различных формах (сетевая образовательная программа, семинар, конференция и др.).
7. С целью оказания методической поддержки в реализации сетевого взаимодействия в образовательном пространстве города Урай, Управлению образования совместно с МАУ Городской методический центр следует предусмотреть мероприятия (конференции, семинары и др.), способствующие восполнению дефицита правовых компетенций руководителей общеобразовательных организаций, который может быть препятствием при реализации сетевых проектов.
Рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций города Урай
1. Следует реализовать систематическое изучение лучших муниципальных практик осуществления сетевого взаимодействия, реализованных в рамках других территорий региона. Следует отметить, что школы города, которые уже имеют опыт сетевого взаимодействия в качестве организации-партнера (школа № 6 и школа № 12) могут выступать в качестве организаторов мероприятий, направленных, во-первых, на транслирование своего успешного опыта реализации сетевого взаимодействия, во-вторых, на установление связей с потенциальными партнёрами школ-представителями различных организаций: учреждениями среднего профессионального и дополнительного образования, научно-исследовательскими организациями, представителями производственных предприятий, бизнес-сообщества и др.
2. Сетевое взаимодействие может являться инструментом решения проблем, стоящих перед конкретной школой, в связи с этим необходимо проводить мониторинг и диагностику проблем школы, что предполагает выделение как дефицитов конкретной школы, так её сильных сторон с использованием различных методов и технологий. Реализация указанных процедур позволит выявить наиболее подходящих партнеров для осуществления сетевого взаимодействия.
3. Важным условием успешного осуществления сетевого взаимодействия является выбор конкретной формы его реализации. Так как Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает реализацию сетевых образовательных программ, в связи с чем такая форма реализации сетевого взаимодействия является наиболее предпочтительной с точки зрения реализации в муниципальной системе на уровне среднего общего образования. Также следует отметить, что в школах города Урай для организации сетевого взаимодействия могут быть использованы и более краткосрочные формы: конференция, семинар, онлайн коллаборация и др.
4. Руководству базовой общеобразовательной организации совместно с Управлением образования и молодежной политики администрации города Урай следует определить формы информирования обучающихся о реализации соответствующей программы в сетевой форме, а также предусмотреть режим приёма обучающихся на обучение по соответствующей образовательной программе в сетевой форме;
5. Общеобразовательной организации совместно с организациями- партнерами следует провести мониторинг эффективности реализации совместной образовательной программы в сетевой форме, в связи с чем должны быть разработаны критерии оценки эффективности, а результаты закреплены в аналитических материалах.
В рамках исследования был разработан проект сетевого взаимодействия школ города, организаций дополнительного образования и представителей производственных предприятий в рамках сетевой образовательной программы, направленной на профориентационную работу с обучающимися.
Таким образом, на основе указанных выше позиций, цель магистерской диссертации следует считать достигнутой.
В рамках теоретико-методологического анализа, реализованного в первой главе данного исследования, было выявлено, что функционирование сетевых структур в системе образования представляет собой сетевое взаимодействие, которое, в свою очередь, было рассмотрено как как эффективный способ организации деятельности образовательных организаций среднего общего образования, нацеленный на преодоление различного рода дефицитов: кадровые, материально-технические и др.
Также было установлено, что сетевое взаимодействие является эффективным инструментом осуществления таких приоритетных направлений и задач, стоящих перед сферой образования как: повышение вариативности образовательных программ, реализация индивидуализации бучения, проведение профориентационной работы со школьниками и др.
С другой стороны, в рамках теоретико-методологического анализа было выявлено, что существует проблема недостаточного развития практик сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования, что связано с некоторыми барьерами, в частности - недостаток нормативно-правового обеспечения реализации указанного вида взаимодействия.
В рамках эмпирической части исследования было проведено анкетирование педагогических работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных организациях городского округа города Урай, и интервьюирование представителей образовательного менеджмента данной территории. Результаты анкетирования и проведения экспертного интервью выделены в рамках второй главы и заключаются в следующем: отмечена необходимость реализация сетевого взаимодействия в 152
образовательном пространстве данной территории, которое должно быть направлено на реализацию приоритетных направлений (индивидуализация обучения, работа с одаренными детьми, профориентация и др.), однако, существование некоторых барьеров (недостаток нормативно-правового обеспечения процесса, отсутствие регулярного сотрудничества региональных и муниципальных представителей сферы образования в части реализации сетевого взаимодействия, отсутствие разработанных критериев для организации мониторинга эффективности реализации сетевого взаимодействия и др.) не позволяют реализовать данный вид взаимодействия на регулярной основе.
На основе теоретических и эмпирических результатов проведенного исследования разработаны и представлены рекомендации для различных субъектов системы среднего общего образования города Урай (Управление образования и молодежной политики городского округа город Урай, МАУ Городской методический центр и руководителя общеобразовательных организаций города) по организации сетевого взаимодействия.
Рекомендации для представителей системы муниципальных органов управления образования
1. Необходима разработка и закрепление функций по управлению (организации и развитию) сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования за конкретными специалистами Управления и МАУ Городской методический центр.
2. Следует реализовать взаимодействие органов управления образованием муниципального и регионального уровня. Департамент образования и молодежной политики ХМАО -Югры может взять на себя полномочия по разработке и совершенствованию нормативно-правовых актов регионального уровня (в частности, разработку методики финансирования сетевых образовательных программ), способствующих осуществлению деятельности образовательных организаций в сфере сетевого взаимодействия.
3. Управление образования совместно региональным органом исполнительной власти (Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры) могут инициировать создание региональных площадок для обмена опытом сетевого взаимодействия различных муниципалитетов региона и организации встреч общеобразовательных организаций с потенциальными организациями-партнерами из различных территорий округа.
4. Управление образования совместно региональным органом исполнительной власти (Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры) также могут организовать аналитическую работу по изучению и обобщению опыта сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования, а также нормативно-правового и методического сопровождения общеобразовательных организаций, вступающих в сетевые связи. Работа в данном направлении может быть реализована в следующих аспектах: оценка потребностей образовательных организаций в различных формах сетевого взаимодействия; выявление уровня наличия и степени достаточности инфраструктурных, материально-технических, кадровых и иных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ в сетевой форме; выделение степени эффективности и результативности сложившихся практик сетевого взаимодействия.
5. Целесообразно совместное формулирование приоритетных направлений образовательных программ, планируемых к реализации в сетевой форме органами местного самоуправления и региональными органами государственной власти в сфере образования. Такие приоритеты должны быть связаны со стратегиями социально-экономического развития и развития образования ХМАО-Югры и Программой развития образования муниципального образования городского округа город Урай.
6. Необходимо нормативно определить и закрепить на муниципальном уровне процесс реализации сетевого взаимодействия в различных формах (сетевая образовательная программа, семинар, конференция и др.).
7. С целью оказания методической поддержки в реализации сетевого взаимодействия в образовательном пространстве города Урай, Управлению образования совместно с МАУ Городской методический центр следует предусмотреть мероприятия (конференции, семинары и др.), способствующие восполнению дефицита правовых компетенций руководителей общеобразовательных организаций, который может быть препятствием при реализации сетевых проектов.
Рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций города Урай
1. Следует реализовать систематическое изучение лучших муниципальных практик осуществления сетевого взаимодействия, реализованных в рамках других территорий региона. Следует отметить, что школы города, которые уже имеют опыт сетевого взаимодействия в качестве организации-партнера (школа № 6 и школа № 12) могут выступать в качестве организаторов мероприятий, направленных, во-первых, на транслирование своего успешного опыта реализации сетевого взаимодействия, во-вторых, на установление связей с потенциальными партнёрами школ-представителями различных организаций: учреждениями среднего профессионального и дополнительного образования, научно-исследовательскими организациями, представителями производственных предприятий, бизнес-сообщества и др.
2. Сетевое взаимодействие может являться инструментом решения проблем, стоящих перед конкретной школой, в связи с этим необходимо проводить мониторинг и диагностику проблем школы, что предполагает выделение как дефицитов конкретной школы, так её сильных сторон с использованием различных методов и технологий. Реализация указанных процедур позволит выявить наиболее подходящих партнеров для осуществления сетевого взаимодействия.
3. Важным условием успешного осуществления сетевого взаимодействия является выбор конкретной формы его реализации. Так как Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает реализацию сетевых образовательных программ, в связи с чем такая форма реализации сетевого взаимодействия является наиболее предпочтительной с точки зрения реализации в муниципальной системе на уровне среднего общего образования. Также следует отметить, что в школах города Урай для организации сетевого взаимодействия могут быть использованы и более краткосрочные формы: конференция, семинар, онлайн коллаборация и др.
4. Руководству базовой общеобразовательной организации совместно с Управлением образования и молодежной политики администрации города Урай следует определить формы информирования обучающихся о реализации соответствующей программы в сетевой форме, а также предусмотреть режим приёма обучающихся на обучение по соответствующей образовательной программе в сетевой форме;
5. Общеобразовательной организации совместно с организациями- партнерами следует провести мониторинг эффективности реализации совместной образовательной программы в сетевой форме, в связи с чем должны быть разработаны критерии оценки эффективности, а результаты закреплены в аналитических материалах.
В рамках исследования был разработан проект сетевого взаимодействия школ города, организаций дополнительного образования и представителей производственных предприятий в рамках сетевой образовательной программы, направленной на профориентационную работу с обучающимися.
Таким образом, на основе указанных выше позиций, цель магистерской диссертации следует считать достигнутой.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК И ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Управление сетевым взаимодействием организации дополнительного образования туристско-краеведческой направленности с использованием ресурсов информационно-методических порталов (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1400 р. Год сдачи: 2018 - Организация сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций в процессе реализации образовательных программ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Управление информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Причины конфликтов родителей и учителей учащихся младших классов
в контексте современных инноваций в системе среднего образования
(по материалам социологического исследования в Косихинском районе
Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Управление комплексным развитием многофункциональных профессиональных образовательных организаций
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Управленческое консультирование по разработке модели
профессионального развития педагога в условиях сетевого
взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



