ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Личность как сложный конструкт у школьников 8
1.2. Профессиональное самоопределение как сложный конструкт у школьников
1.3. Связь между личностными качествами и профессиональным самоопределением у школьников
Выводы по главе 21
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация исследования и описание методик 22
2.2 Описательная статистика полученных результатов 29
2.3 Связь личностных характеристик со сферой
профессиональных интересов и профессиональных предпочтений
2.4. Сравнительный анализ контрастных групп 76
2.5. Сравнительный анализ групп юношей и девушек по средним показателям
Выводы по главе 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 115
Актуальность данной работы в том, что несмотря на большое распространение и доступность большого количества информации о профессиональной ориентации, профессиональном самоопределении и выборе профессии у современных школьников часто отсутствуют четкие представления о будущей профессии, в том числе с точки зрения своих личностных качеств и своих собственных представлений о будущей профессиональной деятельности.
И несмотря на то, что человек - это саморегулирующаяся, динамическая система, который постоянно развивается, изменяется, приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности профессионального самоопределения, вопрос профессионального
самоопределения остаётся актуальным во все времена. Так, Н.С. Пряжников указывает на невозможность дальнейшего развития общества без специального внимания к проблеме профессионального самоопределения [42].
Богатый опыт в области теории профессионального самоопределения накоплен в отечественной психологии, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. К примеру, ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профессионального консультирования работы Э.Ф. Зеер [12], Е.А. Климова [24, 25], Э.Э. Сыманюк [13,54], Л.А. Ясюковой [66], а так же разработка основных положений деятельностного подхода Л.С. Выготского [9] А.Н. Леонтьева [21], и С.Л. Рубинштейна [48,49].
Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области
Рамки и масштабы индивидуального выбора профессии активно расширяют в связи со стремительно развивающимся общественным производством и возрастающей социальной мобильностью, следовательно, важно понимать то, чем сегодня руководствуются школьники при выборе профессии. Так, для решения проблемы профессионального выбора Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило поручение о формировании благоприятных условий для успешного выбора профессии или профессионального направления. Первым шагом выполнения поручения Министерства образования стало создание общей концепции сопровождения профессионального самоопределения. Эта концепция была разработана В.И. Блиновым в соответствии с Государственным заданием Министерства образования и науки Российской Федерации. Она была впервые опубликована 24 октября 2012 г., с целью помочь школьникам в выборе профессиональной сферы [7]. Факт того, что проблема выбора профессиональной сферы старшеклассниками отражается на жизни государства в целом, как раз и подтверждает данная концепция.
В свою очередь, концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы ставит перед профессиональным образованием задачу «совершенствования механизмов и инструментов вовлечения молодежи в активную социально-значимую деятельность, направленную на профессиональную самореализацию молодежи» [41,57]. Уровень профессионализма граждан Российской Федерации напрямую зависит от того, как будут решаться проблемы самоопределения, самореализации и выявления творческого потенциала молодежи.
Сегодня представления государства о системе профориентационной работы в российских школах отражены в ряде стратегических документов. Так, национальный проект Российской Федерации «Образование» предусматривает реализацию двух стратегических целей: вхождение России до 2024 г. в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и исторических и национально-культурных традиций [35]. Одним из оснований реализации этих стратегических целей является создание новых подходов к профориентации школьников. Некоторые федеральные проекты, входящие в состав нацпроекта «Образование», посвящены ранней профессиональной ориентации детей и молодежи. К примеру, в федеральном проекте «Современная школа» сформулирована такая задача: к 2024 г. осуществлять реализацию общеобразовательных программ в сетевой форме в 70% организаций начального, основного и среднего общего образования, что будет способствовать формированию устойчивой профессиональной ориентации школьников. В другом федеральном проекте «Успех каждого ребенка» - на профориентацию направлены такие проекты, как «Проектория» и «Билет в будущее». «Проектория» - это сайт по бесплатной профориентации для детей, предлагающий школьникам поучаствовать в решении современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов. А в обмен, участники смогут получить образование, стажировку, трудоустройство или другое поощрение от заказчика. «Билет в будущее» - проект ранней профориентации для учащихся 6-11-х классов. Федеральным оператором проекта является Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Worldskils Russia)» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Проект предполагает проведение предварительного диагностического тестирования учащихся, после которого они могут принять участие в профессиональных пробах [33]. Таким образом, сегодня посредством механизмов стратегического управления образованием сделана попытка закрепить проведение профессиональных проб и практик-ориентированных мероприятий, которые позволяют школьникам погрузиться в какую-либо профессиональную сферу.
В свою очередь, задача профессиональных проб определяется необходимостью формирования у школьников представлений о профессиях или компетенциях. Следовательно, деятельность в рамках мероприятия прямо соответствует этой практике, которая существует в той или иной сфере работы[38]. На региональном и муниципальном уровнях для реализации целей национальных и федеральных проектов задействованы механизмы целевых программ.
Так, в Республике Коми в рамках реализации национального проекта РФ «Образование» проводятся всероссийские профориентационные мероприятия. Обучающиеся общеобразовательных организаций Республики Коми третий год принимают участие во Всероссийских открытых уроках, проводимых Министерством просвещения Российской Федерации совместно с порталом «ПроеКТОриЯ». Всероссийский проект «Билет в будущее» в Республике Коми реализуется третий год.
В 2019 и 2020 гг. среди обучающихся 8-10 классов образовательных организаций Республики Коми проводился Всероссийский профориентационный урок «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!». Его целью выступает формирования у обучающихся осознанного понимания возможностей построения престижной карьеры в родном регионе [36].
Цель работы: выявить личностные характеристики, составляющие конструкт профессионального самоопределения школьников.
Практическая значимость: определение взаимосвязи между личностными качествами и выбором профессии у старшеклассников позволит понять, достаточно ли хорошо сформирована у старшеклассников система представлений для того, чтобы использовать ее в профориентационной работе с ними, что поможет расширить возможности профориентации.
Объекты исследования: сложность конструкта профессионального самоопределения старшеклассников.
Основные задачи работы:
Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме профессионального самоопределения школьников.
Изучить личностные качества, влияющие на выбор профессии у школьников 9-х, 10-х и 11-х классов методами корреляционного и сравнительного анализов.
Исследовать половые различия профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы исследования:
- анализ литературы, освещающий понимания конструктов: «личность», «профессиональное самоопределение» и их взаимосвязь;
- психологическая диагностика методиками: опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда [8]; “Профиль” (модификация методики “Карта интересов” А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) [46]; личностный опросник Кеттелла (форма А, сокращённая и переработанная Л.А Ясюковой для учащихся 7-11 классов), статистические методы обработки полученных результатов [66].
- основные исследовательские методы: аналитический, эмпирический, метод описательной и сравнительной статистики, подсчитанные в лицензионном статистическом пакете «8ТАТ!8Т1СА 6».
Гипотеза исследования: существует связь между личностными характеристиками и профессиональными предпочтениями, а также между личностными характеристиками и сферой профессиональных интересов у школьников 9-11 классов.
Новизна исследования: уделить дополнительное внимание проблеме профессионального самоопределения школьников с точки зрения сложности и наполненности личностных аспектов, влияющих на выбор профессии.
В Республике Коми, а в частности в городе Сыктывкар, всё чаще возникают трудности у школьников в выборе профессии, что и привело к идее дополнительного изучения данного вопроса и поиска решения поставленных задач на местном уровне.
Профессиональное самоопределение - это сложный, многогранный конструкт, на который влияет множество разных факторов, таких как: личностные качества, сфера интересов, профессиональные предпочтения и многое другое. В связи с этим, при построении профориентационной работы крайне важно учитывать эти аспекты, так как они могут во многом способствовать выявлению трудностей при профессиональном самоопределении, а также обеспечить более полный и корректный результат профессионального самоопределения у школьников. Следовательно, была поставлена и реализована цель данной работы - выявить личностные характеристики, составляющие конструкт профессионального самоопределения у школьников.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие основные задачи: проведён теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме профессионального самоопределения школьников, проведено сравнение и выявление различий между личностными качествами, профессиональными предпочтениями и сферами профессиональных интересов; были выделены контрастные группы по профессиональным предпочтениям, сравнение которых проводилось на основании выраженности личностны качеств; были выделены контрастные группы по сферам интересов, сравнение которых также проводилось на основании личностных качеств; были определены достоверные парные корреляции между личностными качествами, сферами интересов и профессиональными предпочтениями на всей выборке, а также проведён сравнительный анализ групп юношей и девушек.
На основе полученных данных описательной статистики был сделан вывод о том, что данная выборка имеет по большинству шкал трех изученных методик ненормальное распределение, непараметрические методы статистического анализа. Для расчёта связи личностных качеств и профессиональных предпочтений, а также личностных качеств и сфере интересов был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, а для проверки наличия различий в контрастных группах применялся непараметрический критерий Манна-Уитни.
Выборка данного исследования отличается выраженностью таких личностных качеств, как потребность в общении, самостоятельность, независимость, беспечность, исполнительность, коммуникативная активность, дипломатичность, радикализм и организованность. Наиболее характерны профессиональные предпочтения, включённые в такие типы личности по Дж. Холланду, как социальный, систематический и реалистический. А такие сферы профессиональных интересов методики «Профиль» Г.В. Резапкиной как «география и геология», «предпринимательство и домоводство», а также «спорт и военное дело» являются наиболее предпочитаемыми для данной выборки.
На основе полученных нами результатов корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что гипотеза данного исследования о связи личностных качеств и профессиональных предпочтений была частично подтверждена, так как достоверные корреляционные связи между некоторыми личностными характеристиками и типами профессиональных предпочтений были обнаружены.
Достоверные корреляционные связи прямого типа были выявлены между такими показателями личностного опросника Кеттелла, сокращённого и переработанного Л.А. Ясюковой и методикой профессиональных предпочтений Дж. Холланда как «Потребность в общении (фактор А)» и «Социальный тип личности»; «Эстетическое развитие (фактор I)» и «Социальный тип личности» и «Реалистический тип личности»;
«Прагматизм (фактор М)»» и «Артистический тип личности»; «Дипломатичность (фактор К)» и «Систематический тип личности».
Достоверные корреляционные связи обратного типа были выявлены между такими показателями, как «Потребность в общении (фактор А)» и «Исследовательский тип личности»; «Эстетическое развитие (фактор I)» и «Артистический тип личности» и «Систематический тип личности»; «Дипломатичность (фактор К)» и «Реалистический тип личности»; «Тревожность (фактор О)» и «Исследовательский тип личности».
Полученные данные путём анализа контрастных групп на основании опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда и методики личностного опросника Кеттелла, сокращённого и переработанного Л.А. Ясюковой достоверные различия были выявлены между такими показателями, как: «Артистический тип личности» по Дж Холлану и личностными характеристиками «Эстетическое развитие (фактор I)» и «Прагматизм (фактор М)» личностного опросника Кеттелла, сокращённого и переработанного Л.А. Ясюковой; «Исследовательский тип личности» и личностной характеристикой «Потребность в общении (фактор А)»; «Социальный тип личности» и личностными характеристиками «Потребность в общении (фактор А)» и «Эстетическое развитие (фактор I)»; «Систематический тип личности» и личностными характеристиками «Эстетическое развитие (фактор I)» и «Организованность (фактор Рз)», а также «Реалистический тип личности» и типами личности «Эстетическое развитие (фактор I)» и «Организованность (фактор Рэ)».
Так, можно говорить о том, что выбор каждой профессии включает в себя сочетание разных личностных характеристик и качеств, и даже когда человек, по своим интересам и желаниям, склоняется к определённой профессиональной деятельности, осуществление её может быть ограниченно отсутствием необходимых качеств личности. Таким образом, о профессиональном самоопределении можно говорить как о сложном конструкте у школьников исходя из того, что сама личность представляет собой сложный конструкт, а при профессиональном самоопределении должны быть учтены как интересы, предпочтения и умения школьника, так и его личностные качества.
Как следствие, личностные качества, очевидно, связаны с профессиональным самоопределением, а также важным является рассогласования личностных качеств и типов профессиональных предпочтений, для реализации которых данные личностные качества необходимы, так как именно эти данные указывают на область дополнительной работы при построении профориентационной работы со школьниками.
Кроме того, гипотеза о наличии связи личностных качеств и типов профессиональных предпочтений также была частично подтверждена, так как достоверные корреляционные связи между некоторыми личностными характеристиками и сферами профессиональных интересов также были обнаружены.
Так, достоверные корреляционные связи прямого типа были выявлены между такими показателями личностного опросника Кеттелла, сокращённого и переработанного Л.А. Ясюковой и методикой «Профиль» Г.В. Резапкиной как «Самостоятельность и независимость (фактор Е)» личностного опросника Кеттелла, сокращённого и переработанного Л.А. Ясюковой и сферой интересов «механика и конструирование»; «Исполнительность (фактор С)» и сферами интересов «география и геология» и «предпринимательство и домоводство» методики «Профиль» Г.В. Резапкиной; «Коммуникативная активность (фактор Н)» и сферами интересов «литература и искусство» и «спорт и военное дело»; «Дипломатичность (фактор И)» и сферами интересов «физика и математика», «механика и конструирование» и «спорт и военное дело»; «Радикализм (фактор 01)» и сферой интересов «физика и математика»; «Конформизм (фактор р2)» сферой интересов «спорт и военное дело».
Достоверные корреляционные связи обратного типа были выявлены между показателями: «Потребность в общении (фактор А)» и сферой интересов «физика и математика»; «Эмоциональность (фактор С)» и сферой интересов «спорт и военное дело»; «Эстетическое развитие (фактор I)» и такими сферами интересов как «физика и математика», «механика и конструирование» и «спорт и военное дело».
Полученные данные путём анализа контрастных групп на основании методик личностного опросника Кеттелла, сокращённого и переработанного Л.А. Ясюковой и методики «Профиль» Г.В. Резапкиной достоверные различия были выявлены между такими показателями, как: сфера интересов «физика и математика» методики «Профиль» и показателями «Потребность в общении (фактор А)», «Эстетическое развитие (фактор I)», «Дипломатичность (фактор К)» и Радикализм (фактор С)|)» личностного опросника Кеттелла-Ясюковой, что подтверждается наличием достоверных корреляционных связей по данным шкалам; сфера интересов «радиотехника и электроника» и фактором «Эстетическое развитие (фактор I)»; сферой интересов «механика и конструирование» и факторами «Самостоятельность, независимость (фактор Е)», «Эстетическое развитие (фактор I)» и «Дипломатичность (фактор К)», что подтверждается также наличием достоверных корреляционных связей по данным шкалам; сферами интересов «география и геология» и «литература и искусство» и фактором «Дипломатичность (фактор К)»; сферой интересов «история и политика» и фактором «Честолюбие (фактор Ь)»; сферой интересов «предпринимательство и домоводство» и факторами «Исполнительность (фактор О)» (также подтверждено наличием корреляционных связей) и «Организованность (фактор Р3)»; сферой интересов «спорт и военное дело» и факторами «Эмоциональность (фактор С)», «Коммуникативная активность (фактор Н)», «Эстетическое развитие (фактор I)», «Дипломатичность (фактор К)» и «Конформизм (фактор р2)», что подтверждается также наличием достоверных корреляционных связей по данным шкалам, а также по шкале «Радикализм (фактор РД», однако между этими факторами наличие достоверных корреляционных связей не выявлено.
Как следствие, личностные качества, очевидно, связаны со сферами профессиональных предпочтений, а также важным является рассогласования личностных качеств и сфер профессиональных интересов, для реализации которых данные личностные качества необходимы, так как именно эти данные указывают на область дополнительной работы при построении профориентационной работы со школьниками.
Кроме того, сложность конструкта профессионального самоопределения подтверждается ещё и наличием парных корреляций между показателями опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда» и методики «Профиль» Г.В. Резапкиной (модификация методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
Так, достоверные корреляционные связи прямого типа были выявлены между показателями: «Артистический тип личности» по Дж. Холланду и такими сферами интересов, как «физика и математика», «радиотехника и электроника», «механика и конструирование» и «спорт и военное дело» методики «Профиль» Г.В. Резапкиной; «Исследовательский тип личности» по Дж. Холланду и сферами интересов «химия и биология» и «география и геология»; «Социальный тип личности» по Дж. Холланду и сферами интересов «литература и искусство» и «педагогика и медицина»; «Систематический тип личности» по Дж. Холланду и такими сферами интересов, как «физика и математика», «радиотехника и электроника» и «механика и конструирование»; «Реалистический тип личности» по Дж. Холланду и сферой интересов «литература и искусство».
Достоверные корреляционные связи обратного типа были выявлены между показателями: «Артистический тип личности» по Дж. Холланду и сферой интересов «литература и искусство» методики «Профиль» Г.В. Резапкиной; «Исследовательский тип личности» по Дж. Холланду и сферой интересов «предпринимательство и домоводство»; «Социальный тип личности» по Дж. Холланду и сферами интересов «радиотехника и электроника» и «механика и конструирование»; «Систематический тип личности» по Дж. Холланду и такими сферами интересов, как «химия и биология», «география и геология», «литература и искусство» и «педагогика и медицина»; «Реалистический тип личности» по Дж. Холланду и сферами интересов «физика и математика», «радиотехника и электроника» и «механика и конструирование».
Таким образом, все вышеописанные результаты корреляционного анализа данных свидетельствуют о том, что с профессиональным самоопределением связаны как профессиональные интересы, желания и предпочтения, так и личностные характеристики школьников. Наличие парадоксальных результатов также указывает на сложность конструкта профессионального самоопределения, который способствует углублению в особенности каждого конкретного случая профессионального выбора школьника.
Важной характеристикой данной выборки выступает наличие парадоксальных результатов, свидетельствующих о сложности конструкта профессионального самоопределения у школьников в следующих случаях:
• При анализе связи личностных характеристик на основе личностного опросника Кеттелла, сокращённого и переработанного Л.А. Ясюковой (далее опросник Кеттелла-Ясюковой) и сферами интересов на основании методики «Профиль» Г.В. Резапкиной достоверные корреляционные связи выявлены между следующими показателями:
- «Потребность в общении (фактор А)» опросника Кеттелла-Ясюковой и сферой интересов «физика и математика» методики «Профиль» Г.В. Резапкиной, где определяется наличие обратной корреляции.
- «Коммуникативная активность (фактор Н)» и сферой интересов «спорт и военное дело», где определяется прямой тип корреляционной связи.
- «Дипломатичност (фактор К)» и сферами интересов «физика и математика», «механика и конструирование» и «спорт и военное дело», где определяется прямой тип корреляционной связи.
• При анализе связи личностных характеристик на основе личностного опросника Кеттелла, сокращённого и переработанного Л.А. Ясюковой (далее опросник Кеттелла-Ясюковой) и типов личности представленных в опроснике профессиональных предпочтений Дж. Холланда достоверные корреляционные связи выявлены между следующими показателями:
• «Эстетическое развитие (фактор I)» опросника
Кеттелла-Ясюковой и «Артистический тип личности» по Дж. Холланду, где определяется наличие обратной корреляции.
• «Эстетическое развитие (фактор I)» и «Реалистический тип личности» по Дж. Холланду, где определяется наличие прямой корреляции.
• «Прагматизм (фактор М)» и «Артистический тип личности», где определяется наличие прямой корреляции.
• При анализе типов личности на основе опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда и сфер профессиональных интересов на основе методики «Профиль» Г. В. Резапкинй достоверные корреляционные связи выявлены между следующими показателями:
- «Артистический тип личности» по Дж. Холланду и такими сферами интересов, как «физика и математика», «радиотехника и электроника», «механика и конструирование» и «спорт и военное дело», где определяется наличие прямой корреляции, а также сферой интересов «литература и искусство», где определяется наличие обратной корреляции.
- «Реалистический тип личности» и сферами интересов:
«физика и математика», «радиотехника и электроника», «механика и конструирование», где определяется наличие прямой корреляции, а также сферой интересов «литература и искусство», где определяется наличие обратной корреляции.
Анализ контрастных групп показал наличие остаточного количества различий между исследуемыми данными, также, как и наличие корреляционных связей, что указывает на большое количество психологических аспектов, таких как профессиональные интересы, профессиональные предпочтения и личностные качества, которые включаются в профессиональное самоопределение школьников. Этот факт определяет сложность конструкта профессионального самоопределения у школьников.
Так, в подтверждение сложности конструкта профессиональное самоопределение можно отметить, что на данной выборке значимые различия были выявлены на основании опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда и методики «Профиль» Г.В. Резапкиной таких личностных характеристик опросника Кеттелла-Ясюковой как: «Эстетическое развитие (фактор I)», «Прагматизм (фактор М)»,
«Потребность в общении (фактор А)», Организованность (фактор <3з)», «Дипломатичность (фактор К)», «Радикализм (фактор Р1)», «Самостоятельность, независимость (фактор Е)», «Честолюбие (фактор Ь)». «Исполнительность (фактор С)» «Эмоциональность (фактор С)» и «Коммуникативная активность (фактор Н)».
Парадоксальные результаты, также свидетельствующие о сложности конструкта профессионального самоопределения, отмечаются при сравнении показателя личностной характеристики «Эстетическое развитие (фактор I)» опросника Кеттелла-Ясюковой и показателей «Артистический тип личности» и «Реалистический тип личности», выделенных Дж. Холландом.
Сравнительный анализ половых различий на данной выборке выявил, что для девушек характерна большая выраженность следующих показателей: личностной характеристики «Эстетическое развитие (фактор I)» опросника Кеттелла-Ясюковой, сфер интересов «литература и искусство» и «педагогика и медицина» методики «Профиль» Г.В. Резапкиной, а также «Социальный тип личности» и «Реалистический тип личности», выделенные Дж. Холландом. Для юношей, принявших участие в исследовании, характерна выраженность следующих показателей: «Дипломатичность (фактор N)» и «Организованность (фактор Q3)» опросника Кеттелла-Ясюковой, сфер интересов «физика и математика», «радиотехника и электроника», «механика и конструирование», «спорт и военное дело» методики «Профиль» Г.В. Резапкиной, а также «Артистический тип личности» и «Систематический тип личности» , выделенные Дж. Холландом.
Таким образом, результаты исследования во многом согласуются с данными, опубликованными в литературе, за исключением парадоксальных результатов несовпадения личностных характеристик с профессиональными предпочтениями и сферами интересов, что предполагает дальнейшую работу с этой группой учащихся в рамках профессиональной ориентации. Кроме того, эти результаты представляют наглядным факт необходимости использования всех трёх методик для организации более качественной работы в рамках профессионального самоопределения школьников с целью выявления противоречий и организации дальнейшей работы над ними со школьниками.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что в Республике Коми, городе Сыктывкаре и селе Выльгорт работа в рамках профессиональной ориентации школьников, как видно из нашего исследования, проводится недостаточно полно и качественно. Следовательно, результаты данного исследования могут помочь психологам школ города Сыктывкара и пригородов обратить дополнительное внимание на данные аспекты и включить дополнения в план профессиональной ориентации школьников, исходя из подробного понимания о сложности и многогранности конструкта профессионального самоопределения школьников.
1. Агеева Е.В. Связь интеллекта с профессиональными интересами
и личностными характеристиками у старшеклассников / Е.В. Агеева, А.В. Мальцев// Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании: 3-й молодежный конвент: материалы международной студенческой конференции (14-16 марта 2019 г.). Социология.- Урал. федер.
ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - С. 683 - 686. -Электронный научный архив УрФУ. - ПИЕ:http://hdl.handle.net/10995/77969(дата обращения 23.09.2020).
2. Айзенк М. Исследования человеческой психики / М. Айзенк, Г.Ю. Айзенк; Пер. с англ. А. Озеров. - М.: Эксмо, - 2001. - 480 с.
3. Акимова М.К. Психологическая диагностика / М.К. Акимова. - СПб.: Питер. -2005. - 303 с.
4. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева. - М.: Просвещение, -1968. - 332 с.
5. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы/ Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. - 1981. - №1. - С. 3-18.
6. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология / В.М. Блейхер,
С.Н. Боков, И.В. Курк. - М.: МОДЕК, - 2009. - 624 с.
7. Блинов В.И. Концепция организационно-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. - М.: Перо, - 2014. - 38 с.
8. Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник
профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда.
3 - е издание. - М.: «Когито-Центр», - 2001. -20 с.
9. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка/ Л.С. Выготский // Педология.
- 1930. - № 5. - С. 588 - 596.
10. Гештальт-психология [Электронный ресурс] URL:
https://psvchologiva.com.ua/geshtalt-psixologiva(дата обращения 23.09.2020).
11. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Минск: Книжный дом. 1999. -158 с.
12. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, - 2009. - 384 с.
13. Зеер Э.Ф.,Сыманюк Э.Э. Психология профконсультирования / Зеер Э.Ф., Э.Э. Сыманюк. - М.: Академия, - 2012. - 220 с.
14. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
15. Касьянова Т. И. Сопровождение профессионального самоопределения школьника: взгляд учителя и родителя / Т.И. Касьянова, А. В. Мальцев, Д.В. Шкурин// Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. — 2019. — Т. 14, № 1 (185).
- С. 54-64.
16. Кеттеллл Р. Теория черт личности / Р. Кеттеллл [Электронный ресурс] URL: http://www.hr-portal.ru/article/teoriva-chert-lichnosti-rkettella(дата обращения: (04.08.2020).
17. Кивонкурцева Н.В. Гендерные стереотипы у подростков и студенческой молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.femin.ru/ig/ig017.php(дата обращения: (10.01.2021).
18. Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов.
- М.: Академия, -1990. -158 с.
19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / под ред. Е.А. Климова. - М.: Академия, - 2004. - 304 с.
20. Лазурский А.Ф. Классификация личностей / А.Ф. Лазурский. - М.: Госиздат, -1922. - 120 c.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /
А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, - 2005. - 352 с.
22. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 27.
23. Логинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «Я» молодежных лидеров подросткового возраста / И.Н. Логинов [Электронный ресурс] ИВЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovame-gendemyh-razlichiy-v- urovnyah-razvitiya-emotsionalnogo-otnosheniya-k-roditelyam-uchitelyam- svoemu-ya-molodezhnyh-liderov (дата обращения: 30.10.2020).
24. Лукин В. Психологическая помощь как элемент профориентации молодежи / В. Лукин, Е. Тихонова, А. Лаптев // Человек и труд. - 2001. - № 3. - С. 56.
25. Лупандин В.И. Математические методы в психологии : учеб. пособие. 4-е изд., перераб. / В.И. Лупандин. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, - 2009. — 196 с.
26. Мальцев А.В. Взаимосвязь профессионального самоопределения и мотивации старшеклассников / А.В. Мальцев, О.С. Виндекер, А.М. Купцова // Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова. - М.: ООО «Акрополь», — 2016. — С. 454-459.
27. Мальцев А.В. Значение мотивации для профессионального определения старшеклассников / А.В. Мальцев // Профессиональный стандарт как инструмент повышения качества образования / сб. ст. IV Международного форума Лидеров образования. - Екатеринбург. - 2015. - С. 129-132.
28. Мальцев А.В. Исследование взаимосвязи показателей личностного блока «Профориентатора» с мотивационными особенностями старшеклассников / А.В. Мальцев, А.М. Купцова, А.А. Медведев // Психологическое сопровождение в системе образования. - Екатеринбург. - 2015. - С. 129-131.
29. Мальцев А.В. К проблеме гендерного подхода в профессиональном самоопределении старшеклассников / А.В. Мальцев, Т.И. Касьянова, Л.В. Зубова // Луриевский подход в мировой психологической науке. - Екатеринбург. - 2017. - С. 101-119.
30. Мальцев А.В. Определение мотивации у старшеклассников при профориентационной диагностике / А.В. Мальцев // Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества: III Международная научно - практическая Интернет - конференция. - Казань. - 2015. - С. 60-63.
31. Мальцева Л.В. Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Курганского государственного университета. 2008. №2 (12). ПИЕ: https://cyberleninka.rU/article/n/teoreticheskie-роййойу-к- izucheniyu-suschnosti-professionalnogo-samoopredeleniya-v-otechestvennoy-i- /агиЬе/11поу-[.^111о1одп (дата обращения: 28.11.2020).
32. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. Г.Д. Солнышко. - М.: Центрополиграф, - 1971. - 369 с.
33. Молодые профессионалы : [офиц. сайт Регион. координац. центра Свердл. обл. WorldSkillsRussia]. 2019. ПИЕ: https://www.ws- ekb.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F(дата обращения: 26.11.2020).
34. Мокшин В.К. Словарь-справочник по социологии / В.К. Мошкин/ Учебно-методическое пособие. Архангельск: Изд-во Арханг. гос. мед. акад., - 2000 г. - 36 с.
35. Национальный проект «Образование» 2019-2024: [офиц. сайт Мин-ва просвещения РФ]. ПИЕ: https://edu.gov.ru/national-project(дата обращения: 19.11.2020).
36. Отчёт Министерства образования Республики Коми о реализации Национального проекта «Образование» 2019 - 2024 среди школьников средних учебных заведений РК за 2020 год URL: https://minobr.rkomi.ru/content/223(дата обращения: 29.12.2020).
37. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2007. - 206 с.
38. Пашукова Т.И. Теоритический анализ становления понятий гендера и гендерной идентичности в психологии / Т.И. Пашукова [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy- analiz-stanovleniya-ponyatiy-gendera-i-gendernoy-identichnosti-v-psihologii(дата обращения: 23.09.2020).
39. Платонов К. Занимательная психология / К. Платонов. - Издание 5-е, исправленное. - СПб.: Питер Пресс, -1997. - 288 с.
40. Поведенческая психология [Электронный ресурс] URL: http://kak- bog.ru/povedencheskaya-psihologiya(дата обращения 24.09.2020)
41. Постановление от 23.05.2015г. №497. - М.: «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы (ред. от 09.09.2017г. №1093).
42. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального
самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МГППУ, АНО «Центр
«Развивающее образование»», - 2001. - 86 с.
43. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МГППИ, 1999. - 108 с.
44. Пряжникова Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, - 2005. - 496 с.
45. Психологические трудности и ошибки при выборе профессии
[Электронный ресурс] URL: http://www.prof-centr.ru
(дата обращения: 20.10.2020).
46. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, - 2017. - 208 с.,
47. Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика / К. Роджерс; пер. с англ. А.Н. Сухов. - М.: МОДЕК, 2013. - 456 с.
48. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973
49. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПБ.: Мастера психологии, - 2012. -224 с.
50. Рыбников В. Ю. Психология и выбор профессии, М., - 1925. - 198 с.
51. Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию
профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного учёного)/А.Б. Седых // Южно-российский журнал социальных наук. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZvklad-dzhona-lyuisa-hollanda-
vpsihologiyu-professiy-i-kariery-k-90-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-izvestnogo- uchyonogo (дата обращения: 29.09.2020).
52. Созинова М.В. К вопросу о влиянии гендерных стереотипов на выбор молодежью будущей профессии /М.В. Созинова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vliyanii-gendernyh-stereotipov- na-vybor-molodezhyu-buduschey-professii(дата обращения: 10.01.2021)
53. Сущность профессионального самоопределения [Электронный
ресурс] URL: http://psyera.ru/sushchnost-professionalnogo-
samoopredeleniya_8014.htm (дата обращения: 20.09.2020).
54. Сыманюк Э.Э. Особенности профессионального
самоопределения учащихся старшего подросткового возраста /
Э.Э. Сыманюк, А.А Печеркина, О.В. Закревская // ПНиО. 2019. №6 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-
samoopredeleniya-uchaschihsya-starshego-podrostkovogo-vozrasta (дата
обращения: 23.12.2020).
55. Сьюпер Д. Профессиональное развитие: рамки исследований / Д. Сьюпер; пер. с англ. Д. А. Кравченко. - М.: Полиграф, - 1957. -230 с.
56. Тютюнник В.И. Начальный отногенез субъекта творческого труда: дис. докт. психол. наук: 19.00.03 / В.И. Тютюнник, - Москва, - 1994. - 348 с.
57. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015)
58. Филиппов В.М. Школа сегодня: тревоги и надежды /
B. М. Филиппов // Открытая школа. - 2002. - № 2. - С. 99-102.
59. Фрейд З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд; пер. с нем. Б.Ф. Шелтянский. - Минск.: Попурри, - 2010. - 608 с.
60. Фролов И.Т. Введение в философию /Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
61. Хорни К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. Перевод. с англ. В.В. Старовойтова; Под ред. Г.В. Бурменской, А.М. Боковикова // Собр. соч.: в 3 т. Т. 3. М.: Смысл, - 1997. С. 6 - 235.
62. Чистякова С.Н. Формирование профессионально
самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования /
C. Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018.
63. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра.
Сборник текстов (1)./Из архива Г.П.Щедровицкого. Т.9 (1). -М.:
Наследие ММК. - 2004. - 389 с.
64. Юнг К.Г. Аналитическая психология / К.Г. Юнг / авт. и сост. д-р. философ. наук В.М. Лейбин. - М.: Московский институт психоанализа, - 2017. - 496 с.;
65. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг; Пер. с англ. А. Руткевич. - М.: Ренессанс, - 1991. - 304 с.
66. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников/
книга 1/ Л.А. Ясюкова. - Издание 3 - е. - СПб.: ИМАТОН, - 2017.
- 240 с.
67. Bergmann C. Berufliche Interessen und Berufswahl. In Bengel, J., Schuler, H. & Sonntag, K. (Hrsg.), Handbuch der Arbeits- und Organisationspsychologie. Göttingen [u.a.]: Hogrefe. 2007. - S. 413-421
68. Fuchs-Heinritz Werner. Lexikon der Soziologie.
5. Auflage, Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften. 2011. - 158 s.
69. Holland J.L. Making vocational choices. A theory of vocational personalities and work environments / J.L. Holland J.L. / Odessa: Psychological Assessment Resources. 1997. - 375 s.
70. Kayser H. Gestaltung schulischer Berufsorientierung: Ein theoretisch und empirisch fundiertes Konzept mit Handlungsempfehlungen für Praxis und Forschung / Kayser H./ Darmstadt: Technische Universität Darmstadt. 2013 - 234 s.
71. Laurenz Jetzinger B.A. „Jugendliche in der 'Berufswahl '“Eine qualitative Untersuchung zur Bedeutung der Berufspraktischen Tage / Laurenz Jetzinger B.A. / Wien, 2018. - 179 s.
72. Schmitt A. Focus on opportunities as a boundary condition of the relationship between job control and work engagement:
A multi-sample, multi-method study / A. Schmitt, H. Zacher, H. Annet // Ann. Periodontal. - 2013. - № 1. - Р. 1- 18.
73. Spitzer Ph. Untersuchungen zur Berufsorientierung als Baustein eines relevanten Chemieunterrichts im Vergleich zwischen Mittel - und Oberstufe sowie Darstellung des Chem-Trucking-Projekts als daraus abgeleitete Interventionsmaßnahme für den Chemieunterricht / Ph. Spitzer / Siegen: Eingereicht bei der Naturwissenschaftlich-Technischen Fakultät der Universität Siegen. 2017 - 203 s.
74. http://yspu.org/images/1/1f/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B05%D0%9A%D0%BE%D 1 %8D%D 1 %84%D 1 %84%D0%B8%D 1 %86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%В0%В5%В0%ВВ%В 1 %8Р%Б 1 %86%В0%В8%В0%В8%В0%9Р%В0%В8%Б 1 %80%Р 1 %81 %В0%ВЕ%В0%ВВ%В0%В0%В0%В8%В0%А 1 %Б0%В
Р%В0%В8%В1%80%В0%ВС%В0%В5%В0%ВВ%В0%В0.раР| (дата
обращения 12.01.2020).